Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2012 №11(147) НОЯБРЬ 2012 г. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СМОЛЕНСК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Наталья КУЛАКОВА

МУЗЫКАЛЬНАЯ АТЛАНТИДА

В филармонических концерт­ных залах даже столичных горо­дов не так часто происходят откры­тия. А вот в Смоленске совсем недавно случилась, можно сказать, музыкальная сенсация. Мировую премьеру сочинения Петра Трио- дина «Праздничная увертюра» представил Смоленский русский народный оркестр имени В.П. Дуб­ровского под управлением заслу­женного артиста России Николая Степанова.

В этот осенний вечер яблоку негде было упасть в большом зале областной филармонии. Сце­на была украшена портретом и юбилейной виньеткой - 125 со дня рождения русского компози­тора Петра Николаевича Триоди- на. Впервые в переложении для оркестра народных инструментов было исполнено симфоническое сочинение П.Н.Триодина «Празд­ничная увертюра». Замечательно прозвучала и его сюита для орке­стра народных инструментов «Кар­тинки из русских сказок». Яркая творческая палитра сочинений Триодина буквально взорвала плавный ход гала - концерта, по­священного открытию нового фи­лармонического сезона.

В своём вступительном слове музыковед Татьяна Васильева рас­сказала о жизни, творчестве, са­моотверженной работе в здраво­охранении композитора и врача, одного из организаторов Смо­ленского оперного театра и сим­фонического оркестра, автора сим­фоний и первой советской оперы «Князь Серебряный», а также ис­полнявшейся на сцене Большого театра оперы «Степан Разин».

В торжественном концерте при­нимала участие солистка Москов­ской филармонии, лауреат между­народных конкурсов, сопрано Ма­рина Агафонова. Певица покори­ла смолян артистичным исполне­нием русских народных песен в обработке Триодина и старинных романсов. Зал овациями привет­ствовал присутствующих на кон­церте внучку и правнука Триоди­на: Наталью Цесарскую и Дмитрия Власенко.

Гала-концерту, давшему старт музыкальному фестивалю «Смо­ленская осень», предшествовала пресс-конференция «Триодин. Возвращение великого имени». В просторном кабинете ректора Смоленской государственной ме­дицинской академии Игоря Отва- гина собрались журналисты, му­зыкальные критики, краеведы, медики, музыканты и музейные работники. Речь шла об удиви­тельной судьбе русского врача и композитора Петра Николаевича Триодина, жизнь которого была неразрывно связана со смолен­ской землей. В 20-е годы прошло­го века именно по его инициати­ве в Смоленске были созданы го­родской симфонический оркестр и оперный театр, которые сейчас, увы, не существуют. Он был од­ним из организаторов медицин­ского факультета Смоленского го­сударственного университета, при­нимал непосредственное участие в создании Анатомического инсти­тута (ныне кафедры анатомии че­ловека СГМА). Исследуя деятель­ность Триодина, преподаватели академии Владимир Глотов и

Александр Литвинов проделали огромную работу в архивах - об­ластных и федеральных - и обна­ружили рукописный вариант его «Праздничной увертюры».

Выступая на пресс-конферен­ции в Смоленской государствен­ной медицинской академии, худо­жественный руководитель и глав­ный дирижёр оркестра имени В.П. Дубровского Николай Степанов сказал:

- Мне и в голову не приходи­ло, что получу копию рукописной партитуры «Праздничной увертю­ры» из рук медиков. Я понял, что это замечательное, написанное для симфонического оркестра произ­ведение, сродни русской былине и может блестяще прозвучать в исполнении народников! Благо­дарен судьбе, что она свела меня с ректором Смоленской государ­ственной медицинской академии Игорем Отвагиным, профессора­ми Александром Литвиновым и Владимиром Глотовым, которые полны желания вернуть из забве­ния имя Петра Николаевича Триодина. В дальнейшем я продолжу работу над его музыкой к пьесе Давыдовского «Кому на Руси жить хорошо». Говоря о великих ком­позиторах Смоленщины, мы сра­зу вспоминаем Глинку. Сегодня у нас появилось новое имя, которым мы можем гордиться. Убежден, что произведения Петра Николае­вича Триодина могут стать визит­ной карточкой нашего оркестра.

По словам ректора СГМА Игоря Отвагина, открытие мемориальной доски в честь выдающегося врача и замечательного композитора П.Н.Триодина будет следующим этапом возрождения памяти о Пет­ре Николаевиче. Часть экспозиции музея академии посвящена его жизни и деятельности.

Профессор СГМА Александр Литвинов убеждён, что забвение памяти о талантливом враче и из­вестном на всю страну компози­торе, который внёс огромный вклад в медицину и культуру как Смоленщины, так и всей России, недопустимо.

- Несколько лет после рево­люции 1917 года в Смоленске жил такой удивительный человек, а память о нём уходит. Триодин - уникальная личность! Песни Петра Николаевича пели Иван Козлов­ский, Сергей Лемешев, Людмила Зыкина. Глубина таланта сближа­ет Триодина с Бородиным.

А профессор кафедры анато­мии СГМА Владимир Глотов, на­звавший Триодина нашей русской музыкальной Атлантидой, считает, что смоляне просто обязаны вер­нуть имя Петра Николаевича из небытия.

- О Триодине я узнал совер­шенно случайно, когда работал с рукописями своего учителя, Пет­ра Федоровича Степанова. Как удивительна судьба Триодина! Россия услышала о нем 10 мая 1910 года, когда оркестр эстонского театра «Вайнемуйне» впервые исполнил его Первую симфонию. Тогда он был студентом выпуск­ного курса Юрьевского универси­тета (Тарту). Отец Петра, священ­ник, был категорически против увлечения сына музыкой. Ведь вопреки отцовской воле дочь Александра стала артисткой и под псевдонимом «Смоленская» выс­тупала на оперной сцене. Конф­ликт отца и сына привел к тому, что Петр ушел с четвертого курса биологического отделения Санкт- Петербургского университета и уехал в Юрьев (Дерпт, а ныне Тар­ту), где и закончил медицинский факультет университета. Но меч­ты о музыке никогда не покидали его: в Юрьеве Петр организовал студенческий хор и симфоничес­кий оркестр. Два года, с 1907 по 1909 годы, Триодин брал уроки композиции у великого Глазуно­ва. Даже Александр Константино­вич оценил несомненный компо­зиторский дар молодого Триодина, настойчиво советуя ему бро­сить университет и поступить в кон­серваторию.

В 1914 году Триодин был на­правлен на Западный фронт в ка­честве военного врача, где позна­комился с сестрой милосердия Ольгой Гурко-Ромейко. В 1919 году они, уже будучи мужем и женой, приехали на Смоленщину на родину Ольги Александровны, в имение в селе Рай. Я считаю, что вклад дворян Гурко-Ромейко и Вонлярлярских равносилен вкла­ду княгини Тенишевой в культуру Смоленщины. Только Тенишевы занимались искусством, а эта се­мья - благотворительностью и медициной.

В 1919 году Петр Триодин на­писал произведение для симфо­нического оркестра «Праздничную увертюру», а в 1920 - «Симфо­нию №2». 6 марта 1922 года в Оперном театре Смоленска про­шла премьера оперы «Князь Се­ребряный» по мотивам повести Алексея Толстого. Либретто этой оперы написал смоленский врач- акушер С. П. Чернов. Смоленская публика назвала оперу «медицин­ской». На премьеру оперы писа­тель В. А. Гиляровский откликнул­ся эпиграммой: Как, скажите мне про это, к нам «Серебряный» по­пал? Акушер - писал либретто, доктор - музыку писал.

ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ

Петр Николаевич Триодин ро­дился 15 марта 1887 года в Санкт- Петербурге в семье священника. Его отец, Николай Васильевич Три- один, служил при церкви на Смо­ленском кладбище и был широко образованным человеком: владел семью иностранными языками, увлекался музыкой и пением. Мать, Мария Ивановна происходи­ла из старинного литовского кня­жеского рода, была отличной пи­анисткой. Она передала сыну свою любовь к музыке, научила его игре на рояле. В девять лет он написал музыку к стихотворению А. С. Пуш­кина «Эхо», сочинял романсы, пес­ни и пьесы для фортепиано.

После окончания гимназии Пётр поступил на биологическое отде­ление Санкт-Петербургского уни­верситета, а диплом врача полу­чил по окончании медицинского факультета университета в Юрье­ве (Дерпт, а ныне Тарту).

В 1914 году Триодин направлен на Западный фронт в качестве военного врача, где встретил свою будущую жену: сестру милосердия Ольгу Гурко-Ромейко. В 1919 году они, уже будучи супругами, при­езжают на Смоленщину - на ро­дину Ольги Александровны - в имение в селе Рай.

В 1918-22 годах Триодин жил в Смоленске, был одним из орга­низаторов оперного театра и сим­фонического оркестра (в котором играл на фаготе). 6 марта 1922 года в Оперном театре состоялось первое представление в концерт­ном исполнении оперы «Князь Серебряный», написанной Трио- диным в Смоленске по мотивам одноименной исторической пове­сти А. К. Толстого.

Позже Триодин переехал в Мос­кву, где работал врачом. Он за­нимался санитарно-противоэпиде- мической работой на строитель­стве Днепрогэса и канала Моск­ва-Волга. В 1930-х годах написал музыку к кинофильму «Академик Павлов» и практически всю жизнь делал записи и обработки русских народных песен (более 100).

В 1941году добровольцем ушёл на фронт. В конце 1940-х годов активно сотрудничал с Рус­ским народным оркестром им. Н. П. Осипова. Умер в 1950 году.

В ТОНАЛЬНОСТИ ЛЮБВИ К РУССКОМУ РОМАНСУ

В октябре афишу грандиозно­го музыкального фестиваля «Смоленская осень» украсило вы­ступление звезды мировой опер­ной сцены, знаменитого баритона Павла Баранского и заслуженного артиста России Михаила Аркадье­ва (фортепиано). Вела концерт Полина Чуйко.

Успех аншлагового фестиваль­ного концерта показал, что и в XXI веке публика не желает расста­ваться с русским романсом. Его глубина и красота радуют сердце и окрыляют душу.

В зале Смоленской областной филармонии Павел Баранский ис­полнил интереснейшую програм­му классического романса, в ко­торую, наряду с шедеврами Рах­манинова, вошли редко исполня­емые гениальные произведения композиторов Римского-Корсако- ва, Шапорина, Власова. За роялем царил выдающийся музыкант, пи­анист, дирижёр, доктор искусство­ведения, заслуженный артист Рос­сии Михаил Аркадьев. Всемирное признание маэстро Аркадьев по­лучил ещё в пору длительного со­трудничества с Д. Хворостовским. К Дмитрию Хворостовскому, не­сколько раз с феерическим успе­хом выступавшему в нашем горо­де, у смолян особенно тёплое от­ношение.

Шаляпин называл романсы дра­мами в миниатюре. Именно уди­вительную драматическую напол­ненность вокала Павла Баранско­го отмечали критики Германии, Англии, США и Франции: «Лауреат международных конкурсов, обла­датель гран - при Международно­го конкурса оперных певцов (Гер­мания, 2000) Баранский смог так глубоко донести содержание про­изведений Рахманинова, Чайков­ского, Глинки, что программки с переведёнными на английский язык текстами были практически излишни».

С какой экспрессией прозвуча­ли романсы Рахманинова "Ночь печальна", "Я опять одинок" на стихи И. А. Бунина, "Отрывок из Мюссе" в переводе А. Н. Апухти­на, «В молчаньи ночи тайной" (сло­ва А. А. Фета). Фортепианную партию романсов Рахманинова невозможно назвать просто акком­панементом. Интересно привести замечание композитора по пово­ду романса "Ночь печальна": "...собственно, не певцу нужно петь, а аккомпаниатору на рояле". И действительно, в этих романсах голос и рояль сливались в камер­ный дуэт. Партию фортепиано - как концертно-виртуозную, деко­ративную и пышную, так и тончай­шую, прозрачную и нежную - мастерски вел Михаил Аркадьев. В прекрасном романсе современно­го композитора А. Власова «Фон­тан у Бахчисарайского дворца» на стихи А.С. Пушкина зал заворожи­ли чистые струящиеся пассажи рояля, подчеркивающие мягкость звучания бархатного баритона Баранского. «На бис» Павел Ба­ранский исполнил романс Рахма­нинова «Весенние воды» на сти­хи Тютчева и неаполитанскую пес­ню «Катари».

СИМВОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ОТ МАЭСТРО АРКАДЬЕВА

Приятной неожиданностью для смолян были два сольных произ­ведения для фортепиано, испол­ненные Михаилом Аркадьевым.

Темпераментное исполнение маэстро Аркадьевым ярчайшего сочинения Георгия Свиридова - последней части сюиты «Время, вперед!» - поразило смолян. В та­кой знакомой до каждой ноты, зву­чавшей во многих кинофильмах и телепрограммах музыке, маэ­стро Аркадьев соединил стреми­тельность, глубину и мощь. Это философское музыкальное во­площение безостановочно бегу­щего времени вызвало шквал ап­лодисментов. Как ни удивительно, но кажущаяся такой современной сюита из музыки к фильму режис­сера М. Швейцера по роману В. Катаева была написана компози­тором в 1965 году.

После концерта Павел Баран­ский ответил на наши вопросы.

-    Павел, как вам удалось так удачно выстроить программу?

-    Главным принципом создания этой программы было сочетание хитов - известных и любимых публикой классических романсов - и более редких, но не менее прекрасных камерных произве­дений, таких как, например, ро­манс А. Власова «Бахчисарайский фонтан», который, кстати, испол­няют в основном певицы. Я рис­кнул, но если судить по реакции зала, то, наверное, это был вер­ный выбор.

-     Ещё совсем недавно вы были редким гостем на отече­ственной сцене, исполняя веду­щие партии репертуара Гамбург­ской оперы 2005-2007 сезонов, выступая в таких престижных кон­цертных залах мира, как Коро­левский Альберт-холл и Барби- кан-холл в Лондоне, Карнеги- холл в Нью-Йорке, открывая год России во Франции. С чем это связано?

-     Могу сказать, что за рубежом приобретаются ценный опыт и жизненная закалка. Для меня За­пад был своего рода стажировкой перед Россией. В 2007 году я был приглашён в Москву дирижёром Константином Орбеляном. В пос­леднее время я в вольном пла­вании, участвую в оперных и кон­цертных проектах в России. Сре­ди них фестивали «Империя опе­ры», «Русь певчая», возрождён­ные в Москве торжественные Ин­валидные концерты. В рамках му­зыкального просветительского проекта «Джинсовая классика» буду участвовать в культурной про­грамме, предваряющей открытие Городка предпринимателей на Олимпийских играх в Сочи. Сей­час готовлюсь к сольному концерту во Франции.

К нашему разговору присоеди­няется музыкальный продюсер Павла Баранского, руководитель московского фестиваля «Империя оперы» и автор проекта «Джинсо­вая классика» Наталья Баринова.

- Наталья Юрьевна, что вы скажете о перспективе дальней­шего сотрудничества со Смолен­ской областной филармонией?

- Прежде всего, за замечатель­ную организацию сегодняшнего концерта в рамках музыкального фестиваля «Смоленская осень» я хочу от всей души поблагодарить руководителей Департамента Смо­ленской области по культуре и директора филармонии Оксану Неклюдову. Мы очень конструк­тивно пообщались с руководите­лями Департамента по культуре, надеемся провести концерт Павла Баранского 8 марта 2013 года в Вязьме.

У меня есть мечта - возродить славную вековую традицию прове­дения Инвалидных концертов и в Смоленске, тем более что исто­рически они имели место быть на родине Глинки.

Изначально эти курируемые Российским Императорским до­мом концерты возникли после победного окончания Отечествен­ной войны 1812 года и получили широкое распространение по всей России. На протяжении 100 лет они были ярчайшими событиями отечественной музыкальной жиз­ни, когда власть - царь, двор, Се­нат - и народ объединялись идеей милосердия и любовью к музыке. Но для этого должно быть творче­ское волеизъявление смолян.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

01_08-192-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.