Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 11 (171) Ноябрь 2014 г. ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ

ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Крайне скудна в наше время на памятники искусства предыдущих веков территория верхнего течения реки Днепр. Произведений же деревянной скульптуры древних мастеров в этом регионе Смоленской области, к сожалению, практически не сохранилось. Не богат коллекцией деревянной скульптуры и областной музей, поэтому особую ценность представляют для нас сбережённые свидетельства имевшихся ранее сокровищ.

Предлагаемый каталог составлен по материалам Михаила Ивановича Погодина (1884–1969). Внук известного историка М.П.Погодина, этнограф, музейный работник, он много лет достойно служил на выбранном поприще Земле Смоленской. Использованный в данном каталоге материал М.И.Погодина сохранился в двух собраниях:

1. В архиве Петра Дмитриевича Барановского в Государственном Музее Архитектуры им. А.В.Щусева в Москве. В папках, содержащих документы и фотографии по Болдинскому монастырю, находится 30 фотографий деревянной скульптуры формата 18х24, выполненных и аннотированных М.И.Погодиным.

2. В личном архиве искусствоведа Владимира Александровича Десятникова в Москве хранится папка, переданная ему в середине 60-х годов прошедшего века М.И.Погодиным. В указанной папке содержится машинописный текст чернового варианта каталога «Деревянная скульптура (Верхнее Поволжье и Верхнее Поднепровье)» и 65 фотографий, в основном формата 8х10, деревянной скульптуры, иллюстрирующих текст каталога.

В названных материалах сохранилось всего четыре фотографии скульптур из региона Верхнего Поволжья (во втором собрании), представленных в названном выше каталоге Погодина скульптурами из музеев городов Твери и Осташкова, а также антирелигиозного музея, существовавшего в помещениях ликвидированного Московского Страстного монастыря. Имеющиеся же фотографии (в общей сложности 63 вида) отражают в основном собрание скульптур музея «Болдин монастырь», храмов города Дорогобужа, а также сёл Дорогобужского и Ельнинского уездов. Учитывая сказанное, исходный материал каталога был переработан и охватывает деревянную скульптуру только Верхнего Поднепровья, что и отражено в его названии. В связи с тем, что почти в два раза уменьшилось количество представляемых скульптур, а отдельные виды скульптурных сюжетов не представлены вовсе, изменён принцип построения каталога. Материал скомпонован по месту первоначального нахождения скульптуры, а не по сюжетному принципу, как было у М.И.Погодина.

История формирования коллекции деревянной скульптуры в музее «Болдин монастырь» относится к 20-м годам XX века, когда в массовом порядке ликвидировались на территории Смоленщины, да и всей России, церковные общины и закрывались храмы. Материалы архива П.Д.Барановского позволяют восстановить этапы музейной работы в Болдине.

Созданием древлехранилища в Болдинском монастыре Пётр Дмитриевич начал заниматься с мая 1921 года параллельно с организацией реставрационных работ на Трапезной палате и шатровой церкви Введения. Особую актуальность указанное начинание получило в связи с принятием 2 января 1922 года Советом Народных Комиссаров Декрета о ликвидации церковного имущества.

Музей в Болдине создавался как филиал Государственного музея в городе Дорогобуже, директором которого в этот период был Николай Иванович Савин.

16 февраля 1923 года П.Д.Барановский познакомился с М.И.Погодиным, работавшим в то время в Ельнинском уезде и занимавшимся педагогической и музейной деятельностью. В фиксации деревянной скульптуры участвовала и супруга Михаила Ивановича – Мария Андреевна.

Штатная единица хранителя для музея «Болдин монастырь» была выделена 1 марта 1923 года, и на работу был принят Константин Васильевич Киселёв, а 1 июля 1925 года его на этом посту сменил Семён Фёдорович Бузанов.

Перечисленные музейные работники и сформировали в Болдине коллекцию изымаемого государством церковного имущества, часто представлявшего большую художественную ценность.

В июле 1923 года Барановский получает удостоверение от Наркомпроса на сбор музейных экспонатов для Болдинского музея. С этого периода начинаются поступления в его коллекцию материалов из церквей прилегающего региона. Аналогичное право в 1925 году получает и С.Ф.Бузанов.

Погодин в письме Барановскому от 21 января 1926 года пишет: «...По одному акту мной из Ельнинского музея доставлено в Дорогобуж 66 предметов, а по другому 31 (в том числе 12 скульптур)». Так коллекция музея «Болдин монастырь» пополнилась скульптурами из ликвидированного Ельнинского музея.

Интересно высказывание о Болдинской коллекции директора Смоленского музея А.Ф.Палашенкова, которое он изложил в письме Барановскому от 19 апреля 1927 года: «...На меня очень сильное впечатление произвела резьба. Многие фигуры и до сих пор ярко рисуются в моём воображении. Как нигде, здесь я почувствовал всю силу влияния на творца (в данном случае резчика) окружающей обстановки, среды, этнических черт. Некоторые фигуры Николая Чудотворца – это наши Дорогоб(ужские), Ельн(инские) мужики...»

С прекращением реставрационных работ в Болдине (13 октября 1927 года) Барановский не бывал в основанном им музее, но работу продолжили его коллеги, сообщая письмами обо всех новостях.

При надвигавшейся угрозе ликвидации музея Барановский из Москвы добивается командировки М.И.Погодина, служившего в это время в Смоленском музее, в Болдино для фотофиксации коллекций музея. В письме Барановскому от 21 июля 1929 года Михаил Иванович пишет: «...Сегодня вернулся из Болдина, сделано около 80 снимков. Скульптура заснята вся...» И это оказалось очень своевременно, так как в ноябре 1929 года областное руководство решило ликвидировать музей в Болдине.

В письме от 14 января 1930 года Погодин сообщает Барановскому, что в качестве «новогоднего поздравления» получил распоряжение, в котором говорилось, что он снят с работы в должности научного сотрудника Смоленского Госмузея «как не имеющий квалификации этнографа и по социальному происхождению чуждый элемент... Вот и расчёт за 13 лет службы... Это расчёт за Савина, за Болдино и за всё прочее...»

Савин Н.И. направляет Барановскому 24 января 1930 года послание со следующими словами: «...Пишу Вам печальные вести: Семён Фёдорович арестован...» Как следует далее из письма, на место С.Ф.Бузанова был назначен Капутовский, который вывез всё из Болдина в Дорогобуж. В скором времени и Н.И.Савин покинул пост директора музея и уехал из Дорогобужа.

Барановский в 1964 году записал воспоминания сторожа Дорогобужского музея М.С.Щурова, которому был поручен вывоз музейных предметов из Болдина. Вот выдержка из этой записи: «...Для перевоза было предоставлено 200 подвод из ближайших колхозов. Было упаковано и перевезено собрание серебра и церковных предметов, ризы, книги, деревянная скульптура, бронзовые и деревянные паникадила, деревянный резной иконостас Усвятской церкви и т. под. Всё перевезённое было сперва сложено в Дмитровскую церковь, в то время уже закрытую...» Несколько раз собрание Болдинского музея перемещалось в городе Дорогобуже по разным адресам, но её конечное пристанище неизвестно до настоящего времени, и дай Бог, что не всёбыло превращено в дым и пепел.

Предлагаемый каталог является первым представлением коллекции своеобычной деревянной скульптуры, известной нам в настоящее время только по фотографиям, и можно надеяться, что он привлечёт внимание интересующихся историей отечественной культуры.

Помянем же с почтением имена людей, донёсших до нас яркие свидетельства того, что «не хлебом единым» испокон веков жили люди в верховьях Днепра!

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

01_-197-2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.