Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2012 №10(146) ОКТЯБРЬ 2012 г. ЗОЛОТО И ПОЗОЛОТА

ЗОЛОТО И ПОЗОЛОТА

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Смоленск фестивальный

Анастасия ТРИФОНОВА

Отгремели фанфары юбилейного смоленского кинофестиваля. Под торжественные звуки взмахнул «Золотой Феникс» крыльями, взвился над городом и рассыпался блестящими искрами, чтобы в следующем году возродиться и принести горожанам новые киноработы актеров, решивших попробовать себя на режиссерском поприще.

Но что же за блестки рассыпал вокруг себя пятый кинофестиваль? Приглядимся.

Незадолго до открытия Владимир Меньшов и Вера Алентова, которые в нынешнем году исполняли роль сурового жюри, поделились мыслями о смоленском кинофестивале и о кино в целом. Основными критериями при оценке конкурсных работ являлось их качество, а также способность «задеть» зрителя, заставить его задуматься, взбудоражить его сознание, пробудить в нем эмоции. То есть, члены жюри не превращались то в истекающих желчью, то в брызжущих восторгами кино-критиков, а смотрели на фильмы по-зрительски - из зала. А смоляне получили возможность понаблюдать за современным российским кинопроцессом во плоти.

Заходила речь и о зрительских предпочтениях, о любви к «легким» жанрам: низкопробным детективам и юмористическим сериалам. Именно подобного рода проекты сегодня увеличивают рейтинг телевизионных каналов. Оказывается, тут две причины. С одной стороны - спрос рождает предложение, с другой - предложение формирует спрос. Уставшему на работе гражданину нашей необъятной страны не так много и надо - отвлечься от дневных забот и расслабиться. Захватывающий детективный сюжет и шутки, не требующие раздумий, -вот идеальный рецепт лекарства от повседневности. Кроме того, телевидение наше ориентируется, как на маячок, на американское ТВ. А там мода на подобные зрелища совсем недавно переживала взлет, вот нашито и позаимствовали подобные способы воздействия на зрителей. Однако сейчас, по словам Владимира Меньшова, в США набирают популярность сериалы совсем другого характера: бытовые, с хорошо прописанной драматургией, качественной прорисовкой характеров и множеством интересных деталей. Остается надеяться, что подобного рода кинопродукт скоро будет адаптирован для российских зрителей. Не все ж нам смеяться да забываться. Не мешало бы и задумываться иногда.

Что касается «Золотого Феникса», то он, несомненно, имеет право на жизнь и доказал это собственным существованием. Он нужен и смоленскому зрителю, для которого подобное событие -возможность раз в год окунуться в волну актуального кинематографа, нужен и создателям фильмов, для которых оценка не пресыщенной премьерами смоленской аудитории - более объективная, чем мнение искушенной московской тусовки. «Пусть фестиваль живет!» - с этими словами и шагнули артисты по звездной дорожке навстречу фестивалю.

«Кококо», - сказал «Золотой Феникс» на торжественной церемонии. Именно так называлась картина Авдотьи Смирновой, открывавшая фестиваль и участвовавшая в конкурсной программе. Вообще, в нынешнем году на «Золотом Фениксе» появилась традиция преемственности поколений: ведущими церемонии открытия стали кинорежиссер Всеволод Шиловский с внучкой, актрисой Аглаей Шиловской. А фильм открытия представил отец его создательницы актер и режиссер Андрей Смирнов, чью картину «Жила-была одна баба» зрители смогли увидеть на следующий день. Надо сказать, что именно киноработы династии Смирновых оказались в ряду фильмов, вызвавших наиболее ярые споры и обсуждения. Но обо всем по порядку.

«В основном кинокритика писала о фильме «Кококо» ерунду. По-моему, они все еще никак не очухаются от своего марксистского прошлого. Это, мол, фильм о взаимоотношении интеллигенции и народа. В общем, видели тут исключительно социальную сторону. По-моему, это бред. Работа вполне зрелая по режиссуре, но никакой социологией здесь и не пахнет. Прежде всего, потому, что наша интеллигенция, в отличие от того, что думает наша кинокритика, давным-давно стала такой же убогой частью народа, как рабочие, крестьяне и служащие. Мне кажется, что картина дает довольно свежий взгляд на нашу сегодняшнюю жизнь», - так сказал Андрей Смирнов, представляя картину своей старшей дочери смоленскому зрителю. Тут бы и насторожиться. Но сосредоточиться на просмотре важнее.

Действительно, социальная сторона в глаза и не бросается. Две истории по случайности, счастливой или несчастной - так и остается непонятным, нехотя соединяются в одну. Два женских характера - пробивная провинциалка из Екатеринбурга и рафинированная жительница культурной столицы, носительница ученой степени кандидата наук - оказываются сначала в одном СВ в поезде, а затем под одной питерской крышей, где и разворачивается история взаимодействия этих самых характеров в условиях современности. Все бы ничего: в чем-то забавно, в чем-то грустно, в чем-то задуматься заставляет. Но хронометраж идет, а развития особо и нет. И хотя композиция фильма кольцевая, ответа на вопрос «И что?» - нет. С чем начали, почти на том и закончили. Зато есть финал, который заставляет прямо-таки закудахтать от смеха. Сценарий написан двумя женщинами, снят одной из них же, главные роли - женские. Вот и вышло, как в анекдоте: настоящая женщина всегда может сварганить из ничего три вещи - прическу, скандал и салатик. Пожалуй, теперь к этому перечню добавилась еще одна «вещица». Но фраза о призах за лучшие женские роли на фестивале «Кинотавр», как бы случайно брошенная в представлении фильма, и неоднозначная фигура режиссера сделали свое дело - картину ждали, над картиной посмеялись. Но вот вопрос -поняли ли ее? - остался открытым. Специальным событием следующего дня стал показ вышеупомянутого фильма «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Показ еще не начался, а споры уже разгорелись. У входа в «Современник» женщина преклонного возраста воинственно держала плакат, сообщающий, что данная кинокартина оскорбляет русских женщин. Но о запрещении показа речи не шло. Что ж, каждый имеет право на собственное мнение. А эффект получился обратный: акция только подстегнула любопытство пришедших на фильм. И вновь на сцене кинотеатра Андрей Смирнов, он предупреждает, что картина его не из легких, и приятного просмотра всем он не желает.

Картина действительно жуткая. Некрасовская «русская долюшка женская» приобретает в ней поистине чудовищные формы. Фильм состоит из двух частей. И обе они о самоедстве русского народа. И, если до революции 1917 года самоедство это проявлялось на уровне патриархальной семьи, где баба была собственностью своего мужика, то с приходом новой власти самоедство русское разрослось до масштабов гражданской войны. Эти две эпохи пронизывает жизнь одной - не женщины даже - почти безымянной бабы, которой смертельно тяжко живется в любую эпоху, у которой единственную позднюю любовь и ту отнимают. Расстреливают. И вместе с той любовью сама она перестает жить по-настоящему, как не жила до нее. До отвращения тяжело смотреть этот фильм. До отвращения тяжело понимать, что так действительно было. При создании сценария фильма привлекались архивные документы. Многие диалоги в фильме когда-то звучали и в реальности.

Как сказал кто-то из великих: «Я никогда не знакомлюсь с авторами художественных произведений, чтобы не разочаровываться. Мне достаточно видеть то, что они создали». Это оказался как раз такой случай. После просмотра режиссер вновь поднялся на сцену. И дискуссия о произведении киноискусства скатилась до дискуссии о политических пристрастиях. Тут и Смоленску с его «розовыми» названиями улиц досталось, и смоляне узнали, что в выгребной яме будут жить до тех пор, пока до конца не избавятся от пережитков советского прошлого. По словам режиссера, что бы сейчас ни происходило в стране, все это карамель по сравнению с советскими временами. Спорить сложно. Сегодня нет цензуры. А фильм не претерпевал влияний извне еще и потому, что финансировался, по годным словам режиссера, олигархами, которые остались довольны его работой. Однако ответа на вопрос, насколько хороши нынешние времена, режиссер так и не дал - на поезд торопился.

Не было бы этого «послесловия», не осталось бы двойственного впечатления от осеннего киновечера. С одной стороны - рассказ о бесспорно тяжелых для русского народа временах, с другой - неуважение создателя фильма к зрителям собственного творения здесь и сейчас. Кто говорил, что не будет критики? Кто говорил, что простым людям сейчас легко? Как получилось, что режиссер делит народ на «убогую его часть» -интеллигенцию, рабочих, служащих, - и, видимо, «неубогую» -олигархов? И почему последним выгодно, чтобы картина увидела свет? Тут можно прикинуться слепым, закрыть ладошками глаза и не усмотреть никакой связи. А можно и подумать на досуге. Вдруг лет эдак через сто какой-нибудь Режиссер также снимет фильм о двух эпохах - доперестроечной и постперестроечной, - где покажет, какие изощренные формы принимало самоедство русского народа на стыке XX и XXI веков, чтобы реальность зрителям будущего тоже показалась градом Китежем и карамелькой. Точнее, «чупа-чуп-сом».

Полной противоположностью агрессивному первому конкурсному дню стал следующий день для тех, кто посетил фильм с участием Славы Полунина «сНЕЖНОЕ шоу 3D». Оказывается, заставить человека задуматься о прошлом, будущем и настоящем, о жизни и смерти, о взаимоотношениях можно, не только насильно окунув его в ту самую выгребную яму, но и просто обнажив некоторые грани повседневной жизни, чтобы посмотреть на них так, как смотрел бы ребенок. Все мы немножко дети, все мы немножко наивны. И, несмотря на то, что никто из создателей фильма в Смоленск не приехал, в зале кинотеатра звучали дружные аплодисменты. А вдруг все-таки долетят их отголоски до тех, кто сотворил это сНЕЖНОЕ чудо со страшным апокалиптичным финалом, от которого то плакать хочется, то дух захватывает, и мурашки бегут по всему телу.

Продолжил удивлять смолян театр «Parallax», который представил уже звучавший в Смоленске спектакль «Ветер». Спектакль именно звучал. Как по-своему звучит каждый предмет вокруг нас. Как звучит хлопок одной ладони. Журнал «Смоленск» рассказывал о выступлении театра на сцене ДК «Шарм» полгода назад. За эти шесть месяцев спектакль изменился, усложнился. В ткань его вплелись новые танцевальные эпизоды. Но, по словам постановщика Георгия Бердзенишвили, все же спектакль еще не окончен. Что ж, Смоленск будет с нетерпением ждать новую версию «Ветра».

Специальным событием стал творческий вечер, посвященный 50-летию любимого всеми фильма «Гусарская баллада» с участием Ларисы Голубкиной и Левона Оганезова. Попавшие на мероприятие смоляне не только узнали интересные факты о творческой истории фильма, но и получили возможность увидеть уникальные кадры фотопроб на роль главных героев картины. Шурочку Азарову, например, могли бы играть Людмила Гурченко или Алиса Фрейндлих, а поручика Ржевского - Вячеслав Тихонов. Замечательные романсы в исполнении Ларисы Голубкиной сопровождались бурными аплодисментами. А песня «Давным-давно» звучала за стенами кинотеатра и после окончания вечера.

Так же блестяще прошел творческий вечер «дикого красавца» Народного артиста СССР Василия Ланового «Великая русская поэзия». В актерском исполнении звучали стихотворения Пушкина, Гумилева, Цветаевой, Маяковского. Так много вопросов было у смоленских зрителей к актеру, что отпустить его никак не могли. Только после исполнения песни из фильма «Офицеры», которую зал слушал стоя, Лановому все-таки удалось отправиться на закладку звезды его имени.

Все-таки настоящее искусство, как бы оно ни выглядело, в каких бы жанрах ни существовало, - не требует каких-либо объяснений, оправданий или защитных аргументов.

И вот статуэтки-фениксы розданы победителям. Главный - бриллиантовый - достался Авдотье Смирновой, чей фильм открывал фестиваль. Не бесспорно, в отличие от прошлого года, но все же. Сама победительница в Смоленск приехать не смогла. Даже видеообращение к организаторам фестиваля и жителям города снять ей не удалось. Так что бриллиантовый феникс улетел молча.

А напоследок смолянам показали французский фильм «Артист». Интересно, поняли ли составители программы, что фильм об актере и его неудачной попытке по-пробовать себя в качестве сценариста и режиссера, - довольно комичный финал для фестиваля таких же актеров-режиссеров. Особенно применительно к тем конкурсантам-режиссерам, на чьих фильмах смоляне покидали зал. Были и такие.

Что ж, легкий жанр пока в чести. «Золотой Феникс» отметил пятилетний юбилей. Какой-никакой, а рубеж. Посмотрим, с чем прилетит к нам эта птица на следующий год.

 
201504-176.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.