ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ
Александр МЕЛЬНИК, Обозреватель
Продолжение. Начало в №4 (164)
СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПОИСКЕ
- Хотя проектно-исследовательской деятельностью занимаются давным-давно в российском образовании, сейчас мы говорим о принципиальном изменении самого подхода. Главный наш результат - не работы призеров, хотя они даже на республиканский уровень выходят, а суть в том, что наши дети, выполняя исследования, достигают успеха. Они приобретают навыки работать с информацией, самостоятельно добывать ее, интерпретировать в своих интересах и получать нужный результат. Это те умения, которые очень важны для будущего.
Кандидат педагогических наук, заместитель директора школы №35 Елена Викторовна Лестева с научной точки зрения раскрывает особенности учебного процесса, который здесь организован:
- Раньше новаторский подход применяли лучшие учителя страны. Сейчас в рамках новых федеральных образовательных стандартов предполагается при осуществлении проектно-исследовательской деятельности создание условий для самореализации ребенка. Идти вслед за ребенком, от его интересов. Понятно, тут огромную роль играет человеческий фактор. Мы буквально на днях с Ириной Павловной Терлецкой говорили о том, как вовлечь детей...
Ирина Павловна приняла участие в нашей беседе с заместителем директора Лестевой и привела пример:
- Возвращаясь с городского Дня науки, мы с победителем Владом Волковым размышляли о том, что ему было бы интересно исследовать на следующий год. И я ему предложила тему: история Чуриловского оврага. Он тут же откликнулся: «Да, да. Там же археологи проводили раскопки. Были найдены остатки храма, изразцы, фрагменты фресковой росписи». Он уже в теме. И вот это мне дало основания настаивать, что раз у тебя уже есть первичная накопленная информация, то почему бы не продолжить. Теперь задача найти ученых, краеведов, которые в этой теме сведущи. И он найдет контакт. Если он нашел его, проводя предыдущее исследование, то, естественно, способен и в этот раз.
- Это вы зерно посеяли, которое начало прорастать?
- Там семья еще. Это очень нужно, чтобы в единстве: семья, личность ребенка и учитель, чтобы они совпадали. И тогда возникает вектор развития, направленный как раз на личностный рост. И семья над этим работает. И глубокий интерес к исследованию самого ребенка. Плюс учитель, который уловил вот это дуновение, вот это движение и понял, в каком направлении давать творческий рост, перспективу. Исследовательская деятельность является средством для развития личности.
- Действительно, если дети чувствуют, что им будет интересно, их одних не оставят, и они что-то для себя приобретут, тогда возникает у них уверенность, - поддерживает Елена Викторовна Лестева. - Есть такое понятие, как «педагогическое сопровождение», когда ребенок ощущает чувство локтя. Вот я иду рядом с тобой. Но ты сам, у тебя все получится. Я тебя просто веду. Если у тебя есть трудность, я тебе просто плечо подставлю. И вот это максимальное создание условий к самостоятельной деятельности приводит к тому, что им это нравится. Появляется мотивация. Хочется этим заниматься и получать удовольствие от самостоятельного поиска.
- Аня Королева и Софья Михайлова, - продолжает Ирина Павловна Терлецкая, - это те дети, которые успешно работают в направлении исследовательском. Я с седьмого класса с ними. Они начинали с малого - с небольших тем, с вопроса: «Почему так?» Потоки информации. Критически отнестись к ней, проанализировать, свою версию выдвинуть: «Я думаю...» Вот эта первая фраза, словосочетание «Я думаю»» - оно для меня сигнал. Это те дети, у которых есть возможность роста. Задавшись целью выяснить, почему так, они имеют намерение искать исчерпывающий ответ.
- Чем бывает вызван интерес?
- Это рождается на уроках. Вот идет урок. Изучаем мы становление христианства, принятие христианства на Руси. И я задаю вопрос: «Ребята, вы считаете, что двоеверие сохранилось сегодня - в сознании, в семье, в укладе? Они задумались и стали говорить, что на Пасху по-прежнему почему-то люди приходят на кладбище с едой, расстилают рушник на могилке. «Ребята, это язычество, это и есть проявление двоеверия». А блины, а чучело, сжигаемое на Масленицу. Говорю: «Вот интересно бы исследовать, сколько же вообще существует еще в семьях таких укоренившихся традиций. Просто задаю вопрос. Кидаю вопрос в воздух, сама размышляя над ним. И им предоставляю судить. Софья тут же подхватила, говорит: «Точно, можно исследовать». Реакция у ребенка мгновенная. Вопрос вроде в воздух всему классу, а тот, у кого есть склонности, кто уже попробовал себя и получилось, тот сразу понимает, что нужно писать работу.
- Это один вариант, когда идею подхватывают, - развивает тему разговора Елена Викторовна Лестева, - а есть другой аспект, когда ребенок проявляет инициативу: а можно вот это? Отталкиваясь от идеи, ребенок тут же дает свой вариант. Искусство учителя суметь пойти за ним...
- Не упустить, не пропустить реплику, движение души, поддержать порыв. С этого начинаются шаги к успеху. И того, кто добился его, мы с гордостью поздравляем в присутствии всего коллектива, говорим о том, что он преодолел себя, свой страх, свою неуверенность, свою лень, может быть. И вот он, результат. Надо видеть глаза многих, которые могли, но почему-то не шагнули. И уже в следующий раз, когда есть какой-то конкурс, они смелее. Во-первых, легче идти по пути проторенному, а, во-вторых, есть вот эта подростковая состязательность: он смог, и я смогу. Главное - поддержать всех.
И мне пришла на память фраза: «Класс с горящими глазами». Ее произнесла Елена Викторовна Лестева в момент моей встречи с десятиклассниками - призерами и победителями различных конкурсов и смотров.
Елена Викторовна рассказывала мне, что в школе открыта муниципальная экспериментальная площадка, которая называется «Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся как основа их обучения и развития». Она - научный руководитель этой площадки. И потому примеры из практики Ирины Павловны Терлецкой наглядно иллюстрировали характер и эффективность такого сопровождения.
- Главное, зачем я сюда пришла, - поделилась кандидат педагогических наук Лестева, - создать условия для того, чтобы учителя могли качественно, с желанием, творчески работать с учениками.
- Состоялся городской День науки по секции «География», - снова приводит пример Ирина Павловна Терлецкая. - Пришла Елена Викторовна. Мне это было приятно и значимо, что вчера выступили дети, а на следующий день приходит кандидат наук, заместитель директора и говорит : «Ребята, я вас поздравляю. Я благодарю вас». Не важно даже, какой результат. Важно внимание.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
- Моя радость в том, что команда сформирована, которая целенаправленно работает, - Лестева не скрывает эмоционального настроя. - Творческая группа по реализации исследовательской тематики результативна. Очень радует, что в этом году ко мне уже четверо подошли: «А можно с вами?» Я говорю: «Пожалуйста, можно, всем».
Что мы пытаемся реализовать в рамках муниципальной площадки и на что я нацеливаюсь? Это - система работы от начальной школы и заканчивая выпускниками. Факультативный курс «Умники и умницы» в начальных классах, который внедряли заместитель директора Наталья Анатольевна Путинцева, учителя Галина Алексеевна Пасечных и Галина Игоревна Яковлева, теперь каждый учитель ведет в своем классе. Детей учат работать с информацией, решать творческие задачи.
Почти вся начальная школа участвует в «Эрудит-марафоне учащихся», который проходит в Екатеринбурге. Наша Наталья Анатольевна Путинцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, это направление курирует. Дети выполняют творческие задания. Посылаем их в Екатеринбург. Мы в регионе давно и прочно занимаем первое место.
Потом, когда наши воспитанники приходят в пятые-шестые классы, на более высоком уровне учатся анализировать. В этом учебном году мы ввели в пятых классах такой специальный курс «Основы учебно-познавательной деятельности». Целенаправленно прививаются навыки сравнивать, классифицировать, моделировать, аналитически оценивать. Курс веду я во всех пятых классах. У нас один урок в неделю такой.
В шестых классах заложили в программу «Основы проектно-исследовательской деятельности». Тоже один час будет у всех в следующем году.
Таким образом, в среднем звене учащихся постепенно выводим на более сложный уровень. По новым стандартам все дети в девятом классе должны будут защищать итоговый индивидуальный проект. Если к этому не готовить, то как мы на это выйдем?
И в старших классах выполняются индивидуальные работы, которые дети создают с учителями, близкими им по духу, с теми, с кем они хотят сотрудничать. Мы стараемся идти именно за желаниями детей, учитывая, с кем им интересней было бы работать. Как правило, это все решается на уровне совместного выбора руководителя-педагога и исследователя-ученика.
Это первая линия преемственности снизу доверху. Может быть и вторая, обязательная, на мой взгляд. Имеется в виду индивидуальное сопровождение проектно-исследовательской деятельности в течение ряда лет уже за пределами урока.
Мы же прекрасно понимаем, что школьное исследование - это не всегда открытие. Это открытие для ребенка. Мы говорим: это субъективная новация, то есть человек открывает, прежде всего, для себя, приобретая опыт и совершенствуясь. И потому эти открытия, закладывая потенциал, может быть, еще послужат и науке.
СРЕДА ПОНИМАНИЯ
- В процессе сопровождения исследовательской деятельности - роль директора школы огромна, - утверждает Елена Викторовна Лестева. - Директор Дагмара Михайловна Иванникова обеспечивает поддержку. Когда мы говорим слово «поддержка», подразумеваем условия сопровождения. Помощь, если она нужна тебе, оказывается. И моральная, и материальная. Сейчас цветной принтер приобрели. Кому надо, тот и пользуется. Все мои предложения получают одобрение. Поддержка руководителем твоих дел, которые ты начинаешь, очень много значит. Конечно, я советуюсь, если намечаю какое-то мероприятие. Я его планирую полностью, потом иду к Дагмаре Михайловне, поскольку практик с таким богатым опытом чувствует нюансы, которые не всегда видны.
Беседуя с Еленой Викторовной Лестевой, я узнал, что, оказавшись в Смоленске, она, жена военного, устроилась преподавателем в систему среднего профессионального образования. В Сибири, откуда приехала, работала в школе с углубленным изучением предметов. И школа для нее была и предпочтительна, и привлекательна.
- Я сюда пришла, потому что много слышала об этой школе. Сложилось благоприятное впечатление даже по разговорам. Стоило только сказать: «Школа №35...» Тут же следовало: «Все понятно, там директор Дагмара Михайловна...» Имидж школы такой, что я больше ничего не искала. Это направление мне полностью было доверено. А сейчас я считаю, что мы просто работаем. Работаем вместе. Здесь уникальная среда, в школе этой. Очень комфортно работать. От Дагмары Михайловны редко кто уходит, кто в эту команду попадает.
Классный руководитель 10 «а» класса Раиса Дмитриевна Дивакова вспоминает:
- Я пришла сюда, в тридцать пятую школу, к Дагмаре Михайловне. Она стала выяснять, где я работала раньше. Я ей говорю: «Я работала в Валдае. Есть там замечательная Яжелбицкая школа. По легенде, когда на холм поднялся воин, то произнес: «Я желаю биться», добавив: «И жить». Потому что там красота необыкновенная. Дагмара Михайловна говорит: «И я в этой школе работала».
Мне было известно, что муж Раисы Дмитриевны был офицер. И я спросил:
- У Дагмары Михайловны тоже муж военный?
- Тоже муж военный.
Елена Викторовна Лестева заметила:
- У нас, пожалуй, у половины учителей школы мужья военные. У меня ракетчик.
- Мы тоже были в ракетных войсках, имели отношение...
Так и было сказано: «Мы». Раиса Дмитриевна себя не отделяла от служения Отечеству.
- ...Муж Ирины Павловны Терлецкой и мой муж были друзьями. На юбилее школы нашей они познакомились. И вообще не разлучались. Мы сидим с Ириной Павловной, в двенадцать ночи работаем. Мужья приходят к нам вдвоем, два подполковника, садятся здесь и говорят: «Зачем мы это выбирали?»
Шутливая подоплека вопроса понятна. И горделивость налицо. Такая самозабвенность спутниц жизни достойна уважения.
- Вот это среда военных городков, - делает вывод Лестева. - Она сплачивает. Понимание долга и ответственности. Мужья приходили к нам, женщинам-учителям, и помогали.
- Самое главное, что помогали, - поддерживает Дивакова. - И понимали. Понимание нашей работы, которое не имеет границ никаких, - это, конечно, великая вещь.
ИЗ ЖИЗНИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
- Мы едем завтра утром, - отпуская класс, предупредила Раиса Дмитриевна Дивакова. - Город посмотрим. Заедем в Великий Новгород. Мы там будем целый день. Посмотрим все, что возможно. И так как в десятом классе сейчас изучается творчество Достоевского, его «Преступление и наказание», посетим Старую Руссу. Мы там побываем на экскурсии.
Десятиклассники, довольные, поспешили на выход. Раиса Дмитриевна, обращаясь ко мне, сообщила:
- Мы очень много путешествуем. Потому что это тоже исследовательская работа своего рода. Посещаем дворянские гнезда, где жили писатели и поэты. Совершаем поездки и по России, и по Европе. В Европе были в Австрии, Чехии, Германии, во Франции... К классу примыкают родители. Потому что родители в этом принимают активное участие. Если стоит вопрос, что купить ребенку - планшет или поехать за границу, выбирают поездку. И оттуда ребята приезжают, конечно, вооруженные в плане искусства, архитектуры, литературы. И потом они здесь уже начинают вникать более глубоко, начинают исследовать.
Рассказала Раиса Дмитриевна о сотрудничестве с библиотекой имени А.Т. Твардовского, о многолетнем взаимодействии с Верой Владимировной Троховой. «Замечательный человек, который предоставляет познавательную информацию и в плане литературы, и в плане искусства, и в плане исследовательских интересов». Дети принимают участие в мероприятиях, которые проводит библиотека, турнирах эрудитов. На недавнем таком турнире, посвященном писателю-фантасту Александру Беляеву, второе место заняли. Перед этим успешно выступили в лермонтовском турнире.
И не удивительно. Викторины проводятся даже в поездках. Будь то за границу, будь то по России. Вот побывали школьники на экскурсии. И по дороге масса вопросов по теме экскурсии, по сведениям и фактам, под впечатлением которых дети находятся.
- Ребятишки очень любознательные. Все время стремятся вперед. Никогда не стоят на месте. И очень дружные. Они друг друга всегда поддерживают. К нам попадали дети трудные, с непростыми судьбами. Они их сами выправляли. И потому я благодарна детишкам, которые чувствуют, когда нужно подставить свои руки.
Глубокая внутренняя культура, которая закладывается в столь юном возрасте, формирует нравственные основы. Раиса Дмитриевна Дивакова торопится выплеснуть благодарные чувства:
- Они очень чистые натуры, эти дети. Они не способны обманывать. Они чувствуют и воспринимают мир по-доброму. Они устроили мне тринадцатого марта, в мой день рождения, настоящий праздник. Пришли без десяти семь утра к моему дому. Поставили свечи на ступеньки, бенгальские огни. Чай принесли горячий в термосах. Я вышла в полвосьмого, они встретили дружным возгласом: «Поздравляем!» Они необыкновенные дети. Потому что у них души незамутненные.
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
- Коллективный проект «Реликвия семьи» получил в этом году неожиданное развитие, - стала рассказывать Ирина Павловна Терлецкая о патриотическом движении, в которое включились учащиеся школы. - Это уже Всероссийская акция «Бессмертный полк». В истории семьи всегда есть что-то, связанное с горечью войны. Кто-то в боях рисковал жизнью или же не вернулся с полей сражений. Кто-то потерял свое здоровье, будучи в эвакуации и работая на заводах. Кто-то попал в оккупацию и испытал ее ужасы. Стойкость колоссальная. И старт этой акции на Смоленщине дал народный артист Советского Союза Василий Лановой, который приезжал сюда.
Ирина Павловна воодушевляется:
- И восьмого мая в Москве, в четыре часа дня, на Поклонную гору выйдут участники с портретами своих родных. Вот тех, воевавших, тех, пострадавших, тех, на чьих плечах была достигнута Победа. И мы решили присоединиться к этой акции. Шестиклассники, десятиклассники уже заряжены. Идет подготовка. Они приносят портреты деда, прадеда, своего родственника, которые в достижение Победы внесли свою лепту. Представляете, сейчас обнаружилось, что в некоторых семьях есть фронтовые треугольники. Письма военной поры есть. Казалось бы, все по музеям роздано.
Перед моим мысленным взором предстают шестиклассницы Оксана Протаскина и Юля Литвиненко, которые мне рассказывали о своем участии в акции.
- Вот шестиклассники. Они уже приносят материалы - результат вечерних разговоров о том, кто мой прадед. Ищут фотографии, пишут мини-сочинения. Всю информацию, которая только сохранилась в семье, собирают. Во-первых, это останется в семейном архиве. Во-вторых, мы надеемся, наши дети в праздник Победы поднимут над головами портреты своих родных на планшетах, которые сделаем на трудах. Восемьсот детей гордо их пронесут перед школой. Мы примкнем к городскому торжеству, к колоннам смолян.
- Шестой класс - это ваш?
- Вся параллель моя. Все шестые классы. И они заняты этим проектом. Идея блестящая. Уже потому, что вникают в историю. Для детей семьдесят лет необыкновенно длинный маршрут. И это становится для них уже глубокой историей. Оживить, всколыхнуть гордость - способ исключительно благотворный. И когда Кирюша Алисов расспросил прадеда и статью мне из газеты о нем принес - вот предмет гордости. Вот оно - патриотическое воспитание. Надо читать стихи - согласна. Надо петь песни и ходить строем - может быть. Но вот это дороже.
- Через себя, - сказала Елена Викторовна Лестева.
- Через себя, - повторила Ирина Павловна Терлецкая, - через свою семью.
- Это тоже класс с горящими глазами.
Высокая эта оценка в устах заместителя директора Лестевой теперь относилась к шестиклассникам.
ЗВЕЗДА В СОЗВЕЗДИИ ОРЛА
Мы стояли у стенда научного общества с влекущим и заманчивым названием «Альтаир». Елена Викторовна Лестева рассказывала, что был объявлен конкурс на название научного общества. Дети выбрали эту звезду как притягательный символ.
Звезда первой величины!
Не где-нибудь - в созвездии Орла!
Какой глубокий смысл!
И это предложили дети. Это ли не свидетельство их эрудиции? Безусловно, да!
Я спросил, почему школа до сих пор не обрела статус гимназии.
- В нашей школе нет предварительного отбора. Очень важно дать возможность творческого роста всем детям. Не элиту растим. Ведь это трудно в массовой школе. В этом смысле наша идея проектно-исследовательской деятельности способствует реализации способностей детей обыкновенных. И через увлеченность развиваем стремление к поиску. Мы стараемся создать для них условия, максимально способствующие развитию личности. И вот этот позитивный настрой на успех его и обеспечивает.
А Ирина Павловна Терлецкая была лаконична. Смысл ее утверждения неотразим: одно дело - работать с одаренными детьми, а получать такие же результаты в школе спального района - совсем другое дело. Не простое, разумеется.
- Двадцать пятого февраля у нас состоялся «круглый стол». Мы пригласили в нашу школу представителей всех школ Смоленска и областных школ, с кем у нас была связь. Приняли участие более шестидесяти человек. Представлены были Дорогобужский район, Вязьма, Сафоново... Словом, заинтересованные участники собрались, чтобы обсудить школьную проектно-исследовательскую деятельность как средство развития детей. Получился очень серьезный разговор, - удовлетворенно констатирует Лестева и продолжает:
-Это было первое мероприятие, где мы использовали возможность поделиться нашими наработками и заодно позаимствовать опыт коллег. Провели анкетирование с целью выяснить, какие еще вопросы интересуют педагогов. Чтобы в дальнейшем организовывать мероприятия в соответствии с тем, что учителя хотели бы увидеть и услышать. И, я думаю, что в следующем учебном году мы обязательно проведем мастер-классы. Хотели бы показать опыт той же Ирины Павловны Терлецкой, той же Раисы Дмитриевны Диваковой, продемонстрировать факультативный курс «Умники и умницы» в начальной школе.
Будем работать. И наши дети, хочется верить, будут членами общества сознательными, активными и патриотически настроенными.
На такой оптимистической ноте закончилось мое знакомство с академией искусства учителя в стенах школы №35 города Смоленска.
< Предыдущая | Следующая > |
---|