Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2015 № 03 (175) Март 2015 г. СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ВЕЧНОСТЬЮ

СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ВЕЧНОСТЬЮ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Всероссийская православная литературная премия имени святого благоверного князя Александра Невского за 2014 год присуждена в номинации «Поэзия» автору из Смоленска Наталье Егоровой  за книгу «Русской провинции свет». Церемония вручения проходила в Татьянин день, 25 января, в Святодуховском центре Александро­Невской Лавры, основанной в память победы предводителя русского воинства над шведами в 1240 году.

Примечательно, что там находится могила Михаила Васильевича Ломоносова ­ первого российского учёного­естествоиспытателя, поэта и литературоведа, поборника просвещения, по инициативе которого основан Московский университет аккурат в Татьянин день 25 января 1755 года. А ещё мне представляется примечательным, что там, в некрополе, покоится прах родоначальника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки.

Премия утверждена Свято­Троицкой Александро­Невской Лаврой при поддержке Союза писателей России как средство возрождения современной литературы. В состав комиссии вошли известные писатели и духовные пастыри. Председателем стал викарий Санкт­Петербургской епархии, наместник Лавры, епископ Кронштадтский Назарий. Секретарем является писатель Андрей Грунтовский. Их подписи стоят на грамоте, вручённой лауреату. А на медали ­ рельефное изображение святого, победителя в битве с иноземцами, именем которого названа премия.

ГЛУБИНА ПОСТИЖЕНИЯ

­ Премия существует уже одиннадцать лет. Лауреатами её стали многие поэты, прозаики, исследователи литературного творчества. На этот раз за поэзию её посчастливилось получить мне, ­ сказала Наталья Николаевна Егорова.

Кстати, рассматривая грамоту, я обратил внимание, что премия в ней именуется как особая. И в этом, видимо, заключен тот смысл, о котором говорил на церемонии вручения секретарь комиссии Андрей Вадимович Грунтовский. По его словам, книга Егоровой «Русской провинции свет» ­ настоящая находка из глубинки. В ней есть высокая духовность, патриотизм, вера и блестящее мастерство.

Бык не мычал, не бился лай собачий,

Зажглась в окошках мира темнота.

Вдоль изб пустых леса тянулись, плача ­

Припасть к ногам распятого Христа.

 

Взошла луна на синих древних хорах.

И ночь, держа подсвечник тысяч звёзд,

Слагала строки в библии простора,

Чтобы воскрес, с креста сойдя, Христос.

                                                                                                             

И было страшно на тропинке тесной

Прозреть в провале душной темноты,

Что с нами будет, если не воскреснешь

Когда­нибудь в Святую полночь Ты!

                                                                                                             

Каким забвеньем грех покроет лица!

Какою смертью съест живое прах!

И ничего уже не повторится

Ни на Земле, ни в падших Небесах!

                                                                                      

Но в дребезжащем голосе старухи,

Поющей в церкви всю Святую ночь,

Такие выси брезжили и духи,

Что даже смерть сумели превозмочь.

                                                                                      

И за деревней брошенной дорога

Свернула в храм, и бор зашелестел,

И всё, навек отпавшее от Бога,

Опять текло в Его Святой предел.

                                                                                      

И вышнею стремительною силой

К больным и нищим сведена с Небес,

Вдруг ­ жизнь пришла и вечность наступила

Под облегчённый вздох: «Христос Воскрес!»

Это стихотворение «Всенощная». Какая беспредельность постижения и выразительность чувств! Какая сила мысли!

«В поэзии мне всегда хотелось проникнуть в неведомые глубины ­ будь то глубины сознания, духа, вселенной, соединить несоединимое ­ Христа и устремлённость России в космос, жизнь русской провинции и задымленного мегаполиса, заглянуть в тайники человеческой души и подслушать мысли цветка. Для меня весь мир ­ живой, весь ­ мыслящий», ­ содержится признание в авторском предисловии к книге.

Диктуют звёзды, поджидает рок,

Грозится смерть, смакуя слово «прах»,

Но солнцем жжёт огонь в разрывах строк

И вспыхивает вьюгами в мирах.

                                                                                      

А в подворотне старенький фонарь

Скрипит всю ночь ­ киваю фонарю.

В морозный шарф закутавшись, январь

Звенит коньками…  Я опять люблю…

                                                                                      

И учит непрожитая зима

Вставать со льда, собрав осколки сил.

Но что мне целый мир, коль я сама ­

Вселенная в снегу ночных светил!

 

«Я опять люблю…»  Вот стимул жизни, формула земного бытия и вдохновения. Ибо, по утверждению автора, поэзия ­ это искусство Любви. И без неё постижение мира невозможно.

За каплю веры ­ свет в ночном окне ­

Грозится век десницею своей.

Я всё отдам, но дело не в цене.

Служу Любви, как лучшей из идей.

 

НЕРАЗРЫВНЫЕ ТЕМЫ

­ Премия Александро­Невской Лавры очень обязывает.  Дай Бог, хотя бы малую часть того, что этой премией дано, как­то оправдать, отработать, ­ благодарно произносит нынешний лауреат Егорова и воодушевляется: ­ Награда окрыляет, даёт надежду, веру в свои силы и уверенность, что ты стоишь на правильном пути. Для меня тема христианства ­ одна из основных, как и патриотизма. И в чём­то они для меня неразрывны. Потому что России без христианства нет, а на подвиг державу всё время поднимала церковь. И без благословления церкви подвига никогда не было. Поэтому в коллективной книге, посвящённой Смоленску, я написала предисловие под названием «Город Богородицы» и начала свою подборку с посвящения Одигитрии Смоленской.

Речь идёт о книге «Перо Гамаюна», выпущенной к 1150­летию Смоленска. В неё вошли, кроме стихов Натальи Егоровой, поэтические подборки Владимира Макаренкова и Веры Сухановой. А открывает юбилейное издание патриотическая лирика звонкой горлицы,  воспевающей несгибаемый дух ратоборцев, который  врагам невозможно превозмочь.

Пар дыханья и воздух морозный.

Посвист вьюги сквозь вещие сны.

Смотрят в ночь древнерусские звёзды

Из днепровской седой глубины.

                                                                                      

Здесь ходили поляки и шведы

Волчьей сагою смёрзшихся струн,

И кровавые стяги Победы

Пел, вмерзая в снега, Гамаюн.

 

А сейчас здесь ревёт автострада,

Выпив город усталый до дна,

И тяжёлые камни распада

Рушит в ночь крепостная стена.

Но и в самой решительной схватке,

В час сраженья, ступив за черту,

На руинах былого порядка

Я увижу Небес красоту.

 

Это весть о Вине и о Хлебе,

О терновом сиянье Венца.

Ведь сквозь трещины в дрогнувшем Небе

Только ближе дыханье Творца.

«Трещины в дрогнувшем Небе» ­ олицетворение народных бедствий. А близкое дыхание Творца ­ свидетельство Его всепобеждающей поддержки. «Все страданья умолкли по Воле Твоей…»

Благодать Небесная выражается в заступничестве Богоматери Одигитрии Смоленской. У Натальи Егоровой есть два стихотворения, посвящённые древней чудотворной иконе. Одно ­ о её священном предназначении защитницы от иноземных нашествий. Другое ­ о давнем пути из Византии в древнюю Русь.

­ Для меня Одигитрия ­ это великая святыня, без которой я себе жизни не мыслю. И я с нетерпением ожидала возращения иконы с реставрации, о чём говорила в Александро­Невской Лавре при вручении премии. Великая русская святыня ­ Одигитрия Смоленская охраняет западные рубежи России. Исторически складывалось так, что когда Одигитрия покидала пределы Смоленска, это было связано с народными бедствиями. И вот отсутствие Одигитрии в Смоленске и народные бедствия  в моём сознании как­то взаимосвязаны.

Когда в этот раз Одигитрия уезжала на реставрацию, как только её в Смоленске не стало, у меня появилось острое предчувствие того, что просто так это кончиться не может. И вот, к сожалению, началась война.  На Украине гибнут люди. Активизировалось НАТО на западном порубежье. Америка, Европа ополчились на Россию. Все мы молимся за народные республики Новороссии, за Украину и за Россию. Потому что мир нужен всюду. И я с возвращением нашей святыни связываю надежду на перелом всей этой опасной ситуации. Верю и надеюсь, что когда наша Одигитрия будет на месте, война постепенно закончится. И Запад  не сможет всё­таки ничего с Россией сделать.

БЛАГОДАТНЫЙ ДАР

­ Как произошёл поворот к духовности? ­ переспрашивает, мгновение медлит и отвечает: ­ Росла в советское время. И вообще для нашего поколения всё это сложно. Папа ­ историк, работал директором школы.  Мама преподавала литературу. Я, конечно, много читала. А когда постигаешь историю, погружаешься в русскую классику, невольно задаёшь себе вопрос: есть Бог или нет? А задумываясь, постепенно понимаешь, что Он есть. Однако  я не была крещёной и воцерковлённой. Хотя я в церковь на службу иногда ходила. А к Одигитрии ходила постоянно, когда сердце потребует. Потом крестилась, потом стала потихоньку воцерковляться. Поэтому одной из тем моей поэзии стало православие.

Есть и другая ­ родословная причина жертвенной дани этой теме.

­ У меня ведь прадед был батюшкой ­ священником Поречского уезда Смоленской губернии. Он был репрессирован и расстрелян за веру.

Где ты прадед, русский поп усталый,

В святцах Неба ­ мученик простой.

Вновь горит на чёрной рясе алым

Крест церковный, чисто золотой.

­ Теперь я уже понимаю, что, видимо,  дар слова, который обычно даётся Богом    тем людям, которые служат, мне дарован за расстрелянного прадеда. Но ведь это я понимаю сейчас. Пришло осознание, что такие дары зарабатываются кровью, подвигом, молитвой. А просто так не даются. Когда же я была молодая, то думала, что это я такая хорошая, талантливая, что у меня есть дар слова, и я стихи пишу. И тратила я этот дар драгоценный, заработанный кровью, легкомысленно, как и все, не постигшие в то время, что это такое. И дарованные возможности, конечно, в полной мере не использовала. Ныне думаю об этом с большой горечью. Не так Божьими дарами надо распоряжаться. Но чтобы осознать мудрый смысл, надо всё пережить, передумать,  сердцем прочувствовать ­ без этого ни одна книга не пишется.

Я несу свою ношу, не зная

Потаённого смысла пути.

Но страдая Христу помогаю

Крест Его, до Голгофы нести.

                                                                                      

И рождается в сердце беспечном

Невозможный и ясный ответ;

Если жить, то, конечно же, вечно ­

И сомнения в выборе нет.

«Исповедальное осознание страдания как помощи Христу в поэзии ещё не появлялось с такой глубиной и убеждением. Поэтому верится: «Ты для любви и муки в мир пришла ­ исправить грех и вечность заработать», ­ написал в Интернете один из поклонников творчества Натальи Егоровой.

Ему вторят другие ценители поэзии:

«Очень редкая встреча: прочитав раз такие стихи, с их автором не хочется расставаться уже никогда. Хочется отныне смотреть на мир её глазами. Ничего не зная о биографии Натальи, понимаешь, что это женщина Верхнего Поднепровья, земли Смоленской, чьё знание о тайнах жизни «старее, чем свет». Что­то есть в этой песне от плача Ярославны на стене в Путивле, от народных русских девичьих песен. Хоть она и современна, но пронизана вечностью».

«Верю, что ваши стихи составят золотой фонд русской поэзии».

Пришло всероссийское признание. О нём свидетельствуют три премии журнала «Наш современник». Последняя была в 2013 году. Рецензия на её книгу публиковалась в журнале «Москва». По оценке газеты «День литературы», Наталья Егорова является одним из лучших поэтов русской провинции.

ДВА КРЫЛА

­ Получилось так, что я не только смоленский поэт, но и московский, не только провинциальный человек, но и столичный. В советское время я просто не видела в Смоленске перспектив. Потому что журнала тут не было, самостоятельного издательства тоже. И я решила переехать в Москву. О решении своём не сожалею. Переехав в Москву, я как бы никогда не уезжала из Смоленска. Всегда держала связь с родным городом. Приезжала, окуналась в жизнь, с писателями смоленскими общалась.

А Москва мне дала очень много. Это другой взгляд. Взгляд центра на страну. Если провинция служит источником  жизненного материала, то огранка совершается в столице. Раздвигаются пределы окоёма. И появляется умение смотреть в ином масштабе, в том числе на ту же самую провинцию, к которой привыкли, поскольку выросли в ней. Взгляд со стороны позволяет понять, прочувствовать сокровенный смысл и ещё больше полюбить свою Родину, ту же Смоленщину. Потому что из московских далей Смоленщина видится как совершенно удивительная земля с беспримерной историей, беспредельным героизмом. Это одна из жемчужин России. Причём одна из самых ярких жемчужин, затмить которую нельзя ни столицей, ни другими городами провинциальными ­ ничем.

И, конечно, Москва ­ это иной уровень поэзии, иное её понимание, иное восприятие мастерства. В Москве мне повезло. Я стала публиковаться регулярно. Работала сначала в издательстве «Современник» ещё в советское время, в отделе поэзии. Там шли новинки поэтов моего поколения. Таких же молодых в то время, как и я. И мне это помогло познакомиться с самыми интересными дарованиями, которые проявили себя в поэзии.

Потом, начиная с девяносто первого года, всё самое трудное время я работала в газетах «День» и «Завтра» у Александра Андреевича Проханова. А писательскую тетрадку в то время редактировал Владимир Григорьевич Бондаренко. Сейчас главный редактор газеты «День литературы». Работа в этих газетах буквально изменила меня как человека.

 Потому что это были испепеляющие годы ­ развал Советского Союза. Газета «День» резко выступала против того, что творят со страной. Своё существование газета закончила вместе с расстрелянным Белым домом. И стала выходить газета «Завтра». Всё самое тяжёлое, что происходило в стране, шло через это издание. Там в те годы было просто опасно  работать, печататься, автором быть. В ельцинский период в газеты «День» и «Завтра» приходили абсолютно светлые, мужественные, талантливые люди. Они жизнью рисковали, чтобы не рассыпался Советский Союз, чтобы Россия была жива.

Отдел поэзии, который я вела здесь, был совершенно потрясающий. Если в издательстве «Современник» я столкнулась со своими сверстниками, молодыми авторами, то в оппозиционных изданиях печатались живые классики, чьи произведения тут же становились достоянием русской литературы. Произошло то, на что я даже в самых смелых мечтах рассчитывать не могла. Это драгоценные мгновения между автором и публикацией в газете. Когда стихи трепещут у тебя в руках и возникает удивительное ощущение, что это такой высоты классика, от которой замирает сердце.

Ради стремления к такой высоте стоило идти в литературу, страдать, терпеть, выживать в ней. В поэзии не может быть легко. Поэт всегда работает на пределе сил.

…Усталость дней в мирском чаду забот,

Где прав лишь Бог, а  праведен ­ лишь пот.

Ценою полной самоотдачи достигается успех ­ та высота, на которую взмывает дух, чтобы создать вдохновенные творения. Премия ­ православная и все предыдущие ­ результат трудов праведных. Да будут они и впредь плодотворными!

 
201312-160.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.