Главная | Архив |

  Оберег "смоленской матушки"  
   

богородицкое ратное поле россии

Неоднократно и все чаще в последнее время обращаясь в мыслях к славным ратным полям истории Российской, сравнивая и сопоставляя факты, вывел для себя, что само звание (но не название!) «ратное поле» говорит о том, что здесь решалась судьба Отечества. И в таких случаях битва была особая: участвовали в ней не только воины (княжеские дружинники в старину), но и обязательно люди сугубо гражданские, мирные – рать. Как исход из смертельной опасности для нашей Родины остались в памяти народа такие сражения, такие ратные поля, как Куликово и Бородино.
В Великую Отечественную войну битва подобного судьбоносного накала происходила в 1941-1942 годах под Ельней и Вязьмой. Она не была для нас, как и упомянутые выше, ни окончательной, ни победоносной, но в ней решилась судьба Москвы и, как знать, не всего ли мира. Исключительно в этом грандиозном сражении были задействованы и полегли двенадцать дивизий народного ополчения.
При этом считаю, что мы должны события осени и зимы 1941 года объединить с событиями зимы и весны 1942 года. И масштабы этой битвы ХХ века несоизмеримы ни с Бородинским, ни тем более с Куликовским ратными полями, хотя и в том, и в другом участие ополчения было весьма значительным.

Ельнинско-Вяземская сеча Великой Отечественной войны не только в нашем представлении живет и помнится как еще одно великое ратное поле в славной российской истории – Богородицкое. Совсем не потому, что из так называемого Вяземского котла окруженцы осуществили прорыв у села Богородицкое. Это лишь одно из проявлений того неоспоримого факта, что на всей огромной площади этой битвы сконцентрировано необычайное множество храмов Богородицы, и они как бы очерчивают эту территорию как особую, находящуюся под защитой Божьей матери-заступницы.
Здесь протекает Угра, известная со времен Великого стояния как «Пояс Богородицы», оберегший Русь. Смоленская икона Божьей матери Одигитрии осеняла ратный подвиг смоленских полков на поле Куликовом. Описанная Львом Толстым молитва русских войск на Бородинском поле перед «Смоленской матушкой» (той же Одигитрией) прямо расценивается как символ необоримости народного духа и гениальным автором «Войны и мира», и русскими войсками, и современными читателями.
«Смоленская матушка» - из того особо значимого, интимного и возвышенного ряда, неизбывно пребывающего в каждом русском сердце – рядом с «матушками» Россией, Волгой, Москвой; «батюшками» Днепром и Уралом, духовным «батюшкой» и «батюшкой»-царем.

Совершенно естественным представляется поэтому, что в битве 1941-1942 годов храмы Смоленской иконы были таким же вдохновляющим, чаще неосознанным залогом воинской жертвенности и подвига. Провидение вело окруженцев на прорыв из «котла» на храмы икон Смоленской и Казанской Божьей матери в селах Богородицкое и Хмелита, на храм Покрова Богородицы в деревне Покров.

Велики масштабы битвы, велики жертвы в ней, велико значение в спасении Родины. Ее размеры не вложатся в сотню километров по фронту и в глубину. Она простирается на Вяземский, Ельнинский, Дорогобужский, Сычевский, Угранский районы. Продолжительность ее не дни, а месяцы. Потери - не десятки, а сотни тысяч сынов Отечества.

Поклонные кресты, часовни, храмы и монастыри должны подняться на Богородицком ратном поле. Они органично впишутся и составят единое целое, возможно даже, имеющее особое духовное управление.

Великие свершения по спасению Отечества Русская православная церковь всегда отмечала величественными духовными памятниками. Вспомним хотя бы Новодевичий монастырь и храм Христа Спасителя. Может, настало время не менее величественно увековечить память бессчетных жертв Великой Отечественной, и сделать это здесь, на Богородицком ратном поле, на самых высоких точках Среднерусской возвышенности?..
Нам, наследникам и хранителям исторической памяти, необходимо осознать и осмыслить этот трагический феномен. Ведь не просто так уже к 4 ноября 1946 года, то есть к пятой годовщине Вяземского «котла», был сооружен первый монументальный памятник Великой Отечественной войне – памятник окруженцам. Это было и признание значения битвы, и скорбь о неисчислимых ее потерях.
Ведь не случайно, а обдуманно и дальновидно специальный интендантский взвод был направлен из Берлина под Вязьму, чтобы выкопать здесь березки и посадить у памятника русскому солдату с немецкой девочкой на руках в Трептов-парке. Русские березки, поднявшиеся на политой кровью Смоленской земле.
Сегодня на Богородицком ратном поле России многое сделано и делается по увековечению памяти павших. Это и Поле памяти, и мемориальные знаки в местах боев под Ельней, четвертого ВДК, прорыва кольца в селе Богородицком, памятник Бауманской дивизии народного ополчения, да и многое другое. Поднимаются из руин храмы Богородицы и воздвигаются новые как знак православной духовной памяти о павших, в большинстве своем безымянных. Но, к сожалению, здесь проявляется, по преимуществу, лишь интуиция неравнодушных инициаторов.

Пришло время глубокого осмысления и комплексного решения вопросов увековечения памяти и моральной реабилитации павших и без вести пропавших окруженцев, духовного обустройства мест захоронений, создания музейных объектов и условий для православного и светского паломничества, издательской деятельности, полного разминирования территории и строгой регламентации археологических раскопок как санкционированных, так и несанкционированных.

Ждут серьезного увековечения и подпольный госпиталь, и госпитали в Мясоедове и Пыжовке, концлагеря наших военнопленных, погибшие актеры и военкоры, руины штаба Западного фронта в Касне, разбомбленная льнотрепальная фабрика в Вязьме (самая крупная в Европе) и многое-многое другое. В этих делах нужно избегать гигантомании, придерживаясь многообразных традиционных русских форм.

Богородицкое ратное поле должно быть включено в программные документы воспитания русского патриотизма, Москва должна осознать, что ее судьба решилась именно здесь и павшее ее народное ополчение не заслужило быть забытым.

В годы войны не только ополченческие, но и регулярные дивизии формировались по земляческому принципу. Это подсказывает еще один адрес возрождения исторической памяти: области, республики (а теперь уже и страны), где они формировались, должны сказать свое слово в увековечении памяти земляков. Только найденные списки умерших и замученных в Вяземском концентрационном лагере военнопленных включают более пяти тысяч человек, проживавших по всему Советскому Союзу.

При этом крайне важно восстановить русскую традицию обустройства братских могил и воинских захоронений.



 

 

В началоНа главную

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич