Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2015 № 03 (175) Март 2015 г. Все мое со мною рядом, тут, мне молчать года не позволяют..

Все мое со мною рядом, тут, мне молчать года не позволяют..

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Юбилеи

Есть люди, которые стоят на несколько ступеней выше по уровню образования, заслугам перед обществом, чем рядовые граждане. И об этих Титанах, Светилах, Маэстро (как ни назовите) лучше всего поведают читателям их ученики. Этим соображением руководствовалась редакция, когда обратилась с просьбой взять интервью у известнейшего смоленского ученого и преподавателя литературы, отмечающего в марте юбилей, к его ученице – Фаине Евгеньевне Соловьевой, кандидату педагогических наук, доценту СмолГУ.

23 марта 2015 года отмечает 75­летие заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор Смоленского государственного университета Геннадий Самуйлович Меркин, автор более 400 научных статей и монографий по вопросам преподавания литературы в школе и филологии, учебников по литературному чтению и литературе для 1­9­х классов, учебного пособия по русской литературе XX века; краевед – автор одного из первых в России учебников по литературному краеведению – «Литература Смоленщины», ответственный редактор двухтомной энциклопедии «Смоленская область», создатель уникального музея одной песни: «Катюши» М. Исаковского и М. Блантера в пос. Всходы Угранского района.

За многолетний добросовестный труд Геннадий Самуйлович награжден памятной медалью Союзного государства «За безупречную службу» (2009 г.), медалью К.Д. Ушинского (2010 г.), памятной медалью Министерства культуры РФ «100­летие А.Т. Твардовского».

Свою педагогическую деятельность Геннадий Самуйлович начал в 1962 г. в городе Вязьме Смоленской области, где работал учителем русского языка и литературы, завучем в школе рабочей молодежи, заведующим методическим кабинетом гороно, директором средней школы № 5.

С 1981 года и до настоящего времени педагогическая биография Г.С. Меркина неразрывно связана с кафедрой литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, где он прошёл путь от преподавателя до профессора и заведующего кафедрой.

Во многих регионах России (Вологодской, Нижегородской, Саратовской, Пермской, Калининградской, Саратовской, Смоленской, Липецкой, Тюменской, Брянской областях, Республике Крым, Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Чечне и др.) прошли  его семинары, круглые столы, мастер–классы, организованные издательством «Русское слово». Он ведёт активную переписку с учащимися школ России, отвечает на вопросы учителей в режиме on­line в рамках вебинаров и интерактивных семинаров.

На просьбу ответить на вопросы интервью откликается неохотно,  цитируя в своё оправдание знаменитые строчки любимого поэта М.А. Светлова:

Ну на что рассчитывать еще­то?
Каждый день встречают,
                              провожают...
Кажется, меня уже почетом,
Как селедку луком, окружают.

Однако, как человек, неравнодушный к проблемам современного образования, поддерживает инициативу редакции.

­ Геннадий Самуйлович, начну с традиционно неизбежного в жанре интервью вопроса.  Вы выбрали филологию и учительскую профессию. Не пожалели ли когда­либо о своём выборе?

– Никогда. И это одна из самых больших удач в моей жизни.

­ Почти 40 лет Вы преподавали литературу в школе.  Каков, с Вашей точки зрения, статус предмета «Литература» в современной школе?

­ Ситуация в образовании в целом и в преподавании литературы в школе и вузе решительно изменилась к худшему. Между словом и делом обнаружился поразительный разрыв, который увеличивается с каждым месяцем, не говоря уже о годах. Дошло до того, что по новому стандарту в старшей школе вообще не оказалось учебного предмета «Литература», а появилcя предмет «Русский язык и литература». Концепции его нет, понимания того, что это такое, ­ тоже нет, учебников и методических материалов нет, но предмет уже есть…

В школах перешли на парадигму натаскивания к ЕГЭ. Всё, что этому мешает в старших классах, отброшено; на обучение, не говорю уже об образовании, нет времени. Чем ущербна идея ЕГЭ? Среди негативного прочего, она ущербна еще и тем, что мотивации «хорошо выполненного дела» предлагается альтернативная мотивация зафиксированного «среза знаний», достаточного для того, чтобы подать документы (и быть принятым) на совершенно различные направления подготовки в различных вузах.

При этом всем хорошо известны некоторые замечательные результаты, когда выпускники отдельных регионов на ЕГЭ получают почти 100 баллов, а затем, став студентами вузов, в элементарных диктантах допускают по 50­100 ошибок. Кому нужен такой ЕГЭ? Работает теория случайных цифр: пойду туда, куда возьмут, туда, где вуз ближе, туда, где вуз престижнее, и прочее. И реже всего: туда, где только и смогу обрести себя и после этого себя реализовать.

­ Кто виноват, понятно, а вот что делать?

­ В этих условиях особая роль принадлежит позиции каждого отдельно взятого педагога. Он не генерал ­ он не отвечает за армию или фронт, он даже не лейтенант ­ он не отвечает за взвод. Он рядовой многотысячной армии учителей­литераторов ­ он отвечает за свой окоп. И если каждый из нас скажет: «В моем окопе они не пройдут», что потребует от учителя мужества и сил, может быть, все вместе мы выстоим.

Мы должны сформировать у школьника устойчивый интерес к систематическому вдумчивому чтению. Читать ученик должен не только и не столько для того, чтобы бесконечно пересказывать эпизоды и главы, чтобы отвечать на вопросы взрослых, сколько для того, чтобы книга поставила перед ним вопросы, ответы на которые ему (ученику) крайне важны. Писатель создает свое произведение не для коллективного публичного обсуждения. Книга пишется для каждого человека в отдельности. Значит, учитель­профессионал должен моделировать ситуацию таким образом, чтобы ученик хотел этого публичного обсуждения, чтобы ему крайне важно и интересно было бы высказаться по тому или иному вопросу. Можно ли выполнить эту задачу в обстановке обзорного изучения, поспешного, информативного?

Ответ очевиден.

­ Как Вы относитесь к введению «президентского сочинения» как обязательного экзамена?

­ Это лучше, чем ничего, потому что стимулирует процесс чтения и подготовки к написанию сочинения в школе – с момента введения ЕГЭ эта работа почти прекратилась.

­ Известно, что в век высоких технологий многие отдают предпочтение компьютеру, а не книге. Электронные учебники – это благо или зло?

­ Это вопрос непростой. Я был бы за оба варианта: бумажный и электронный, если бы уверен был, что компьютерный учебник не причинит вред здоровью детей. Такой уверенности нет: ни Академия медицинских наук, ни Большая Академия не опубликовали за подписью крупнейших специалистов в этой области официальные заключения, что планшет безвреден. Убежден, что здоровьем детей рисковать нельзя.

Между тем есть нормативные ограничения Министерства здравоохранения и социального развития на время, которое школьники могут проводить за компьютером: 7—10­летние дети — не более 45 минут в день, 11—13­летние — два раза по 45 минут, старшие — три раза. Уже сегодня наши дети проводят за компьютером в разы больше времени, чем это рекомендует Минздрав. Что же произойдёт, когда школы перейдут на практическое внедрение статьи 18 Закона «Об образовании в РФ»? Нетрудно подсчитать: даже если в школе обратятся к компьютерному учебнику по одному предмету, то в начальной школе норма будет уже выполнена, а в среднем и старшем звене многократно превышена. Теперь остаётся только соотнести число учебных предметов и число введённых электронных учебников. Получится до 5—6 школьных часов в день, и это без учёта работы с данным типом учебного пособия дома при выполнении домашних заданий. По литературе же необходимо ещё приплюсовать время на чтение художественных произведений и критических материалов на планшетах. Компьютерная зависимость становится не теоретическим ожиданием, но абсолютно реальным фактом.

Исследователи проблемы пришли к выводу о том, что, во­первых, компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, азартные игры; во­вторых, компьютерной зависимостью, по данным за последние три года, страдают до 10 процентов  пользователей ПК и Интернета; в­третьих, лечение компьютерной зависимости — сложная проблема, которая требует согласованных действий специалистов различных областей медицины, прежде всего психологов и психотерапевтов. Если в крупных населённых пунктах, не говоря уже о мегаполисах, таких специалистов найти можно, то в небольших городах, посёлках, селах и деревнях это практически невозможно.

­ Как Вы относитесь к проблеме единого учебника по литературе?

­ Резко отрицательно. Одно из замечательных достижений последних 20 лет – получение права реального выбора учителем программы и учебника. Этот выбор позволяет учитывать интересы педагога, реальную ситуацию в школе и классе, то есть интересы детей. Единый учебник вновь загонит преподавание литературы в однобокое видение.

­ Долгое время Вы возглавляли предметную комиссию на региональном этапе Всероссийской олимпиады по литературе, являлись членом жюри Всероссийской олимпиады, председателем и сопредседателем жюри олимпиады школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Что необходимо сделать в городе и области для популяризации чтения и привлечения талантливой молодёжи к участию в олимпиадах по литературе?

­ Выполнять президентскую программу по работе с одаренными детьми.

Необходимо обеспечить  работу Центра, целью которой станет создание единого регионального системообразующего и ресурсообеспечивающего пространства в сфере работы с одаренными детьми в Смоленске и Смоленской области; открыть экспериментальные площадки по работе с одаренными детьми на базе образовательных учреждений г. Смоленска  и Смоленской области; проводить мониторинги экспериментальной деятельности, обобщать и распространять накопленный опыт на уровне региона; разрабатывать проекты и программы, направленные на психолого­педагогическую поддержку одаренных детей, работу с родителями и педагогами; на основании договоров о сотрудничестве привлекать к работе Центра преподавателей ВУЗов, специалистов системы образования Смоленска и Смоленской области и др.

­ Получив диплом об окончании педагогического института, Вы более 40 лет работали учителем. Вы рассказывали о том, как однажды не пустили на свой урок самого министра образования, объяснив ему, что никто не имеет права срывать учебный процесс. Министр понял и одобрил Ваш поступок. Это было в 60­е годы прошлого века. Как Вы думаете, возможна ли сегодня подобная ситуация?

­ Где бы и кем бы я ни работал, я всегда работал учителем – самая лучшая работа в моей жизни.

Что касается эпизода с министром, это не эпатажный поступок. Хотел подчеркнуть, что урок – это на самом деле серьезно, а урок литературы – особенно! Вторгаться в него и срывать никому, даже министру, не позволено. Убежден, что и сегодня поступил бы точно так же.

 Но никого не зову следовать моему примеру. Каждый человек сам должен решать это самостоятельно, и каждое решение правильное.

­ Хотелось бы верить в то, что сегодня, особенно в год Литературы, взаимопонимание министра образования и учителя литературы будет таким же полным, как и в 60­е годы XX века. 

На снимках:

Г.С. Меркин на методическом семинаре в МБОУСОШ № 1 г. Борисовка Белгородской области;

Г.С. Меркин  ­ председатель жюри заключительного этапа олимпиады школьников Союзного государства «РОССИЯ  И  БЕЛАРУСЬ:  ИСТОРИЧЕСКАЯ  И  ДУХОВНАЯ  ОБЩНОСТЬ».

 
01_3-199.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.