Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2012 №10(146) ОКТЯБРЬ 2012 г. ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ...

ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ...

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Смоленск фестивальный

Дмитрий Раичев, «Российская газета», специально для журнала «Смоленск»

Смоленские журналисты относятся к «Золотому Фениксу», как к хрустальному бокалу, — бережно и аккуратно. Кинофестиваль, пусть даже он проводился уже пять раз, явление хрупкое: одно неосторожное слово, и все может разрушиться... С предыдущим, напри­мер, так и вышло: в день закрытия третьего кинофестиваля «Новое кино. XXI век» в октябре 2006 года «Рабочий путь» опубликовал интервью вице-мэра Николая Шведа с длинным перечнем претензий к его организаторам, в результате чего и церемония награждения вышла хуже утренника в самом захудалом детском саду, и на буду­щем этого форума был поставлен крест. Но неудачный опыт пошел на пользу — сейчас никаких недоразумений между нашими властями и организаторами «Золотого Феникса» из мира кино нет.

Прочитав заметку о церемонии закрытия последнего «Золотого Феникса», воронежские коллеги ехидничали: надо ж было додуматься проводить его параллельно с Венецианским кинофестивалем! На самом деле, удивляться совершенно нечему. Да, за пять лет он обрел определенную известность в мире кино, но в Смоленске, как мне кажется, он никем не воспринимается как часть российского или, уж тем более, мирового кинопроцесса. Это сугубо местный праздник кино, уютный, с местными спонсорами, с местными призами, и, как не устает повторять президент «Золотого Феникса», народный артист России Всеволод Шиловский, «кто здесь главный? Вы, зрители!». Не режиссеры, не продюсеры, не актеры, не российское кино вообще, а мы, смоляне. Гости приезжают в Смоленск, на наш праздник, мы награждаем тех, кто понравился, украшаем их именами нашу площадь. Пару лет назад на «Золотом Фениксе» просто поветрие какое-то было: буквально все его участники, поднимаясь на сцену, лихорадочно пытались найти у себя смоленские корни. Кто-то вспоминал бабушку, кто-то рассказывал, что служил здесь в армии, но этот вопрос занимал буквально всех! Неспроста, конечно. «Золотой Феникс» тем и отличается от других региональных кинофестивалей: где-то с их помощью пытаются вписать своей город в контекст российского кино, а у нас все пронаоборот: Смоленску нужен был кинофестиваль, и Смоленск себе завел кинофестиваль — ровно такой, какой ему нужен.

С тем, предыдущим, «Новым кино. XXI век» было не так. Организаторы действовали в отрыве от властей, считали, что не они должны приезжать в Дом Советов, а чиновники должны искать с ними встречи, и позволяли себе совсем уж неприличные вещи — выбивать деньги из областного и городского бюджета через Никиту Михалкова или даже с помощью полпреда Георгия Полтавченко. За что и поплатились.

Перед организаторами «Золотого Феникса» (из мира кино) стоит, по сути дела, одна задача: обеспечить приезд в Смоленск людей, которых хочет видеть население. Население хочет видеть: 1) звезд советского кино; 2) звезд современных телесериалов. До тех пор, пока населению предлагается приемлемый перечень звезд, у «Золотого Феникса» все будет нормально. Были годы, когда решение этой задачи находилось под вопросом, и «звездная дорожка» никак не удовлетворяла даже самые немудреные запросы. Журналисты уже начинали продумывать, как бы получше отпеть (то есть отправить на тот свет) кинофестиваль, но в последующие дни организаторам удавалось привезти нужных гостей, устроить интересные встречи и соорудить убедительную церемонию закрытия. Собравшиеся было тучи исчезали прочь, «Золотой Феникс» снова купался в солнечных лучах.

Впрочем, без ошибок организаторы не обходятся. Несмотря на то, что два специальных приза, которыми ежегодно награждаются участники «Золотого Феникса», носят имена наших земляков , народных артистов СССР Юрия Никулина и Анатолия Папанова, юбилеи всенародно любимых артистов (у первого - в прошлом году, у второго он будет отмечаться в октябре 2012 года) не нашли в программе кинофестиваля никакого отражения. Если о 90-летии Никулина в прошлом году хотя бы было упомянуто на церемонии открытия «Золотого Феникса», то о Папанове забыли целиком и бесповоротно. Я уверен, что это случилось исключительно по вине наших чиновников. Если бы они сообщили организаторам (из мира кино), что хотели бы вписать юбилеи земляков в контекст «Золотого Феникса», это, разумеется, было бы сделано, благо, много ума и фантазии для этого не нужно. Но это очень похоже на смоленских чиновников: провести конкурс на лучший проект памятника киноартисту, провести конкурс по выбору подрядчика, который его изготовит, выделить деньги на отливку и установку памятника, благоустроить территорию и умудриться не связать памятник и юбилей со своим же, смоленским кинофестивалем! Слишком их у нас много, наверно, чиновников этих: один занимается одним, второй —другим, правая рука, разумеется, не знает, что творит левая, вот и не получается никак состыковать одно с другим...

Зыбкость концепции «Золотого Феникса» очевидна. Не то, чтобы актеры редко становятся режиссерами, не то, чтобы фильмов, соответствующих требованиям такого специфического фестиваля, мало... Нет, и актеров хватает, и фильмов, но настоящий кинофестиваль всетаки должен быть фестивалем кино, а не нарочитой демонстрацией некоего отклонения от нормы (норма — это все-таки когда актер занимается своим делом, а режиссер - своим). Об этом говорил на встрече с журналистами в Смоленске президент Гильдии кинорежиссеров России, народный артист СССР Марлен Хуциев:

У меня сложное отношение к идее фестиваля «Золотой Феникс». Будучи президентом Гильдии кинорежиссеров России, которая является одним из его учредителей, я считаю, что такой подход несколько сужает его рамки. Мне кажется, что фильмам, снятым актерами, можно было бы посвятить одну из страниц фестиваля, оставив «Золотой Феникс» фестивалем хорошего кино. А что если художник решит снять фильм, а если в качестве режиссера выступил оператор? А это ведь бывает часто! Но есть и свои достоинства. Во-первых, каждому региону хочется иметь особенный кинофестиваль, не похожий на то, что проходит где-то еще. Во-вторых, зрители не знают в лицо режиссеров, они знают и любят актеров. В нашем случае представлять свои фильмы в Смоленске приезжают актеры - известные зрителям люди, и это вызывает интерес публики.

В общем, цель оправдывает средства: если принять за данность, что публика в Смоленске желает видеть известные лица, лучше сосредоточиться на актерах, а уж что они там сделали — кино сняли,сплясали или песню спели, не так уж важно. Главное, чтоб они приехали, и чтоб мы сумели на них посмотреть.

Два последних года «Золотой Феникс» выглядит вполне уверенно, и даже люди, для которых кино важнее смоленского кинофестиваля, оказываются удовлетворены: главный приз достается не только действительно лучшему фильму-участнику, но и именно той работе, награждение которой положительно отражается на репутации самого кинофестиваля. В прошлом году это была «Елена» Андрея Звягинцева, поначалу вообще-то числившаяся за рамками конкурса, в этом - «Кококо» Дуни Смирновой. Победа что одного, что второго — это новость, достойная федеральных СМИ, оба режиссера — люди известные, за ними следят, ими интересуются. Авдотья Смирнова, правда, в Смоленск не приехала, что несколько смазывает удовольствие, но она режиссер продуктивный, и возможность познакомиться еще представится.

И вот именно с формированием списка победителей «Золотого Феникса», к которому вот уже два года нет никаких эстетических и стилистических претензий, связана главная проблема нашего кинофестиваля. Об этом пока не написал никто из смоленских журналистов, но факт налицо: работа жюри вызывает очень много вопросов. Собственно, под вопросом сама работа жюри, и даже само жюри — как коллегиальный орган, принимающий ответственные решения. Судите сами: нынче его возглавлял народный артист России Владимир Меньшов, который уехал из Смоленска после церемонии открытия «Золотого Феникса» и больше не появлялся. В числе членов жюри значилась народная артистка России Людмила Голубкина, которая приехала на четвертый день кинофестиваля и сообщила на встрече с журналистами, что и не подозревала об этой своей функции. Кто же судил? Кто составил список победителей? Работа эта выполнена с честью, претензий нет, но хотелось бы большей прозрачности... В конце концов, интервью с председателем жюри, который знаком с фильмами-участниками и способен обсуждать их сильные и слабые стороны — важная часть любого нормального кинофестиваля. Да и сам председатель со своими творческими, и интеллектуальными и политическими предпочтениями — персона обсуждаемая, окутанная не меньшей интригой, чем фильм-победитель. Можно, конечно, продолжать и так, но однажды пойдут разговоры... У смоленского кинофестиваля есть немало особенностей, именно об этом и шла речь выше, но со стороны он все-таки должен выглядеть так, как выглядят другие кинофестивали. Нам важно, чтобы было не хуже, чем у других. Чем в Венеции...

 
01_-197-2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.