Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2015 № 03 (175) Март 2015 г. СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ВЕЧНОСТЬЮ

СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ВЕЧНОСТЬЮ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Всероссийская православная литературная премия имени святого благоверного князя Александра Невского за 2014 год присуждена в номинации «Поэзия» автору из Смоленска Наталье Егоровой  за книгу «Русской провинции свет». Церемония вручения проходила в Татьянин день, 25 января, в Святодуховском центре Александро­Невской Лавры, основанной в память победы предводителя русского воинства над шведами в 1240 году.

Примечательно, что там находится могила Михаила Васильевича Ломоносова ­ первого российского учёного­естествоиспытателя, поэта и литературоведа, поборника просвещения, по инициативе которого основан Московский университет аккурат в Татьянин день 25 января 1755 года. А ещё мне представляется примечательным, что там, в некрополе, покоится прах родоначальника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки.

Премия утверждена Свято­Троицкой Александро­Невской Лаврой при поддержке Союза писателей России как средство возрождения современной литературы. В состав комиссии вошли известные писатели и духовные пастыри. Председателем стал викарий Санкт­Петербургской епархии, наместник Лавры, епископ Кронштадтский Назарий. Секретарем является писатель Андрей Грунтовский. Их подписи стоят на грамоте, вручённой лауреату. А на медали ­ рельефное изображение святого, победителя в битве с иноземцами, именем которого названа премия.

ГЛУБИНА ПОСТИЖЕНИЯ

­ Премия существует уже одиннадцать лет. Лауреатами её стали многие поэты, прозаики, исследователи литературного творчества. На этот раз за поэзию её посчастливилось получить мне, ­ сказала Наталья Николаевна Егорова.

Кстати, рассматривая грамоту, я обратил внимание, что премия в ней именуется как особая. И в этом, видимо, заключен тот смысл, о котором говорил на церемонии вручения секретарь комиссии Андрей Вадимович Грунтовский. По его словам, книга Егоровой «Русской провинции свет» ­ настоящая находка из глубинки. В ней есть высокая духовность, патриотизм, вера и блестящее мастерство.

Бык не мычал, не бился лай собачий,

Зажглась в окошках мира темнота.

Вдоль изб пустых леса тянулись, плача ­

Припасть к ногам распятого Христа.

 

Взошла луна на синих древних хорах.

И ночь, держа подсвечник тысяч звёзд,

Слагала строки в библии простора,

Чтобы воскрес, с креста сойдя, Христос.

                                                                                                             

И было страшно на тропинке тесной

Прозреть в провале душной темноты,

Что с нами будет, если не воскреснешь

Когда­нибудь в Святую полночь Ты!

                                                                                                             

Каким забвеньем грех покроет лица!

Какою смертью съест живое прах!

И ничего уже не повторится

Ни на Земле, ни в падших Небесах!

                                                                                      

Но в дребезжащем голосе старухи,

Поющей в церкви всю Святую ночь,

Такие выси брезжили и духи,

Что даже смерть сумели превозмочь.

                                                                                      

И за деревней брошенной дорога

Свернула в храм, и бор зашелестел,

И всё, навек отпавшее от Бога,

Опять текло в Его Святой предел.

                                                                                      

И вышнею стремительною силой

К больным и нищим сведена с Небес,

Вдруг ­ жизнь пришла и вечность наступила

Под облегчённый вздох: «Христос Воскрес!»

Это стихотворение «Всенощная». Какая беспредельность постижения и выразительность чувств! Какая сила мысли!

«В поэзии мне всегда хотелось проникнуть в неведомые глубины ­ будь то глубины сознания, духа, вселенной, соединить несоединимое ­ Христа и устремлённость России в космос, жизнь русской провинции и задымленного мегаполиса, заглянуть в тайники человеческой души и подслушать мысли цветка. Для меня весь мир ­ живой, весь ­ мыслящий», ­ содержится признание в авторском предисловии к книге.

Диктуют звёзды, поджидает рок,

Грозится смерть, смакуя слово «прах»,

Но солнцем жжёт огонь в разрывах строк

И вспыхивает вьюгами в мирах.

                                                                                      

А в подворотне старенький фонарь

Скрипит всю ночь ­ киваю фонарю.

В морозный шарф закутавшись, январь

Звенит коньками…  Я опять люблю…

                                                                                      

И учит непрожитая зима

Вставать со льда, собрав осколки сил.

Но что мне целый мир, коль я сама ­

Вселенная в снегу ночных светил!

 

«Я опять люблю…»  Вот стимул жизни, формула земного бытия и вдохновения. Ибо, по утверждению автора, поэзия ­ это искусство Любви. И без неё постижение мира невозможно.

За каплю веры ­ свет в ночном окне ­

Грозится век десницею своей.

Я всё отдам, но дело не в цене.

Служу Любви, как лучшей из идей.

 

НЕРАЗРЫВНЫЕ ТЕМЫ

­ Премия Александро­Невской Лавры очень обязывает.  Дай Бог, хотя бы малую часть того, что этой премией дано, как­то оправдать, отработать, ­ благодарно произносит нынешний лауреат Егорова и воодушевляется: ­ Награда окрыляет, даёт надежду, веру в свои силы и уверенность, что ты стоишь на правильном пути. Для меня тема христианства ­ одна из основных, как и патриотизма. И в чём­то они для меня неразрывны. Потому что России без христианства нет, а на подвиг державу всё время поднимала церковь. И без благословления церкви подвига никогда не было. Поэтому в коллективной книге, посвящённой Смоленску, я написала предисловие под названием «Город Богородицы» и начала свою подборку с посвящения Одигитрии Смоленской.

Речь идёт о книге «Перо Гамаюна», выпущенной к 1150­летию Смоленска. В неё вошли, кроме стихов Натальи Егоровой, поэтические подборки Владимира Макаренкова и Веры Сухановой. А открывает юбилейное издание патриотическая лирика звонкой горлицы,  воспевающей несгибаемый дух ратоборцев, который  врагам невозможно превозмочь.

Пар дыханья и воздух морозный.

Посвист вьюги сквозь вещие сны.

Смотрят в ночь древнерусские звёзды

Из днепровской седой глубины.

                                                                                      

Здесь ходили поляки и шведы

Волчьей сагою смёрзшихся струн,

И кровавые стяги Победы

Пел, вмерзая в снега, Гамаюн.

 

А сейчас здесь ревёт автострада,

Выпив город усталый до дна,

И тяжёлые камни распада

Рушит в ночь крепостная стена.

Но и в самой решительной схватке,

В час сраженья, ступив за черту,

На руинах былого порядка

Я увижу Небес красоту.

 

Это весть о Вине и о Хлебе,

О терновом сиянье Венца.

Ведь сквозь трещины в дрогнувшем Небе

Только ближе дыханье Творца.

«Трещины в дрогнувшем Небе» ­ олицетворение народных бедствий. А близкое дыхание Творца ­ свидетельство Его всепобеждающей поддержки. «Все страданья умолкли по Воле Твоей…»

Благодать Небесная выражается в заступничестве Богоматери Одигитрии Смоленской. У Натальи Егоровой есть два стихотворения, посвящённые древней чудотворной иконе. Одно ­ о её священном предназначении защитницы от иноземных нашествий. Другое ­ о давнем пути из Византии в древнюю Русь.

­ Для меня Одигитрия ­ это великая святыня, без которой я себе жизни не мыслю. И я с нетерпением ожидала возращения иконы с реставрации, о чём говорила в Александро­Невской Лавре при вручении премии. Великая русская святыня ­ Одигитрия Смоленская охраняет западные рубежи России. Исторически складывалось так, что когда Одигитрия покидала пределы Смоленска, это было связано с народными бедствиями. И вот отсутствие Одигитрии в Смоленске и народные бедствия  в моём сознании как­то взаимосвязаны.

Когда в этот раз Одигитрия уезжала на реставрацию, как только её в Смоленске не стало, у меня появилось острое предчувствие того, что просто так это кончиться не может. И вот, к сожалению, началась война.  На Украине гибнут люди. Активизировалось НАТО на западном порубежье. Америка, Европа ополчились на Россию. Все мы молимся за народные республики Новороссии, за Украину и за Россию. Потому что мир нужен всюду. И я с возвращением нашей святыни связываю надежду на перелом всей этой опасной ситуации. Верю и надеюсь, что когда наша Одигитрия будет на месте, война постепенно закончится. И Запад  не сможет всё­таки ничего с Россией сделать.

БЛАГОДАТНЫЙ ДАР

­ Как произошёл поворот к духовности? ­ переспрашивает, мгновение медлит и отвечает: ­ Росла в советское время. И вообще для нашего поколения всё это сложно. Папа ­ историк, работал директором школы.  Мама преподавала литературу. Я, конечно, много читала. А когда постигаешь историю, погружаешься в русскую классику, невольно задаёшь себе вопрос: есть Бог или нет? А задумываясь, постепенно понимаешь, что Он есть. Однако  я не была крещёной и воцерковлённой. Хотя я в церковь на службу иногда ходила. А к Одигитрии ходила постоянно, когда сердце потребует. Потом крестилась, потом стала потихоньку воцерковляться. Поэтому одной из тем моей поэзии стало православие.

Есть и другая ­ родословная причина жертвенной дани этой теме.

­ У меня ведь прадед был батюшкой ­ священником Поречского уезда Смоленской губернии. Он был репрессирован и расстрелян за веру.

Где ты прадед, русский поп усталый,

В святцах Неба ­ мученик простой.

Вновь горит на чёрной рясе алым

Крест церковный, чисто золотой.

­ Теперь я уже понимаю, что, видимо,  дар слова, который обычно даётся Богом    тем людям, которые служат, мне дарован за расстрелянного прадеда. Но ведь это я понимаю сейчас. Пришло осознание, что такие дары зарабатываются кровью, подвигом, молитвой. А просто так не даются. Когда же я была молодая, то думала, что это я такая хорошая, талантливая, что у меня есть дар слова, и я стихи пишу. И тратила я этот дар драгоценный, заработанный кровью, легкомысленно, как и все, не постигшие в то время, что это такое. И дарованные возможности, конечно, в полной мере не использовала. Ныне думаю об этом с большой горечью. Не так Божьими дарами надо распоряжаться. Но чтобы осознать мудрый смысл, надо всё пережить, передумать,  сердцем прочувствовать ­ без этого ни одна книга не пишется.

Я несу свою ношу, не зная

Потаённого смысла пути.

Но страдая Христу помогаю

Крест Его, до Голгофы нести.

                                                                                      

И рождается в сердце беспечном

Невозможный и ясный ответ;

Если жить, то, конечно же, вечно ­

И сомнения в выборе нет.

«Исповедальное осознание страдания как помощи Христу в поэзии ещё не появлялось с такой глубиной и убеждением. Поэтому верится: «Ты для любви и муки в мир пришла ­ исправить грех и вечность заработать», ­ написал в Интернете один из поклонников творчества Натальи Егоровой.

Ему вторят другие ценители поэзии:

«Очень редкая встреча: прочитав раз такие стихи, с их автором не хочется расставаться уже никогда. Хочется отныне смотреть на мир её глазами. Ничего не зная о биографии Натальи, понимаешь, что это женщина Верхнего Поднепровья, земли Смоленской, чьё знание о тайнах жизни «старее, чем свет». Что­то есть в этой песне от плача Ярославны на стене в Путивле, от народных русских девичьих песен. Хоть она и современна, но пронизана вечностью».

«Верю, что ваши стихи составят золотой фонд русской поэзии».

Пришло всероссийское признание. О нём свидетельствуют три премии журнала «Наш современник». Последняя была в 2013 году. Рецензия на её книгу публиковалась в журнале «Москва». По оценке газеты «День литературы», Наталья Егорова является одним из лучших поэтов русской провинции.

ДВА КРЫЛА

­ Получилось так, что я не только смоленский поэт, но и московский, не только провинциальный человек, но и столичный. В советское время я просто не видела в Смоленске перспектив. Потому что журнала тут не было, самостоятельного издательства тоже. И я решила переехать в Москву. О решении своём не сожалею. Переехав в Москву, я как бы никогда не уезжала из Смоленска. Всегда держала связь с родным городом. Приезжала, окуналась в жизнь, с писателями смоленскими общалась.

А Москва мне дала очень много. Это другой взгляд. Взгляд центра на страну. Если провинция служит источником  жизненного материала, то огранка совершается в столице. Раздвигаются пределы окоёма. И появляется умение смотреть в ином масштабе, в том числе на ту же самую провинцию, к которой привыкли, поскольку выросли в ней. Взгляд со стороны позволяет понять, прочувствовать сокровенный смысл и ещё больше полюбить свою Родину, ту же Смоленщину. Потому что из московских далей Смоленщина видится как совершенно удивительная земля с беспримерной историей, беспредельным героизмом. Это одна из жемчужин России. Причём одна из самых ярких жемчужин, затмить которую нельзя ни столицей, ни другими городами провинциальными ­ ничем.

И, конечно, Москва ­ это иной уровень поэзии, иное её понимание, иное восприятие мастерства. В Москве мне повезло. Я стала публиковаться регулярно. Работала сначала в издательстве «Современник» ещё в советское время, в отделе поэзии. Там шли новинки поэтов моего поколения. Таких же молодых в то время, как и я. И мне это помогло познакомиться с самыми интересными дарованиями, которые проявили себя в поэзии.

Потом, начиная с девяносто первого года, всё самое трудное время я работала в газетах «День» и «Завтра» у Александра Андреевича Проханова. А писательскую тетрадку в то время редактировал Владимир Григорьевич Бондаренко. Сейчас главный редактор газеты «День литературы». Работа в этих газетах буквально изменила меня как человека.

 Потому что это были испепеляющие годы ­ развал Советского Союза. Газета «День» резко выступала против того, что творят со страной. Своё существование газета закончила вместе с расстрелянным Белым домом. И стала выходить газета «Завтра». Всё самое тяжёлое, что происходило в стране, шло через это издание. Там в те годы было просто опасно  работать, печататься, автором быть. В ельцинский период в газеты «День» и «Завтра» приходили абсолютно светлые, мужественные, талантливые люди. Они жизнью рисковали, чтобы не рассыпался Советский Союз, чтобы Россия была жива.

Отдел поэзии, который я вела здесь, был совершенно потрясающий. Если в издательстве «Современник» я столкнулась со своими сверстниками, молодыми авторами, то в оппозиционных изданиях печатались живые классики, чьи произведения тут же становились достоянием русской литературы. Произошло то, на что я даже в самых смелых мечтах рассчитывать не могла. Это драгоценные мгновения между автором и публикацией в газете. Когда стихи трепещут у тебя в руках и возникает удивительное ощущение, что это такой высоты классика, от которой замирает сердце.

Ради стремления к такой высоте стоило идти в литературу, страдать, терпеть, выживать в ней. В поэзии не может быть легко. Поэт всегда работает на пределе сил.

…Усталость дней в мирском чаду забот,

Где прав лишь Бог, а  праведен ­ лишь пот.

Ценою полной самоотдачи достигается успех ­ та высота, на которую взмывает дух, чтобы создать вдохновенные творения. Премия ­ православная и все предыдущие ­ результат трудов праведных. Да будут они и впредь плодотворными!

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

201403-163.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...
     
  • В Смоленском интерьере

    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото - украшение журнала. Спасибо редакции за доставленное ...
     
  • Увлечения

    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть неточности... Считаю это неэтичным. без моего ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.