Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

РОДОМ ИЗ СКАЗКИ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми

Лариса Русова

Образцовый детский коллектив «Театр танца «Пробуждение»  культурно-досугового центра «Губернский» - пожалуй, самый самобытный танцевальный коллектив Смоленска. В прошлом году «Пробуждению» исполнилось двадцать лет, а это, согласитесь, по нынешним сложным, быстротекущим и достаточно суровым к искусству временам возраст убедительный.

Созданный на базе Смоленского педагогического колледжа в 1994 году бесконечно влюбленным в танец педагогом-хореографом колледжа Еленой Крупко  детский Театр танца «Пробуждение» вот уже два десятилетия служит украшением всех концертных площадок, на которых ему доводится выступать. А это, безусловно, свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве его руководителя, сумевшего не только научить воспитанников азам танцевального искусства, но и передать им трепетное отношение к самому красивому виду искусства, потому что иначе не случится «душой исполненный полет».

Елена Крупко родом из Павлодара, куда ее родители, романтики-первоцелинники, приехали поднимать залежные земли. Мама – из Подмосковья, папа – с Украины. И там, в Казахстане, где-то лет с пяти, маленькая Лена начала танцевать. Сначала дома, благо семья была очень музыкальной, а потом в балетном кружке местного Дома пионеров. Там и заметили ее одаренность, порекомендовав родителям серьезное обучение девочки в специальном учебном заведении. Дальше была успешная попытка поступления в Новосибирское хореографическое училище. Но в связи с младшим школьным возрастом, а Лене в ту пору было всего лишь девять, и отсутствием при училище интерната для одаренных детей, пришлось от этой возможности отказаться. На время. Потому что в четырнадцать лет была еще одна попытка, на этот раз в Пермское хореографическое училище, одно из лучших в Советском Союзе. И опять не случилось. Несмотря на прекрасные физические данные и соответствие всем параметрам, предъявляемым к соискателям на право стать студентом этой прославленной хореографической школы, Лену подвела поврежденная в детстве нога, точнее порванная связка.  Не судьба. Хотя что значит «не судьба», если человек  практически с рождения убежден в том, что танец – это его жизнь и, если хотите, предназначение в ней?

Дорога к профессиональному танцу, по большому счету, для Елены Крупко началась в Смоленске, куда переехала семья. Именно в нашем городе ученица 2-й средней школы впервые попробовала свои силы на поприще постановщика танцев в школьном кружке, занимаясь при этом в хореографической студии Дворца культуры профсоюзов у известных смоленских хореографов Владимира Сергеевича Журова и Владимира Григорьевича Гудкова. А потом состоялось знакомство с балетмейстером Татьяной Герасимовной Чудной, сподвижницей легендарной Ирины Константиновны Джавровой - организатора, многолетнего бессменного художественного руководителя и главного балетмейстера Народного театра балета при Доме учителя.

Это был удивительный коллектив. Его воспитанники и участники танцевали на высочайшем профессиональном уровне, что отмечалось не только поклонниками-балетоманами, но и высоколобыми критиками из столицы. Создатель театра Ирина Джаврова – выпускница Ленинградского хореографического училища им. А.Вагановой, однокурсница великой Аллы Шелест, тоже имела «звездные» перспективы. После окончания училища она была приглашена в балетную труппу главного театра Ленинграда -  Кировского (ныне Мариинского) . Но жизнь сложилась так, что пришлось поменять профессию, защитить кандидатскую диссертацию, стать преподавателем Смоленского медицинского института и организовать Народный театр балета. Я почему так подробно об Ирине Константиновне? А чтобы поняли, как непросто было попасть в созданный ею коллектив девочке «со стороны». Но та уже многое умела, да и рекомендация Татьяны Герасимовны Чудной сыграла определенную роль. Лена понравилась Джавровой, была принята в труппу и несколько лет танцевала в ней «народный» репертуар.

Призвание диктовало жизненный регламент. Елена Крупко поступает и в 1977 году с «красным» дипломом заканчивает Смоленское культурно-просветительное училище  (ныне Институт искусств), где ее педагогом по народному танцу был талантливый  хореограф-постановщик Александр Владимирович Попов.

Молодой специалист Крупко начинает профессиональную деятельность балетмейстера в Доме культуры крупнейшего  предприятия -  Смоленского льнокомбината. Создает «с нуля» танцевальный коллектив, видимо, достаточно неплохой, если его участие в смотрах и конкурсах всегда отмечалось и вниманием жюри, и Почетными грамотами. Но жизнь, как известно, штука непростая и порой  преподносит сюрпризы, которые не совсем совпадают с планами и желаниями.

Муж Елены Викторовны по распределению отбывает на работу в Уссурийский край. А жена? Ну что жена? Как нитка за иголкой…

Но и там, в дальневосточном Уссурийске, Елена Викторовна не сидит сложа руки. Она поступает в Высшую профсоюзную школу на отделение «культурно-просветительная работа» во Владивостоке и работает в городских и заводских Домах культуры Уссурийска над созданием детских танцевальных коллективов. Причем успешно. К моменту возвращения семьи Крупко в родной Смоленск, у Елены Викторовны уже было достаточно талантливых учеников, многие из которых, кстати, пошли по ее стопам. И знаете, что самое замечательное? Они до сих пор, хоть прошло уже более двух десятков лет, продолжают общаться со своим любимым педагогом, звонят, зовут в гости. Согласитесь, что это самая высокая оценка твоей жизни и деяний в ней. Потому, что память сердца…

В Смоленске Елена Викторовна работает педагогом-хореографом в педагогическом колледже, откуда, в общем-то, и началась ее дорога педагога-хореографа, хореографа-просветителя к созданию главного детища – Театра танца «Пробуждение». На дворе стоял 1993 год.

 Смоленский педагогический колледж стал тем местом, где Елена Викторовна Крупко в полной мере смогла проявить себя в том, что знала и умела, что чувствовала и понимала и просто… любила.  Она преподавала классический танец и его основы, народный танец – его основы и композицию, детский бальный танец и методику постановки детского сюжетного танца. Вела студенческую практику по хореографии. Разработала собственную оригинальную методику обучения детей образному и сюжетному танцу через игру в сказку. Более того, она придумала программы предметов и дисциплин по дополнительной квалификации студентов, которые на выпуске из колледжа получали дополнительную квалификацию «Педагог-хореограф дошкольных учреждений».  Все это, в конечном итоге, и привело к созданию на базе педагогического колледжа театра танца «Пробуждение», в состав которого, помимо студентов колледжа, гармонично влились воспитанники детского сада «Полянка» и ученики эстетической гимназии №4, где также преподавала Елена Викторовна. Дата рождения коллектива - 1994 год.

Театр танца «Пробуждение» стал не только базой повышения практических навыков студентов педагогического колледжа, совершенствования ими знаний в области эстетического воспитания детей, но и местом, где дети и подростки не только обучались искусству танца, его основным составляющим элементам, пластике, мимике и жесту, приобретали хороший вкус, осанку, манеры, умение красиво двигаться, а, значит, достойно «подавать» себя, но и приобщались к миру искусства в широком понимании этого слова. К литературе, ее самому пленительному жанру – сказке, которая лежала в основе всех хореографических композиций театра, а также к живописи, благодаря декоративному оформлению спектаклей и сценическим костюмам, ярким и выразительным, соответствующим характерам героев.

Первым спектаклем театра «Пробуждение» стал «Каменный цветок» по мотивам уральского сказа П.Бажова. Это было, действительно, яркое и запоминающееся зрелище.

Создатели спектакля по главе с Еленой Викторовной Крупко не боялись экспериментировать, и это стало залогом успеха. В спектакле практически не было сольных номеров. Акцент делался на массовые танцы, поставленные в разных жанрах и стилях, с включением элементов акробатики. Каждый танец передавал характер героев – рыбок, птичек, лягушат, кикимор…  В костюмах и декорациях использовались мотивы русских народных промыслов, музыка была подобрана в соответствии с характерами героев, она была классической, современной, народной. Мультижанровость спектакля, гармоничное и высокопрофессиональное соединение музыки, танца, костюмов, декораций позволили передать содержание достаточно взрослого, философского сказа П.Бажова доступным языком, хорошо понятным маленькому зрителю. Приятно и  непривычно одновременно было  то, что на одной сцене выступали взрослые и дети – студенты, школьники и детсадовцы. Первый блин не стал комом. Спектакль удался, а в Смоленске появился уникальный коллектив - Театр танца «Пробуждение», название которого символизировало пробуждение творческих возможностей, чувств и эмоций, безграничной веры в свои способности, что, согласитесь, само по себе – сказка.

Совмещая работу в педагогическом колледже, возглавляя художественное руководство театром «Пробуждение», принимая самое активное участие во всех научно-методических и практических конференциях, проводимых в области и городе, Елена Крупко благополучно и успешно заканчивает Московский государственный университет культуры и искусств, получает квалификацию «балетмейстер-педагог» по специальности «хореографическое искусство».Ее педагогом по народному танцу был заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, профессор Михаил Петрович Мурашко, который, кстати, очень тепло отозвался о творческой и концертной деятельности детского театра «Пробуждение» из Смоленска. Цитирую:

«Детский театр танца «Пробуждение» - явление в культурной жизни Смоленска. Он хорошо известен маленьким смолянам и их родителям. Спектакли проходят при полном аншлаге и рукоплескании зрителей. Причем, постановки театра трогают не только детские души. На спектаклях театра по-доброму переосмысливают жизненные принципы и взрослые».  Вот так оценил работу своей ученицы Мастер. Достойно, не правда ли?

Впрочем, о хореографе Елене Крупко и созданном ею театре в превосходной степени писали все рецензенты, а их на протяжении двадцатилетнего существования коллектива было немало. Собственно, каждое выступление театра, будь то на сцене Дворца культуры профсоюзов  или Городского Дома культуры «Шарм», областного драматического театра или культурно-досугового центра «Губернский» (в ту пору Дома Офицеров),  а также на концертных площадках в парках и на площадях города в праздничные дни, не остается незамеченным средствами массовой информации. Потому что каждое выступление театра – событие.

Событиями стали «Каменный цветок» и «Дюймовочка», Аленький цветочек» и «Золушка», «Муха-цокотуха» и «Золотая рыбка», «Незнайка и его друзья», «Бременские музыканты», и так далее, и так далее.

Помимо большой гастрольно-концертной деятельности, коллектив театра танца «Пробуждение» принимал и принимает  самое активное участие во Всероссийских научно-практических конференциях, в открытиях олимпиад по литературе и в слетах юных талантов, в церемониях торжественного закрытия областного конкурса «Учитель года».

Таким количеством Благодарственных писем, Дипломов, Почетных грамот и Свидетельств за подписями руководителей разных уровней – от федерального до муниципального – редко кто из руководителей творческих любительских коллективов может гордиться. У Елены Викторовны их – бесчисленное множество. С моей точки зрения,  не хватает одного документа – Свидетельства о присвоении Почетного звания заслуженного работника культуры России. Будем надеяться, что это случится в обозримом будущем. А пока в наградном багаже Елены Крупко и театра «Пробуждение» есть свидетельство Федерального агентства по образованию о присвоении звания Образцового детского коллектива театру танца «Пробуждение» «за высокий художественный уровень, исполнительское мастерство и активную работу по художественному воспитанию детей и молодежи». Это тоже цитата.

Искусство  театра танца «Пробуждение» получило высокую оценку на фестивалях детского хореографического творчества не только на родине, но и в Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле, в Швеции и Беларуси.

«Пробуждение» - обладатель Гранта Президента Российской Федерации и непременный участник новогодних губернаторских елок.

В апреле 2012 года, в связи с оптимизационными изменениями в Смоленском педагогическом колледже, Образцовый детский коллектив Театр Танца «Пробуждение» стал структурным подразделением культурно-досугового центра «Губернский». И, думается, это очень хорошо.  В первую очередь потому, что администрация и художественное руководство КДЦ «Губернский», обладая удивительной способностью распознавать и коллекционировать в своих стенах самое интересное и талантливое, что есть в нашем городе, делают все для создания самых благоприятных условий, для дальнейшего развития этих талантов, способствуют их известности и популярности. А во-вторых, став частью крупнейшего учреждения культуры области, театр танца «Пробуждение» получил новые возможности для участия в фестивальной и конкурсной жизни.

В этом году Театр танца «Пробуждение» в очередной раз примет участие в Международном фестивале детских хореографических коллективов «Полет над Днепром». Идея проведения фестиваля принадлежит театру, а воплощение в жизнь – культурно-досуговому центру «Губернский». Будем надеяться, что «Полет над Днепром»-2015 станет очередным ярким и незабываемым событием и в судьбе Образцового детского коллектива «Театр танца «Пробуждение», и в жизни города-героя Смоленска, тем более, что посвящен фестиваль 70-летию Великой Победы.

 
201301-149.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.