Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2015 08 (180) Август 2015 г. Мир светлой души. Записки лауреата

Мир светлой души. Записки лауреата

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Год литературы

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Прошло традиционное заседание комиссии по присуждению литературной премии имени А.Т. Твардовского. В год литературы лауреатом стал секретарь Союза писателей России, председатель правления Смоленской областной организации, поэт, публицист и критик Олег Иванович Дорогань. Редакция журнала «Смоленск» неоднократно знакомила читателей с его творчеством. К многочисленным поздравлениям присоединяем также свои пожелания  дальнейших успехов.

Беседу в связи с присуждением премии Олег Иванович начал со значения юбилейных вех, которыми отмечен творческий путь Александра Трифоновича Твардовского.

ВОПЛОЩЕНИЕ РУССКОГО ХАРАКТЕРА

­ Нынешний год ознаменован не только сто пятой годовщиной со дня рождения гениального сына Смоленщины, автора лирического эпоса советской эпохи, но и другими знаменательными датами в связи с событиями его жизни. В 1925 году, когда юному поэту было пятнадцать лет, появилась публикация первого стихотворения «Новая изба». Через десять лет, в тридцать пятом, вышла поэма «Страна Муравия», с чего началась широкая известность и награждение в скором времени орденом Ленина. Это произведение, «Страну Муравию», уже изучали в школе и вузах. Молодой поэт, орденоносец, был как живой классик. А в сорок пятом году заключительными главами он завершил  книгу про бойца «Василий Тёркин».

И как раз Великая Победа, семидесятилетие которой мы в мае отметили, является и годом великой творческой победы Александра Трифоновича Твардовского. Потому что «Василий Тёркин» ­ это яркое лирическое воплощение русского характера в эпическом творении. Второй такой поэмы нет. Было много писателей­фронтовиков, поэтов ратной славы, но такого масштабного эпического полотна не создал никто. И во многом благодаря этой поэме Твардовский стал национальной гордостью.

Образ стойкого неунывающего бойца, с присущею отвагой и смекалкой, являет собой истинный народный характер. И прототипом его стал простой паренёк­смолянин.

Не иной какой,  не энский
Безымянный корешок,
А действительно смоленский…

Смоленский! Гордая принадлежность к героическому краю в этом слове, олицетворяющем Отчизну, что превыше всего и дороже всего.

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна.
А нужна мне больна родина,
Родная сторона.

ТЕНДЕНЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

­ Наша Смоленская областная организация Союза писателей в прошлом году отметила своё девяностолетие. У нас прямой и ясный путь. Мы сохраняем преемственность между поэтами, которые стояли у истоков, и нынешними членами писательского сообщества.

Твардовский стоял у истоков этой организации. Да, у организационных начал находился Исаковский, старший товарищ. Но потом, когда молодой поэт заявил о себе как самый перспективный, Исаковский это увидел и признал.

Почему я говорю, что Твардовский участвовал в становлении нашей областной организации? Потому что он показывал такую творческую высоту, которая служила образцом. Даже его «Страна Муравия» ­ это шедевр. Уже тогда все поняли, что это произведение, обладающее исключительными художественными достоинствами. Автор задавал высокую планку для всех причастных к литературному творчеству в Смоленске.

Разумеется, проявлялась зависть недоброжелателей. Его называли кулацким подголоском. Он подвергался нападкам. До тридцать седьмого года талантливый молодой поэт жил в Смоленске и находился во взаимодействии с литературной средой, испытывая недружелюбие завистников и оказывая плодотворное влияние на сообщество писателей. Участвовал в первом съезде советских писателей в числе четырёх представителей Западной области, куда входил и Смоленский край. Его считали наиболее оригинальным поэтом этой обширной по территории области. Во всяком случае, такая оценка была дана в докладе о поэзии на первом областном съезде писателей. Таким образом, роль Твардовского на этапе формирования нашей организации очевидна. Это стимулирующая роль вдохновителя, побуждающая к совершенствованию.

Преемственность заключается в продолжении традиций поэтов, представляющих смоленскую поэтическую школу. О ней впервые заявил и это теоретически обосновал крупный литературный критик Адриан Владимирович Македонов. Смоленский Сократ, как его называл Твардовский. В тридцатые годы они тесно общались и сохранили дружбу на долгие годы.

 Критик и историк литературы Македонов писал, что основателем смоленской поэтической школы, которая характеризуется глубоким проникновением в народную жизнь, явился Михаил Васильевич Исаковский. Самым крупным поэтом стал Александр Трифонович Твардовский. А Николай Иванович Рыленков был ярким представителем смоленской поэтической школы.

В духовном смысле эта школа существует. Она влияет на современный литературный процесс. Все мы учимся мастерству у талантливых предшественников. Особенно поэты, которые стремятся к ясности, народности. Никто из поэтов мимо «Василия Тёркина» не прошёл. Никто не мог не испытать благотворного  воздействия выдающегося произведения.

Как просто и выразительно поэма написана! Это очень глубокое произведение, уходящее корнями к истокам народного поэтического творчества. Широко использованы поговорки и пословицы. Но это только словесный материал. Образ героя, удалого молодца, раскрывается в ситуациях. Всё проникнуто беззаветным патриотизмом, тёплым и нежным чувством любви к Родине, понятным и близким всем людям. Наполненная юмором, особым поэтическим колоритом, книга про бойца находит отклик в сердцах всех ­ от мала до велика.

То же самое – гениальность простоты песен Исаковского. Потому что там каждое словечко в строчку. Не прибавить, не убавить. И каждое легло на душу не одного человека. А можно сказать, на душу народную легло. Отразить душу народную и чтобы она ещё отозвалась – в этом и есть гениальность простоты. Этому надо учиться. Надо постигать секреты мастерства. Рифмовать мы все умеем. А вот чтобы затронуть струны самые потаённые, самые сокровенные, удаётся не всем.

Самое главное в том, что смоленская поэтическая школа влияла и влияет на литературное пополнение. Все учатся. Почитаешь стихи классиков смоленской школы – и проясняется мир. Он становится в восприятии чище, светлее, добрее. Считаю, что поэты и должны в своём творчестве стремиться к тому, чтобы их поэзия очищала, осветляла душу, развивала духовность.

СТРЕМЛЕНИЕ К ГАРМОНИИ

­ Я пишу стихи с высоты художественно­эстетического идеала. И когда я этот идеал соотношу с реальностью, с противоречиями окружающей действительности, стремлюсь к гармонии мировосприятия. Ведь если в мире будет царить хаос, но будет присутствовать хотя бы одна светлая гармоничная душа, которой присуще вдохновение и высокие помыслы, мир не разрушится. Почему он и не рушится, несмотря на то, что в нем столько катаклизмов. Тут и природные явления, и войны, и распри, и смуты...

По Европе бродят ураганы,
Смерчи океаны бороздят.
Посылают боги беспрестанно
Молнии на землю, гром и град.

Испытания всегда есть... Жизнь проходит в противостоянии и противодействии. И мы никак не можем гармонизироваться, прийти, наконец­то, к той стадии цивилизации, которой были бы достойны и которая была бы достойна нас. Не можем достичь идеального состояния, когда заповеди «не убей», «не укради» ­ все библейские заповеди стали бы естественной нормой нашей жизни, нашего поведения.

И стоят под хмурою завесой,
Что как  парус рваный на юру,
Божьи обитательницы леса –
Русские берёзки на ветру.
Чистотой охранною России
Те берёзки с шелестами крон,
Перед ними ливни обложные,
Даже ливни держат свой поклон!

Спасительная мысль о гармонии души с божественною сутью мирозданья заключена в стихотворении. Я пишу стихи с высоты идеала.

ПЯДЬ ЗЕМЛИ

­ Военно­патриотическая тематика, она у меня присутствует. Профессиональный военный, я молодые годы отдал службе в армии. Дослужился до подполковника. Шестнадцать лет прожил в Ельне, городе воинской славы, где родилась советская гвардия. Принадлежу к офицерской династии. Мой отец Иван Антонович уволился в запас в звании майора. Сын Вадим – старший лейтенант российских Вооружённых Сил. Если защита Отечества стала смыслом жизни, а поэзия  призванием, то это отразилось в стихах.

Наш рубеж обороны
                с размахом простёр
Крылья флангов
                у скованных льдами озёр.
 
У озёр, что не раз
                всколыхнулись до дна,
Ото льда
лишь кровавая кромка одна.
 
Чтоб рубеж не отдать,
                чтоб его отстоять,
Полк наш кровью
                оттаивал каждую пядь.
 
Не роняя, как знамя,
                солдатскую честь,
Сколько мы потеряли
                товарищей здесь…
 
На озёрах не пар –
                это мы на парах,
Это след наших лёгких,
                гремевших «ура!»
 
Нас потом, как на смотр,
                облачили в гранит,
Чьё­то имя
                Звездой Золотою звенит.
 
А в Аллее Героев стоят деревца,
Не познавшие смертной
                чеканки свинца.
 
А мальчишки, к которым
                век не был суров,
Нас дырявят
                из дедовских дробовиков.
 
На озёрах не плеск –
                голоса, голоса.
Фронтовая смиренная полоса…

В стихах о войне применяю элементы (не хочу говорить – приёмы), которые стараюсь продолжать, как бы наследуя у Твардовского. Когда идёт, допустим, монолог павшего или павших героев. Обращение к большой эпосной форме тоже использую. У меня есть такой опыт. В арсенале и стилистика народной речи с её образностью, меткостью, богатой фразеологией.

Военно­патриотическая направленность проявляется не только в стихах о войне. В любых стихах. Это выраженная позиция гражданственности, основанная на беззаветной преданности Родине, любви к её природе, духовной культуре, самобытности, народности. Это опять же в ключе смоленской поэтической школы.

СОВЕСТЬ ЭПОХИ

­ Сатирическая поэма «Тёркин на том сете» ­ остросоциальное произведение, нацеленное на борьбу с недостатками системы, бюрократизмом. Но она присуща всем системам – и демократической, и тоталитарной. Борьба с бюрократизмом, однако, не означает, что те, кто её ведут, пытаются разрушить основы, на которых зиждется державность. Человек государственного мышления, Александр Трифонович Твардовский стремился к  искоренению губительных пороков и утверждению справедливости в обществе. Он был выразителем духа и идей свободомыслия. И на правах главного редактора журнала «Новый мир» давал возможность правдиво показывать время.

Он был совестью эпохи, которую отразил в трагической противоречивости с беспощадной прямотой и принципиальностью  честного человека. Присуждение премии его имени – это большая честь и высокая ответственность, обязывающая быть достойным такой награды.

Я посетил Загорские
Места, ­ и мне во сне
Явился лик Твардовского
В полуночном окне.
Над русским пепелищем,
Над рунами руин,
Где вольно ветер свищет
Среди седых равнин.
Великий хуторянин
Был бледен и суров.
Я думал, громом грянет,
Когда он вскинул бровь.
Вдруг пронизал, как током,
Его немой укор.
И перед ним – как Богом –
Робею до сих пор.
Как в лике поднебесном
Под лунную печать
В укоре бессловесном
Все смыслы разгадать?
Низложенной империи
Он совесть во плоти.
Я перед ним растерянный,
Медаль в моей горсти.
А на медали бронзовой
Его чеканный лик.
Что если им распознан я
Вот в этот самый миг?
Но встреча с ним возможна
На горнем ли пиру?..
Мне смутно и тревожно.
Россия – на юру…
 
01_06-190-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.