Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2012 №12(148) ДЕКАБРЬ 2012 г. На пороге новых открытий

На пороге новых открытий

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Смоленск музыкальный

Наталья КУЛАКОВА

Миновала осень – золотая пора в культурной жизни малой родины Михаила Глинки. К открытию сезона труппы театров и коллективы концертных организаций приготовили новые постановки и программы, а публика с удовольствием заполнила зрительные залы. И вновь «партию первой скрипки» в творческом ансамбле нашего города сыграла Смоленская областная филармония. Хорошее начало выигрывает половину битвы - так считали древние полководцы. Похоже, это высказывание близко и современно мыслящим руководителям одной из старейших концертных организаций России. Начало сезона стало для смолян значимым и ярким событием благодаря беспрецедентной новизне филармонической афиши. Впервые в концертном зале имени Глинки звучал орган, чего прежде никогда не было!

МУЗЫКА КАК ЛЕКАРСТВО

В рамках масштабного фестиваля « Смоленская осень» филармония представила концертные программы для слушателей самых разных музыкальных предпочтений и возрастов. Одна из них – феерическое выступление лауреатов международных конкурсов: заслуженного артиста России Александра Тростянского (скрипка) и Вадима Холоденко (фортепиано). Лауреата Конкурса имени Чайковского Александра Тростянского, искусству которого рукоплещет публика лучших залов Европы и Америки, знают, любят и с нетерпением ждут на малой родине Глинки. Многие годы Тростянский плодотворно сотрудничает со Смоленским камерным оркестром, является постоянным участником глинкинской декады и множества творческих форумов в самых престижных культурных центрах мира. А совсем недавно, в сентябре 2012 года, знаменитый скрипач давал мастер-классы на прошедшей во Львове IV Молодёжной музыкальной Академии стран СНГ, художественным руководителем которой является Юрий Башмет. На концерте в Смоленске слушатели были очарованы вдохновенным исполнением программы, в которой гениальные сонаты для скрипки и фортепиано Моцарта, Равеля и Грига соседствовали с таящим в себе аромат импрессионистического искусства циклом «Мифы» Шимановского - «Фонтан Аретузы», «Нарцисс», «Дриады и Пан». Партнёр Александра Тростянского - с успехом гастролировавший во многих странах мира талантливый молодой музыкант Вадим Холоденко. Публика по достоинству оценила интеллигентность и филигранность исполнительского стиля артистов. Смоленские поклонники прекрасного классического дуэта утверждают, что музыканты своим удивительным мастерством и полной свободой творческого самовыражения спасают и обогащают людей: «Когда слышишь такую гармоничную игру, то поднимается настроение и улучшается работа жизненно важных органов». Изысканная программа убедительно подтвердила высочайший уровень начала концертного сезона филармонии.

ПОВЕЛИТЕЛЬ ЧЕРНО-БЕЛЫХ КЛАВИШ

Впервые в Смоленске выступил востребованный по обе стороны Атлантики пианист Валерий Кулешов, вызвавший восхищение самого Горовица. Услышав запись Валерия Hommage a Horowitz («Посвящение Горовицу»), великий маэстро откликнулся восторженным письмом: «...Я не только восхищён Вашим фантастическим исполнением, но поздравляю Вас с тончайшим слухом и огромным терпением, с которым Вы расшифровали партитуры моих неопубликованных Транскрипций». Жанр фортепианной транскрипции, который занимает большое место в репертуаре В. Кулешова, пришелся по вкусу смолянам. Пианист обладает не только уникальной техникой, но и той внутренней силой, которая заставляет звучать свежо и убедительно даже самые знакомые произведения. По мнению критиков, «игра Кулешова сейчас чем-то напоминает игру незабвенного Эмиля Гилельса: то же благородство звука, строгость вкуса и виртуозное совершенство».

МОСКОВСКИЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ КВАРТЕТ

Фестивальное выступление Московского виолончельного квартета, созданного народным артистом России, лауреатом премии Москвы, заведующим кафедрой виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки имени Гнесиных Владимиром Тонха, привлекло внимание публики интересной программой. Квартет в составе Владимира Тонха, Ростислава Буркина, Надежды Ивановой, Владимира Никонова исполнил хоралы И.С. Баха и И. Брамса, балладу Ф. Шуберта «Лесной царь», а второе отделение превратилось в вечер вальса. Прозвучали вальсы Фитценгагена, Шумана, Шопена, Чайковского, Дворжака, Равеля, Дебюсси, Крейслера и Сибелиуса. Слушатели отметили оригинальность исполнительских решений квартета, о концертной деятельности которого лестно отозвался великий маэстро Мстислав Ростропович.

КОРОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Инновационная программа «Орган в филармонии» Смолен¬ского камерного оркестра под управлением Юрия Соболева собрала в переполненном зале имени Глинки как постоянных, так и неискушённых молодых слушателей. Центром внимания была Елена Хан (орган, Москва), участница международных фестивалей в Великобритании и Чили. Елена окончила Московскую консерваторию и аспирантуру по специальности «Орган» в классе профессора А. Паршина и стажировалась в Российской академии музыки им. Гнесиных у профессора А. Фисейского. Занималась в мастер-классах выдающихся органистов М. Шапюи, А. Тальявини, М. Хазельбека, Ж. Гийу. В обширном репертуаре Елены – произведения композиторов XVII – XX веков. Молодая аудитория, возможно, в первый раз в жизни привлеченная в зал филармонии уникальным шансом послушать орган, была столь поражена искусством лауреата международных конкурсов Елены Хан и артистов СКО, что аплодировала даже между частями сочинений. Музыковед филармонии Татьяна Васильева тактично объяснила, что такие овации порой не дают артистам возможности сосредоточиться. Особенно сильное впечатление на смолян произвело исполнение Концерта для органа, струнного оркестра и литавр француз¬ского композитора, пианиста, критика, виднейшего из участников творческого содружества «Шестёрка» Франсиса Пуленка. Соло на литаврах исполнил Константин Черкасов. Возрождающий форму старинных органных фантазий, концерт Пуленка является новым шагом в области органной музыки. В оригинальной инструментовке французского композитора орган звучал как солирующий инструмент и как часть ансамбля, восполняющая отсутствие духовой группы в оркестре. Величие органного звучания наряду с нежным и мягким тембром этого удивительного инструмента, мажорная ликующая тема и светлый органный хорал на фоне пиццикато струнных в финале концерта просто заворожили зал. Смоляне с огромным интересом наблюдали за сменой регистров органа, которая создавала красочные музыкальные контрасты. Как рассказала нашему корреспонденту Елена Хан, сейчас орган привлекает колоссальный интерес меломанов всей России, причем многие молодые люди хотели бы освоить этот сложнейший для исполнителя инструмент.

ДЖАЗ-ОРКЕСТР ХХI ВЕКА

Масштабный проект «Джаз в филармонии» триумфально открыл яркий коллектив оркестра «Академик-бэнд» под управлением легендарного Анатолия Кролла. Представила московских гостей мастер художественного слова и режиссер Виктория Кузьменкова. Молодые джазмены буквально приковали внимание смолян своим мастерством и артистизмом. Шедевры джазовой классики и современные сочинения сочетала великолепная, на ура принятая программа, которую с мягким юмором, а самое главное, с краткими и весьма уместными музыковедческими комментариями к исполняемым произведениям, вел сам маэстро Кролл. Это было настоящее введение и погружение в джаз.

Широкую известность А.Кроллу принесло создание музыки к фильмам Карена Шахназарова - «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх». Кролл - академик Российской Академии киноискусства «Ника», кавалер орденов «Почёта» и «За заслуги перед Отечеством» - является создателем крупнейших джазовых фестивалей. В 2003 году Анатолий Кролл дал согласие возглавить оркестровый класс на кафедре «Музыкальное искусство эстрады» Россий¬ской Академии музыки им. Гнесиных. А в 2004 году на Московском фестивале "Все звезды джаза" состоялся дебют нового коллектива, созданного Анатолием Кроллом - "Академик-бэнда". Это событие стало сенсацией. Состоящий из талантливых студентов Академии, оркестр сразу же заявил о себе, как об одном из лучших биг-бэндов Москвы и России. Неотъемлемой частью оркестра и его украшением являются солисты-вокалисты. Для смолян пели лауреаты международных фестивалей-конкурсов Юлиана Рогачёва и Ольга Синяева. Благодарные слушатели устроили молодым джазовым послам Гнесинки долгую овацию. Мэтр российского джаза признался нашему корреспонденту, что в череде самых успешных концертов, смоленское выступление «Академик-бэнда» - нечто особенное.

- Я рад, что у нас с публикой полное единодушие по поводу того, что произошло на сцене - смоляне выразили свое отношение аплодисментами, а мы своим творчеством. Благодарен Игорю Борисовичу Аронову, родственной душе и выпускнику столь дорогой моему сердцу Гнесинки, за приглашение выступить на сцене филармонии в вашем прекрасном историческом городе.

МУЖСКОЙ ХОР

Для смоленских любителей одного из самых демократичных вокальных жанров Мужской хор под управлением Альберта Мишина представил замечательную фестивальную программу "Для Вас, любимые».

Лауреат государственной премии, Мужской камерный хор Вологодской государственной областной филармонии был создан в 2000 году.

Важным направлением творческой деятельности хора стало возрождение церковно-певческих традиций России. В репертуар хора входят произведения западноевропейской духовной музыки (Бах, Лотти, Альбинони), произведения мировых классических авторов (С.Танеев, М.Глинка, М.Балакирев), обработки русских народных песен, эстрадных и джазовых композиций. Сегодня критики называют этот коллектив «шестнадцатью голосами, которые покорили Россию», а искусство его руководителя характеризуют умением извлекать звук так, словно хор является духовым инструментом. Коллективу присуждён грант Президента России на научную деятельность по расшифровке и записи древних распевов монастырей русского Севера. Феномен хора в целом заключается в способности раздвигать пространство, делая концертный зал выше. Именно это и произошло на фестивальном выступлении хора в Смоленске.

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Первые итоги нового сезона для наших читателей комментируют директор и художественный руководитель Смоленской филармонии Оксана Неклюдова и Игорь Аронов.

Оксана Неклюдова:

Фестиваль «Смоленская осень» порадовал полными залами, только на концерте, кстати, очень интересном, пианиста Валерия Кулешова не было полного аншлага. Смоляне – и, что отрадно, в их числе много молодежи - проявили огромный интерес к фестивальным концертам и к органной музыке в особенности. Ведь орган никогда прежде не звучал в зале имени Глинки. Мы будем приглашать на гастроли известных органистов из Белоруссии и других стран. Люди хотят новых впечатлений, хотят удивляться и радоваться. Чтобы быть интересными и конкурентоспособными, мы просто обязаны приглашать востребованных исполнителей, которые есть и в джазе, и в классике, и в народной музыке. Мы планируем ввести практику продажи билетов онлайн. А уже сейчас в кассе филармонии продаются билеты на популярные филармонические новогодние концерты.

Филармония представляет новый проект "Антология советской эстрады", который продлится в течение всего сезона и будет состоять из пяти концертов, посвящённых творчеству выдающихся артистов советской эстрады. В концертах "Антологии" примут участие солисты-вокалисты нашей филармонии, Смоленский камерный оркестр и Смоленский русский народный оркестр имени В.П.Дубровского, именитые солисты-гаст¬ролёры, мэтры жанра на современной эстраде. Серия концертов "Антология советской эстрады" представит слушателям музыкально-поэтические шедевры большого числа авторов, искусство которых стало знаковым для нескольких поколений второй половины XX века. Цель проекта - поддержание интереса молодёжи к огромному наследию композиторов, поэтов и исполнителей, составивших славу культуры огромной страны; показ ретроспективы уникального по качеству и художественной ценности пласта в эстрадном жанре, отличного от "модных" тенденций сегодняшней поп-культуры.

Концерт первый посвящен творчеству выдающегося певца, легенды советской эстрады Муслима Магомаева. Фонд "Таланты мира" во главе с певцом и импресарио Давидом Гвинианидзе отмечает День рождения Маэстро. В концертной программе принимают участие известные баритоны Константин Бржинский и Сергей Плюснин. Цены на билеты у нас вполне демократичные. Рада сообщить уважаемым читателям журнала «Смоленск», что в сезоне 2012-2013 смоляне вновь смогут посетить концерты популярного проекта «В филармонию всей семьёй».

Игорь Аронов:

- В начале сезона филармония представила также новую серию концертов "Камерные вечера в музыкальной гостиной. Играют молодые музыканты". Цель этого проекта - силами творческой молодёжи России и других стран воскресить активную музыкальную жизнь в камерном зале филармонии, в уютной, почти домашней атмосфере предложить слушателям богатейшую палитру камерного репертуара. Создание творческой лаборатории в стенах филармонии даст возможность профессионально реализовываться студентам и молодым артистам, ещё не ставшим клиентами знаменитых импресарио. Первый концерт серии представили выпускницы Российской академии музыки имени Гнесиных Екатерина Деруго (скрипка) и Татьяна Кузьмина (фортепиано). Кузьмина - в недалёком прошлом выпускница Смоленского музыкального училища. В программу концерта вошли сонаты для скрипки и фортепиано Л. Бетховена, C.Франка и С.Прокофьева.

Учитывая большой интерес смолян к джазу, мы включили в проект «JAZZ в ФИЛАРМОНИИ» аутентичную международную программу. В ноябре оригинальные аранжировки джазовой классики представляют Чарльз Тернер III - вокал (Лос-Анжелес, США), Клаудиа Элиаза - вокал (Бостон, США), Майкл-О'Брайен - контрабас (Нью-Йорк, США), Алексей Черемизов - рояль (Санкт-Петербург, Россия). Голос прекрасной молодой певицы Клаудии Элиаза уже дважды звучал в знаменитом нью-йорк¬ском концертном зале Carnegie Hall. Сейчас она стремительно завоевывает первые позиции на американской джазовой сцене. Вокалист Чарльз Тернер III в 2010 году закончил музыкальный колледж Беркли в Бостоне. Чарльз уже пел в зале Carnegie Hall, выступал в Германии, Франции и Испании. Виртуоз-контрабасист, композитор, обладатель престижных премий Майкл О'Брайен востребован на нью-йоркской джазовой сцене. Алексей Черемизов - великолепный пианист и интересный музыкальный продюсер, участник международных джазовых фестивалей. Егор Крюковских – молодой питерский ударник, вносящий в общий джазовый поток свои яркие индивидуальные акценты.

Хочу также отметить интересную смоленскую премьеру программы «1812» Московского ансамбля «Солисты Барокко», исполняющего музыку периода XVII-XIX веков в исторически достоверной манере. Драматургический замысел концерта – события войны 1812 года. Они изменили ход европейской истории и обстоятельства жизни композиторов того времени: Людвига фон Фергюсона – «Старика Теппера» (капельмейстера двора императора Александра I и преподавателя музыки Царскосельского лицея), Джузеппе Паизиэлло (капельмейстера двора Екатерины Великой, а с 1812 года – капельмейстера двора императора Франции Наполеона Бонапарта), Даниэля Штейбельта – блестящего виртуоза, прозванного современниками «неистовым», и Александра Алябьева – признанного композитора, автора популярного романса «Соловей», служившего в 1812 году в русской армии младшим офицером. Такие программы – открытие новых, а вернее, старых, славных имен, прикосновение к великой истории России.

 
201401-161.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.