Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2015 08 (180) Август 2015 г. «Потемкинские деревни» по-смоленски

«Потемкинские деревни» по-смоленски

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Реформа дорожной отрасли

Владимир Коренев

И губернатор Островский, и генеральный директор «Смоленск­автодора»  Апаков в ряде интервью смоленским СМИ говорили о том, что они успешно провели реформу дорожной отрасли, что эта реформа якобы принесла высокие результаты по экономии бюджетных средств. Мол, деньги под контролем, эффективно используются и т.п.

Захотелось воочию убедиться в соответствии действительности слов уважаемых руководителей. Для примера я выбрал Рославль. Во-первых, потому, что это один из крупнейших городов Смоленщины с разветвленной сетью автомобильных дорог. Во-вторых, потому, что местное ДРСУ, входящее с недавних пор в систему «Смоленскавтодора»,  возглавляет г-н Александров, которого задолго до прихода на Смоленщину островских, питкевичей и апаковых называли «серым кардиналом» Рославля, наводившем ужас и страх на оппонентов и конкурентов. Мне представлялось, что уж где-где, а в Рославле при магической силе «Смоленскавтодора»  его структурное подразделение с  влиятельным руководителем все дороги обязательно закатает в добротный асфальт.

Первые встречи на рославль­ской земле как будто бы подтверждали слова Островского и Апакова об эффективном контроле за расходованием бюджетных средств. На одной из автодорог по заданию руководства «Смоленскавтодора»  лаборатория этого учреждения проверяла прочность уложенного три года назад дорожного полотна. Вроде бы благое дело, дорога на гарантии и должна содержаться в надлежащем состоянии.

Я стал невольным свидетелем спора представителей «Смоленскавтодора»  во главе с заместителем директора – главным технологом Вячеславом Анатольевичем Веселовым с директором Рославльской ДПМК акционерного общества «Смоленскагропромдорстрой» Павлом Викторовичем Рыжиковым. Выяснилось, что по проекту реконструкции дороги замена основания не предусматривалась. Большинство заделанных (!) трещин находилось на краю проезжей части. Исполнитель работ сообщил, что он за свой счет на некоторых участках выполнил расширение дороги, и трещины образуются при разнопрочных характеристиках основной проезжей части и ее края. А заместитель директора «Автодора» утверждал, будто причина в том, что между старым и новым слоями асфальта нет эмульсии. Но в поиске очередной трещины пришлось пройти с добрых полкилометра. Из чего я делаю вывод:  контроль за качеством работ  на деле оборачивается в придирки, в попытку создать конкуренту проблемы, отвлечь его силы и средства на незапланированный ремонт.

Знакомые дорожники подтвердили мою догадку и сообщили любопытные факты: оказывается, чуть ли не во всех районах области «Смоленскавтодор», пользуясь административным рычагом, заключает с заказчиками работ – местными властями, начиная от поселковой администрации до исполнительной власти района, договоры на исполнение функций технического надзора. На практике это означает следующее: отсыпал, например, исполнитель слой песка или щебня в основание, - жди несколько дней, пока работу проверят «контролеры» из «Смоленскавтодора». Теряются драгоценное время, деньги.  По сути я воспринимаю такой «контроль» как  явное вредительство. Но сегодня не 1937-й год, да и оценивают действия монополиста те, кто ратовал за такую реформу и превозносит «Смоленскавтодор» как «любимую компанию».

Вот недавно губернатор Островский при подъезде к Десногорску самолично убедился в том, что этот участок дороги требует срочного ремонта, и во всеуслышание заявил по телевидению, мол, «Смоленскавтодор» – «моя фирма»- выполнит эту работу, что он доверяет только своей фирме. Выходит, аукцион будет формальностью? Вне всякого сомнения! И не только потому, что губернатор сделал свой выбор, сказал: «это моя фирма». Конкурсную документацию составляют специалисты «Автодора». И в этой документации скорее всего укажут требование использовать ту технику, которой монопольно владеет один «Автодор».

К данному  важному моменту мы в дальнейшем вернемся в  этом нашем специальном репортаже. А пока давайте продолжим экскурсию по улицам Рославля.

Одна из них – улица Каляева  – уложена в асфальт местным ДРСУ. Уж как радовались жители, когда начиналось асфальтирование! Намучались люди ездить по колдобинам и преодолевать превращающийся после дождя в месиво грязи грунт. Но сегодня жители улицы в тревожном ожидании – сохранится ли асфальт до следующего года.

Опасения людей мне понятны. Асфальтовое покрытие в отдельных местах просто тонюсенькое, на покрытии видны  вмятины и следы от шин автодорожной техники. Кромка дороги неровная, наличествуют завалы, контруклон.

Это даже не специалисту заметно, и жители улицы не такие дремучие, чтобы не разобраться – такая дорога долго не простоит…

Вот так на практике работает подразделение «Смоленскавтодора», который у конкурентов «соринку в глазу» выискивает, а сам допускает откровенную халтуру. Кстати, мне показали автодороги по улицам Мичурина и Репина. Контраст по сравнению с «творением» ДРСУ просто разительный.  Любой непредвзятый человек скажет, что работу Рославльская ДПМК выполнила на совесть.

- Кризисная ситуация в дорожной отрасли, когда в результате реформы создали монстра-монополиста и забрали большинство заказов у других дорожников, вынудила нас искать и выполнять  любую работу, - говорит директор Рославльской ДПМК Павел Викторович Рыжиков. – Просят частники привезти им куб песка – принимаем  заявку. Кому-то нужен гравий на дорогу в дачном кооперативе – пожалуйста. Или захотело товарищество собственников жилья благоустроить территорию, мы выполняем работу. С нами активно идут на контакт сельские поселения.

Правда, многочисленные мелкие объекты осложняют нам жизнь. На каждый объект нужно собрать для аукциона документацию. Также мы обязаны держать полный штат специалистов. Экономически это очень затратно. Значительное число работ еле-еле обеспечивает окупаемость. А между тем, потенциал ДПМК позволяет выполнять годовой объем работ на полмиллиарда рублей. Но, по-видимому, властям не нужны дорожники. Даже монополист «Смоленскавтодор» не заинтересован в развитии своих собственных предприятий – бывших ДРСУ. До них доведен лимит по сокращению – от 10 до 70 человек в зависимости от численности организации. Объемы работ ДРСУ имеют на 3-4 дня в неделю.

 К словам Павла Викторовича добавлю, что явно просматривается политика отстранения профессиональных организацией от участия в выполнении работ, оплачиваемых  из Дорожного фонда. В погоне за «освоением» средств фонда даже с интересами своих подразделений – бывших ДРСУ – не считаются. Им передают часть приобретенной за баснословную цену в лизинг техники, и лизинговые платежи, амортизационные расходы приносят предприятиям убытки. Невольно задумываешься, ради чего их присоединили – неужели для того, чтобы уничтожить?

Можно еще долго рассказывать о технологиях по устранению конкурентов, используемых «Смоленскавтодором». Лазейки в законодательстве, требующем указывать в заявках  конкретные показатели, используются самым наглым способом. В одной из публикаций я уже приводил пример с битумом, который и для «Смоленскавтодора», и для его конкурентов продают одни и те же поставщики. То же самое и по песку, щебню.  Материалы соответствуют ГОСТу, но от претендента на участие в аукционе требуют назвать конкретную цифру. Ее не существует в природе, зато она есть в законе как коррупционная дыра. Этой дырой успешно пользуются те, кто не желает допустить до  освоения средств Дорожного фонда неугодных. Лаборатория «Смоленскавтодора»  дает заключение, какое конкретное число  самое оптимальное, и конкурентов не допускают до торгов якобы за некачественный битум или песок другой фракции.

До большинства аукционов допускают только одного участника – естественно, это «всемогущее» СОГБУ «Смоленскавтодор». Жаловаться в ФАС бесполезно, там ссылаются на «люминий» - мол, закон несовершенен… Один из редких случаев, когда жалоба была признана обоснованной, связан с  рассмотрением заявок на участие в открытом аукционе на выполнение работ  по устранению разрушений  покрытия на улицах Сосновая, Пролетарская, Юбилейная  в селе Ершичи. Заказчик неправомерно отклонил две заявки, был допущен один участник – СОГБУ «Смолавтодор». На сей раз ФАС принял сторону обратившегося с жалобой одного из отклоненных участников. Неужели «рак на горе свиснул»?

Теперь дошло уже при составлении документации для участников аукционов и до требования применения  определенной техники. А «ларчик» просто открывается: надо использовать  конкурентное преимущество – закупку за счет средств Дорожного фонда 77 единиц  дорожно-строительной и иной техники на сумму свыше одного миллиарда рублей.

Мне не понятно, почему мои собственные деньги, собранные  от заправки топливом моего автомобиля и за уплаченный мною транспортный налог, направляются на закупку имущества хоть и бюджетной, но фактически коммерческой фирмы. Дорожный фонд формируется на  содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования. Но смоленские власти решили использовать Дорожный фонд и на закупку дорожной техники, предназначенной для реконструкции и строительства. А эти виды работ не входят в госзаказ для бюджетных организаций, коей считается  «Смоленскавтодор».  Он обязан наравне с другими дорожниками участвовать в торгах за право строительства и реконструкции дорог, потому и никаких конкурентных преимуществ не должен иметь. А у г-на Островского получилось точно по формуле Козьмы  Пруткова: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Обращение смоленских дорожников в прокуратуру не возымело действия…

Но даже если смириться с тем, что г-н Островский дополнил Бюджетный кодекс  по разрешенным тратам из Дорожного фонда,  то какое отношение к содержанию дорог имеет, скажем, производственный комплекс для выполнения дробильно-сортировочных работ?  Это даже с гипертрофированной фантазией не объяснишь. Или, например, специализированное оборудование для выполнения комплекса работ по диагностике, проектированию и ремонту асфальтобетонного покрытия. Или дорожная фреза с функцией ресайклинга ( это когда срезается верхний слой асфальта, перерабатывается и заливается вновь).  Я уже не говорю о производственных комплексах для выпуска асфальтобетонных смесей производительностью 200 и 120 тонн в час – да с их помощью всю Россию можно укатать в асфальт!

Аппетит пришел во время еды. Согласился г-н Островский с идеей закупки для монополиста техники, захотелось включить в список еще и карьерный экскаватор – непонятливым можно объяснить, что нельзя без карьера содержать автодорогу общего пользования…

Теперь давайте сравним стоимость техники с конкретными цифрами выполнения работ из формы I-ФД государственной отчетности. Оборудование по диагностике и проектированию обошлось в сумму более 58 млн. рублей, а плановые задания по проектированию предусмотрели в 2013-2014 годах соответственно на 5 и 18 млн. рублей. Не вижу из этих цифр логики, зачем при таких малых объемах понадобилось дорогостоящее оборудование.

Покрыто мраком, где установлен и кому нужен дробильно-сортировочный комплекс.

А вот по части асфальтобетонных комплексов  в документации подробно расписывалось, что линейка должна быть в миллиметровом диапазоне, а у ковша из нержавейки ручка деревянная.

По этим характеристикам комплексы закупили в лизинг. А для чего понадобилась такая огромная выработка -  320 тонн в час, около 2600 тонн в смену, если за 2014 год отремонтировано менее 43 километров дорог? На этот километраж необходимо максимум 30 тысяч тонн асфальтобетона. То есть два приобретенных комплекса по производительности должны выдать такой объем смеси за 11 смен. Если разделить величину годовой амортизации комплексов общей стоимостью почти в 365 млн. рублей (204552476,42 и 160386279,02 рублей соответственно) на 11, то работа за одну смену обойдется около 3,5 млн. рублей – вот вам сногсшибательно зашкаливающая  себестоимость, за которую надо бы, по моему убеждению, отдавать принимавших решение о закупке под суд. А тут еще более вопиющий факт: техника вообще простаивает, один из комплексов до сих пор находится в ящиках на территории Вяземского щебеночного завода – причем площадка не охраняется…

Полагаю, что правоохранительные органы обязаны незамедлительно  возбуждать уголовное дело по факту халатности. И политика здесь совершенно не при чем.

Я уж не говорю о том, что комплексы закуплены по цене в пять раз дороже рыночных цен. Двухсоттонник американского производства - наших «закадычных партнеров» - поставщики предлагают за 1 млн. 200 тысяч долларов. Другой комплекс имеет максимальную цену в 1 млн. долларов. На момент заключения договора о лизинге курс доллара составлял 34 рубля. Не трудно посчитать, что реальная стоимость двух комплексов составляла чуть более 74 млн. рублей, а не около 365 млн. рублей, опустошающих казну регионального Дорожного фонда.

Хорошо бы следователям УМВД проверить фирмы, которые отвечали на запросы г-на Апакова по ценам на комплексы. Есть большая вероятность того, что это фирмы-однодневки. Но с полной уверенностью можно  сказать, что эти фирмы никому не поставляли такие комплексы. Потому что их нет в России нигде, кроме Смоленска. Потому что такого объема асфальтобетонных смесей даже московскому региону не требуется. Потому что в России нет отвечающих требованиям оборудования природных материалов. И их нужно доводить  до нужной фракции.

Думается, что за возбуждением уголовного дела по факту халатности должно последовать возбуждение уголовного дела по факту мошенничества.

Как руководитель рабочей группы по противодействию коррупции Общественного Совета при УМВД России по Смоленской области обращаюсь к руководству Управления с просьбой рассматривать данную публикацию как заявление о совершенном преступлении.

 
201404-164.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.