Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 11 (171) Ноябрь 2014 г. НА ЗАВИСТЬ САМОМУ СТАХАНОВУ

НА ЗАВИСТЬ САМОМУ СТАХАНОВУ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

АУКЦИОНЫ ПО-СМОЛЕНСКИ

Владимир КОРЕНЕВ

В этой публикации я хочу познакомить читателей с бесценным опытом организации аукционов, накопленным на Смоленщине. Мне почему-то кажется, что администрация Островского по этой части впереди Европы всей.

В качестве примера подробно остановлюсь на аукционе, на котором определялось, кому будет доверена реконструкция сельской дороги. В масштабах региона это своего рода песчинка, по которой можно себе представить масштабы закулисных сделок и фигурируемых сумм.

Богдановское сельское поселение Рославльского района расположено рядом с автодорогой Рославль-Ельня-Дорогобуж-Сафоново. Несколько лет администрация поселения добивалась реконструкции дороги Богданово – строительная площадка Смоленской атомной станции. Протяженность этой дороги – 7 километров. В прошлом году удалось добиться субсидии из областного бюджета. В бюджете есть такая строка: для проектирования, реконструкции и строительства автомобильных дорог сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичного сообщения. На эти субсидии выделяется примерно 200 млн. рублей.

Власти поселения в прошлом году решили проблему проектирования, а на этот год добились еще одной субсидии - уже на выполнение работ по реконструкции дороги, получили 200 млн. рублей на 2 года.

Объем очень серьезный – полный комплекс дорожных работ от приведения в порядок существующего земляного полотна и до всей конструкции дорожной «одежды».

Объект был выставлен на аукцион. В нем приняли участие три организации. Среди них – «Смоленскавтодор».

Условия для участия оказались достаточно жесткими – это 5 процентов обеспечения заявки, что составляет примерно 9 млн. рублей, а в случае победы на аукционе – 30 процентов обеспечения контракта, то есть на более чем 57 млн. рублей нужно было брать банковскую гарантию.

Интересы заказчика представляла аукционная комиссия Рославльского района. В назначенное время заседание комиссии не состоялось, потому что не приехал Мешков – это заместитель начальника «Автодора», отвечающий в этой организации за торги. В первой части заявки даются согласие на участие в аукционе и конкретные качественные характеристики применяемых материалов. Одним из материалов является битум. И нужно было расписать характеристики применяемого битума.

Специалисты-дорожники, с которыми я обсуждал нюансы проведения аукционов и различные уловки для устранения конкурентов, в один голос заявили, что это вообще абсурдное требование – указывать конкретные цифры. Есть нормативные требования – ГОСТы, СНиПы и т.д. Завод-изготовитель выпускает битум в соответствии с ГОСТом, выдает паспорт соответствия.

Один из участников аукциона переписал данные нефтеперегонного завода. Там есть показатель – индекс пенетрации. Этот показатель характеризует вязкость битума. При проверке игла под определенной нагрузкой должна проникнуть на требуемую глубину. Кроме глубины проникновения, измеряется также температура размягчения. Вот эти два измерения и определяют индекс пенетрации по точке пересечения показателей в таблице.

ГОСТовские требования – от минус единицы до плюс единицы. Устроители аукциона предложили указать конкретный показатель. И один из участников написал: 0,89.

Для людей, сидящих в комиссии, индекс пенетрации – это своего рода космос. Есть лаборатория Автодора, где должны знать предмет более приземленно. Весьма вероятно, что члены аукционной комиссии передали в эту лабораторию данные других участников аукциона, и «товарищи ученые» дали заключение: индекс лучше не 0,89, а 0,79. Конкурент, тем самым, устранен: он якобы предложил некачественный материал... Второй конкурент, кстати, тоже по этому же формальному признаку был отстранен от участия в аукционе.

Ни один завод-изготовитель, ни один поставщик строительных материалов, будь то битум, щебень или песок, не сможет выпустить продукцию с неизменным конкретным показателем до десятых и сотых долей. Продукция будет выпущена в параметрах ГОСТа.

Интересно теперь бы проверить битум, закупаемый Автодором, в его же лаборатории. Есть полная уверенность в том, что будут расхождения с заявкой...

Итак, Автодор получил право на реконструкцию дороги. Но примечательно, что даже у такого «монстра» не хватает силенок на выполнение всех объемов работ. Входящие в Автодор бывшие ДРСУ уже лет 15-20 выполняют только работы, связанные с асфальто-бетоном. У них практически нет специалистов по всему комплексу работ – земляным, искусственным сооружениям, подстилающим слоям, основанию и т.д.

Не берусь говорить абсолютно точно, но со слов специалистов, знакомившихся с проектом, дорога предполагала такую «подушку»: 50 сантиметров песок, потом два слоя основания из щебня, каждый из которых укатывается, уплотняется, толщиной не менее чем по 15 сантиметров, а потом два слоя асфальта – нижний из крупнозернистой пористой смеси и верхний – из плотной смеси.

Итак, настало время исполнения работ. Предстояло доставить на объект огромное количество песка, щебня, песчано-гравийной смеси. Автодор объявил торги после того, как стал подрядчиком и подписал контракт с сельским поселением. Первоначально выставили на аукцион не весь объем, сформировавшееся количество строительных материалов потянуло на сумму 20 миллионов 898 тысяч 500 рублей. В аукционную документацию приложили расчет начальной максимальной цены.

Опять-таки возникает вопрос: зачем нужны запросы котировок цены, если в смете есть конкретная цена материала? Для формирования сметной стоимости существуют государственные элементные сметные нормы по каждому региону. Эти цены подсчитаны в базисе 2001 года, они утверждены. Кроме цены кубометра песка, гравия, ПГС, щебня, подсчитана стоимость устройства щебеночного основания, подстилающего слоя и т.д. То есть на каждую единицу измерения имеется нормативная цена в базисной стоимости. А дальше Минэкономразвития утвердило индекс пересчета на текущие цены. И потом этот индекс продублировал департамент Смоленской области, ведающий вопросами дорожного строительства. Последний индекс высчитывался на третий квартал 2014 года.

Например, песок – 51 рубль 12 копеек базисная цена. Умножаем на 7,12 (коэффициент для текущей цены), приплюсовываем НДС и получаем сегодняшнюю стоимость кубометра песка. Автодор тем не менее делает запрос, причем не в организации, расположенные на территории Смоленской области, а в московские фирмы. Самую низкую цену предложило ООО «Восток-Карго-Плюс» - 650 рублей за 1 кубометр. А в смете, кстати, 578,8 (с учетом перевозки)...

В расценке дается цена франко – объект, то есть стоимость материала на объекте. А усредненное расстояние доставки взято в расчете 30 километров. Если же фактически расстояние окажется существенно больше, в смету закладываются дополнительные расходы. Но в том-то и дело, что цифра 578,8 учитывала конкретный карьер, с которого будут возить грузы.

Чтобы «отшить» местные организации, в условия аукциона Автодор записал, что 26700 кубометров материалов нужно вывезти на объект в течение трех дней. За нарушение сроков в договоре предусмотрены штрафные санкции.

Давайте посчитаем, реально ли за такой срок перевезти обозначенное количество грузов. Самая большая машина, используемая на Смоленщине, везет 24 куба. Получается 1112,5 рейсов. Представим себе, что удалось задействовать аж 50 машин (хотя где столько 24-тонников найдешь!). На каждую из них, следовательно, придется больше 22 рейсов. Пусть каждая максимально сделает за смену 3 рейса. Выходит, даже при таких идеальных условиях меньше чем за неделю не управиться. А устроители аукциона в условиях записали: если кандидат в поставщики указывает более трех дней, то заявка не рассматривается. Вот и перестраховался победитель аукциона – обязался доставить все материалы за одни сутки.

Воистину сказочник, фантазер! Или, может, рекордсмен, достойный размещения в книге Гиннесса? Вот бы господа Островский, Питкевич и Шукалов съездили на объект, выписали поставщику стройматериалов соответствующий сертификат, да заодно поделились с читателями журнала «Смоленск» опытом установления сказочных трудовых рекордов. Даже знаменитый шахтер Стаханов, рекорды которого обеспечивала огромная армия партийных секретарей, начальников шахтоуправлений и рядовых трудяг, такой выработки не добивался.

Так что мой совет губернатору: побыстрее сообщить в Кремль о чудо-рекорде. Всему миру на смоленской земле московская фирма утерла нос!

Да и воочию убедятся все, насколько эффективны аукционы по-смоленски. Не пойди ООО «Восток-Карго-Плюс» на рекорд, не укажи срок поставки товара в течение одного дня, опередил бы его конкурент – ЗАО «Радий». Этот участник аукциона предложил наименьшую начальную цену договора – 19665500, а срок поставки товара указал – 3 дня, то есть приемлемую по аукционной документации цифру. Видимо, полагал этот участник, что основным преимуществом является минимальная цена. Но, оказывается, заказчик изначально шел на рекорд – спринтерский забег самосвалов по дорогам Смоленщины. Наверное, очень хотелось дорогой подарок губернатору сделать, чтобы тот потом, став преемником Жириновского или – смотри дальше – самого Владимира Владимировича, перед глазами видел образ симоновских строк: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?».

Теперь давайте от фантазий вернемся на нашу грешную землю. Победитель аукциона стал нанимать местных водителей и предложил по тарифу 2 рубля 50 копеек за тонно-километр возить сыпучие грузы. Установили весы, которые вместо 24 кубов насчитывали лишь 20. Пришлось водителям даже угрожать своим работодателям забастовкой.

И еще один любопытный расчет. На карьере куб песка стоит примерно 90 рублей. Даже если возить на самое длинное плечо – с карьеров, что под Смоленском, получится 120 километров, стоимость одного кубометра составит 570 рублей. А по условиям аукциона за один куб московской фирме, согласно моему подсчету, должны заплатить по 760 рублей... Так это мы самое большое плечо в качестве примера взяли. Но по соседству с Рославлем имеется несколько карьеров, так что поставщик получил просто царский куш! Грубый подсчет дал мне такую цифру – семь с половиной миллионов рублей чистого навара...

И еще одну любопытную информацию я почерпнул с сайта закупок: ООО «Восток-Карго-Плюс» является штатным контрагентом «Смоленскавтодора». Еще до этого аукциона фирма оказала смолянам услуг на 26 млн. рублей. Стало быть, проверенный партнер, с которым очень комфортно ставить «рекорды». Вот бы соответствующие органы изучили этот весьма ценный (в прямом и переносном смысле) опыт...

Давайте подведем итог. Богдановское поселение получило бюджетные деньги (примерно 200 миллионов рублей) на два года. Стало быть, победителю аукциона – «Смоленскавтодору» - предстоит осваивать эти средства в течение двух лет (сразу все деньги бюджет не выдаст). Зачем же тогда устраивать гонку по завозу сыпучих материалов в течение одного-трех дней? Если даже насыпать большую кучу на придорожной полосе высотой конуса в 5 метров, то понадобится полтора гектара земли. Это для тех, кто хочет себе представить территорию, - 25 дачных участков по 6 соток...

Где же найти такую площадку? Даже не одну, потому что на карьерах также нужно будет подготовить для вывоза сыпучих грузов конусы пятиметровой высоты общей площадью в полтора гектара. И сколько карьеров требуется, чтоб одновременно загружать 50 грузовиков?

Нереальные сроки поставки строительных материалов могли, по моему представлению, возникнуть только в умах, считающих реальные откаты.

И с этим я мириться не могу. Потому что это мои кровные деньги, потраченные на заправку автомобиля, идут в конечном итоге в карманы тех людей, что придумывают мутные схемы аукционов. Хорошо хоть аукционную документацию можно выудить на интернет-сайте закупок, чтобы поделиться с читателями – такими же налогоплательщиками, что и я.

Мы возмущаемся плохому качеству наших дорог и порой не замечаем, что нас обобрали еще на стадии подготовки условий аукционов...

 
02-198_2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.