Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2012 № 9 (145) сентябрь НЕФОРМАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

НЕФОРМАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми 

Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации 


ПОЗНАНИЕ РОССИИ

Что мы знаем о нашей истории? «Откуда есть пошла Русская земля?..» Ответ черпаем в «Повести временных лет» - летописном своде, дошедшем до нас с XII века. Из этого источника известно, «…кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть». Поведала летопись о расселении древних славян. И о том, что кривичи «седять на верх Волги и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск». 

В учебном пособии «История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века», автором которого является Г.А. Ластовский, есть сведения о кривичах и о варягах, о перипетиях взаимоотношений смолян и скандинавов, о становлении и расцвете княжества Смоленского… Словом, содержится интересный обзорный материал для пытливых и любознательных краеведов – тот минимум знаний, который предусмотрен для школьников на территории области.

А что было до славян на огромном пространстве Европы и Азии, которое ныне является территорией России? О том дошли предания греков и римлян – о таинственной Скифии, населенной воинствующими народами, которые поклонялись мечу и не боялись никакого врага. Там, в полунощных землях, по известию Геродота, вода зимою густеет от холода и замерзает. И даже конные сражаются на воде. А гром гремит и молния блистает единственно летом. Называя Днепр, Буг, Дон и Днестр, историк говорит, что Скифия вообще может славиться большими судоходными реками.

Днепр, носивший название в древности Борисфен, славился плодоносием берегов своих, дающих питание всему живущему на них, был изобилен рыбою, протекал среди цветущих лугов, а вода его была отменно чиста, приятна для вкуса и здоровья.

В представлении греков все полунощные земли – гигантские просторы нынешней азиатской и европийской России были Скифиею. Археологические исследования подтверждают существование скифской культуры - материальной культуры прародителей славян.

Для вас – века,

для нас – единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит

меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

Окунуться во глубину веков меня побудила Раиса Николаевна Струженкова – директор Касплянской средней школы. Когда я пришел к ней за разрешением посетить краеведческий музей, созданный в школе, она показала мне редкие книги, подаренные музею. И в том числе издание Россий­ского государственного педагогического университета имени Герцена, который, как известно, находится в Санкт-Петербурге.

Называется книга «Ярга-свастика – знак русской народной культуры». Ее автор – кандидат культурологии Павел Иванович Кутенков при подготовке монографии воспользовался материалами школьного музея, среди экспонатов которого имеется этнографическая коллекция. Это предметы обихода населения бывшего Касплянского, а прежде Поречского и Смоленского уездов. Там и вышивка, и тканье, и ремесленные изделия различного бытового назначения с узорчатыми украсами и без оных украс.

- К нам два или три раза приезжал Кутенков из Петербурга, делал снимки наших материалов. У нас богатая коллекция рушников, - не без гордости промолвила Раиса Николаевна.

Помню, в бабушкиной деревенской избе с окнами на реку Каспля иконы в красном углу были увешаны узорчатыми рушниками. Такие, к изумлению своему, я увидел в школьном краеведческом музее. Интересовали они и автора исследования из Санкт-Петербурга, изучавшего самобытные яргические узоры на музейных образцах крестьянских одежд и набожников-полотенец.

Ярга – древнее знамение добра и жизни. Это слово служит наименованием креста с концами, за­гнутыми в одну из сторон. Однозначно ему слово «свастика». Это слова-синонимы.

Раиса Николаевна Струженкова с увлечением рассказывала мне о знаковой системе, ее смысловом значении, древних истоках. Она подготовила лекцию для школьников по книге, подаренной музею исследователем из Санкт-Петербурга. Такие глубокие знания по истории и культуре не предусмотрены ни одной учебной программой.

Зачем знать о скифо-славян­ских изголосах, вникать в смысловые значения синонимов «ярга» и «свастика», искать исторические истоки древних судеб индоевропейцев? Чтобы понять и объяснить.

Россия – Сфинкс!

Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!..

- Что касается детей, они должны знать наши корни, - убеждена Раиса Николаевна. – Ярга – это знак, который объединяет русскую культуру с индоевропейским всем кустом народов.

ЗАГАДКА ИСТОРИИ

На трагическом юбилее – семидесятилетии расстрела касплян­ских жителей фашистами – рассказывала о кровавой расправе Струженкова и объяснила, почему это произошло. Патриоты стали жертвами потому, что не покорились немецким оккупантам.

Но каратели были нацистами. Как случилось, что с приходом Гитлера к власти свастика, заключенная в круге-кольце, стала символом нацизма? Загадка истории состоит в том, каким образом знак добра и жизни, плодородия и солн­ца был кратковременно превращен в символ разрушения славянской культуры и физического уничтожения древнейших носителей этого же знака.

Ключ к разгадке в самой истории. На прочной доказательной базе возникла идея о «возможном наличии древней индославянской общности, которую отличало не только значительное языковое сходство, но и исключительная культурно-хозяйственная близость, сложившаяся в условиях очень длительного совместного обитания»

В книге, послужившей основой для лекции Раисы Николаевны, рассматривается гипотеза о прародине индоевропейских народов в северных, приполярных землях, исходе их с Севера и расселении на евразийском пространстве, миграции в Индию и Иран. Тогда становятся понятными исторические предпосылки наличия ярги в культуре древних славян и свастики в наследии ариев, распространения знака в среде индоиранцев.

Сама выпускница Касплянской средней школы, нынешний ее директор Раиса Николаевна Струженкова готовит в ее стенах патриотов. А потому стремится дать воспитанникам кругозор не кулика на кочке, который свое болото хвалит, а гражданина Отечества, который им дорожит и гордится.

- У меня интерес к истории давний. История была моим любимым предметом. И знать, что было до тебя, что происходит при тебе – это, конечно, надо и важно это сохранить. Чтобы мы, наши дети, наши внуки и правнуки не были иванами, не помнящими родства. И мы стремимся достигнуть той глубины, откуда факты можно достать.

РОДНИКИ ДУХОВНОСТИ

Начиная с летописного упоминания Каспли, стоявшей на пути «из варяг в греки», а глубже - с доисторических времен, черпаются факты человеческого бытия на просторах родной земли. Народное творчество, этнография связывают с языческим дохристиан­ским прошлым. Православные родники духовности пополняют исторические сведения, способствуют нравственному совершенствованию.

- Мы сотрудничаем с церковью, касплянским приходом храма Казанской Иконы Божьей Матери. И, наверно, мы взаимно нуждаемся друг в друге: как церковь в нас, так и мы, не знавшие этой стороны жизни нашей, в ней. Благодаря настоятелю храма отцу Сергию (Кашкову) совершаем совместные паломнические поездки с детьми. Посетили Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь. В Вязьме побывали в монастыре. Очень интересные люди встречаются. Они рассказывают с такой любовью об истории этих святынь. Для детей их рассказы оказываются захватывающими. Как было в Вязьме, например. Прямо покорила настоятельница, - делится впечатлениями Раиса Николаевна.

Привлекательна и духовная культура соседней Беларуси. Ибо Смоленская земля исстари в западной и юго-западной ее части была под сильным влиянием белорусов, составлявших значительную часть здешнего населения еще со времен польско-литовского владычества. Поречский и Смоленский уезды, куда в разное время входила Каспля, как раз относятся к территории с этнографическими особенностями говора и быта, обусловленными культурно-историческими взаимоотношениями белорусов и великорусов.

- В Белоруссии мы были в Жировичском монастыре, в Полоцком Спасо-Ефросиньевском соборе и других храмах Полоцка и Могилева.

Развивая тему сотрудничества с церковью, директор школы Струженкова подчеркнула, что такое взаимодействие обоюдополезно.

- Наша учительница начальных классов Елена Ивановна Сергеенкова ведет занятия в воскресной школе с нашими же детьми. Какое-то время у нас работала матушка Любовь Борисовна Кашкова. Она вела уроки музыки, так как имеет музыкальное образование.

Позиция директора такова:

- Школа – часть общества. И мы для того, чтобы организовать образовательный процесс, используем все возможности нашего социума.

«СТАРЫЙ МЕЧ В НОЖНЫ»

Учитель русской словесности, Раиса Николаевна Струженкова дает знания по языку и литературе во взаимосвязи с историей и культурой. Ибо они неразрывны, как в «Скифах» Блока находятся в единении поэзия и древность, как воспеваемый народ и воинственен, и миролюбив.

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно –

старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем – братья!

- После шестьдесят пятого года тема войны, тема Победы всколыхнулась. Этому способствовал двадцатилетний юбилей разгрома гитлеровской Германии. И Евдокия Киреевна Трушечкина, учительница истории нашей школы, сама участница войны, начала поисковую работу по увековечиванию памяти тех, кто сражался за Родину. Совершались походы школьников по местам боев. Поэтому материал был собран очень и очень большой. Естественно, не одна Евдокия Киреевна организовывала сбор. В те годы учитель иностранного языка Иван Кондратьевич Барсуков премного содействовал созданию музея. Ну, такой любитель, такой фанат истории родного края. Он тоже был непременным участником всех этих походов. Учитель физкультуры Леонид Георгиевич Марханов, учитель физики Владимир Михайлович Чиганашин, учитель географии Николай Филиппович Иванов, участник войны Федор Григорьевич Мищенков – эти люди много сделали для того, чтобы у нас был открыт музей. И с хорошими полноценными экспонатами. В 1967 году он был открыт. Впоследствии представлял экспонаты на ВДНХ и был отмечен по результатам своей деятельности.

Когда в сопровождении учительницы Ольги Вениаминовны Богачевой, ответственной ныне за музей, я оказался в его стенах, то воочию убедился в богатстве и разнообразии собранной коллекции. Тема Великой Отечественной войны там представлена очень достойно. Не опасные теперь предметы, сеявшие смерть и разрушения, являются свидетельством сопротивления врагу. Сейчас они красноречиво говорят, что отправлен «старый меч в ножны».

Я спросил у Раисы Николаевны, почему учительницу истории Трушечкину, когда пришла пора, сменила учительница математики Богачева.

- Мы не делали выбор. Это получилось очень естественно. Потому что Ольга Вениаминовна, когда еще училась в четвертом-пятом классе, пристрастилась к этой работе. Ее мама была краеведом-любителем. Она работала в нашей школе медсестрой. И исполняла не только свои функции медицинской сестры. Но во всех сферах успевала – в воспитательной работе с детьми, в подготовке вечеров, внеклассных мероприятий и в поисковой работе. Я прекрасно помню, как мы с ней вдвоем уже дополняли экспозицию, находили материал по теме «Сожженные деревни». И мы ездили с ней, Надеждой Ивановной Шеденковой, на грузовике по округе. Другого транспорта не было. Поэтому для Ольги это было естественным продолжением деятельности, которую осуществляла ее мама. Она руководила советом музея и вполне закономерно приняла его под свою ответственность. Теперь это дело, собственно, держится на ней.

Я бы добавил: и на ней, Раисе Николаевне Струженковой. С каким увлечением и знанием истории края в подробностях она рассказывала о Каспле, ее примечательностях, интересных людях, запомнившихся событиях, показывала книги земляков, их воспоминания, гордилась ими и своей малой родиной.

ПРЕДАННОСТЬ

- Я прошла от учителя все долж­ности в нашей школе. Пришла сюда в семидесятом. И где тут конец? Где-то мерцает впереди. Каким он закончится годом? Неизвестно.

Чтобы осуществить все планы, одной жизни не хватит. Столько всего интересного задумано. От приглашения на встречу с учениками писателя до бытописания по материалам похозяйственных книг, которые ведутся в сельском поселении.

- Историей очень быстро становится сегодняшний день. Пять лет прошло – мы уже вспоминаем, как это было, что было. В этом году я заказала фотографии всех классов, чтобы лицо сегодняшней школы у нас сохранилось. Она открыта была земством в 1844 году. Через год ей исполнится сто семьдесят лет.

У директора много обязанно­стей, но Раиса Николаевна взяла на себя дополнительную нагрузку – стала руководить краеведческим кружком.

- Мы стараемся в меру сил для детей. Для того, чтобы всесторонне развивать их, стараемся использовать возможности ближнего и дальнего окружения, то есть города Смоленска, района нашего, области… Совершаем экскурсионные поездки по музеям. Например, в музей путешественника Пржевальского, музеи Демидова, Рудни, где расположен дом-музей Михаила Егорова, водрузившего знамя Победы над рейхстагом. А как не побывать в Загорье, где взрослел автор книги про бойца Твардовский. Будучи в Вязьме, заехали в Хмелиту – музей Грибоедова. А там рядышком усадьба Нахимова…

…Педагог Струженкова формирует личность на национальных ценностях в комплексе с мировым культурно-историческим наследием. И старания ее результативны. Старшеклассники, которых я встретил в сельской библиотеке, поразили меня своей эрудицией. В первую очередь, разумеется, это результат образовательного процесса, который неформально организован в Касплянской средней школе.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

01_08-192-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...
     
  • В Смоленском интерьере

    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото - украшение журнала. Спасибо редакции за доставленное ...
     
  • Увлечения

    25.12.2015 13:08
    Я прошу прощения, господа! Но кто у меня спросил разрешения публиковать интервью со мной? Тем более есть неточности... Считаю это неэтичным. без моего ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.