СМОЛЕНСК ЮБИЛЕЙНЫЙ
Юрий ГОРДЕЕВ, член Союза журналистов России
В этом году Смоленск отмечает знаменательную дату – 1150-летнюю годовщину основания города, а точнее - первого упоминания города в «Устюжском летописном своде». В летописи 863 года Смоленск упоминается в связи с описанием похода князей Аскольда и Дира из Новгорода к Киеву, где было сказано, что князья не решились напасть на Смоленск, «Зане град велик и много людьми». В «Повести временных лет» XIII века сказано, что в VII-VIII веках, в эпоху расселения славян, этот город уже существовал, и называют его племенным центром кривичей. «Кривичи сидят на верх Волги и на верх Днепра, их же город есть Смоленск». В 882 году Смоленск подчинился князю Олегу и вошел в состав Древнерусского государства. Уже тогда этот город являлся одним из важнейших центров Руси, наряду с Киевом и Новгородом, и являлся столицей древнерусского княжества XII-XIII веков.
Гнёздовский археологический комплекс расположен на правом берегу Днепра примерно в 12 километрах от современного Смоленска. Район, в котором он расположен, по своим природным условиям является наиболее благоприятным на большом отрезке течения Днепра от Смоленска до Орши. У Гнёздова пойма Днепра значительно расширяется и представляет собой прекрасные луговые угодья с аллювиальными почвами. Эти почвы достаточно плодородны для земледелия и отлично подходят в качестве пастбищ для скота.
Кроме того, здесь проходил древний торговый путь, получивший название «Путь из варяг в греки». По некоторым сведениям, в районе современного города Смоленска изношенные после волочения лодки смолили и конопатили. По одной из версий именно отсюда произошло название Смоленск.
Гнёздово, один из наиболее масштабных раннегородских центров домонгольской Руси. Известный русский археолог А.А. Спицын написал в начале прошлого века: «Гнёздово – место старого Смоленска». Это заключение Спицына на всем протяжении XX века имело как сторонников, так и противников, послужив своеобразным толчком для дискуссии «о переносе городов». Учитывая весь накопленный к настоящему времени материал, позволяет видеть в нем тот самый «Милиниск», о котором писал византийский император Константин Багрянородный. Название «Смоленск», известное ранним письменным источникам, скорее относится к раннегородскому торгово-ремесленному центру, расцветшему вблизи современной деревни Гнёздово. После того, как постепенно раннегородское поселение утратило свою экономическую и военно-административную роль, название было перенесено на незаметно существовавшее ранее поселение, расположенное выше по течению Днепра на его левом берегу.
О том, что здесь находятся многочисленные курганы, стало известно случайно, благодаря масштабным работам по прокладке железной дороги Витебск – Орел. В 1867 году во время этих работ на окраине деревни Гнёздово был найден клад серебряных украшений X в. Место обнаружения клада и привлекло к себе внимание историков и археологов.
Научное изучение комплекса было начато в 70-х годах XIX в. М.Ф. Кусцинским, предпринявшим по поручению Московского археологического общества небольшие раскопки курганов с целью изучения «первых поселений кривичей». С 1881 по 1901 гг. в Гнёздове значительные раскопки провел В.И. Сизов, известный археолог, ученый секретарь Российского исторического музея, который первым описал гнёздовский комплекс археологических памятников и высказал суждения о времени существования могильника и поселения, значении поселения и его соотношения с летописным Смоленском.
В разные годы курганы раскапывались как учеными, так и местными любителями старины Н. Бируковым, Г. Бугославским и смоленским историком С.П. Писаревым. Часть раскопок была произведена за счет средств княгини М.К. Тенишевой – так известно, что несколько курганов в 1910 году раскопано известным русским художником Н.К. Рерихом. В 1914 и 1922 гг. раскопки курганов проводила Е.Н. Клетнова, археолог и активный член Смоленской архивной комиссии, неоднократно поднимавшая перед властями вопрос о необходимости сохранения памятников и организации музея-заповедника. В 1922-1935 гг. смоленский археолог А.Н. Лявданский исследовал всю территорию Гнёздовского археологического комплекса, составил и опубликовал его подробное описание и схематический план. Ему принадлежит заслуга открытия остатков неукрепленных поселений, синхронных курганам.
С 1949 года раскопки Гнёздовского археологического комплекса ведет археологическая экспедиция Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, которой с самого начала и в течение длительно времени руководил Д.А. Авдусин, уроженец Смоленщины и профессор МГУ. Наряду с исследованием курганов, экспедиция в 1952-53 и 1960 гг. начала первые планомерные раскопки на территории поселений, продолжающиеся по настоящее время. В 1995 году к изучению древнего поселения приступила археологическая экспедиция Государственного исторического музея. С 1998 года комплексное изучение гнёздовских памятников осуществляет совместная археологическая экспедиция МГУ-ГИМ.
Результаты продолжающегося почти 140 лет изучения Гнёздовского комплекса археологических памятников представлены материалами почти 1200 раскопанных курганов и находками с территории древнего поселения. Собранные во время археологических раскопок коллекции являются важной частью хранения таких музеев как Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Смоленский государственный музей-заповедник.
Материалы многолетних археологических раскопок позволяют нам представить себе не просто древнюю жизнь этого пригорода современного Смоленска, но и его торговые связи, характер хозяйства и особенности развития ремесла, своеобразие этнического состава населения, его языческие обряды и признаки постепенного проникновения христианства.
Подавляющее большинство гнёздовских курганов содержит погребения местного населения, славян и скандинавов. В языческую эпоху погребальные обычаи этих народов имели много общего: умершего сжигали вместе с его личными вещами, над остатками погребального костра насыпали округлый курган. Значительная часть погребений – это остатки кремаций, которые производились на месте дальнейшего сооружения кургана. Остатки сожжений собирались в глиняную урну. Погребения в ряде случаев сопровождались различными предметами, в числе которых детали костюма, украшения, предметы домашнего обихода, оружие, языческие амулеты, торговый инвентарь, монеты и т.д.
Одним из самых замечательных является курган, в котором были найдены остатки парного сожжения в ладье, сопровождаемого сломанным мечом, железной скандинавской гривной, славянским височным кольцом (типичное украшение славянского костюма), арабскими монетами и византийскими сосудами: амфорой и кувшинчиком.
В целом же материал раскопанных курганов позволяет говорить не только об этнической и социальной неоднородности гнёздовского населения, но и о его половозрастной структуре. Судя по процентному соотношению, в гнездовском сообществе примерно равными долями были представлены мужчины, женщины и дети, т.е. это поселение не было военным лагерем, а являлось обычным раннегородским образованием. И внутри этого образования не существовало изолированных групп населения, что нашло свое отражение и в структуре курганных групп – на их плане не возможно выделить отдельные кладбища славян или скандинавов.
Первоначально поселение состояло всего из нескольких жилых и хозяйственных построек, расположившихся по обоим берегам маленькой речушки Свинец при впадении ее в Днепр. Беспорядочно расположенные небольшие жилые срубы или неглубокие полуземлянки отапливались печами, слепленными из глины или каменными очагами. Как оказалось, часть этих построек одновременно могла быть и жилищем, и мастерской.
В некоторых из них жили ремесленники-бронзолитейщики, делавшие женские украшения. Глиняная посуда лепилась вручную – первые жители Гнёздова еще не знали гончарного круга. Недалеко от поселения, на свободном от леса высоком береговом склоне Днепра были совершены первые языческие захоронения (трупосожжения) и насыпаны первые курганы. С ростом численности населения и размеров поселка разрасталось и кладбище, возникали новые группы курганов.
Вероятно, уже во второй половине X в. в Гнёздове проживало от 800 до 1000 человек. Постепенно поселение разрасталось вдоль правого берега Днепра, занимая территории не только песчаной береговой террасы, но и значительную часть сухой поймы реки. Застройка поселения не была регулярной, но можно говорить о существовании нескольких усадеб, разделенных пустырями, на территории которых хозяйственная жизнь была особенно активной в течение длительного времени.
Обширное поселение, видимо, первоначально не имело оборонительных сооружений. Примерно в середине X века возникла необходимость оформления его укрепленной части. К этому времени на одном из наиболее ранних освоенных участков, расположенном на мысу левого берега Свинца над поймой Днепра, были подрезаны склоны террасы, возведены вал, частокол и с напольной стороны выкопан ров. Таким образом, был обозначен своеобразный детинец торгово-ремесленного поселения – Центральное городище.
В Гнёздове наряду с хорошо знакомыми древнерусскими предметами найдены небольшие, но достаточно выразительные серии скандинавских застежек-фибул и подвесок с характерным орнаментом, языческих скандинавских амулетов, славянских височных колец, восточных ременных наборов, отдельные предметы вооружения североевропейского, западнославянского и восточного происхождения – значительная часть этих предметов была сделана местными мастерами.
Особенно выразительная концентрация находок, свидетельствующих о местном ремесленном производстве, в виде сырьевых продуктов, заготовок ювелирных изделий, отходов литейных и кузнечных работ намечает четыре самостоятельных производственных участка на территории поселка. Жившие в юго-восточной части городища мастера работали с серебром и медными сплавами. С помощью литья в глиняные и каменные формы они изготавливали украшения, характерные для женского убора разных этнических групп: скандинавские овальные, трилистные и круглые фибулы и височные кольца западнославянского облика.
Примечательно, что на этом же участке встречаются находки, говорящие об изготовлении здесь изделий из рога и кости, например – гребней, украшенных геометрическим узором, рукоятей ножей, игральных шашек и прочее.
Такая же крупная производственно-хозяйственная зона по обработке и производству изделий из черных, цветных и драгоценных металлов недавно была исследована в пойменной части поселения. В частности, в одной из мастерских здесь отливались бляшки для ременных наборов, подражавшие восточным образцам, а с помощью тиснения изготавливались легкие объемные височные кольца, так называемого волынского типа (славянские).
Кроме металлообрабатывающих ремесел, важную роль играло гончарное ремесло. Самая частая находка во время раскопок поселения – это черепки разбитых сосудов. Сосуды (а это в подавляющем большинстве кухонные горшки, хотя иногда встречаются небольшие глиняные сковороды и мисочки), начиная примерно с середины X века, делались уже на гончарном круге, который приводился в движение рукой. Поверхность горшков чаще всего украшалась узором в виде параллельных или волнистых линий, образующих иногда различные сочетания. Изредка сосуды украшены оттисками поставленной наискосок гребенки или штампа в виде решетки. Форма и декор гнёздовских сосудов типичны для славянской керамики этого времени. Днища многих сосудов отмечены клеймами – выпуклыми изображениями круга, колеса, ромба, креста и т.д. Такие клейма принято считать знаками мастеров.
Если это так, то мы можем смело утверждать, что одновременно в Гнёздове жили и работали 4-5 гончаров, изделия которых использовались и в быту, и при совершении погребальных обрядов.
Можно предполагать, что торговля в Гнёздове носила меновый характер – продукция ремесла обменивалась в первую очередь на сельскохозяйственную. Хотя в Гнёздове есть находки, говорящие о занятии части его населения земледелием, которая разводила домашних животных и занималась различными промыслами.
О значении торговли говорят находки византийских и арабских монет и их обрезков. Большинство из них найдены на территории поселения, а в погребениях эти монеты чаще оказывались превращенными в украшения-подвески.
Серебряные монеты в это время принимались не на счет, а по весу и, кроме того, использовались местными мастерами в качестве сырья для изготовления украшений. Гнёздово – второй после Киева центр сосредоточения находок монетного серебра на Руси этого времени. Кроме того, как показали исследования последних лет, здесь наблюдается наибольшая концентрация восточного и византийского «импорта» в виде дорогой поливной посуды, шелковых тканей, стеклянных изделий и редких предметов из слоновой кости. Все эти вещи следует лишь условно называть импортом, поскольку они могли попасть в Гнёздово и попадали не столько в качестве товаров, сколько как дары, своеобразные сувениры или трофеи.
Выразительным свидетельством значения торговли и зажиточности жителей Гнёздова являются несколько кладов, зарытых в середине – третьей четверти X века и обнаруженных в процессе раскопок и случайно на территории поселения. В составе кладов более 1400 серебряных восточных монет и две византийские золотые монеты, превращенные в подвески, а также различные предметы скандинавского и славянского происхождения, преимущественно являвшиеся частью парадного женского убора.
Гнёздовский археологический комплекс находится под охраной государства как памятник федерального значения с 1960-го года и включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В 2007 году постановлением администрации Смоленской области были утверждены границы территорий памятников комплекса, их охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности и режим содержания и использования земель.
В целях обеспечения целостности Гнёздовского комплекса, создания наилучших условий для сохранения, изучения, использования и популяризации памятника с 1 января 2011 года был создан Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнёздово».
В 2011 году Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Лихачева разработана Концепция комплексного развития музея-заповедника «Гнёздово». Согласно Концепции в ближайшие годы предполагается создание современной музейной инфраструктуры на территории комплекса.
< Предыдущая | Следующая > |
---|