Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

НАКИПЕЛО

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГОСЗАКАЗ: КОРРУПЦИЯ ИЛИ ПРОЗРАЧНОСТЬ?

Владимир ЛАБОВСКИИ,
заместитель директора организации - участника размещения заказа

«Плохо ЖИТЬ - лучше всего в РОССИИ... »
Русское Радио

1 сентября 2011 г. на сайте Ми­нистерства экономического разви­тия РФ был размещен текст про­екта Федерального закона «О фе­деральной контрактной системе». Федеральная контрактная система (ФКС), которой Минэкономразви­тия хочет заменить нынешнюю структуру госзакупок, в полном объеме заработает через 3-5 лет после начала внедрения, заявила тогда глава Министерства Эльви­ра Набиуллина. В Министерстве планируют, что некоторые нормы закона о ФКС будут внедряться постепенно. И по мере того, как она будет развиваться, на деле заработает механизм ответствен­ности государственных заказчи­ков. Сейчас же, говорит бывший министр, ныне советник президен­та, практика заключения государ­ственных контрактов в рамках дей­ствующего Закона о госзакупках № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» привела к тому, что "около 56 процентов контрактов заключает­ся практически на безальтерна­тивной основе ". Вывод простой - "такую систему надо менять ", считает Эльвира Набиуллина.

Одновременно обсуждаются и поправки в ФЗ-94, которые раз­работала Федеральная антимоно­польная служба. И между ведом­ствами пока согласия нет. Минэко­номразвития предлагает по мере внедрения федеральной контрак­тной системы отменить существу­ющий закон о госзакупках. ФАС эту идею не поддерживает, аргумен­тируя тем, что сложившуюся сис­тему ломать опасно.

Теперь, надо понимать, судьбу законопроектов должно решить общественное мнение. Кстати, Минэкономразвития в своей сис­теме делает ставку именно на об­щественный контроль.

Госдума готовится к обсужде­нию проекта закона о федераль­ной контрактной системе. Некото­рые депутаты уже назвали этот документ главным законопроектом года.

Для такой высокой оценки за­конопроекта о ФКС есть все осно­вания, поскольку он должен заме­нить скандальный Закон о госза­купках — ФЗ-94 и навести нако­нец порядок в сфере, где крутят­ся триллионы рублей и заключа­ются миллионы контрактов. Так, по данным Росстата, в 2011 году в сфере госзакупок было заключе­но более 11 млн. контрактов на общую сумму свыше 7,5 трлн. рублей. При этом на проблемы и нарушения в этой сфере жалуют­ся все — от предпринимателей до высшего руководства страны.

Напомним, что реформировать систему госзаказа потребовал в бытность свою президентом Дмит­рий Медведев, в ноябре 2010 года заявивший, что на госзакупках по коррупционным схемам государ­ство теряет до триллиона рублей ежегодно. Если власти беспокоят­ся о коррупционных потерях, то рядовых граждан возмущает мас­совая закупка чиновниками на го­сударственные средства предме­тов роскоши для своих «рабочих» нужд. Предприниматели же гото­вы рассказывать о недостатках ФЗ-94 часами.

Итак, чем же ФКС лучше ФЗ- 94? Кроме увеличения возможно­стей для контроля выполнения гос­заказов со стороны общественно­сти и большей доступности для малого бизнеса, персональная от­ветственность за выполнение гос­контракта вообще становится од­ним из краеугольных камней за­конопроекта "О федеральной контрактной системе". Как подчер­кнула Эльвира Набиуллина, обще­ственность будет точно знать, какой конкретно чиновник (с указанием персональных кон­тактных координат) отвечает за каждый из публикуемых гос­контрактов. Предусмотрены и меры ответственности за нару­шения - она "может быть как административной, допустим, увольнение, так и уголовной".

Тот же весьма ограниченный контроль за сферой госзакупок, который сегодня существует, мо­нополизирован Федеральной ан­тимонопольной службой, которая, по большому счету, никак не за­интересована в повышении реаль­ной эффективности госзакупок, а делает упор только на бюджетную экономию. Примечательно, что ФАС сама контролирует и соб­ственную закупочную деятель­ность, что приводит к вполне пред­сказуемым результатам: Нацио­нальная ассоциация институтов за­купок (НАИЗ) сообщила об обна­ружении нарушений Федеральной антимонопольной службой Зако­на о госзакупках. Эксперты НАИЗ, изучив 12 произведенных ФАС за­купок на общую сумму в 79,6 млн рублей, обнаружили, что ведом­ство — контролер госзакупок раз­мещало заказы без обоснования начальной цены. При этом шесть закупок на общую сумму 55,7 млн рублей прошли в режиме одной заявки (либо фасовцы отклонили заявки всех участников, кроме одного). В таких случаях ФАС за­платила за товары максимальную цену, ввиду отсутствия более де­шевых предложений. Кроме это­го, антимонопольная служба не объясняет, как получена и пере­работана информация, на основа­нии которой якобы была установ­лена цена контракта. Еще одним нарушением, которое обнаружи­ла НАИЗ, стал такой прием, как неполное и неточное описание объекта госзакупки. «Когда "простой" заказчик использует подобные техники, его проце­дуры признаются заточенными под "своего" поставщика», — отмечают эксперты НАИЗ.

Итак, активно обсуждаемый в СМИ и на Интернет- площадках закон о ФКС если не станет пана­цеей от всех имеющихся проблем в сфере государственных и муни­ципальных закупок, во всяком слу­чае сильно расширяет возможно­сти для их решения и вселяет оп­ределенного рода надежду и оп­тимизм.

Продемонстрировать «достоин­ства» ныне существующего ФЗ-94 попытаемся на одном из многочис­ленных примеров, весьма харак­терных, в том числе и для нашего региона.

3 августа 2012 г. было опубли­ковано извещение о проведении электронного аукциона на элект­ронной площадке в сети «Интер­нет» sberbank-ast.ru под №0363300114912000003 на выпол­нение работ по ограждению МБОУ «Катынская средняя образователь­ная школа» Смоленского района Смоленской области.

Организатором и заказчиком торгов, как следует из указанного извещения и информационной карты, выступает МБОУ «Катынская средняя образовательная школа».

Наша организация является предприятием строительного про­филя и постоянно участвует в тор­гах в виде запросов котировок, конкурсов и электронных аукцио­нов в соответствии с Законом № 94-ФЗ от 21.05.2009 г. «О разме­щении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и му­ниципальных нужд». Подавая за­явку на участие в аукционе, орга­низация - участник размещения заказа анализирует, прежде все­го, виды и объемы работ, изло­женные в техническом задании (Приложение № 1 к Информаци­онной карте) и локальном сметном расчете (Приложение № 2 к Информационной карте). Именно эти сведения определяют для участни­ка размещения заказа «нижнюю» границу при торгах на «пониже­ние», которая является приемле­мой, рентабельной при последу­ющем выполнении работ. Рас­сматривая и анализируя техничес­кое задание и сметный расчет по данному аукциону, наши специа­листы обратили внимание на из­быточные объемы применяемых материалов и излишние виды строительных работ. Так, в част­ности, в локальном сметном рас­чете приведены следующие виды работ:

1 .Окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью в количестве 1950 м2 (позиция 17, ТЕР13-03-004-04);

2.Устройство и разборка дере­вянных неинвентарных лесов в количестве 900 м2 (позиция 18, ТЕРр69-6-1).

Указанные объемы и виды ра­бот, на наш взгляд, являются из­быточными и излишними по сле­дующим основаниям:

  1. В Приложении №1 к Инфор­мационной карте указаны техни­ческие характеристики применяе­мых материалов, где предусмот­рено использование сетки рабицы нержавеющей (ГОСТ 5336-80). В этой связи вызывает большое сомнение целесообразность ок­раски нержавеющей оцинкован­ной сетки рабицы эмалью. По на­шим расчетам, следует произво­дить окраску только поверхностей труб стальных в объеме, не пре­вышающем 300 м2.
  2. В локальном сметном расче­те предусмотрена установка ме­таллических оград по металличес­ким столбам без цоколя из сетча­тых панелей высотой до 2,2 м (по­зиция 4, ТЕР07-01 -054-12). Данная расценка включает применение автокрана для монтажа указанных металлоконструкций. Вместе с тем в смете заказчика применена из­лишняя и весьма дорогостояшая ремонтная расценка с разовым использованием неинвентарных деревянных лесов.

Применение только двух этих расценок приводит по нашим рас­четам к завышению сметы на сум­му порядка 800 тыс. руб.

В целом локальный сметный расчет, являющийся обосновани­ем цены муниципального контрак­та заказчика, составляет 3492,948 тыс. руб.

Выполненный нашими специа­листами сметный расчет стоимо­сти строительных работ по ограж­дению МБОУ «Катынская средняя образовательная школа» составил 1346,985 тыс. руб. Именно по та­кой цене наша организация гото­ва была заключить контракт с му­ниципальным заказчиком. При этом экономия бюджета муници­пального образования «Смолен­ский район» могла бы составить более 2 млн. руб. К сожалению, этого не произошло, так как Еди­ной комиссией по подведению итогов открытого аукциона в ко­личестве четырех ее членов под председательством 1-го замести­теля Главы администрации Смо­ленского района Тимошенкова В.Н. было принято решение отка­зать нам в допуске к участию в аукционе. Основанием для отказа было: непредоставление сведе­ний в отношении характеристик применяемых материалов, либо предоставлении показателей при­меняемых материалов, не соответ­ствующих значениям,установленным аукционной документацией. В частности, одним из серьезных нарушений ФЗ-94, по мнению Единой комиссии Администрации Смоленского района, поддержан­ному впоследствии Комиссией Смоленского УФАС, отмечено: «неверно указана толщина од­ного слоя лакокрасочного покры­тия: в заявке участника - макс. 16 мкм, заказчиком требовалось - менее 16 мкм»!!!

По результатам рассмотрения жалобы, поданной в Комиссию Смоленского УФАС России по кон­тролю в сфере размещения зака­зов, последняя признала действия Аукционной комиссии правомоч­ными.

К сведению, таких участни­ков размещения заказа, полу­чивших отказ, было 10 из 13.

Таким образом, к торгам были допущены 3 участника размеще­ния заказа, при этом один из участ­ников сделал один шаг на 5-ти процентное понижение, а двое других участников в торгах не уча­ствовали!!! Муниципальный кон­тракт был заключен на сумму 3 318 301,06 руб.

Все изложенное подвигает к мысли о продуманной и хорошо исполненной схеме организации и проведения торгов, ни в коей мере не способствующей открытой кон­куренции участников размещения заказа и экономии бюджетных средств.

В этой связи вызывает боль­шое сомнение корректность ло­кальных сметных расчетов на вы­полнение работ по ограждению МБОУ «Катынская средняя общеобразовательная школа», а также 3 аналогичных объектов торгов, реализованных по описанной выше схеме, а именно, огражде­ний МБОУ «Дивасовская основная общеобразовательная школа», (заказ № 0363300112712000001), МБОУ «Сыр-Липецкая средняя об­щеобразовательная школа», (за­каз № 0363300111912000004), МБОУ «Чекулинская основная об­щеобразовательная школа», (за­каз № 0363300114312000001).

Очень хочется надеяться, что законодательная база в сфере раз­мещения государственных и му­ниципальных закупок в виде гото­вящегося Федерального закона «О Федеральной контрактной систе­ме» не позволит давать двойного толкования во взаимоотношениях Заказчика и Поставщика товаров, работ и услуг. А неправомочные действия указанных Сторон, если они имели место, должны надле­жащим образом пресекаться.

И в заключение позволю цита­ту из выступления главы региона на встрече 20 сентября 2012 г. со студентами и преподавателями СмолГУ: «... По поводу корруп­ции. Недавно я собрал всех сво­их заместителей и начальни­ков департаментов, которых взял на работу. И сказал, что я сам не буду воровать, и вам не позволю. Если хоть по кому-то одному придет информация компрометирующего характера, и человек мне не сможет внят­но прояснить ситуацию, я в этот же день его уволю, позвоню в УВД, ФСБ и потребую возбудить уголовное дело. Поверьте, так оно и будет..»

ОТ РЕДАКЦИИ. Это уже не пер­вый сигнал о странных, мягко го­воря, конкурсах и аукционах по муниципальным и государствен­ным заказам. Сведущие люди дав­но говорят о «целой индустрии» по организации победы того пре­тендента, котоырй по тем или иным причинам (чаще, наверное, меркантильным) предпочтитель­нее для устроителей «игры». У многих на слуху, например, слу­чай, когда весьма уважаемый ру­ководитель «случайно» указал в документах «ошибочный» ИНН своей фирмы. Разговоры ведутся и о том, что будто бы победители делились с теми, кто соглашался на снятие с торгов. Якобы даже расплодились фирмочки, которые исключительно благодаря таким щипам держались на плаву и име­ли кое-какой доход. С переходом на электронные торги появились, как утверждают некоторые наши собеседники, другие методы обес­печения «нужного результата».

Во всяком случае, дыма без огня не бывает. И боль, высказан­ная автором статьи, - лишнее тому подтверждение.

Полагаем, компетентным орга­нам следовало бы более активно заняться выявлением коррупцион­ных схем размещения муниципаль­ных и государственных заказов.

 
200815-181.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.