Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

НАКИПЕЛО

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГОСЗАКАЗ: КОРРУПЦИЯ ИЛИ ПРОЗРАЧНОСТЬ?

Владимир ЛАБОВСКИИ,
заместитель директора организации - участника размещения заказа

«Плохо ЖИТЬ - лучше всего в РОССИИ... »
Русское Радио

1 сентября 2011 г. на сайте Ми­нистерства экономического разви­тия РФ был размещен текст про­екта Федерального закона «О фе­деральной контрактной системе». Федеральная контрактная система (ФКС), которой Минэкономразви­тия хочет заменить нынешнюю структуру госзакупок, в полном объеме заработает через 3-5 лет после начала внедрения, заявила тогда глава Министерства Эльви­ра Набиуллина. В Министерстве планируют, что некоторые нормы закона о ФКС будут внедряться постепенно. И по мере того, как она будет развиваться, на деле заработает механизм ответствен­ности государственных заказчи­ков. Сейчас же, говорит бывший министр, ныне советник президен­та, практика заключения государ­ственных контрактов в рамках дей­ствующего Закона о госзакупках № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» привела к тому, что "около 56 процентов контрактов заключает­ся практически на безальтерна­тивной основе ". Вывод простой - "такую систему надо менять ", считает Эльвира Набиуллина.

Одновременно обсуждаются и поправки в ФЗ-94, которые раз­работала Федеральная антимоно­польная служба. И между ведом­ствами пока согласия нет. Минэко­номразвития предлагает по мере внедрения федеральной контрак­тной системы отменить существу­ющий закон о госзакупках. ФАС эту идею не поддерживает, аргумен­тируя тем, что сложившуюся сис­тему ломать опасно.

Теперь, надо понимать, судьбу законопроектов должно решить общественное мнение. Кстати, Минэкономразвития в своей сис­теме делает ставку именно на об­щественный контроль.

Госдума готовится к обсужде­нию проекта закона о федераль­ной контрактной системе. Некото­рые депутаты уже назвали этот документ главным законопроектом года.

Для такой высокой оценки за­конопроекта о ФКС есть все осно­вания, поскольку он должен заме­нить скандальный Закон о госза­купках — ФЗ-94 и навести нако­нец порядок в сфере, где крутят­ся триллионы рублей и заключа­ются миллионы контрактов. Так, по данным Росстата, в 2011 году в сфере госзакупок было заключе­но более 11 млн. контрактов на общую сумму свыше 7,5 трлн. рублей. При этом на проблемы и нарушения в этой сфере жалуют­ся все — от предпринимателей до высшего руководства страны.

Напомним, что реформировать систему госзаказа потребовал в бытность свою президентом Дмит­рий Медведев, в ноябре 2010 года заявивший, что на госзакупках по коррупционным схемам государ­ство теряет до триллиона рублей ежегодно. Если власти беспокоят­ся о коррупционных потерях, то рядовых граждан возмущает мас­совая закупка чиновниками на го­сударственные средства предме­тов роскоши для своих «рабочих» нужд. Предприниматели же гото­вы рассказывать о недостатках ФЗ-94 часами.

Итак, чем же ФКС лучше ФЗ- 94? Кроме увеличения возможно­стей для контроля выполнения гос­заказов со стороны общественно­сти и большей доступности для малого бизнеса, персональная от­ветственность за выполнение гос­контракта вообще становится од­ним из краеугольных камней за­конопроекта "О федеральной контрактной системе". Как подчер­кнула Эльвира Набиуллина, обще­ственность будет точно знать, какой конкретно чиновник (с указанием персональных кон­тактных координат) отвечает за каждый из публикуемых гос­контрактов. Предусмотрены и меры ответственности за нару­шения - она "может быть как административной, допустим, увольнение, так и уголовной".

Тот же весьма ограниченный контроль за сферой госзакупок, который сегодня существует, мо­нополизирован Федеральной ан­тимонопольной службой, которая, по большому счету, никак не за­интересована в повышении реаль­ной эффективности госзакупок, а делает упор только на бюджетную экономию. Примечательно, что ФАС сама контролирует и соб­ственную закупочную деятель­ность, что приводит к вполне пред­сказуемым результатам: Нацио­нальная ассоциация институтов за­купок (НАИЗ) сообщила об обна­ружении нарушений Федеральной антимонопольной службой Зако­на о госзакупках. Эксперты НАИЗ, изучив 12 произведенных ФАС за­купок на общую сумму в 79,6 млн рублей, обнаружили, что ведом­ство — контролер госзакупок раз­мещало заказы без обоснования начальной цены. При этом шесть закупок на общую сумму 55,7 млн рублей прошли в режиме одной заявки (либо фасовцы отклонили заявки всех участников, кроме одного). В таких случаях ФАС за­платила за товары максимальную цену, ввиду отсутствия более де­шевых предложений. Кроме это­го, антимонопольная служба не объясняет, как получена и пере­работана информация, на основа­нии которой якобы была установ­лена цена контракта. Еще одним нарушением, которое обнаружи­ла НАИЗ, стал такой прием, как неполное и неточное описание объекта госзакупки. «Когда "простой" заказчик использует подобные техники, его проце­дуры признаются заточенными под "своего" поставщика», — отмечают эксперты НАИЗ.

Итак, активно обсуждаемый в СМИ и на Интернет- площадках закон о ФКС если не станет пана­цеей от всех имеющихся проблем в сфере государственных и муни­ципальных закупок, во всяком слу­чае сильно расширяет возможно­сти для их решения и вселяет оп­ределенного рода надежду и оп­тимизм.

Продемонстрировать «достоин­ства» ныне существующего ФЗ-94 попытаемся на одном из многочис­ленных примеров, весьма харак­терных, в том числе и для нашего региона.

3 августа 2012 г. было опубли­ковано извещение о проведении электронного аукциона на элект­ронной площадке в сети «Интер­нет» sberbank-ast.ru под №0363300114912000003 на выпол­нение работ по ограждению МБОУ «Катынская средняя образователь­ная школа» Смоленского района Смоленской области.

Организатором и заказчиком торгов, как следует из указанного извещения и информационной карты, выступает МБОУ «Катынская средняя образовательная школа».

Наша организация является предприятием строительного про­филя и постоянно участвует в тор­гах в виде запросов котировок, конкурсов и электронных аукцио­нов в соответствии с Законом № 94-ФЗ от 21.05.2009 г. «О разме­щении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и му­ниципальных нужд». Подавая за­явку на участие в аукционе, орга­низация - участник размещения заказа анализирует, прежде все­го, виды и объемы работ, изло­женные в техническом задании (Приложение № 1 к Информаци­онной карте) и локальном сметном расчете (Приложение № 2 к Информационной карте). Именно эти сведения определяют для участни­ка размещения заказа «нижнюю» границу при торгах на «пониже­ние», которая является приемле­мой, рентабельной при последу­ющем выполнении работ. Рас­сматривая и анализируя техничес­кое задание и сметный расчет по данному аукциону, наши специа­листы обратили внимание на из­быточные объемы применяемых материалов и излишние виды строительных работ. Так, в част­ности, в локальном сметном рас­чете приведены следующие виды работ:

1 .Окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью в количестве 1950 м2 (позиция 17, ТЕР13-03-004-04);

2.Устройство и разборка дере­вянных неинвентарных лесов в количестве 900 м2 (позиция 18, ТЕРр69-6-1).

Указанные объемы и виды ра­бот, на наш взгляд, являются из­быточными и излишними по сле­дующим основаниям:

  1. В Приложении №1 к Инфор­мационной карте указаны техни­ческие характеристики применяе­мых материалов, где предусмот­рено использование сетки рабицы нержавеющей (ГОСТ 5336-80). В этой связи вызывает большое сомнение целесообразность ок­раски нержавеющей оцинкован­ной сетки рабицы эмалью. По на­шим расчетам, следует произво­дить окраску только поверхностей труб стальных в объеме, не пре­вышающем 300 м2.
  2. В локальном сметном расче­те предусмотрена установка ме­таллических оград по металличес­ким столбам без цоколя из сетча­тых панелей высотой до 2,2 м (по­зиция 4, ТЕР07-01 -054-12). Данная расценка включает применение автокрана для монтажа указанных металлоконструкций. Вместе с тем в смете заказчика применена из­лишняя и весьма дорогостояшая ремонтная расценка с разовым использованием неинвентарных деревянных лесов.

Применение только двух этих расценок приводит по нашим рас­четам к завышению сметы на сум­му порядка 800 тыс. руб.

В целом локальный сметный расчет, являющийся обосновани­ем цены муниципального контрак­та заказчика, составляет 3492,948 тыс. руб.

Выполненный нашими специа­листами сметный расчет стоимо­сти строительных работ по ограж­дению МБОУ «Катынская средняя образовательная школа» составил 1346,985 тыс. руб. Именно по та­кой цене наша организация гото­ва была заключить контракт с му­ниципальным заказчиком. При этом экономия бюджета муници­пального образования «Смолен­ский район» могла бы составить более 2 млн. руб. К сожалению, этого не произошло, так как Еди­ной комиссией по подведению итогов открытого аукциона в ко­личестве четырех ее членов под председательством 1-го замести­теля Главы администрации Смо­ленского района Тимошенкова В.Н. было принято решение отка­зать нам в допуске к участию в аукционе. Основанием для отказа было: непредоставление сведе­ний в отношении характеристик применяемых материалов, либо предоставлении показателей при­меняемых материалов, не соответ­ствующих значениям,установленным аукционной документацией. В частности, одним из серьезных нарушений ФЗ-94, по мнению Единой комиссии Администрации Смоленского района, поддержан­ному впоследствии Комиссией Смоленского УФАС, отмечено: «неверно указана толщина од­ного слоя лакокрасочного покры­тия: в заявке участника - макс. 16 мкм, заказчиком требовалось - менее 16 мкм»!!!

По результатам рассмотрения жалобы, поданной в Комиссию Смоленского УФАС России по кон­тролю в сфере размещения зака­зов, последняя признала действия Аукционной комиссии правомоч­ными.

К сведению, таких участни­ков размещения заказа, полу­чивших отказ, было 10 из 13.

Таким образом, к торгам были допущены 3 участника размеще­ния заказа, при этом один из участ­ников сделал один шаг на 5-ти процентное понижение, а двое других участников в торгах не уча­ствовали!!! Муниципальный кон­тракт был заключен на сумму 3 318 301,06 руб.

Все изложенное подвигает к мысли о продуманной и хорошо исполненной схеме организации и проведения торгов, ни в коей мере не способствующей открытой кон­куренции участников размещения заказа и экономии бюджетных средств.

В этой связи вызывает боль­шое сомнение корректность ло­кальных сметных расчетов на вы­полнение работ по ограждению МБОУ «Катынская средняя общеобразовательная школа», а также 3 аналогичных объектов торгов, реализованных по описанной выше схеме, а именно, огражде­ний МБОУ «Дивасовская основная общеобразовательная школа», (заказ № 0363300112712000001), МБОУ «Сыр-Липецкая средняя об­щеобразовательная школа», (за­каз № 0363300111912000004), МБОУ «Чекулинская основная об­щеобразовательная школа», (за­каз № 0363300114312000001).

Очень хочется надеяться, что законодательная база в сфере раз­мещения государственных и му­ниципальных закупок в виде гото­вящегося Федерального закона «О Федеральной контрактной систе­ме» не позволит давать двойного толкования во взаимоотношениях Заказчика и Поставщика товаров, работ и услуг. А неправомочные действия указанных Сторон, если они имели место, должны надле­жащим образом пресекаться.

И в заключение позволю цита­ту из выступления главы региона на встрече 20 сентября 2012 г. со студентами и преподавателями СмолГУ: «... По поводу корруп­ции. Недавно я собрал всех сво­их заместителей и начальни­ков департаментов, которых взял на работу. И сказал, что я сам не буду воровать, и вам не позволю. Если хоть по кому-то одному придет информация компрометирующего характера, и человек мне не сможет внят­но прояснить ситуацию, я в этот же день его уволю, позвоню в УВД, ФСБ и потребую возбудить уголовное дело. Поверьте, так оно и будет..»

ОТ РЕДАКЦИИ. Это уже не пер­вый сигнал о странных, мягко го­воря, конкурсах и аукционах по муниципальным и государствен­ным заказам. Сведущие люди дав­но говорят о «целой индустрии» по организации победы того пре­тендента, котоырй по тем или иным причинам (чаще, наверное, меркантильным) предпочтитель­нее для устроителей «игры». У многих на слуху, например, слу­чай, когда весьма уважаемый ру­ководитель «случайно» указал в документах «ошибочный» ИНН своей фирмы. Разговоры ведутся и о том, что будто бы победители делились с теми, кто соглашался на снятие с торгов. Якобы даже расплодились фирмочки, которые исключительно благодаря таким щипам держались на плаву и име­ли кое-какой доход. С переходом на электронные торги появились, как утверждают некоторые наши собеседники, другие методы обес­печения «нужного результата».

Во всяком случае, дыма без огня не бывает. И боль, высказан­ная автором статьи, - лишнее тому подтверждение.

Полагаем, компетентным орга­нам следовало бы более активно заняться выявлением коррупцион­ных схем размещения муниципаль­ных и государственных заказов.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

01_06-190-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.