Архив 2013 - 2021 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Откатные пушки

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Освоение денег по-смоленски

Владимир КОРЕНЕВ

«Смоленскавтодору» за бюджетные деньги закуплены в разы дороже рыночных цен совершенно непригодные для смоленских условий асфальтобетонные заводы.

Дорожный фонд формируется в России из двух источников – транспортного налога и акцизов на ГСМ. И те, и другие платежи осуществляет рядовой гражданин. Стал владельцем автомобиля – заплати налог, вставил пистолет бензоколонки в бак – опять потекли денежки в дорожный фонд.

Средства этого фонда поступают в федеральный и региональный бюджеты. На федеральном уровне они являются целевыми источниками для строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог федерального значения. Для региональных дорожных фондов дополнительно предусмотрены еще два направления: субсидии муниципальным образованиям на благоустройство дворовых территорий и погашение за счет средств фонда процентов бюджетного кредита, выданного субъектом федерации на цели дорожного хозяйства. И все – список исчерпывающий. В статистической отчетности Госкомстата РФ отражены только эти позиции, определенные Бюджетным кодексом. Он, кстати, является конституционным законом и обязателен к исполнению. Нарушения Бюджетного кодекса преследуются в уголовном порядке.

Казалось бы, это должно быть известно любому гражданину. Особенно должностным лицам. Но они нередко руководствуются афоризмом Козьмы Пруткова: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»…

Еще в 2012 году губернатор Смоленской области А.В. Островский издал документ, внесший изменения в порядок формирования и расходования средств регионального дорожного фонда. Губернатор разрешил направлять деньги фонда на приобретение дорожно-строительной техники, сославшись на Отраслевой дорожный норматив (ОДН) Госавтодора, который, кстати говоря, прекратил свое действие в 2011 году. В новом ОДН есть только перечень дорожно-строительной техники, необходимой для содержания и ремонта дорог, учитываемой в сметах на ремонт.

Мы находимся в рыночной экономике. И все, что приобретают государственные унитарные предприятия или бизнес-сообщества, оплачивается за счет собственных источников. И эти источники заложены в соответствующие нормативы – например, по содержанию автомобильных дорог. Учтены материальные затраты – на песок, соль, ГСМ и т.д., есть норма прибыли, которую разрешено расходовать на приобретение техники, то есть на воспроизводство. И, естественно, затраты на технику включаются в себестоимость в виде амортизационных отчислений. Таким образом, формируется источник возобновления основных фондов. Либо привлекаются заемные средства, но никак не бюджетные.

Точно так же действует и бизнес. Если недостаточно собственных средств, берется кредит в банке с расчетом на то, то через 5-10 лет затраты окупятся, а затем техника будет приносить предпринимателям прибыль.

Если уж администрация региона закупила технику, то эта техника обязана стать собственностью области, но никак не Автодора. И право на использование техники должно приобретаться через конкурсную процедуру. Захотела, например, бизнес-структура взять в аренду тот же асфальтобетонный завод, через конкурсную процедуру заплати деньги согласно стоимости машино-часа и работай на благо региона!

Но не тут-то было. Есть один монстр – Автодор, ради которого даже губернатор пошел на весьма сомнительный с точки зрения законности шаг – расширение перечня статей расходования регионального бюджетного фонда. Напрасно обделенные вниманием властей бизнес-структуры обращались в прокуратуру области: та дала разъяснение, будто перечень направления средств, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ, не является исчерпывающим. По сути дано «добро» на келейное распределение средств в узком кругу. Захотят «злотые унитазы» закупить – никаких проблем! Хоть космический корабль или «членовоз»!

Теперь давайте посмотрим, к чему привела политика выбора потребностей методом поднятия пальца в сторону потолка.

Вот заказал «Автодор» на выделенные областной властью деньги два асфальтобетонных завода производительностью в 200 тонн в час и в 160 тонн в час соответственно. За полугодие, что длится сезон дорожного строительства, эти заводы при 8 часовом рабочем графике выдадут примерно 400 тысяч тонн асфальтобетона. Умножаем на стоимость одной тонны (3,5 тысячи рублей) и получаем сумму, которую нужно выделить за продукцию, - около полутора миллиардов рублей. Если же принять во внимание, что в сметной стоимости любой дороги асфальтобетонные смеси составляют всего 10 процентов, то на дороги потребуется 150 миллиардов рублей. А в бюджете региона на все про все имеется лишь 4 миллиарда рублей. Невольно напрашивается ассоциация: покупка компьютера в вместо мухобойки, чтобы бить мух...

Теперь давайте посмотрим, что за заводы заказаны и по какой цене. В конкурсной документации характеристика весьма краткая: асфальтобетонные заводы передвижные, мобильные, непрерывного действия. В зависимости от страны-изготовителя и комплектации цена, предлагаемая многочисленными заводами-изготовителями и поставщиками из различных стран мира, варьируется для такого рода заводов от 300 тысяч до 2 миллионов условных единиц. То есть при умножении на курс доллара в период закупки (36 рублей) минимальная цена – 10 млн. рублей и максимальная – не более 80 млн. рублей. А стартовая цена «Смоленскавтодором» заложена в 200 миллионов рублей. Невольно задаюсь вопросом: где деньги, Зин?

Смоленскавтодор для определения стартовой цены провел котировку цен у ряда ООО. Ни одно из них, как выяснилось, ранее не поставляло такого рода комплексы, созданы фирмы несколько месяцев назад, и в конкурсе в дальнейшем не участвовали. А ведь ведающий дорожным строительством департамент областной администрации издавал приказ по формированию цены. В нем четко определен порядок составления расчета по статистике или аналогам. Никаких запросов-котировок в приказе не предусмотрено…

Итак, цены по-смоленски оказались в 5 раз дороже, чем на продукцию китайских производителей, в 3 раза дороже, чем у европейцев и в 4 раза дороже – чем у американцев. Заводы непрерывного цикла используются в основном в США, переживших дорожный бум. Автоматическая программа предусматривает определенную фракцию материалов, которую в российских условиях обеспечить практически невозможно. Европейцы тоже отказались от заводов непрерывного действия и используют оборудование циклического действия. К качеству исходных материалов при такой технологии особых требований нет. Сырье загружается в барабан, сушится, нагревается, смешивается с вяжущим веществом, дозатор взвешивает фракции, лишнее сырье остается в запасе.

Кстати, несколько смоленских фирм имеет высокопроизводительные заводы циклического действия. Но они простаивают – заказов на асфальтобетон очень мало. В Автодоре 20 заводов – почти в каждом районе области, и они тоже работают не на полную мощность.

С какой целью закупали заводы, обреченные на нахождение на складе, должны выяснить, на мой взгляд, правоохранительные органы. Заодно, может, поинтересуются, почему заказчики подписали такой лизинговый контракт, по которому ускоренную амортизацию с коэффициентом 3 начисляет лизингодатель, техника остается на время амортизации в его собственности, и начисление амортизации, следовательно, не работает на развитие смоленской фирмы.

Когда лизинговые платежи будут выполнены, за минусом амортизации техника станет, как минимум, в три раза дешевле, и она на законных основаниях попадает, не исключено, в какие-то коммерческие «руки»...

Схема достаточно «интересная». Как и срок платежей, чтобы обойти предусмотренную новым 44-м законом публичность. Словом, «ребята» спешат. Может, активисты Народного Фронта заинтересуются «освоением по-смоленски»?

И напоследок анекдот. Табуреткин отказался закупать артиллерийские пушки российского производства. А почему? Орудия оказались безоткатными…

Неужели у нас на Смоленщине тоже объявились табуреткины?

 
01-185-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.