Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Майская рапсодия

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Смоленск литературный

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

КРУГ ПЕРВОРОДНОГО РОДСТВА

Из далей отчих, первозданных доносятся отзвуки древнего славянского мира. Зов языческих традиций на генетическом уровне пробуждает стремление в круг первородного единения, где нет места чуждым по духу.

Ты прости, милый друг: я с собою тебя не беру.
Я услышала зов за туманной речною завесой.
Это значит, сегодня в далёком сосновом бору
Собирается Круг пилигримов вечернего леса.
Ты за мной не ходи: всё равно от тебя ускользну.
Я волной растворюсь в фиолетовом море люпина.
Сброшу платье в траву и неспешно шагну в тишину,
На ходу укрываясь зелёным плащом пилигрима.

Валентина Белоусова обладает мастерством истинного художника создавать образную картину мировосприятия как в реальности, так и в воображении. Грань между действительностью и поэтическим вымыслом порой неощутима.

Собирается Круг. В нём живые и знавшие смерть.
Не разводим костра: нас луна согревает лучами.
Не поём своих песен: для нас открывают концерт
Сумасшедшие птицы, которым не спится ночами.
Ритуальный огонь зажигают в траве светляки,
Кто­то справа протянет сухую колючую ветку.
Я проткну себе вену, и кровь заструится с руки
На алтарь, где не сохнет
                                        зелёная кровь наших предков.

Похоже на капище, где не меркнет священный огонь, и совершается жертвоприношение богам дохристиан­ского пантеона. Кровное родство с прародиной выражает ритуал.

И тут же, как по волшебству, происходит переход из иллюзорной нереальности в обстановку современной жизни. Но вековая родословная связь не обрывается. Она и в крови, и в очах, и в национальных корнях, и в обрядовом танце…

Пожилые осколки когда­то великой страны,
Мы опять повстречались ­ и сосны ликуют над нами.
Наша кровь зелена. Наши очи в ночи зелены.
Наши волосы ­ листья,
                                        мы в землю врастаем корнями.
А потом будет танец: мы молча по кругу пойдём,
Пусть нас ветер подхватит
                                                               и вновь разбросает по свету.
Поутру мы воротимся ­
                                                  каждый в свой временный дом,
Не оставив на коже ни капли зелёного цвета.
 
Но это невозможно, чтобы знак родственных душ мог исчезнуть, если люди одной крови.
 
Я приду к тебе, милый, но в доме не будет огня.
Ты навстречу шагнёшь ­
                                             и глаза заискрятся от счастья.
­ Мы чужие с тобой. Отчего ты так любишь меня?
А в ответ ты покажешь зелёную кровь на запястье.

МАТЕРИНСКИЙ ОРЕОЛ

Светом материнства озарена, любовью и нежностью к младенцу проникнута  неподражаемая лирика Марии Парамоновой. Так может передать состояние счастья только женщина, испытавшая его. Мадонна с младенцем в мировых творениях искусства, иконописный образ Матери Божьей с новорожденным Спасителем на руках вызывают благоговейный трепет и преклонение во веки вечные. Потому что сила материнской любви беспредельна во времени и пространстве.

Галактика ­ от слова «молоко»,
В ней капельки божественного света.
В бескрайности Вселенной так легко
Найти вопрос и не найти ответа.
Веленьем ночи мир ложится спать.
Огни людские гаснут постепенно,
Тогда с небес нисходит благодать,
Питая Землю молоком Вселенной.
В блаженной неге я склоняю грудь
К молящим губкам моего владыки,
И каждый атом мой ­ как Млечный Путь ­
Сияет этим счастием великим!

Стихотворение называется «Млечный Путь». Земное чувство в нём благодаря выразительному сравнению материнского молока с благодатью Вселенной приобретает космическую беспредельность. И поименовано это чувство счастием великим, сияние которого не меркнет в материнском ореоле.

УСТА МЛАДЕНЦА

С рождением малыша рождается тревога о нём. Святое это чувство ­ суть материнства. С поразительной глубиной и нежностью передаёт любящая мать своё психологическое состояние в час ночного бдения над детской колыбелью.

Все звуки замолкли, сгущается тишь.
Тревогу скрывая под спудом,
Я слушаю ночью, как дышит малыш ­
Моё сероглазое чудо.

Стихотворение так и называется: «Сероглазое чудо». И принадлежит оно, как не трудно догадаться, перу всё той же, вдохновлённой материнской любовью, Марии Парамоновой.

Обращаясь к библейскому преданию о Вавилонском столпотворении, она фантазирует на тему, что дети, появившись на свет, начинают общение на древнем языке. «На том, что был до Вавилонской башни». Иными словами, до кары небесной за дерзость людей, когда Бог смешал их языки так, чтобы люди перестали понимать друг друга.

Новорожденный крохотный малыш,
Пришедший из неведомого рая,
Поёт о нём, язык единый зная,
Но слышится нам детский лепет лишь.        

Язык в устах младенца доступен для понимания всех как единая первооснова человеческой общности.

Но подвиг понимания непрост:
Один малыш среди больших не воин.
Язык родни он вынужден усвоить,
И полыхает на планете рознь.
Очнитесь, люди, неужели зря
Спасительное чудо с вами рядом:
Два малыша, соединившись взглядом,
На языке забытом говорят?!

Женщина с именем Богородицы и вопрошает, и утверждает. Первородное опасение за жизнь как Божественного, так и человеческого существа равновелико и одинаково свято.

А дети… Безгрешные младенцы чужды вражде.

«МЫ БУДЕМ КАК ДЕТИ»

Читаю и перечитываю это стихотворение Валентины Белоусовой. И оно не перестаёт волновать. В нём глубина недр и энергия солнца, ликование души и торжество духа.

Мы правнуки тех, кто когда­то горел на кострах,
Кого, проклиная,  учили смиренью аскеты.
Мы будем как дети.
Мы сложим молитвы в стихах
Творцу и Создателю этой прекрасной планеты.
Мы будем как дети.
Нам не о чем Бога просить.
Он всё уже дал нам: и землю, и небо, и воду,
Умелые руки, чтоб хлеб наш насущный растить,
А главное ­ волю и разум, и дух, и свободу.

Женская поэзия на благословенной Смоленщине имеет высокую духовность и возвышенный эмоциональный строй. К изумительным её образцам принадлежит лирика Валентины Белоусовой.

Мы будем как дети ­
Наивны, юны и чисты,
Для праздника жизни наденем цветные уборы.
Напишем картины, построим дворцы и мосты,
Сыграем концерты для скрипок и птичьего хора.

И ничто человеческое не чуждо в идеальной картине мира. И открыта дорога в Небесное Царство.

Сойдёмся под вечер, возляжем за братским столом,
Где будут лепёшки, ягнёнок и горькие травы.
И выпьем вина, и застольную песню споём
Во славу Господню ­ «Грузинскую песнь» Окуджавы.
Мы будем как дети:
Станцуем под летним дождём
И Бога восславим под радостный гром водопада.
Мы за руки взявшись, в Небесное Царство войдем,
Где нас не достанет безумец­аскет Торквемада.

Упоминание имени великого инквизитора здесь не случайно. Обращение к истории христианства, к античной и древнерусской литературе характерно для Валентины Белоусовой ­ человека с филологическим образованием, чувствующего корневые основы литературного творчества.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Университетская образованность проявляется и в стихах Марии Парамоновой. В далёком прошлом она находит исторические предпосылки противостояния Запада и Востока, скрытые причины нынешних явлений и событий.

Крещение Руси. Сиянье Византии.
Миссионерский Рим не убедил князей,
Что к Богу ближе путь с молитвой на латыни,
Что не рабов ждёт Запад, а друзей.
За веком шли века, крестовые походы
Насилием, в крови вершили свой закон,
А на Руси росли великой веры всходы
И разливался колокольный звон.

В то время, как на восточных славянских просторах происходил расцвет православия, с Запада угрожало мракобесие.

Европа жгла людей в религиозных войнах,
Вершился самосуд под пологом ночей
На инквизиторских псевдосвященных бойнях,
На эшафотах сотен палачей.

Западный мир Мария Парамонова уподобляет клокочущему котлу, в котором «народам тесновато». «И вожделенный путь влечёт их на Восток…» У завоевателей в каждом новом веке одно стремление: «Всем миром обладать, к покорности принудить…»

И снова ветры к нам! На смену атеизму
Купюрами шуршит глобальной мысли зло:
Всем веровать теперь в закон либерализма
Ведь за морем и сытно и тепло.

Произведение, названное «Размышления в дороге», является рассуждением об историческом пути цивилизации в эпоху христианства. Ложные ценности, идеи и цели становятся причиной противостояния. Женщина­мать, памятуя о жертве Спасителя, взывает к благоразумию, ибо благодать Господня предназначена всем и каждому без исключения.

От вечного креста, что светит на Голгофе,
На Запад и Восток исходит благодать
Но розни слепота подобна катастрофе ­
Прозрение рискует опоздать!

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

В дороге, которая простирается перед мысленным взором человека, обременённого тревогой о будущем потомков, уже случались социальные потрясения, имеющие глобальные катастрофические последствия.

…И рухнула страна без веры и без силы,
И в души заглянула пустота.

Мария Парамонова принадлежит к поколению людей, утративших страну и идеалы, которые в ней провозглашались.

Родившись в N­ный год из лет социализма,
Которые потом застоем назовут,
Мы верили в зарю грядущей светлой жизни
И безвозмездный, но успешный труд.

Да, надеялись, что благосостояние будет зависеть от способностей каждого, а блага распределятся по потребностям человека. А пока достаток обеспечивался трудом, и не было безработицы. Существовала надёжная социальная защита и бесплатные конституционные гарантии. Может быть, не в полной мере, но действовал принцип: «От каждого по способностям ­ каждому по труду».

Действительно, «верили в зарю грядущей светлой жизни». И шли на демонстрациях солидарности трудящихся под лозунгом мира и труда. Теперь первомайский праздник имеет другое название, в котором  нет слова «солидарность». Но это мирное понятие, обозначающее сплочённость, для человечества превыше розни и вражды.

Военные конфликты убеждают в актуальности предостережения о запоздалом прозрении. Углубляясь в историю, человек способен делать прозорливые выводы. Не обязательно быть оракулом, чтобы предвидеть очевидное.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖИЗНИ

А Иваны погибали на войне:
Батька в Праге, сын в Афгане, внук в Чечне,
А Иванихи вдовели без затей,
Поднимали безотцовщину детей.

«Песня про Иваниху» Валентины Белоусовой ­ сказ о доле русской женщины­матери, её самоотверженности и самозабвении во имя продолжения жизни.

А Иваниха ­ крутись, коль хочешь жить:

Надо ж деточек Ивановых растить.

В майские торжественные дни в ознаменование  семидесятилетия Великой Победы, когда всенародная дань ратному подвигу получает юбилейный размах, совершим поклон матерям и возблагодарим за подвиг самоотречения: «А Иваниха как птица над птенцом,,,» И оставим память о себе и о них, матерях наших,  в символе жизни, возлелеянном с любовью.

Давай свершим магический обряд:
Посадим в землю зёрнышка крупицу,
Польём и не забудем помолиться,
Как наши предки много лет подряд.
Пусть наготу беременной земли
Укроет небо солнечными днями,
Чтоб, обрастая плотью и корнями,
Её младенцы силу обрели.

Олицетворением обновления и возрождения становится росток, символизирующий «чадо долгожданное, родное», в стихотворении Валентины Белоусовой «Сельский обряд».

Пусть майских ливней тёплый кровоток
Её насытит животворной влагой,
Чтоб, наконец, с доверчивой отвагой
Раскрыл ладошки крохотный листок.
Давай его лелеять и беречь,
Кормить, поить и защищать от зноя ­
Как чадо долгожданное, родное,
Заветное, как истинная речь.

В поэзии Валентины Белоусовой ярко выражен национальный характер. Это памятник поколениям русских людей в образном художественном слове.

Давай дадим растеньям имена
По стародавним дедовским законам
И припадём к земле ­ земным поклоном
За всех детей, что родила она.
Свершим обряд для Матери святой!
Она с лихвой воздаст нам за усилья:
И на столе пребудет изобилье,
И в доме радость, и в душе покой.
 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

201305_153.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.