Главная | Архив |

  XX век: история Смоленщины в биографиях руководителей  
 

Наталья ПИКАЛОВА,
зав. отделом использования и информатизации
Государственного архива новейшей истории Смоленской области

 

иван петрович румянцев


В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Ивана Петровича Румянцева, который был самым заметным и известным человеком среди руководителей Западной области (1929–1937). Это соответствовало его должности – первым секретарем Западного областного комитета ВКП(б) И.П.Румянцев работал с 23 июля 1929 года по 18 июня 1937 года.
Уроженец города Рыбинска, И.П. Румянцев приехал в город Смоленск, ставший центром нового административного образования, сложившимся человеком и опытным руководителем. Ему было 44 года, и он уже занимал ответственные посты во властных структурах других регионов страны.
Его биография во многом типична для ответственных работников 20–30-х годов ХХ века. Коммунист с дореволюционным партийным стажем, участник двух революций, он вступил в РСДРП(б) в 1905 году. После 1917 года Иван Петрович зарекомендовал себя как хозяйственный и партийный работник. Большое значение для назначения на ответственную должность имело социальное происхождение, которое у Румянцева было безупречным: сын рабочего, он и сам до 1917 года работал на заводах Петербурга. Такие анкетные данные соответствовали тем требованиям, которые предъявлялись к партийным руководителям.
Даже слабые места в анкетах И.П. Румянцева были характерными для большинства представителей региональной власти – в учетной карточке отмечено, что он закончил только двухклассное училище. Однако, как и у многих партийных работников того времени, недостаток образования восполнялся жизненным опытом, практическим умом, незаурядными личными качествами.
В анкете из личного дела Всесоюзного общества старых большевиков, время заполнения которой - март 1932 года, называется дата рождения Ивана Петровича – январь 1886 года. Здесь же указывается место рождения – город Рыбинск, а также социальное положение – рабочий, а потом – партработник. Рабочая профессия – модельщик. В обязательной для всех анкет графе «образование» подчеркнуто – низшее.
Работать Румянцев начал, когда ему исполнилось 12 лет. На судостроительном заводе в Рыбинске Иван Петрович получил квалификацию модельщика. В начале 1905 года молодой рабочий переезжает в Петербург, где трудится на заводе Пульмана.
Как пишет Иван Петрович в автобиографии, в Петербург стремился, чтобы принять участие в революционном движении. Ему удалось сблизиться с большевиками, Ивана Петровича приняли в партийную организацию. С этого времени его основным занятием становится подпольная революционная деятельность. За участие в забастовке он был уволен с работы, уезжал в Рыбинск до 1908 года, потом вновь возвратился в Петербург, чудом избежав ареста.
После военной службы в 1910-1913 годах Иван Петрович работал в Петербурге на металлическом заводе и продолжал активную партийную деятельность.
Ко времени революционных событий 1917 года Румянцев - убежденный сторонник коренных социальных преобразований в России. Он принимал активное участие в Февральской революции, избирался председателем заводского комитета профсоюза на заводе «Эриксон». Продолжением деятельности профсоюзного организатора стало избрание председателем Петроградского правления союза модельщиков.
Во время гражданской войны, в мае 1918 года, в составе отряда И.П. Румянцев прибыл на Восточный фронт, где получил назначение комиссаром Брянского полка 5-й армии. В ходе военных действий, оказавшись в руках врага, проявил личную храбрость: хотя положение казалось безвыходным, Румянцев быстро приказал бойцам: «Бежать! Врассыпную!» Сначала бегом, а потом вплавь по студеной воде вся группа спаслась от расстрела. После этого случая Иван Петрович попал в лазарет, заболел воспалением легких.
Тяжелая болезнь позволила встретиться с семьей. К этому времени у Ивана Петровича была жена Евдокия Александровна и маленький сын Саша. Они жили в Рыбинске у младшего брата И.П.Румянцева Василия.
С конца осени 1918 года начинается политическая карьера И.П.Румянцева. Способных работников в органах власти на местах не хватало. Стремление наладить политическую и хозяйственную деятельность приводило к постоянным кадровым перемещениям и перестановкам. Работники партийных комитетов, советских организаций зачастую получали новые назначения и, едва освоив одни обязанности, должны были переходить на другое место. Не избежал этой участи и Иван Петрович.
До ноября 1919 года Румянцев работал в Рыбинске председателем укома РКП(б). В 1920 году, в Ярославле, Иван Петрович - заместитель секретаря губкома партии, а потом – председателя губисполкома. Затем ЦК направляет Румянцева на Кавказ. Там в 1921 году он работал председателем Терского ревкома, а после организации Терской области – секретарем комитета партии.
В 1921 году Иван Петрович утвержден председателем комиссии по чистке партии на Северном Кавказе. Сразу же после завершения этой работы Румянцев направляется в другой регион – на Урал. Сначала он работал секретарем райкома РКП(б) в Мотовилихе, а с конца 1924 года – секретарем Пермского окружкома. Осенью 1925 года начинается работа в Уральском обкоме партии, а в начале декабря 1925 года он избран секретарем Свердловского окружкома ВКП(б) и вторым секретарем Уральского обкома. До конца 1926 года Румянцев работает на Урале, а потом возвращается в Центральный регион, где более двух лет работает секретарем Владимирского губкома ВКП(б).
В 1929 году – новое назначение, которое оказалось более стабильным, чем все предыдущие многочисленные «переброски». С самого начала работы по организации Западной области И.П. Румянцев становится руководителем всех подготовительных мероприятий по созданию новой административно-территориальной единицы.
14 февраля 1929 года под его председательством прошло первое заседание Оргбюро ЦК ВКП(б) Западной области. Повестка дня первого заседания началась с таких важных для новой области вопросов, как уточнение границ, определение окружных центров и финансирование областных учреждений. При распределении обязанностей в секретариате Западного областного бюро ЦК ВКП(б) Румянцеву было поручено отвечать за те вопросы, которые связаны с руководством работой бюро и кадровыми назначениями.
Организационная работа, начатая в феврале, завершилась 20–23 июля 1929 года проведением I областной партийной конференции Западной области. В президиум конференции были избраны 43 человека, среди них Иван Петрович Румянцев. Вот каким увидели его участники конференции: «Зачесанные кверху волосы чуть спадают к вискам, небольшие усы, прямой нос, живые глаза, мягкая улыбка делают привлекательным его худощавое лицо».
Делегаты конференции избрали И.П.Румянцева в состав пленума областного комитета и членом бюро Западного областного комитета ВКП(б). 23 июля 1929 года на I пленуме обкома партии И.П.Румянцев избран первым секретарем Западного обкома ВКП(б). До мая 1937 года каждая областная партконференция и следовавший затем пленум областного комитета ВКП(б) сохраняли за Румянцевым эту должность.
И.П.Румянцев оказал большое влияние на развитие народного хозяйства и культуры Западной области в 1929–1937 годах. Основным направлением его деятельности стало обеспечение условий для работы промышленных предприятий и сельского хозяйства. В область постоянно шли правительственные телеграммы, распоряжения, определяющие задания по поставкам, срокам проведения сева и уборки. Иван Петрович вместе с другими областными руководителями принимал возможные меры, чтобы выполнить указания центра.
Одна из поставленных задач – расширение посевов льна и конопли - обсуждалась на II областной партийной конференции 5–12 июня 1930 года. Было принято обращение с призывом увеличения посевов льна и конопли. Причем посевные площади планировалось увеличить на 23% в течение года.
К середине 30-х годов значительно повышены областные экономические показатели, успешно развивались образование и культура. Создавались новые промышленные предприятия, открывались учреждения культуры, институты, школы.
Достигнутые результаты неизменно связывались с работой властных структур и деятельностью областных руководителей, прежде всего, конечно, И.П.Румянцева. Такое прямое соединение успешной работы области с личностью руководителя было общепринятым. Ну а если неудачи, срывы, провалы, тогда тоже виноват руководитель. И только он один, потому что не смог организовать, обеспечить, привлечь, вовремя принять меры. Поводы для обвинения тех, кто руководил регионами, всегда можно было найти. Ведь ничья работа не бывает безупречной.
16–21 января 1934 года состоялась IV областная партийная конференция, которая «полностью одобрила политическую линию и организационно-практическую работу Запобкома ВКП(б)». Конференция выбрала делегатов на ХVII партийный съезд. Румянцев был избран делегатом с решающим голосом. Всего от области были выбраны 32 человека с решающим голосом и 10 – с совещательным.
За работу в Западной области И.П.Румянцев был удостоен высокой правительственной награды. В 1935 году Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден орденом Ленина. Основанием для награждения были «выдающиеся успехи в области в сельском хозяйстве и промышленности, перевыполнение государственных планов по сельскому хозяйству».
Иван Петрович во всем был человеком той социальной группы, к которой принадлежал по должности. Его поведение, стиль руководства определялись правилами и нормами, которые предъявлялись к представителям власти. Прежде всего, это сочетание жесткости и требовательности в выполнении установок центральных властных структур и демократичной простоты в общении с народом. Современники Ивана Петровича вспоминают, как умел Румянцев говорить с людьми, убедить их, организовать для выполнения нужного дела. Особенно это проявлялось во время поездок в деревни, бесед с колхозниками. Широкую известность получил случай, когда женщины-колхозницы обсыпали его льняной кострой, «чтобы деревенским духом пропах лучше».
Даже в выступлениях перед многочисленной аудиторией Румянцев говорил просто, порой грубовато, но откровенно и понятно. Любил смело заглянуть вперед, нарисовать картину будущего, когда не будет тех недостатков, которые мешают жить в настоящем. Так, 20 июля 1936 года, выступая перед работниками потребительской кооперации, он говорил: «Вот пройдет пара лет, и у нас будет в достаточном количестве всех товаров… Покупательская способность растет очень быстро, у нас сейчас уже колхозник предъявляет повышенные запросы, а мы еще не можем их удовлетворить».
Те, кто близко знал Румянцева, всегда отмечали его разностороннюю одаренность. Например, музыкальные способности. Он признавался, что после армии, где он играл в духовом оркестре, едва не стал профессиональным музыкантом.
Благодаря сохранившимся документам становится известно, что работать Ивану Петровичу было непросто не только из-за служебных трудностей. Нередко возникали проблемы со здоровьем. Они были настолько серьезными, что приходилось на время оставлять служебные обязанности.
Наряду с успехами в развитии области к середине 30-х годов все заметнее становились просчеты и недоработки. Выступая на пленуме Западного обкома ВКП(б) 11 июня 1936 года, И.П. Румянцев отмечает, что план заготовок за 1935 год не выполнен. А 27 декабря 1936 года на областном совещании председателей колхозов первый секретарь обкома откровенно признает тот факт, что «в 1936 году колхозы нашей области не выполнили то, что обещали».
В резолюции по отчетному докладу Румянцева на областной партконференции, проходившей 18–26 мая 1937 года, принята резолюция, которая была утверждена единогласно. В ней отмечено, что «областной комитет партии, райкомы партии и первичные партийные организации ослабили партийно-политическое руководство и работу с массами; обком партии плохо использовал обмен партдокументов для поднятия всей партийной работы». Далее отмечалось, что в партийной организации области «широко практиковалось нарушение принципов демократического централизма, выборности и отчетности партийных органов».
Это были серьезные упреки всем партийным руководителям, и прежде всего первому секретарю обкома. Но, несмотря на такие недочеты, V областная партконференция признала «политическую линию обкома ВКП(б) правильной, а работу удовлетворительной». 27 мая 1937 года I пленум Запобкома ВКП(б) в очередной раз избрал И.П. Румянцева первым секретарем обкома.
Трагические события в личной судьбе Румянцева произошли 18–20 июня 1937 года. На II пленуме Западного обкома ВКП(б) секретарь ЦК ВКП(б) Л.М.Каганович выступил с сообщением о решении ЦК ВКП(б) «о бывшем секретаре Западного обкома». И.П.Румянцев был снят с работы, его дело передано в НКВД. В выступлении Кагановича отмечены «близкие связи Румянцева с врагом народа Уборевичем». Пленум Западного обкома «целиком и полностью» одобрил решение ЦК ВКП(б) и исключил Румянцева из партии, вывел из состава пленума обкома «как вредителя и врага народа». Румянцев и главные руководители области признаны «правотроцкистскими вредителями, засевшими в руководстве области».
II пленум Западного обкома партии продолжался с 18 по 20 июня 1937 года. На нем выступили 30 членов пленума. Никто из выступавших не сказал ни одного слова в защиту И.П. Румянцева. Все говорили о нем как о человеке, который ничего хорошего не сделал за все время работы в Западной области. Даже те, кто особенно часто встречался с ним, бывал дома, старались вести себя так, чтобы их не заподозрили в сочувствии бывшему первому секретарю. Таких было немало: после смерти жены Иван Петрович жил один и многие сослуживцы бывали у него вечерами и в выходные дни. Главные характеристики, звучавшие в выступлениях, - «враги партии и народа», «разложение», «политическая беспечность», «слепое доверие руководству обкома». После необоснованных обвинений 30 октября 1937 года И.П. Румянцев расстрелян. На многие годы имя Румянцева было забыто и нигде не упоминалось.
Только 22 марта 1956 года Смоленским обкомом КПСС получено решение Комитета партийного контроля при ЦК КПСС «О посмертной партийной реабилитации бывшего члена ЦК ВКП(б) Ивана Петровича Румянцева». Проверка установила необоснованность обвинений, предъявленных в 1937 году. Румянцев посмертно реабилитирован. Присланное решение подписано заместителем председателя комитета, смолянином Анатолием Ивановичем Лукьяновым.
Интерес к личности Румянцева возрос в 60-е годы ХХ века. Появились биографические очерки, воспоминания. Но человеческую жизнь трудно поместить в литературные формы. Поэтому всякая попытка написать о И.П.Румянцеве обязательно будет нести в себе элемент недосказанности, нераскрытости. Многие вопросы о жизни и судьбе И.П.Румянцева пока остаются без ответа.



 

№9(89)На главную

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич