Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2012 № 7 (143) июль Филологический ветер

Филологический ветер

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Выбор Профессии

Анастасия ТРИФОНОВА

Сегодня часто можно услышать жалобы на то, что молодое поколение мало читает. В современной школе на литературу год от года отводится меньше и меньше часов. А в большинстве книжных магазинов рядом с учебной литературой можно найти «псевдоучебную» - краткие содержания произведений и сборники готовых сочинений. Но, как говорится, не верь глазам своим. 

В подмосковных Химках на базе Высшей школы экономики проходил заключительный этап XVII Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Смоленская команда, состоявшая из трех человек, показала достойные результаты: Татьяна Трифонова и Михаил Мелькин удостоились звания победителей, а Илья Старовойтов стал призером. Теперь ребята имеют право поступить в любое высшее учебное заведение России на специальность, где профилирующим предметом является литература. 

Наверное, каждый ученик хотел бы стать победителем Олимпиады по любимому предмету. Но не так-то это просто. Каков же ключ к успеху? Оказывается, ключей несколько.

Конечно, первоосновой успеха смоленских школьников являются трудолюбие и упорство. Пожалуй, не всякий студент-филолог сможет дни и ночи напролет читать художественную литературу, не говоря уже о специальной – монографиях и статьях ведущих литературоведов. Основой трудолюбия оказалось не желание победить, а интерес. Чем больше погружаешься в литературное произведение, тем шире оно раскрывается, тем большим количеством граней начинает играть. Этот бесконечный и увлекательный поиск путей-дорог комплексного анализа текста и подталкивал ребят к изучению существующих теорий и концепций.

Важную роль сыграли и школьные учителя ребят. Миссия настоящего учителя состоит в том, чтобы не просто научить своему предмету, а в том, чтобы «заразить» им, вовремя увидеть горящие глаза заинтересованного ученика и помочь ему в углубленном изучении предмета. Учителям Татьяны, Михаила и Ильи удалось свою миссию осуществить в полной мере.

Нельзя не сказать о том, что ребята посещали Школу юного филолога, которая появилась четыре года назад на базе школы №17 благодаря усилиям преподавателей Кафедры литературы и методики ее преподавания Смоленского государственного университета – доктора педагогиче­ских наук Геннадия Самойловича Меркина и кандидата педагогиче­ских наук Фаины Евгеньевны Соловьевой. На занятия, которые проходят каждую субботу, может прийти каждый школьник, интересующийся литературоведением во всех его проявлениях. Здесь о литературе говорят не по-школьному, а по-вузовски: рассказывают о существующих путях анализа прозаических и поэтических произведений, о научных школах и подходах, о монографических изданиях, которые стоит прочитать начинающему литературоведу. Здесь филологический ветер наполняет паруса кораблей, выходящих из порта под названием «Школа» в открытое море. Вся работа основывается на интересе и энтузиазме преподавателей и учеников Школы. На семинарах, а именно в такой форме проходят занятия, учащиеся делятся информацией, которую получили, прочитав ту или иную книгу, представляют свои трактовки и анализы литературных произведений и внимательно прислушиваются друг к другу, ведь сосед по парте может увидеть в тексте что-то, что не заметил ты сам.

Вероятно, это не все ступеньки на лестнице победителя, но все-таки, одни из самых главных. А теперь своими впечатлениями об Олимпиаде и о нелегком пути к победе поделятся сами виновники торжества.

Татьяна Трифонова,

ученица гимназии №4

О существовании филологической школы я знаю уже два года - так получилось, что во время каждой из двух совершенных мною поездок на русско-белорусскую олимпиаду в смоленской команде был хотя бы один участник школы. Мы знакомились, общались - и, конечно, делились опытом. В прошлом году, узнав о школе, я всё-таки не решилась начать ее посещать - сказалась внутренняя неуверенность в своих силах. Однако этой осенью, возвращаясь с подготовки к олимпиаде в компании двух участников школы, я втянулась в разговор - и уже через пару дней чудесным образом увидела себя сидящей на занятии.

Одно занятие проносилось вслед за другим, и то, что поначалу казалось непосильно сложным, постепенно прояснялось. И, наверное, самым приятным оказалось то, что я очутилась среди единомышленников - возвращаясь домой с очередного занятия, мы болтали о любимых книгах, музыке, кино - у нас нашлось множество точек схождения. Мой круг общения необыкновенно расширился - я общалась с учениками разных школ, расположенных в разных частях города, - №№26, 27, 6. Как говорят, место встречи изменить нельзя - для нас им стала филологическая школа.

В это время уже начали проходить этапы Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Всю жизнь Всероссийская олимпиада представлялась мне уделом избранных, этакой недосягаемой вершиной - а тут оказалось, что мои новые знакомые, призеры и победители прошлых лет, - такие же люди, начитанные, веселые, порой даже безбашенные. Подготовка внутри моей гимназии органично соединилась с занятиями в филологической школе - готовились всем миром. Отсюда появились уверенность в себе, дерзкое желание посмотреть изнутри, как творится это грандиозное событие, которое мои новые знакомые называли «всеросом» - мне казалось, это звучит слишком просто, даже панибратски в отношении олимпиады; в то время я бы скорее позаимствовала у Гудвина какой-нибудь титул типа Великая и Ужасная. Сердце стучалось, мозг кипел, а душа уходила в пятки - ощущение того, что я ввязалась в какое-то жуткое приключение, меня не покидало.

И вот - долгожданная поездка в подмосковный город Химки, где я поначалу ходила на цыпочках и исподтишка вглядывалась в лица участников, настойчиво усматривая в них черты сверхчеловеков, а потом, уже в последние дни, вовсю смеялась, хлопая по плечу какого-нибудь Васю из Москвы (не ручаюсь за существование данного Васи, а вот география олимпиады значительно шире и лично меня до сих пор потрясает). Думаю, не ошибусь, если скажу, что ехали мы не за победами и лаврами, а скорее на народ посмотреть и себя показать - и правда, Олимпиада было наполнена духом дружества, даже братства. И наше мучительное ожидание после трех туров, мандраж при разборе заданий в последний день и, наконец, общая победа - поистине что-то незабываемое, чудесное. И – реальное.

Илья Старовойтов,

ученик школы № 27

В филологической школе я оказался случайно, осенью 2010 года по недоразумению попав на городскую олимпиаду по литературе. Первое собрание в семнадцатой школе вызвало шок: пришло около сорока человек! И все такие умные, начитанные... Чувствовал себя умственно отсталым на их уровне. В первый день познакомился с Мишкой Мелькиным, опять же, чисто случайно: сесть было некуда, весь класс (отнюдь не маленький) был забит.

Однако с каждым занятием число слушателей уменьшалось в арифметической прогрессии и через месяц достигло нынешнего уровня – пять-шесть просветлённых голов. И если на первых порах усваивать материал было трудно, то позднее он приобрёл более удобоваримый вид.

Что особенно отличает филологическую школу - так это уникальная атмосфера дружбы (простите за пафос!), взаимного уважения, равенства всех учащихся. Здесь не страшно делать ошибки, можно высказывать свою точку зрения, не боясь, что её не поймут. Потому что в школе учатся, по словам её руководителя, Фаины Евгеньевны Соловьёвой, «не случайные люди», способные понять тебя.

Благодаря занятиям в филологической школе ваш покорный слуга получил возможность поучаствовать в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Это - незабываемое мероприятие, после которого хотелось воскликнуть: «Я требую продолжения банкета!»

Однако.

В Японском языке есть два слова, которые характеризуют понятие учитель: «сэнсэй» и «онси». Сэнсэй - просто учитель. Онси - учитель, которого ты уважаешь и искренне почитаешь. Так вот, хочется особенно выделить Наталью Петровну Исаенко - учительницу русского языка и литературы, «онси», помогавшую мне во всех филологических трудностях, спасавшую от гнева Точных Наук. Геннадия Самуйловича Меркина, тоже «онси», который взял на себя тяжкое бремя проверки моих (и не только) Magnum Opusоv и направлял в случае отклонений. 

И наконец. 

Фаина Евгеньевна Соловьёва. «Онси», сделавшая из меня того, кто я сейчас есть, направившая на путь Просветления, разрешавшая все мои сомнения. Именно благодаря ей я открыл для себя дверь в огромный и увлекательный мир Филологии.

 
201312-160.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.