Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 10 (170) Октябрь 2014 г. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ЦВЕТОВЫЕ СОЗВЕЗДИЯ

Юлия ГРИБЕР

Юлию Александровну ГРИБЕР читатели журнала «Смоленск» помнят по нашим прежним публикациям. Декан факультета иностранных языков СмолГУ увлеклась темой, весьма далекой от лингвистики и языкознания, – цветовым обликом городов. Защитила кандидатскую диссертацию, получила два гранта на научную стажировку в США и Германии. За год ее отсутствия в университете канул в лету факультет иностранных языков – теперь «иностранцы» учатся на одном факультете с остальными филологами. Но безработной Юлия Грибер не останется: за время стажировки написала, а затем с блеском защитила докторскую диссертацию. С 1 сентября полку профессоров СмолГУ прибыло...

Предлагаем вниманию читателей размышления ученой о цветовом состоянии городов мира.

История живописи насчитывает около сорока тысяч лет. Первыми произведениями этого вида искусства считаются наскальные изображения – бизоны, лани, олени, волки, нарисованные крупно и смело на стенах и сводах пещер. При их создании первобытные авторы использовали естественные красители и окиси металлов, как в чистом виде, так и смешивая их с водой и жиром. В результате получался довольно большой диапазон цветов – желтых, красных, коричневых, черных, которыми либо просто обводили контур рисунка, либо закрашивали все изображение.

Со временем значительно изменились содержание и форма, материалы и технологии живописи, но сохранилось ее главное качество: на протяжении всей истории этого вида искусства цвет был здесь главным выразительным средством и важным знаком в общении между членами общества. Цветовые образы живописи всегда выполняли в обществе важную социальную функцию: они помогали установить и поддерживать связь между членами группы, в определенной степени оказываясь созвучными знакам письменности.

Но первые цветовые знаки, которые стали использоваться в социальной коммуникации, появились значительно раньше. Условно их можно назвать контактными – люди наносили их непосредственно на свое тело, раскрашивая его. Первые контакты человека с краской были контактами с человеческой кожей. Научившись «проектировать» цвет собственного тела, люди стали помещать цветовые символы на расстоянии – раскрашивать бытовые предметы и орудия, позже – размещать изображения на стенах, выбирать цвет элементов дома.

В результате образовались отдельные разновидности живописи, традиционная классификация которых, как известно, ограничивается выделением двух основных типов: неразрывно связанной с архитектурой монументальной живописи, украшающей стены, полы и потолки зданий, и не связанной с архитектурными формами, самостоятельной станковой живописи. Однако на сегодня такая классификация устарела и нуждается в определенной корректировке. Современная живопись значительно расширила свои границы. Теперь в качестве основы создаваемых произведений используются поверхности, значительно превосходящие по размерам отдельные элементы здания и даже более крупные, чем целые постройки. Мы можем констатировать появление нового вида искусства – градостроительной живописи.

Термин «градостроительная живопись» предложил использовать советский архитектор Михаил Бархин, чтобы обозначить процесс формирования цвета города. Однако в своих работах он только противопоставил этот новый вид искусства живописи, ограниченной в размерах, и высказал мысль о том, что градостроительная живопись органично сочетается с пластикой города, которую по аналогии можно назвать градостроительной скульптурой.

Сегодня совершенно очевидно, что градостроительная живопись нуждается в более четком определении.

Основанием для того, чтобы рассматривать градостроительную живопись как художественное произведение, служит тот несомненный факт, что любой цветовой проект города всегда экспрессивен, он обладает не только функциональностью, но и, одновременно, эстетическими качествами.

По форме градостроительная живопись близка к архитектурной, но отличается от нее высокой степенью обобщения, весомостью идей и тем, что в качестве основы она использует всю ткань города.

Градостроительная живопись представляет собой коллективное произведение многих авторов. Прежде всего, индивидуальных: в современном городе каждый его житель одновременно использует множество цветовых символов, с помощью которых он пытается управлять впечатлением других людей. Каждый человек тщательно выбирает цвет своей одежды, цвет машины, цвет дома. При этом он все время пытается представить себе, что о нем подумают окружающие. Ситуация еще больше осложняется из-за того, что вместе с индивидуальными, в цветовом поле города активно действуют коллективные авторы – профессиональные группы, этнические общности, возрастные группы и различные социальные институты, которые могут оказывать на его цветовые качества гораздо более существенное влияние. В результате цветовое проектирование пространства отдельных зданий вырастает до цветового планирования групп зданий, затем – до цветовой разработки районов и проектирования развития целых регионов.

Таким образом, в цветовом пространстве каждого города в конкретный период времени складывается определенный рисунок – произведение градостроительной живописи, которое можно рассматривать как отпечаток социального состояния данного городского общества.

В цветовой структуре этого рисунка отчетливо видны фон и доминанты, или «цветовые созвездия».

Фон – это основа городской ткани, которая формируется из повторяющихся цветов и оттенков и представляет собой своего рода среднее арифметическое от их суммы. Фон образуется за счет конформного или, в терминологии Э. Уилсона, «альтруистического» поведения горожан. В своей книге «Социальное завоевание Земли» Э. Уилсон убедительно доказывает, что одной из причин успеха человека как биологического вида стало то, что в ходе эволюции человек научился принадлежать группе и для этого проявлять альтруизм – готовность жертвовать собой ради блага других членов социальной группы, никак генетически с ним не связанных.

Особенности цвета фона во многом определяются экономическим фактором. Как правило, фон – это наиболее доступный и распространенный в регионе материал или пигмент. На Руси – в течение долгого времени это было дерево. К. Моньшинский не случайно писал, что мы только потихоньку стали выбираться из «деревянного века». В Англии – желтый песчаник. Во многих греческих городах (на Миконосе, Тиносе, Санторини) – шлам, материал, который добывается из лежащего здесь прямо под ногами мрамора. В ряде городов и даже целых провинций южной Франции (например, в Русильоне) – краная охра. При образовании фона действуют механизмы камуфляжа и мимикрии. Значительные отклонения от цветовой нормы рассматриваются как цветовые девиации.

Активный цвет используется в городском пространстве лишь иногда. И хотя город – очень сложное поле для цветовых экспериментов, механизм образования цветового рисунка здесь похож на тот, что используется в типах живописи (возьмем для примера натюрморты Дж. Моранди) или фотографии (например, виды городов Т. Штрута). Во всех этих случаях мы имеем дело с одними и теми же предметами, но разными цветовыми акцентами, которые создают сильный и точный образ.

Так как цветовые символы – это язык и продукт социальной коммуникации, каждый новый тип культуры всегда приводит к образованию в пространстве города нового рисунка и смене цветовых доминант. Изменения цветового рисунка города неизбежно связаны с большой продолжительностью жизни архитектурных построек. Быстрый рост городов постепенно превращает их в «чудовищные» нагромождения зданий, внутри которых проходит повседневная городская жизнь. Все новые и новые поколения людей живут на улицах, которые существуют веками. Горожане не могут избавиться от существующей архитектуры. «Город нельзя взорвать», когда его пространство нас уже не устраивает, – писал Р. Колхаас. Однако можно использовать все накопившиеся постройки как основу для выражения новых идей с помощью цвета. С помощью цвета горожане «редактируют» город, меняя соотношение между фоном и рисунком. Одни и те же городские объекты начинают по-другому участвовать в новых композициях, которые хорошо поддаются реконструкции и анализу как с точки зрения территориальных особенностей и различий между отдельными социальными группами, прежде всего, противопоставляя официальные и бытовые цветовые пространства, так и сравнивая исторические типы цветовых рисунков.

Если внимательно посмотреть на развитие истории цветовых рисунков, здесь отчетливо видны два этапа.

Сначала, на ранних этапах истории, цветовые доминанты города в той или иной степени отражали структуру живущего здесь общества. Это было связано с тем, что в ранние эпохи идея неравенства и иерархия общества представлялись чем-то естественным. В результате цветовые доминанты просто «проступали» в силуэте города сами собой. Цветовой рисунок был своего рода «автопортретом» реально существующей социальной структуры.

Такая ситуация была характерна для европейских городов Античности, Средневековья и Нового времени.

В городах Античности отчетливо выделялся главный цветовой элемент – общественное пространство, оно резко контрастировало с другими частями города, показывало значимость общины, ее идеологии, демократии, равенства.

В эпоху Средневековья законодателем цветового рисунка стала церковь, и цветовые пространства перестроились по ее законам. Они стали строиться по правилам обратной перспективы, закрылись и отгородились от земного мира.

На Руси цветовой рисунок был немного другим, но тоже показывал реальное распределение власти в социальном пространстве. Снаружи здесь сохранились языческие цветовые символы, внутри храмов действовали христианские. И это «раздвоение» хорошо отражало реально существовавшее противостояние церковной и светской властей.

В городском пространстве Нового времени строгая система цветов превратилась в сложную, строго продуманную и жестко регламентированную церемонию. Отчетливо обозначился аристократически сдержанный в своих цветах верх социальной пирамиды и ее низ, наполненный яркими красками народного искусства.

 
01-185-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.