Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2014 № 06 (166) Июнь 2014 г. ПОЛЁТ ПО ЗВЕЗДНОЙ ТРАЕКТОРИИ

ПОЛЁТ ПО ЗВЕЗДНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ

Александр МЕЛЬНИК, Обозреватель

Продолжение. Начало в №4 (164)

СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПОИСКЕ

- Хотя проектно-исследовательской деятельностью занимаются давным-давно в российском образовании, сейчас мы говорим о принципиальном изменении самого подхода. Главный наш результат - не работы призеров, хотя они даже на республиканский уровень выходят, а суть в том, что наши дети, выполняя исследования, достигают успеха. Они приобретают навыки работать с информацией, самостоятельно добывать ее, интерпретировать в своих интересах и получать нужный результат. Это те умения, которые очень важны для будущего.

Кандидат педагогических наук, заместитель директора школы №35 Елена Викторовна Лестева с научной точки зрения раскрывает особенности учебного процесса, который здесь организован:

- Раньше новаторский подход применяли лучшие учителя страны. Сейчас в рамках новых федеральных образовательных стандартов предполагается при осуществлении проектно-исследовательской деятельности создание условий для самореализации ребенка. Идти вслед за ребенком, от его интересов. Понятно, тут огромную роль играет человеческий фактор. Мы буквально на днях с Ириной Павловной Терлецкой говорили о том, как вовлечь детей...

Ирина Павловна приняла участие в нашей беседе с заместителем директора Лестевой и привела пример:

- Возвращаясь с городского Дня науки, мы с победителем Владом Волковым размышляли о том, что ему было бы интересно исследовать на следующий год. И я ему предложила тему: история Чуриловского оврага. Он тут же откликнулся: «Да, да. Там же археологи проводили раскопки. Были найдены остатки храма, изразцы, фрагменты фресковой росписи». Он уже в теме. И вот это мне дало основания настаивать, что раз у тебя уже есть первичная накопленная информация, то почему бы не продолжить. Теперь задача найти ученых, краеведов, которые в этой теме сведущи. И он найдет контакт. Если он нашел его, проводя предыдущее исследование, то, естественно, способен и в этот раз.

- Это вы зерно посеяли, которое начало прорастать?

- Там семья еще. Это очень нужно, чтобы в единстве: семья, личность ребенка и учитель, чтобы они совпадали. И тогда возникает вектор развития, направленный как раз на личностный рост. И семья над этим работает. И глубокий интерес к исследованию самого ребенка. Плюс учитель, который уловил вот это дуновение, вот это движение и понял, в каком направлении давать творческий рост, перспективу. Исследовательская деятельность является средством для развития личности.

- Действительно, если дети чувствуют, что им будет интересно, их одних не оставят, и они что-то для себя приобретут, тогда возникает у них уверенность, - поддерживает Елена Викторовна Лестева. - Есть такое понятие, как «педагогическое сопровождение», когда ребенок ощущает чувство локтя. Вот я иду рядом с тобой. Но ты сам, у тебя все получится. Я тебя просто веду. Если у тебя есть трудность, я тебе просто плечо подставлю. И вот это максимальное создание условий к самостоятельной деятельности приводит к тому, что им это нравится. Появляется мотивация. Хочется этим заниматься и получать удовольствие от самостоятельного поиска.

- Аня Королева и Софья Михайлова, - продолжает Ирина Павловна Терлецкая, - это те дети, которые успешно работают в направлении исследовательском. Я с седьмого класса с ними. Они начинали с малого - с небольших тем, с вопроса: «Почему так?» Потоки информации. Критически отнестись к ней, проанализировать, свою версию выдвинуть: «Я думаю...» Вот эта первая фраза, словосочетание «Я думаю»» - оно для меня сигнал. Это те дети, у которых есть возможность роста. Задавшись целью выяснить, почему так, они имеют намерение искать исчерпывающий ответ.

- Чем бывает вызван интерес?

- Это рождается на уроках. Вот идет урок. Изучаем мы становление христианства, принятие христианства на Руси. И я задаю вопрос: «Ребята, вы считаете, что двоеверие сохранилось сегодня - в сознании, в семье, в укладе? Они задумались и стали говорить, что на Пасху по-прежнему почему-то люди приходят на кладбище с едой, расстилают рушник на могилке. «Ребята, это язычество, это и есть проявление двоеверия». А блины, а чучело, сжигаемое на Масленицу. Говорю: «Вот интересно бы исследовать, сколько же вообще существует еще в семьях таких укоренившихся традиций. Просто задаю вопрос. Кидаю вопрос в воздух, сама размышляя над ним. И им предоставляю судить. Софья тут же подхватила, говорит: «Точно, можно исследовать». Реакция у ребенка мгновенная. Вопрос вроде в воздух всему классу, а тот, у кого есть склонности, кто уже попробовал себя и получилось, тот сразу понимает, что нужно писать работу.

- Это один вариант, когда идею подхватывают, - развивает тему разговора Елена Викторовна Лестева, - а есть другой аспект, когда ребенок проявляет инициативу: а можно вот это? Отталкиваясь от идеи, ребенок тут же дает свой вариант. Искусство учителя суметь пойти за ним...

- Не упустить, не пропустить реплику, движение души, поддержать порыв. С этого начинаются шаги к успеху. И того, кто добился его, мы с гордостью поздравляем в присутствии всего коллектива, говорим о том, что он преодолел себя, свой страх, свою неуверенность, свою лень, может быть. И вот он, результат. Надо видеть глаза многих, которые могли, но почему-то не шагнули. И уже в следующий раз, когда есть какой-то конкурс, они смелее. Во-первых, легче идти по пути проторенному, а, во-вторых, есть вот эта подростковая состязательность: он смог, и я смогу. Главное - поддержать всех.

И мне пришла на память фраза: «Класс с горящими глазами». Ее произнесла Елена Викторовна Лестева в момент моей встречи с десятиклассниками - призерами и победителями различных конкурсов и смотров.

Елена Викторовна рассказывала мне, что в школе открыта муниципальная экспериментальная площадка, которая называется «Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся как основа их обучения и развития». Она - научный руководитель этой площадки. И потому примеры из практики Ирины Павловны Терлецкой наглядно иллюстрировали характер и эффективность такого сопровождения.

- Главное, зачем я сюда пришла, - поделилась кандидат педагогических наук Лестева, - создать условия для того, чтобы учителя могли качественно, с желанием, творчески работать с учениками.

- Состоялся городской День науки по секции «География», - снова приводит пример Ирина Павловна Терлецкая. - Пришла Елена Викторовна. Мне это было приятно и значимо, что вчера выступили дети, а на следующий день приходит кандидат наук, заместитель директора и говорит : «Ребята, я вас поздравляю. Я благодарю вас». Не важно даже, какой результат. Важно внимание.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

- Моя радость в том, что команда сформирована, которая целенаправленно работает, - Лестева не скрывает эмоционального настроя. - Творческая группа по реализации исследовательской тематики результативна. Очень радует, что в этом году ко мне уже четверо подошли: «А можно с вами?» Я говорю: «Пожалуйста, можно, всем».

Что мы пытаемся реализовать в рамках муниципальной площадки и на что я нацеливаюсь? Это - система работы от начальной школы и заканчивая выпускниками. Факультативный курс «Умники и умницы» в начальных классах, который внедряли заместитель директора Наталья Анатольевна Путинцева, учителя Галина Алексеевна Пасечных и Галина Игоревна Яковлева, теперь каждый учитель ведет в своем классе. Детей учат работать с информацией, решать творческие задачи.

Почти вся начальная школа участвует в «Эрудит-марафоне учащихся», который проходит в Екатеринбурге. Наша Наталья Анатольевна Путинцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, это направление курирует. Дети выполняют творческие задания. Посылаем их в Екатеринбург. Мы в регионе давно и прочно занимаем первое место.

Потом, когда наши воспитанники приходят в пятые-шестые классы, на более высоком уровне учатся анализировать. В этом учебном году мы ввели в пятых классах такой специальный курс «Основы учебно-познавательной деятельности». Целенаправленно прививаются навыки сравнивать, классифицировать, моделировать, аналитически оценивать. Курс веду я во всех пятых классах. У нас один урок в неделю такой.

В шестых классах заложили в программу «Основы проектно-исследовательской деятельности». Тоже один час будет у всех в следующем году.

Таким образом, в среднем звене учащихся постепенно выводим на более сложный уровень. По новым стандартам все дети в девятом классе должны будут защищать итоговый индивидуальный проект. Если к этому не готовить, то как мы на это выйдем?

И в старших классах выполняются индивидуальные работы, которые дети создают с учителями, близкими им по духу, с теми, с кем они хотят сотрудничать. Мы стараемся идти именно за желаниями детей, учитывая, с кем им интересней было бы работать. Как правило, это все решается на уровне совместного выбора руководителя-педагога и исследователя-ученика.

Это первая линия преемственности снизу доверху. Может быть и вторая, обязательная, на мой взгляд. Имеется в виду индивидуальное сопровождение проектно-исследовательской деятельности в течение ряда лет уже за пределами урока.

Мы же прекрасно понимаем, что школьное исследование - это не всегда открытие. Это открытие для ребенка. Мы говорим: это субъективная новация, то есть человек открывает, прежде всего, для себя, приобретая опыт и совершенствуясь. И потому эти открытия, закладывая потенциал, может быть, еще послужат и науке.

СРЕДА ПОНИМАНИЯ

- В процессе сопровождения исследовательской деятельности - роль директора школы огромна, - утверждает Елена Викторовна Лестева. - Директор Дагмара Михайловна Иванникова обеспечивает поддержку. Когда мы говорим слово «поддержка», подразумеваем условия сопровождения. Помощь, если она нужна тебе, оказывается. И моральная, и материальная. Сейчас цветной принтер приобрели. Кому надо, тот и пользуется. Все мои предложения получают одобрение. Поддержка руководителем твоих дел, которые ты начинаешь, очень много значит. Конечно, я советуюсь, если намечаю какое-то мероприятие. Я его планирую полностью, потом иду к Дагмаре Михайловне, поскольку практик с таким богатым опытом чувствует нюансы, которые не всегда видны.

Беседуя с Еленой Викторовной Лестевой, я узнал, что, оказавшись в Смоленске, она, жена военного, устроилась преподавателем в систему среднего профессионального образования. В Сибири, откуда приехала, работала в школе с углубленным изучением предметов. И школа для нее была и предпочтительна, и привлекательна.

- Я сюда пришла, потому что много слышала об этой школе. Сложилось благоприятное впечатление даже по разговорам. Стоило только сказать: «Школа №35...» Тут же следовало: «Все понятно, там директор Дагмара Михайловна...» Имидж школы такой, что я больше ничего не искала. Это направление мне полностью было доверено. А сейчас я считаю, что мы просто работаем. Работаем вместе. Здесь уникальная среда, в школе этой. Очень комфортно работать. От Дагмары Михайловны редко кто уходит, кто в эту команду попадает.

Классный руководитель 10 «а» класса Раиса Дмитриевна Дивакова вспоминает:

- Я пришла сюда, в тридцать пятую школу, к Дагмаре Михайловне. Она стала выяснять, где я работала раньше. Я ей говорю: «Я работала в Валдае. Есть там замечательная Яжелбицкая школа. По легенде, когда на холм поднялся воин, то произнес: «Я желаю биться», добавив: «И жить». Потому что там красота необыкновенная. Дагмара Михайловна говорит: «И я в этой школе работала».

Мне было известно, что муж Раисы Дмитриевны был офицер. И я спросил:

- У Дагмары Михайловны тоже муж военный?

- Тоже муж военный.

Елена Викторовна Лестева заметила:

- У нас, пожалуй, у половины учителей школы мужья военные. У меня ракетчик.

- Мы тоже были в ракетных войсках, имели отношение...

Так и было сказано: «Мы». Раиса Дмитриевна себя не отделяла от служения Отечеству.

- ...Муж Ирины Павловны Терлецкой и мой муж были друзьями. На юбилее школы нашей они познакомились. И вообще не разлучались. Мы сидим с Ириной Павловной, в двенадцать ночи работаем. Мужья приходят к нам вдвоем, два подполковника, садятся здесь и говорят: «Зачем мы это выбирали?»

Шутливая подоплека вопроса понятна. И горделивость налицо. Такая самозабвенность спутниц жизни достойна уважения.

- Вот это среда военных городков, - делает вывод Лестева. - Она сплачивает. Понимание долга и ответственности. Мужья приходили к нам, женщинам-учителям, и помогали.

- Самое главное, что помогали, - поддерживает Дивакова. - И понимали. Понимание нашей работы, которое не имеет границ никаких, - это, конечно, великая вещь.

ИЗ ЖИЗНИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

- Мы едем завтра утром, - отпуская класс, предупредила Раиса Дмитриевна Дивакова. - Город посмотрим. Заедем в Великий Новгород. Мы там будем целый день. Посмотрим все, что возможно. И так как в десятом классе сейчас изучается творчество Достоевского, его «Преступление и наказание», посетим Старую Руссу. Мы там побываем на экскурсии.

Десятиклассники, довольные, поспешили на выход. Раиса Дмитриевна, обращаясь ко мне, сообщила:

- Мы очень много путешествуем. Потому что это тоже исследовательская работа своего рода. Посещаем дворянские гнезда, где жили писатели и поэты. Совершаем поездки и по России, и по Европе. В Европе были в Австрии, Чехии, Германии, во Франции... К классу примыкают родители. Потому что родители в этом принимают активное участие. Если стоит вопрос, что купить ребенку - планшет или поехать за границу, выбирают поездку. И оттуда ребята приезжают, конечно, вооруженные в плане искусства, архитектуры, литературы. И потом они здесь уже начинают вникать более глубоко, начинают исследовать.

Рассказала Раиса Дмитриевна о сотрудничестве с библиотекой имени А.Т. Твардовского, о многолетнем взаимодействии с Верой Владимировной Троховой. «Замечательный человек, который предоставляет познавательную информацию и в плане литературы, и в плане искусства, и в плане исследовательских интересов». Дети принимают участие в мероприятиях, которые проводит библиотека, турнирах эрудитов. На недавнем таком турнире, посвященном писателю-фантасту Александру Беляеву, второе место заняли. Перед этим успешно выступили в лермонтовском турнире.

И не удивительно. Викторины проводятся даже в поездках. Будь то за границу, будь то по России. Вот побывали школьники на экскурсии. И по дороге масса вопросов по теме экскурсии, по сведениям и фактам, под впечатлением которых дети находятся.

- Ребятишки очень любознательные. Все время стремятся вперед. Никогда не стоят на месте. И очень дружные. Они друг друга всегда поддерживают. К нам попадали дети трудные, с непростыми судьбами. Они их сами выправляли. И потому я благодарна детишкам, которые чувствуют, когда нужно подставить свои руки.

Глубокая внутренняя культура, которая закладывается в столь юном возрасте, формирует нравственные основы. Раиса Дмитриевна Дивакова торопится выплеснуть благодарные чувства:

- Они очень чистые натуры, эти дети. Они не способны обманывать. Они чувствуют и воспринимают мир по-доброму. Они устроили мне тринадцатого марта, в мой день рождения, настоящий праздник. Пришли без десяти семь утра к моему дому. Поставили свечи на ступеньки, бенгальские огни. Чай принесли горячий в термосах. Я вышла в полвосьмого, они встретили дружным возгласом: «Поздравляем!» Они необыкновенные дети. Потому что у них души незамутненные.

«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

- Коллективный проект «Реликвия семьи» получил в этом году неожиданное развитие, - стала рассказывать Ирина Павловна Терлецкая о патриотическом движении, в которое включились учащиеся школы. - Это уже Всероссийская акция «Бессмертный полк». В истории семьи всегда есть что-то, связанное с горечью войны. Кто-то в боях рисковал жизнью или же не вернулся с полей сражений. Кто-то потерял свое здоровье, будучи в эвакуации и работая на заводах. Кто-то попал в оккупацию и испытал ее ужасы. Стойкость колоссальная. И старт этой акции на Смоленщине дал народный артист Советского Союза Василий Лановой, который приезжал сюда.

Ирина Павловна воодушевляется:

- И восьмого мая в Москве, в четыре часа дня, на Поклонную гору выйдут участники с портретами своих родных. Вот тех, воевавших, тех, пострадавших, тех, на чьих плечах была достигнута Победа. И мы решили присоединиться к этой акции. Шестиклассники, десятиклассники уже заряжены. Идет подготовка. Они приносят портреты деда, прадеда, своего родственника, которые в достижение Победы внесли свою лепту. Представляете, сейчас обнаружилось, что в некоторых семьях есть фронтовые треугольники. Письма военной поры есть. Казалось бы, все по музеям роздано.

Перед моим мысленным взором предстают шестиклассницы Оксана Протаскина и Юля Литвиненко, которые мне рассказывали о своем участии в акции.

- Вот шестиклассники. Они уже приносят материалы - результат вечерних разговоров о том, кто мой прадед. Ищут фотографии, пишут мини-сочинения. Всю информацию, которая только сохранилась в семье, собирают. Во-первых, это останется в семейном архиве. Во-вторых, мы надеемся, наши дети в праздник Победы поднимут над головами портреты своих родных на планшетах, которые сделаем на трудах. Восемьсот детей гордо их пронесут перед школой. Мы примкнем к городскому торжеству, к колоннам смолян.

- Шестой класс - это ваш?

- Вся параллель моя. Все шестые классы. И они заняты этим проектом. Идея блестящая. Уже потому, что вникают в историю. Для детей семьдесят лет необыкновенно длинный маршрут. И это становится для них уже глубокой историей. Оживить, всколыхнуть гордость - способ исключительно благотворный. И когда Кирюша Алисов расспросил прадеда и статью мне из газеты о нем принес - вот предмет гордости. Вот оно - патриотическое воспитание. Надо читать стихи - согласна. Надо петь песни и ходить строем - может быть. Но вот это дороже.

- Через себя, - сказала Елена Викторовна Лестева.

- Через себя, - повторила Ирина Павловна Терлецкая, - через свою семью.

- Это тоже класс с горящими глазами.

Высокая эта оценка в устах заместителя директора Лестевой теперь относилась к шестиклассникам.

ЗВЕЗДА В СОЗВЕЗДИИ ОРЛА

Мы стояли у стенда научного общества с влекущим и заманчивым названием «Альтаир». Елена Викторовна Лестева рассказывала, что был объявлен конкурс на название научного общества. Дети выбрали эту звезду как притягательный символ.

Звезда первой величины!

Не где-нибудь - в созвездии Орла!

Какой глубокий смысл!

И это предложили дети. Это ли не свидетельство их эрудиции? Безусловно, да!

Я спросил, почему школа до сих пор не обрела статус гимназии.

- В нашей школе нет предварительного отбора. Очень важно дать возможность творческого роста всем детям. Не элиту растим. Ведь это трудно в массовой школе. В этом смысле наша идея проектно-исследовательской деятельности способствует реализации способностей детей обыкновенных. И через увлеченность развиваем стремление к поиску. Мы стараемся создать для них условия, максимально способствующие развитию личности. И вот этот позитивный настрой на успех его и обеспечивает.

А Ирина Павловна Терлецкая была лаконична. Смысл ее утверждения неотразим: одно дело - работать с одаренными детьми, а получать такие же результаты в школе спального района - совсем другое дело. Не простое, разумеется.

- Двадцать пятого февраля у нас состоялся «круглый стол». Мы пригласили в нашу школу представителей всех школ Смоленска и областных школ, с кем у нас была связь. Приняли участие более шестидесяти человек. Представлены были Дорогобужский район, Вязьма, Сафоново... Словом, заинтересованные участники собрались, чтобы обсудить школьную проектно-исследовательскую деятельность как средство развития детей. Получился очень серьезный разговор, - удовлетворенно констатирует Лестева и продолжает:

-Это было первое мероприятие, где мы использовали возможность поделиться нашими наработками и заодно позаимствовать опыт коллег. Провели анкетирование с целью выяснить, какие еще вопросы интересуют педагогов. Чтобы в дальнейшем организовывать мероприятия в соответствии с тем, что учителя хотели бы увидеть и услышать. И, я думаю, что в следующем учебном году мы обязательно проведем мастер-классы. Хотели бы показать опыт той же Ирины Павловны Терлецкой, той же Раисы Дмитриевны Диваковой, продемонстрировать факультативный курс «Умники и умницы» в начальной школе.

Будем работать. И наши дети, хочется верить, будут членами общества сознательными, активными и патриотически настроенными.

На такой оптимистической ноте закончилось мое знакомство с академией искусства учителя в стенах школы №35 города Смоленска.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

01_03-187-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.