Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ОСТРОВ КРЫМ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Анатолий СТЕРЛЯГОВ

«Так странно нынче переплетаются фантазия и реальность. Я надеюсь, что мой роман не только увлечет крымчан своим довольно бурным сюжетом, но также поможет им в осмыслении истории своего края, как будто специально созданного Творцом для воплощения многонациональной гармонии»?

Василий АКСЕНОВ, август 1991 года.

Предисловие к роману «Остров Крым», изданному в Симферополе в 1991 году.

В новейшей истории вхождение Крыма в Российскую Федерацию произошло спустя ровно 240 лет после его исторического присоединения к России в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году. Главная заслуга в окончательном решении Крымского вопроса принадлежала тогда нашему земляку Григорию Александровичу Потемкину. Жизнь еще одного известного человека связывает Смоленскую землю и Крым – П.С. Нахимова, выдающегося русского полководца, адмирала, защитника Севастополя.

Возвращение Крыма под крыло России разбудило дремавшее самосознание россиян. События на Украине и в Крыму заставили многих людей задуматься о том, что такое национализм, историческая справедливость, демократические принципы управления, братство, толерантность... Задуматься о том, что нас ждет завтра уже в новой политической и экономической ситуации; о том, как себя вести и что делать. Размышляя о Крыме, каждый россиянин свои рассуждения выстраивает, прежде всего, на основе личного опыта и впечатлений об этом уникальном уголке Земли.

Честно скажу, что я с радостью воспринял возвращение Крыма и не просто как наблюдатель исторически справедливого действия, но и как непосредственный участник событий, связанных с массовым переселением крымских татар в 1987-89 годах и первыми попытками украинизации Крыма в 1992 - 1993 годах после провоз­глашения суверенитета Российской Федерации. С 1986 года я жил и работал в г. Керчи в филиале Калининградского института рыбной промышленности и хозяйства. Впоследствии филиал превратился в крупное учебное заведение «морского» профиля Украины - Керченский государственный морской технологический университет. Те, кто сегодня переживает за украинскую собственность в Крыму, забыли о том, как в 1992 году российская собственность, в том числе интеллектуальная, в одночасье стала украинской. Так из российского вуза и мой институт превратился в украинский, что для преподавателей означало обязательное изучение украинского языка с целью преподавания на нем. Небольшой пример. Вместе с корпусами и учебными лабораториями собственностью Украины стал учебный трехмачтовый парусный фрегат «Херсонес». Исполняя обязанности директора филиала, в 1991 году я обратился в Министерство рыбного хозяйства СССР с предложением решить вопрос о передаче двух парусников - «Херсонес» и «Товарищ» (в то время практически бесхозных) Керченскому филиалу в качестве учебных судов. В начале 1992 года «Херсонес» был передан Керченскому филиалу - еще российскому вузу. В конце 90-х он был отдан в управление немецкой фирме (?), а с 2007 года в связи с отсутствием средств на ремонт стоит у керченского причала! В 1993 году я покинул Крым и вернулся, но уже не в РСФСР, а в другую Россию. Вернулся, так как не хотел менять советский паспорт на украинский.

Мирный характер суверенизации Крыма и последующего вхождения в состав России во многом определен сдержанной позицией крымских татар, что явилось следствием длительных и непростых переговоров. На сегодня заключено временное соглашение между властью и Меджлисом. Судьба свела меня с активистами крымских татар в 1988 году. В те годы наиболее активная часть репатриантов, из которых впоследствии выросли руководители национального движения, активно искали поддержку среди научной интеллигенции Крыма. С 1986 года я работал заведующим кафедрой Керченского филиала и заместителем директора по научной работе, а в 1991 году коллектив филиала избрал меня директором. В 1988 году мной был создан первый в Крыму научно-технический кооператив, а в 1989 году открыто Крымское отделение Союза приборостроителей СССР, которое я возглавлял вплоть до отъезда. Наверно, мое положение, пусть и не высокое, способствовало тому, что после моей первой встречи с активом крымских татар (по их инициативе) наши беседы о переселенческих проблемах стали регулярными. На первых порах репатрианты решали чисто хозяйственные вопросы размещения и трудоустройства. По просьбе крымских татар я разработал экономическую программу, направленную на встраивание переселенцев в деловую жизнь полуострова. Ее основой должна была стать экономическая ассоциации «Акрополь». С этой программой я выступил на курултае крымских татар, который состоялся 30 апреля 1990 года в Бахчисарае. Выступления участников курултая касались оценки текущего положения переселенцев и первоочередных задач.

Съезд проходил в большом брезентовом шатре, установленном на участке одного из переселенцев. В съезде приняли участие гости из соседних кавказских республик. Здесь я познакомился с руководителем национального крымско-татарского движения (НКТД) Мустафой Джамилевым. В хозяйском доме женщины готовили национальные татарские блюда и по очереди кормили многочисленных гостей. После моего выступления мы с Мустафой Джамилевым ужинали в доме хозяина за большим и единственным столом, ели татарские национальные пельмени, удивительно маленькие по размеру и очень вкусные.

Официально первым в новейшей истории все же считается курултай, проведенный в конце июня 1991 года в Симферополе, поскольку на нем был избран Меджлис, который возглавил Мустафа Джамилев. К сожалению, решения этого курултая, подогретые антисоветскими настроениями, носили открытый националистический характер. Так, съезд объявил Крым национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение, и провозгласил, что возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. Другими словами, ставилась цель образовать в Крыму государство крымско-татарского народа. Было также сделано заявление о том, что, земля и природные ресурсы Крыма являются основой национального богатства только крымско-татарского народа и не могут использоваться помимо его воли. Эти решения нарушили возможность конструктивного диалога Меджлиса и власти всех уровней - от Крымской АССР, УССР и СССР.

Экономическая программа вызвала интерес и была одобрена, но, как и многие проекты тех лет, не была осуществлена из-за развала Советского Союза. На съезде я познакомился с группой ученых из грозненского Нефтехима. Профессор Д. Кенженов подарил мне исследование Центра независимой экспертизы о репатриации крымских татар с надписью: «Надеюсь, это исследование сослужит Вам добрую службу в Вашем начинании». Но начинание не успело развиться в серьезный проект. В 1992 году Крым фактически выпал из экономического пространства и России, и Украины. Заводы и предприятия, в том числе рыбной промышленности, практически встали, а зимой 92-93 годов были фактически разрушены системы тепло, газо- и электроснабжения полуострова. Были дни, когда в Керчи пищу приходилось готовить на кострах.

Жизнь в Крыму и последующие связи с керченскими друзьями позволяют мне высказать свои суждения о сегодняшней обстановке и проблемах, вставших перед нами после присоединения Крыма к России. В сознании многих людей эти проблемы носят, прежде всего, экономический характер. Безусловно, экономические проблемы Крыма легли на плечи России, но для самого Крыма, как и для любого российского региона, в них нет ничего нового. Проблемы, связанные с водой, электроэнергией и даже строительством моста стояли и в советское, и в украинское время. Но сегодняшнее состояние водоснабжения полуострова мне совершенно непонятно. Северо-Крымский канал был построен во времена СССР не для Украины, а для Крымской области, и, если Россия - право-приемник Союза, его использование должно каким-то образом согласовываться с Правительством России. (Постановление о строительстве Северо-Крымского канала было принято в 1950 году, когда Крымская область входила в состав РСФСР. Более десяти лет шли исследовательские и изыскательские работы, а в феврале 1961-го года строительство Северо-Крымского канала было объявлено всенародной (союзной) стройкой). Почему сегодня проблемы водоснабжения рассматриваются в рамках отношений Крым - Украина, а не Россия - Украина? Или Крым еще не Россия? Почему газ Украине мы не перекрываем, несмотря на неоплату, а жизненно важный ресурс - воду для полуострова позволяем перекрыть. По-моему, как раз здесь, мы и должны проявить экономическую волю и дипломатическую решительность. Непонятны также разговоры о возможном отключении электроэнергии, которую Крым получает от атомной электростанции, технологически целиком зависящей от России. Но кое-кто уже заговорил о кубанской воде (абсурдный проект) и кубанской электроэнергии, видимо, в надежде на государственную копейку в собственном кармане. Одно только строительство моста (перехода) через Керченский пролив обойдется казне по предварительным оценкам в 200 млрд. рублей, а на самом деле потребует значительно большей суммы. Почему в данном случае не использовано право международного сервитута? Ведь в Калининград мы ездим даже через «шенгенскую» Литву. Сегодня в первую очередь нужно думать о людях, которым мы вселили надежду на лучшую жизнь, и любыми способами сохранить в неприкосновенности то, что они уже имеют - и тепло, и воду, и электроэнергию, и транспортные магистрали. Украина наш сосед навеки, и с ней рано или поздно придется наладить добрососедские отношения.

Конечно, с политической точки зрения скорость решения крымских проблем должна быть выше, чем в других регионах. Но одна из первых задач, которую предстоит решить, с моей точки зрения, связана с крымскими татарами и носит как экономический, так и правовой, и геополитический характер. Пора не на словах, а на деле решить проблемы коренного населения Крыма, создав условия для оформления земли, строительства жилья и инфраструктуры крымско-татарских поселков, создать рабочие места, которые решили бы проблему трудоустройства крымских татар. Пора перейти к конструктивному диалогу с крымско-татарским населением. Нужно восстановить то межнациональное единение, которое было традиционным для Крыма не одно столетие. Но, чтобы выстроить новые отношения или восстановить забытые старые, нужно знать исторические корни сегодняшних проблем.

11 мая 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление, согласно которому крымские татары насильственно были выселены из Крыма. В то время они составляли 19,4% к общему числу населения Крымской АССР (сегодня их 12%). 18 мая 1944 года более 180 тысяч крымских татар были погружены в вагоны и вывезены в различные районы Средней Азии и Сибири. 21 ноября 1947 года Совет Министров СССР принял постановление «Об уголовном наказании за побег с места спецпоселения граждан крымско-татарской национальности сроком на 20 лет каторжных работ». Переход из одного района в другой без разрешения коменданта считался побегом.

Первые попытки переселения были сделаны после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму». Этим Указом с крымских татар было снято необоснованное обвинение в пособничестве фашистским оккупантам. Татарам предоставлялась возможность проживать на всей территории страны. Однако сохранились административные барьеры на пути репатриации, которые смогли преодолеть немногие из крымских татар. Известен случай, когда уже в 1967 году из Крыма были выдворены «за нарушение паспортного режима» многие из прибывших татар. Менее 10% от числа ныне живущих в Крыму крымских татар возвратились на родину до 1979 года. С 1979 года по 1985 год ручеек переселенцев практически пересох.

Массовое стихийное переселение началось с середины 1987 году. С этого времени в течение менее двух лет по официальным данным в Крым прибыло более 50 тыс. человек. Крым не был готов к резкому переходу от политики противодействия переселению к приему большого количества людей. Местные власти не смогли разработать приемлемую программу приема крымских татар ни на краткосрочный, ни долгосрочный период, поэтому переселение происходило стихийно и привело к чрезмерному росту социальной напряженности, как в среде местного населения, так и среди репатриантов. Вот почему руководители НКТД стали обращаться за помощью к прогрессивной интеллигенции, которая понимала неизбежность репатриации и необходимость скорейшего решения проблем, связанных с переселением. Главные задачи, которые нужно было решить, - выделение земли и трудоустройство. Но более важной была задача адаптации крымских татар в совершенно новое по сравнению с довоенным периодом общественное пространство.

Вот краткая антология событий того времени, связанная с переселением крымских татар. 23 июня 1990 года справила новоселье первая крымско-татарская деревня. Она построена на землях, выделенных местными органами власти для крымских татар, возвращающихся на родину. Это - редкий случай.

10 августа 1990 года в Симферополе представители трудовых коллективов города провели пикетирование здания областного Совета народных депутатов. Они требовали призвать к порядку крымских татар, самовольно захватывающих земли в пригородах и селах. Для противодействия этим акциям жители их создали ассоциацию «Крым».

В ноябре 1990 года группа из 46 человек, среди которых 12 женщин, прибыла в Евпаторийский горсовет с требованием закрепить за переселенцами 140-гектарный участок земли, на котором уже вырос палаточный городок Исмаил-Бей, и незамедлительно прописать всех его обитателей. Власти ультиматум не приняли. В ответ более 100 татар разместились в здании горсовета, у них появились бутылки с горючей смесью. Разрядить обстановку помогли представители Совета Министров УССР и Верховный Совет СССР.

17 июня 1992 года группа крымских татар захватила здание комитета по делам депортированных народов при Совете Министров Республики Крым. Они потребовали от комитета предоставления финансового отчета, куда идут денежные средства, выделяемые Украиной на возвращение и обустройство крымско-татарского народа.

1 октября 1992 года около села Красный Рай близ Алушты был снесен незаконно возведенный татарами поселок. Произошла серьезная стычка с милицией. Несколько десятков крымских татар было арестовано. В ответ на действия властей меджлис крымско-татарского народа объявил об общей мобилизации и выступил с требованием «немедленно освободить арестованных, привлечь к уголовной ответственности руководителей и исполнителей кровавой акции в селе Красный Рай». Несколько тысяч человек, собравшихся у здания Верховного Совета Крыма, попытались взять его штурмом. В результате конфликта пострадало более 60 обороняющихся и 10 нападающих. Один крымский татарин получил огнестрельное ранение. Относительное спокойствие в Симферополе установилось лишь 6 октября, после освобождения из-под стражи 26 крымских татар, задержанных во время конфликта под Алуштой. В ответ в январе 1992 года была образована Республиканская комиссия по делам депортированных народов Крыма. Но это мало что изменило.

В середине 90-х в действиях крымских татар стали проявляться националистические черты. 14 июня 1995 года состоялось пикетирование здания правительства Крыма крымскими татарами под предводительством лидеров националистической партии «Адалет». Пикетчики требовали обеспечить крымских татар работой и жильем, предоставить гражданство всем репатриантам, вернувшимся в Крым, возвратить конфискованные при депортации дома и имущество, предоставить земельные участки для строительства и создания фермерских хозяйств. Если президент Украины не согласится встретиться с представителями меджлиса, заявили пикетчики, то будет проведен всекрымский митинг татар и начнутся акции неповиновения.

Мало кто знает о том, что борьба крымских татар за свои права с переменным успехом продолжается до сих пор. Многие из тех, кто сегодня обсуждает проблемы Крыма, вряд ли смогут ответить на вопрос: а кто такие крымские татары и чего они хотят? Поэтому немного Истории.

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье: тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские тюрки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде. К середине XIII века Крым был завоеван монголами под предводительством хана Бату и включен в состав Золотой Орды. В ордынский период в Крыму появились представители родов Ширин, Аргын, Барын и др., составивших затем костяк крымско-татарской степной аристократии. К этому же времени относится распространение в Крыму этнонима «татары» - этим общим именем называли тюрко-язычное население созданного монголами государства. Таким образом, историческим ядром крымско-татарского этноса считаются тюркские племена.

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства, которое существовало с 1441 года до 1783 года. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской Империи и было ее союзником. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымско-татарской культуры, искусства и литературы. Классик крымско-татарской поэзии той эпохи - Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырылмы - конец XII века (до ордынский период) и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае.

Теперь попробую кратко охарактеризовать этнические группы крымских татар до их депортации, в довоенный период. Обычно выделяют три основные этнографические группы крымских татар: степные татары, татары гор и предгорий, южнобережные татары. Крымские татары южного берега Крыма - «ялы-бойлю». Это название означает «прибрежные». Они составляли более 60% населения района. Язык относится к огузо-сельджукской группе, очень близок к турецкому. Основные диалекты - судакский, балаклавский, ялтинский. Своеобразны жилища южнобережных татар. Они делались из неотесанного камня, имели плоские крыши, отличались неправильным расположением комнат. Отмечается большое сходство этих жилищ с домами северо-кавказских горцев. Основными занятиями южнобережных татар были: виноградарство, табаководство, садоводство, огородничество. После революции развилось татарское виноделие, сдерживавшееся религиозными запретами. Встречалось скотоводство и даже хлебопашество, хотя их значение резко падало в связи с высокой доходностью других видов деятельности, прежде всего табаководства. Южнобережные татары всегда были наиболее обеспеченной и культурной группой татар. Эта разница лишь усилилась с ростом курортов, привлекших в курортное хозяйство значительное число татар.

Татары гор и предгорий обычно назывались «тат» и «татлар». Составляли около 50% населения своего района, местами до 75% (Бахчисарайский район). Язык генетически относится к кипчако-половецкой группе, однако, впоследствии в нем усилилось турецкое влияние, появились греческие, готские, арабские слова. Именно этот диалект лег в основу единого крымско-татарского языка. Жилище отличалось от южнобережного. Часто встречались узкие, вытянутые, приземленные постройки из дерева и глины. Горные татары отличались как наиболее ортодоксальные мусульмане, хотя в быту отмечались христианские и языческие архаизмы. Заметно сходство в образе жизни с северо-кавказскими горцами. Важным отличием этой группы татар являлось то, что именно в предгорьях располагались города-центры татарской культуры и ремесла. В городах занятиями татар были следующие ремесла: производство войлока, выделка медной кованой посуды, токарное производство, кожевенное дело, в частности выделка сафьяна и др.

В селах основными занятиями были: садоводство и огородничество, имевшее товарное направление, и табаководство. Произраставшие сорта считались хуже южнобережных, однако доходы все равно были высокими и посадки табака неуклонно росли; зерноводство постоянно сокращалось, как и традиционное для гор овцеводство; лесной промысел (выпалка древесного угля, заготовка и доставка дров, а также бортничество) имел большое значение в связи с недостатком земли.

Степные татары - «ногаи» или «мангыт» – составляли до 25% населения степных районов. Язык входит в кипчако-ногайскую подгруппу и близок к языкам каракалпаков, казахов, ногайцев, однако постепенно сблизился с основными диалектами крымских татар. Делился на евпаторийский и керченский говоры. Жилища очень сходны с зимними домами туркмен, казахов, ногайцев Кавказа. Строились из саманного кирпича, ракушечника, глины. В культуре заметно сходство с культурой тюркских кочевых народов СССР, татар Поволжья. Отмечались языческие архаизмы. Основными занятиями степных татар было земледелие и скотоводство. Их хозяйственный уклад претерпел наибольшие изменения и подвергся сильному разрушительному воздействию иноэтничной колонизации. Отторжение земель, эксплуатация татар, выталкивание их в эмиграцию и быстрое развитие товарного зернового хозяйства, разрушили традиционное скотоводческое хозяйство степи. Ничего из перечисленного традиционного хозяйства крымских татар на сегодня попросту нет.

На протяжении последних веков имел место процесс слияния отдельных групп татар в единую народность. Особенно это заметно по интенсивным языковым процессам. Появилось и общее самоназвание крымских татар - «крымлы». Много общего появилось в материальной культуре - это и одинаковое внутреннее убранство домов, и медная кованая посуда, и распространившийся из Малой Азии тип двухэтажного жилища с террасой, и одежда. Существовали практически единые для всего Крыма праздники, обряды, свадьбы и похороны. Полагаю, что после переезда интеграционные процессы только усилились.

К концу XV века были созданы основные предпосылки, приведшие к формированию самостоятельного крымско-татарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи. Тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрел статус государственной религии на всей территории полуострова. Преобладающее половецко-язычное население, исповедующее ислам, получило имя «татары». Дальнейшие процессы ассимиляции и консолидации пестрого этнического конгломерата привели к появлению крымско-татарского народа. В течение нескольких столетий сложился крымско-татарский язык на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием.

Крымско-татарский вопрос встает на первое место в процессе становления нового Крыма. Нежелание своевременно и всесторонне решать проблемы крымских татар в прежние времена привело к тому, что в действиях крымско-татарских лидеров стал проявляться национализм, появились радикальные течения. Национализм крымских татар намеренно подпитывался украинскими властями с начала 90-х годов для того, чтобы удержать Крым в пределах своей территории, по принципу: «разделяй и властвуй». Думаю, что в новых условиях любая украинская власть будет использовать крымских татар для дестабилизации жизни в Крыму.

Нужно отметить, что национализм крымско-татарских переселенцев не строился на ксенофобии, а был продиктован борьбой за права народа, изгнанного, но вернувшегося в родной дом, борьбой за сохранение языка и культуры этноса. В свое время «оранжевое» руководство Украины пыталось в еще большей степени, чем их предшественники, расширить и углубить искусственно созданные межэтнические и межконфессиональные противоречия. В «оранжевый» период на территории Крыма развернулась деятельность экстремистской исламской партии «Хизб-ут-Тахрир», запрещенной в большинстве стран мира. Для подавляющего большинства простых крымчан идеи национальной или религиозной исключительности неприемлемы, поэтому отношения местного русскоязычного населения с репатриантами до сих пор остаются сложными. И все же конфликты возникают, в основном, в тех случаях, когда закон, который должен регулировать какой-то процесс, к примеру, связанный с землей, или отсутствует или бессилен из-за своего несовершенства.

Думаю, что рано или поздно крымчане преодолеют все трудности, и жизнь наладится. Правда, вместе с надеждой на построение светлого будущего в Крыму, есть у меня и некоторые опасения - как бы вместо того, чтобы решать насущные, исторически назревшие проблемы Крыма, российские нувориши, пресытившиеся российскими богатствами, как всегда алчно и беспринципно не приступили к разделу нового беззащитного экономического субъекта - Крымского полуострова. Или все же острова, который оторвался от Украины, но еще не доплыл до России?

P.S. «Лучников с усмешкой наблюдал за трудом юного энтузиаста, который висел паучком на середине стены и завершал огромный лозунг КОММУНИЗМ – СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» (Аксенов В. Остров Крым).

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

6-202-2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.