Главная | Архив |

  Это было недавно  
   

Из закоулков памяти

***
В шестидесятые годы доцент М. посмел обратиться с заявлением об отъезде в Израиль. Собрался ученый совет, чтобы решить вопрос о несоответствии этого доцента занимаемой должности. Больше всех возмущался и осуждал коллегу доцент У.
Пришла пора тайного голосования. Почему-то не было урны, и бюллетени стопочкой складывали друг на друга. Увидев это, У. с чего-то вдруг разволновался и (в отличие от всех других) положил свой бюллетень под стопку. Это позволило узнать его волеизъявление. Трудно поверить, но он проголосовал против увольнения М. Думаете, у него были зачатки правозащитника? Ни в коем случае! Он просто очень обожал интригу.

***
Деревня. Зимняя ночь. Ни радио, ни электричества. Керосиновая лампа. Полумрак. Причудливые тени. На скамейке вдоль стены сидят старухи. Бабушка рассказывает о привидениях. Становится все страшней. Я уже и ноги под себя, чтоб в полумраке под скамейкой никто не схватил. Вот уж и глаза боюсь открыть. Особенно жутко смотреть в темный угол над печкой...

***
Один наш профессор «страдал животом», и его долго лечили от какой-то болезни. Но однажды с острым приступом он все же попал на стол к хирургам. И обнаружилось, что болезнь у него совсем другая. Поправившись, профессор без особых обид на врачей говорил: «Во! Лечили от желтухи, а оказался китайцем».

***
Поверят ли нынешние студенты, что в общежитии на Дзержинке еще в шестидесятые годы не было ни газа, ни горячей воды. Утром и вечером баба Нюра топила дровами титан, и все жильцы, особенно семейные преподаватели, которых там было не меньше, чем студентов, стояли к этому титану в очереди с чайниками.

***
Студенты злоупотребляли словом «наоборот». Профессор предостерегал их таким предложением: «По берегу реки шла девочка и гнала прутиком корову, а в реке все отражалось наоборот».

***
Я никак не могу сообразить, откуда у нас иногда появлялась пшеничная мука (быть может, на трудодни?). Я хорошо помню, как бабушка печет в русской печи пышные белые булочки. Но мне достается лишь одна из них, какая-нибудь неудачница. Остальные едут в Вязьму на рынок – позарез нужны деньги для уплаты налогов.

***
Жесткие, но потрясающе образные клички дают иногда студенты преподавателям: Расширенная Матрица (полная алгебраистка, рассказывавшая, в частности, и о такой матрице – таблице чисел); Старый Многочлен (преподаватель алгебраической теории многочленов, очень неравнодушный к студенткам); Коленвал (грозный нескладный преподаватель машиноведения); Альхва нулявое (так произносил преподаватель греческую букву альфа с индексом ноль, отличаясь и другими погрешностями речи); Колокольчик (преподаватель философии, не дававший студентам сказать ни слова).

***
В учебнике по психологии нашего профессора С. отмечается своеобразное воображение студента, сказавшего, что кентавр состоит из конины и человечины. И здесь же автор поясняет, что «в реальности у кентавра голова человека и туловище лошади». И чего только не повидал профессор!

***
«Уважаемый! Напрашивается вывод о сокрытии Вами как работодателем части заработной платы от налогообложения, т.е. выплата зарплаты в «конверте»».
Это не шуточная фраза в трамвае, а дословный текст из официального письма ректору государственного вуза из налоговой инспекции.
А чо напрягаться, искать имя адресата? Не баре, перебьются!
Бюджетники такое сделать не могут в принципе? А мы всем шлем. Думать что ль еще при этом?
***
Мы с ректором уже подъезжали к нашей учебной базе, как вдруг из приозерной рощи на дорогу вышли явно «отдохнувшие» секретарь местного райкома Ш. и один из руководителей области Ф. Остановившись и поздоровавшись, ректор предлагает начальству отобедать с нами и посетить нашу баньку. Глава района выражает всем видом полную готовность, но «подголовок» области решает, что эта компания ему не по рангу, и строго так отвечает:
– Никак нельзя. У нас посевная.

***
Какие были времена! Ко мне в деканат явилась делегация из одной больницы с беременной медсестричкой. Требовалось женить на ней студента В., якобы соорудившего предъявленный живот. Студент не отрицал своего участия в этом мероприятии, но называл и соучастников. Тем не менее ему была поставлена альтернатива: или женись, или уходи из института.
И он ушел.

***
На старой фотографии моя бабушка Татьяна Павловна. Она боронует поле сразу на двух лошадях. Одну она ведет под уздцы, а другой правит вожжами.
Деревенская многостаночница.


 

В началоНа главную

Ректорат и лидеры общественных
организаций СГПИ, 1983 год.

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич