Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2012 №11(147) НОЯБРЬ 2012 г. «ТЕАТР - ЭТО ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

«ТЕАТР - ЭТО ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ

Материал подготовила Татьяна ВОЛОШИНА,
ПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ
зав.отделом информационно-аналитической работы Смоленского профобъединения 

Коллектив театра «Диалог» в этом году отмечает 30-летие твор­ческого пути на сцене Смоленского Дворца культуры профсоюзов. Об истории этого известного на Смоленщине театрального кол­лектива рассказывает его создатель и бессменный руководитель Виктор Дмитриевич ЗИМИН.

- Ваш театр возник в 1975 году во Дворце пионеров, но по­том вы перебазировались во Дво­рец культуры профсоюзов. По­чему это произошло?

- К тому времени театр вырос. Актеры стали взрослыми, и надо было что-то решать. Вспомнили о Дворце культуры профсоюзов, где существовали временные коллек­тивы, но постоянно действующих не было.

Мы тогда пришли в гориспол­ком к Вере Васильевне Кирильченко, в ту пору она была замес­тителем председателя гориспол­кома, и рассказали о своей про­блеме. Она выслушала и позво­нила в профсоюзы. Нас пришли посмотреть и оценить Вера Семе­новна Троицкая и Галина Егоров­на Семенова. А мы в то время иг­рали спектакль в Доме офицеров. Это была пьеса «Весенний день 30 апреля» - один из лучших спектаклей нашего раннего пери­ода. И, что примечательно, в тот день двое ребят уходили в армию. И мы их провожали, был полный зал зрителей, удивительная атмос­фера. Представительницы ДК оце­нивали со всей строгостью, но мы им очень понравились. И Вера Семеновна сказала: «Через три года этот коллектив у меня уже будет народным». Как у директо­ра у неё было хорошее чутье. Так мы и оказались во Дворце культу­ры профсоюзов. Если бы в 1982 году мы не попали под профсо­юзную крышу, неизвестно, как сло­жилась бы судьба театра.

Но период был очень сложный: в ДК шла реконструкция зритель­ного зала, все было разрушено. Но мы договорились, что с сентября театр при любых обстоятельствах будет «запущен» и станет проф­союзным коллективом. И вдруг в июле раздался звонок от Веры Семеновны: «Виктор Дмитриевич, мы почти закончили класть паркет и вдруг вспомнили, что сцена - самое главное для театра. Какой она должна быть?» Когда я пришел, они попросили меня сделать архитектурный эскиз. Я его в два дня нарисовал, и получилось, что ту эстрадную площадку, которая там уже была, надо переделывать. В результате сцену увеличили. Она была расширена, выходила в зри-тельный зал. Появился жесткий металлический портал, колосники. Было установлено специальное механическое оборудование сцены, специальное освещение.

- Получается, всем вашим пожеланиям профсоюзы шли навстречу?

- Да, но сначала нужно было согласовать проект с председателем облсовпрофа Петром Ивановичем Любовским. Я пошел к нему с эскизом, положил рисунок на стол. Он спросил: «Это будет дорого?» Я ответил: «Нет, не очень дорого». «Это будет долго?» - поинтересовался он. «Нет, не очень долго. Ну, может, месяц или два» - сказал я. С моей стороны это был маленький обман, чтобы протащить идею. Любовский согласился и подписал эскиз. Дальше была инженерная работа, составление сметы, строительные работы. И все это в итоге отодвинуло финал реконструкции, но зато сцену построили так, как нам было нужно. Уже когда она была построена, Петр Иванович пришел в зал, пожал мне руку и сказал: «Ну, хитрец! Если б я знал, что ты мудришь, я бы ничего не подписал». Но потом добавил: «Хорошо получилось. Сцена нужна, и мы сделаем всё, чтобы театр начал свое существование. Каким ты его видишь? Таким, как „Таганка"?» Я говорю: «Наш поскромнее будет». А он шутит: «Очередь на улице стоять не будет?».

В итоге мы переделали зри­тельную часть зала, встроили тех­нические службы. Сегодня мы имеем одну из лучших сцен в Смоленске.

В этом году, благодаря участию руководства Дворца культуры, нам удалось «нарастить» освещение. Теперь у нас профессиональный театральный свет.

- После П. И. Любовского председателями профобъедине­ния были Л. В. Мамонтов, В. Ф. Чумаков, Ю. К. Сынкин, а теперь профобъединение воз­главляет Е. И. Максименко. Как руководство относилось и отно­сится к вашему театру?

- Профсоюзы никогда не забы­вали про театр, когда проходили какие-либо масштабные мероп­риятия. Хотя мы были коллекти­вом Дворца культуры, нас считали театром профсоюзов области. А со временем мы стали и городским театром. Я думаю, что заслуга всех наших профсоюзных начальников в том, что они очень тепло отно­сились и относятся к театру, да и вообще к развитию самодеятель­ности. Благодаря этому, даже в лихие 90-е годы Дворец культуры устоял. И это, в первую очередь, заслуга руководителей нашего профобъединения. И хотя сегод­ня мы не получаем финансирова­ния от профсоюзов, про нас все равно не забывают. Помощь - это когда тебя замечают и поощряют. Во Дворце культуры я оказался, уйдя из профессионального искус­ства, и мог вернуться. Но пока мне и нашему театру создавали усло­вия для существования и процве­тания, мне было интересно рабо­тать, потому что у меня обострен­ное чувство свободы творчества.

- Вам важно, чтобы никто не устанавливал надуманных границ?

- Мне было интересно оказать­ся в том месте, где никто не вме­шивается в мои театральные экс­перименты. Если посмотреть на наши афиши 80-х - 90-х годов, то можно увидеть, что мы отыгра­ли огромное количество спектак­лей. Порой их количество доходи­ло до шестидесяти за сезон. Залы были полные. Мы пережили вре­мена, когда зрители буквально ломали двери, чтобы попасти на спектакль «Ромео и Джульетта». Когда этот спектакль шёл, я вспо­минал наш разговор с П. И. Лю- бовским и радовался и за него, и за профсоюзы, и за себя. Получи­лось, что мы его не обманули и создали популярный театр. А профсоюзы, в свою очередь, сде­лали правильный выбор, приютив нас в ДК, где мы уже тридцать лет радуем нашего зрителя.

-  Но ведь театр любительский, все актеры где-то работают и только свободное время отдают театру. Как вам удается сохра­нять высокий уровень?

- Конечно, по форме организа­ции нашего труда - это любитель­ский театр. Однако по глубине по­стижения материала мы стараем­ся быть предельно профессио­нальными и честными. Мне иног­да даже приходится объяснять зри­телю, что мы любительский театр.

-  Зрители предъявляют слиш­ком высокие требования?

-   Нет, наоборот, зрители не за­мечают огрехов любительского театра, нашей бедности. Я часто слышу вопрос: «Сколько у вас ра­ботает профессионалов, а сколь­ко - любителей?» Я объясняю, что все актеры приходят сюда после работы, и понимаю, что очень ча­сто зрителю все равно, кто мы. Зрителю важно - интересный спектакль или нет. Мы получаем много благодарных отзывов. И это счастье. Я действительно посвятил свою жизнь любителям, но мне всегда хотелось воспитать в них профессиональное отношение к делу - и у взрослых, и у детей. Сегодня время профессионалов, потому что «любительщина» во всех сферах нас буквально замо­тала: руководитель - полулюби­тель, учитель - полупрофессионал и т. д. А время требует професси­оналов, прежде всего в отноше­нии к собственному увлечению и к работе. Профессионализм - это серьезное отношение к выбран­ной профессии.

-   И все время нужно учиться и расти...

-   Да. Поэтому актеры - дети у меня в студии ждут и год, и два, пока получат роль. Мне очень важ­но в маленьком человеке воспи­тать характер. Он уйдет из моей драматической студии, но сохра­нит, как наследство, отношение к жизни и к работе. Вот этому я и должен учить. А это тоже профес­сиональная задача.

- Думаете, можно освоить актер­скую профессию, не заканчивая вуз?

Можно. Только нужно со­здать условия для этого. Вспом­ните, ведь раньше не было ни академий, ни «гитисов». Вся ра­бота происходила внутри кол­лектива. Профессия передава­лась из рук в руки. Приходил человек - новичок в театр и у мастеров учился. Потом при те­атрах стали возникать студии - они выполняли роль учебных за­ведений. И только потом была сформирована государственная система обучения.

 
11-195-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.