Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 12 (172) Декабрь 2014 г. В России надо жить долго

В России надо жить долго

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ответственность за красоту

Светлана Романенко

По дороге в Москву в составе небольшой делегации смоленских художников  – участников проходившей в стенах Академии художеств РФ выставки «Борис Неменский и друзья-ученики. Продолжение диалога»,  я испытала чувство зависти. И хотя, как пишет на своей странице в проспекте к упомянутой выставке народный художник России Вячеслав Самарин, «белой» зависти, как, впрочем, и «соцреализма», а также «партийной» совести, не бывает, зависть моя, вне всяких сомнений, была «белой»… 

Просто подумалось, какое это счастье через годы, будучи уже далеко не юными людьми, мастерами, давно и по праву  удостоенными почётных званий и иных регалий, какое счастье иметь возможность, выражаясь образно, сверить часы со своим Учителем! Как тут не позавидовать?! Самой мне недолго после окончания университета довелось встречаться с моим также именитым учителем Юрием Лотманом: сначала исчезло государство, в котором мы родились, а вскоре не стало и его… Однако мой сегодняшний рассказ не об этом.

Итак, шестеро едва ли не самых известных и ярких смоленских художников – Нина Ипполитовна Агеева, Владимир Васильевич и Людмила Александровна  Ельчаниновы, Юрий Иванович Преображенский, Вячеслав Федорович и Вера Евгеньевна Самарины – ехали в Москву к Борису Михайловичу Неменскому, своему большому другу и учителю – одному из патриархов отечественного изобразительного искусства народному художнику РСФСР, действительному члену двух Академий (художеств и образования) России.  Было это нынешней весной, в яркий погожий день.

Выдающийся педагог, создатель авторской методики художественного образования детей и взрослых, Борис Неменский начал преподавательскую деятельность в 1957 году на худграфе Московского государственного педагогического института, можно сказать, случайно. Вот как вспоминает об этом народный художник России Владимир Ельчанинов: «Однажды  во время занятий по рисунку, которые у нас в МГПИ вёл  декан факультета А.М. Серов, зашёл разговор о современном искусстве. Неожиданно декан задал вопрос, кого худграфовцам хотелось бы видеть в качестве своего педагога. Я, не задумываясь, назвал имя Неменского».

Далее события развивались, как по волшебству. В мастерскую к знаменитому художнику направили группу студентов, перед которыми была поставлена задача  убедить лауреата Государственной премии СССР стать преподавателем худграфа МГПИ. Возглавил делегацию студент Ельчанинов. Времена были романтические – оттепель… Словом, Борис Михайлович согласился.

 «Мои смоляне»

Случайно ли, что первые ученики академика Б.М. Неменского стали его единомышленниками и на всю жизнь сохранили с ним связь? В книге Бориса Михайловича «Распахни окно» есть глава, которая называется «Мои смоляне» – о десанте выпускников его мастерской в МГПИ, прибывших создавать художественно-графический факультет в Смоленском пединституте и на всю жизнь осевших в провинции. Примечательно, что большинство из них – коренные москвичи. По сегодняшним представлениям, ситуация из области фантастики!

Первыми в Смоленске обосновались  Владимир Ельчанинов, Нина Агеева и Валерий Ласкин. За ними последовали Вера и Вячеслав Самарины, Людмила Ельчанинова, Вячеслав Марышев, Наталья и Юрий Преображенские.

Все они после окончания института с радостью поехали по распределению в Смоленск благодаря рассказам Бориса Михайловича, который  в сороковые-роковые много времени провёл на израненной войной смоленской земле.

Будучи выпускником художественного училища Неменский с 1942 года находился на фронте в качестве художника-корреспондента. Он служил в специальной воинской части имени М.Б. Грекова. В коллекции Смоленской художественной галереи хранятся фронтовые рисунки Неменского, созданные в 1943 году.

В экспозиции выставки «Продолжение диалога» произведения друзей-учеников из Смоленска заняли несколько залов. Имена всех смолян включены в изданный к открытию выставки иллюстрированный проспект.

Экспозиция выстроена была с большим вкусом и тонким пониманием каждого автора  –  академия есть академия. Из недавно созданных работ мне больше всех запали в душу ранее не виденная картина Нины Агеевой «Недоумение», написанная в прошлом году, и новое живописное полотно Владимира Ельчанинова «Ностальгия» с монастырскими строениями, словно в дымке, виднеющимися на горизонте, и опустившимся на колени ангелом на переднем плане – на берегу неширокой речки. Хорош пейзаж Юрия Преображенского «Осенний лес» – из тех, перед которыми можно простоять хоть несколько часов, и нисколько не наскучит.

Скульптурные композиции Людмилы Ельчаниновой, расставленные по всем залам, отвлекая на себя зрителя, добавляли объёма к впечатлениям от живописных и графических произведений, размещенных на стенах. Так, например, выполненная из белого камня программная работа скульптора «Мать и дитя» (едва ли есть что-либо более близкое каждому и внятное для восприятия), соседствовала с причудливыми изображениями языческих богов кисти московского художника Юрия Иванова.

Как всегда самобытно прозвучали работы Вячеслава Самарина из знаменитого цикла «Образ Родины»  –  целая стена в одном из самых больших залов. На другой стене –перпендикуляром – были выставлены произведения выпускника ВГИКа Игоря Тихонова. Запомнилась его картина «Красный петух», вошедшая в триптих «Колесо».

Москвичи и дон-кихоты

Много лет Борис Неменский преподавал и до сих пор преподаёт и во ВГИКе, с середины 60-х годов. Написанные им портреты студентов художественного факультета института кинематографии были включены в представленный на выставке живописный цикл, который называется «Портрет поколения». Не все из бывших его учеников связали свою жизнь с киноискусством. Многие стали живописцами, кто-то работает в книжной графике.

Но есть и такие, кто удостоен премии «Оскар». В частности, Александр Петров, окончивший ВГИК в 1981 году. Главный приз Американской киноакадемии он заслужил в 2000 году, сняв анимационный фильм «Старик и море». В экспозицию выставки были включены его эскизы к анимационной картине 2011 года «Алые паруса».

Живёт Александр Петров в Ярославле. Кроме смолян, он единственный из участников «Продолжения диалога», кто работает в провинции.

Большое впечатление  произвела на меня серия карандашных иллюстраций к рассказу Бунина «Тёмные аллеи». Их автор – Аркадий Мелик-Саркисян. Как и Петров, он тоже художник-постановщик анимационных фильмов, кроме того, преподаёт –  доцент факультета анимации и мультимедиа ВГИК.

Необычные по технике написания  и очень красивые картины представила выпускница ВГИКа 1977 года Алла Бедина. Её написанные маслом холсты «Старинная фотография», «Семейный альбом» и другие издали можно принять за акварели или полустёртые художественные открытки начала прошлого столетия. Поверх изображения улиц и домов изящным каллиграфическим почерком – стихи. «Желание заглянуть в прошлое, влекущее меня, как магнит, осмыслить его через историю своей семьи, города, с которым эта история неразрывно связана, желание понять, простить и отпустить, – привело меня к созданию цикла работ «Воспоминания», – поясняет свои произведения художник.

Инструмент познания жизни

Надо, наконец, рассказать и о картинах самого Бориса Неменского. Прежде всего это созданные в 90-е годы большого формата холсты из цикла «Притча об инакомыслии». Персонажи этих картин («Трагедия Дон-Кихота», «Зеркало» и другие) жили в Средневековье, но, в сущности,  в них рассказывается и о нашем времени, и о более ранних периодах существования человечества. Они о том, как трудно человеку понять другого человека… Задача искусства как раз и состоит в том, чтобы быть, по словам мастера, «чутким инструментом познания «температуры» духовной жизни народа – еёрадостей, горестей и тревог».

Название выставки «Продолжение диалога» не случайно. Это уже вторая совместная выставка Неменского с друзьями-учениками. И это действительно продолжение размышлений о судьбах изобразительного искусства в сегодняшнее время всеобщей «шоуменизации» и так называемого «актуального искусства». Первая выставка проходила в Академии художеств РФ в 2000 году.  Называлась она «Приглашение к диалогу».

О том, что разговор об искусстве необходим, свидетельствовало и количество посетителей. Только за день, когда проходили встречи теперешних студентов-худграфовцев с авторами представленных произведений, по залам прошло более тысячи человек. 

Смоляне тогда снова побывали в Москве. Выступая перед будущими педагогами, народный художник РФ Владимир Ельчанинов выразил общее мнение о роли учителя в становлении личности каждого человека. «Оставшийся после войны без отца, – сказал он, – я  никогда не стал бы художником, если бы на моём пути не встретился замечательный учитель, который сумел увлечь меня искусством. А уже в училище живописи я стал мечтать, чтобы когда-нибудь моим учителем стал художник такого уровня, как Борис Неменский».

Фото автора.

 
01_8-204_2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.