Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Лана ЗАХАРЕНКОВА

 

«Нет неправильных аккордов,
есть их неправильное разрешение»

 

 

6 июля 2000 года исполняется 70 лет Георгию Георгиевичу Сильницкому, известному лингвисту, доктору филологических наук (1976), профессору (1977), заслуженному деятелю науки Российской Федерации (1999), кавалеру ордена Почёта (1999). Г.Г.Сильницкий родился в Шанхае (Китай) в семье русских эмигрантов. Учился во французской и английской школах; закончил последнюю с дипломом первой степени "Junior Cambridge". В 1947 году вместе с родителями приехал в Советский Союз (по указу Правительства о добровольной репартации советских граждан, проживающих за рубежом).
В апреле 1951 года отец, Георгий Антонович, был арестован. В сентябре 1952 года скончался до вынесения судебного приговора. Впоследствии реабилитирован.
Г.Г. Сильницкий закончил филологический факультет Пермского государственного университета и аспирантуру при кафедре английской филологии ЛГПИ им. Герцена. Признанный в России и за рубежом специалист в области исследований глагола и его категорий в языках различных типов, основатель научной школы квантитативной лингвистики, изучающей межуровневые связи в языке. Автор более 130 работ (в т.ч. 4-х монографий) по лингвистической, культурологической и педагогической тематике, опубликованных в России, Республике Беларусь, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Румынии, США и др. странах. Особую значимость для современного языкознания имеет разработанная им оригинальная система семантических категорий глагола, наиболее полно представленная в его докторской диссертации "Семантические и валентностные классы английских каузативных глаголов" (1974), монография "Семантические классы глаголов в современном английском языке" (1986) и "Соотношение глагольных признаков различных уровней в английском языке" (1990). Научные проекты Г.Г. Сильницкого неоднократно поддерживались грантами крупнейших отечественных научных структур Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований.
Он один из создателей кафедры английского языка Смоленского государственного педагогического университета, заведовал ею в 1962-1968, 1970-1979 и 1990-1999 гг. Бессменный руководитель аспирантуры при данной кафедре (с 1972 г.). Осуществлял научное руководство более 10 успешно защищёнными кандидатскими диссертациями, являлся официальным оппонентом по более 30 кандидатским и докторским диссертациям.

Георгий Георгиевич Сильницкий: заслуженный деятель науки РФ, кавалер ордена Почёта, вице-президент Смоленской ассоциации ученых, основатель научной школы квантитативной лингвистики, член совета Международной ассоциации квантитативной лингвистики, член Транснационального общества В.Соловьева, член Нью-Йоркской академии наук, доктор филологических наук, профессор Смоленского государственного университета.

- Георгий Георгиевич, Вы занимаетесь научной деятельностью более 50 лет. Вы написали большое количество научных работ. Скажите, почему Вы посвятили всю свою жизнь науке?
- По-видимому, это определяется тем, что каждый человек ищет в себе то, что, по его мнению, даст ему наибольший шанс добиться успеха в жизни.
С детских лет я не отличался ни большой физической силой, ни спортивными достижениями. Родители мои не были богаты. Короче говоря, у меня не было преимуществ, которыми обладали многие мои сверстники. Но с очень ранних лет я обнаружил в себе способность находить ответы, которые озадачивали других людей. Я пытался во всех жизненных ситуациях найти какое-то творческое решение, что-то, что могло повести за мной других ребят. Могу сказать, что у меня была даже определенная кличка, не очень лестная, – «мозгач» (от слова «мозг»). Звучала она немножечко задиристо, но по-своему она показательна. Среди своих сверстников я был «мозгачом».
Есть такая поговорка: «Надо знать что-то обо всем и всё о чем-то». Меня привлекала первая часть – знать что-то обо всем, то есть быть информированным вообще в культурной истории человечества. Вот это стремление быть в курсе всех основных явлений мировой культуры подспудно руководило мной с самого начала. Отсюда и пошел мой дальнейший интерес к научным занятиям, к знаниям как таковым, то есть ко второй части...

- Кого из людей, встреченных Вами на жизненном пути, Вы считаете своими учителями? Какое влияние они на Вас оказали?
- Вы знаете, очень многих. Если говорить о моих школьных годах, то я бы назвал преподавателя английской школы мистера Руда. (Георгий Георгиевич родился в Шанхае, учился в 3 школах: католическом колледже Жанны д’Арк, во французской школе Эколь Реми и в английской школе Junior Cambridge). Важно не столько содержание его занятий, сколько его выдержанный стиль. Для меня мистер Руд является образцом настоящего английского учителя. С гордостью могу сказать, что я окончил английскую школу, получив диплом первой степени в числе 6 учеников (в классе было 30 учеников). После этого я стал учиться уже в Советском Союзе, в Перми, куда приехал в 48 году. (Г.Г. закончил Пермский университет, филологический факультет) Здесь я бы выделил 3 учителей. Это И.М. Захаров, профессор русского языка, Ф.Л. Скитова, приучившая меня к практической работе и дотошному лингвистическому анализу, а также Е.А.Преображенская, привившая мне общее представление о высокой науке, о научном и этическом стиле. Ученый должен отвечать каким-то этическим требованиям. Он должен быть выше суеты жизни и многих недостатков, которые мы прощаем друг другу в повседневной жизни. Главное влияние на меня оказали учителя следующего этапа моей жизни, учебы в аспирантуре на кафедре английской филологии Ленинградского пединститута имени Герцена. Это, прежде всего, мой научный руководитель И.Е. Аничков. Это был выдающийся ученый-лингвист, глубоко религиозный человек, от которого я получил очень большой запас богословских знаний, которые попытался развить в последующие годы. После окончания аспирантуры мне довелось долгое время сотрудничать с профессором А.А. Холодовичем. Традиции его школы я по мере сил продолжаю развивать уже на смоленской почве до настоящего времени. Кроме того, я имел редкую удачу учиться у такого замечательного ученого, как Б.А. Ильиш. Это крупнейшая фигура английстики тех лет, к ученикам которого я себя с гордостью причисляю.

- Вы с таким уважением и теплотой рассказывали о своих учителях. А что стало решающим фактором в принятии Вами решения стать педагогом?
- Я позволю себе сказать, что я педагог по призванию. Что такое педагог? Это человек, который хочет чему-то научить других людей, как правило, младших по возрасту. С детских лет меня влекло к тому, чтобы я что-то рассказывал, меня слушали. По-настоящему мои педагогические наклонности заложились во время моей работы в Пермской школе. Затем после окончания аспирантуры судьба привела меня в наш Смоленский тогда пединститут. Тут фактически я стал педагогом не только по призванию, но и по официальному профессиональному статусу.

- За вашу долгую педагогическую деятельность у Вас, конечно же, было много студентов. А всех ли Вы можете назвать своими учениками? Достойны ли они этого?
- За 50 с лишним лет моей работы в университете у меня было более 1500 выпускников, которые слушали мои лекции. Могу ли я их считать учениками? Да, в каком-то смысле. Таким образом, их количество довольно велико. Если же, в более конкретном смысле, из аспирантов, которые непосредственно со мной работали, - это 12-15 человек. Мы работаем над комплексными темами, связанными с семантикой английского глагола. Кроме того, с двумя бывшими студентами исторического факультета мы начали разрабатывать новую научную дисциплину – биографику.

- А теперь давайте поговорим об искусстве. Я знаю, что музыка является частью Вашей жизни. Вы хорошо играете на пианино. А как музыка вошла в вашу жизнь?
- Меня всегда привлекала музыка. Дело в том, что мой отец был очень талантливым музыкантом. Хотя он не получил музыкального образования, он мог воспроизвести на пианино или на аккордеоне буквально любую мелодию, которую только что слышал по радио. Таким образом, это в каком-то смысле передалось по наследству и мне. Одно время я очень увлекался музыкой, пытался сочинять отдельные произведения. Достаточно сказать, что я по 5-6 часов ежедневно упражнялся на пианино. Но больших успехов здесь я все-таки не достиг. Я был не предрасположен к тому, чтобы сделать музыкальную карьеру.

- Насколько я знаю, Вы прекрасно разбираетесь в живописи, в ее отдельных направлениях. Когда у Вас возник интерес к этому?
- Живопись меня заинтересовала позже под влиянием некоторых моих друзей, которые увлекались ею не в качестве художников, а в качестве знатоков живописи. Ни малейшего таланта в рисовании у меня нет. Но теоретически это всегда меня очень интересовало. Когда я учился в аспирантуре, я получил возможность посещать музеи, слушать лекции видных знатоков искусства в Ленинграде и в Москве.
Когда я всем этим занимался, я никогда не думал, что это мне пригодится в дальнейшем. Я делал это чисто для души. Потом я стал читать курс лекций по истории культуры. И вот тут оказалось, что вот эти наработки (для меня тогда они казались чисто личными) оказались востребованными в профессиональном плане. Я не закончил никаких официальных факультетов по искусствоведению… Может быть, это и к добру, потому что то, что я использую в лекциях, в статьях, это сугубо личные наработки.

- По каким человеческим принципам Вы живете? Какую особенность вашего жизневосприятия Вы считаете своей отличительной чертой?
- Насколько я себя помню, у меня всегда была раздвоенная жизнь. С одной стороны, я живу, как все люди. Что-то происходит, удачи, неудачи, какие-то ошибки. Короче говоря, повседневная жизнь. И в тоже время я не помню с детских лет ни одного дня, когда я перед сном не анализировал бы то, что произошло за минувший день. Твоя жизнь – это подобие кино, а ты и участвуешь в ней и вместе с тем наблюдаешь из зрительного зала за тем, что происходит. Эта моя особенность дает некоторое преимущество. Я лучше владею собой, как мне кажется, хотя ошибок совершил в жизни много. Но также она имеет и свой недостаток. Я никогда не могу с головой погрузиться в повседневные проблемы. Всегда смотрю на себя со стороны. Это лишает какой-то пробивной силы. Это какое-то гамлетовское отчуждение. Вот, пожалуй, главная моя особенность.

- Что Вы посоветовали бы нашим читателям делать, чтобы всегда достигать поставленной цели, не ломаться в трудный момент?
- Необходимо по-особому относиться к неудачам. По моему убеждению, а убеждался я в этом неоднократно, неудачи надо ценить. Пока все хорошо, от добра добро не ищут. А вот когда, как говорил Бетховен, судьба стучится в дверь человека, когда происходит что-то неладное, это дает сигнал. Вы что-то не так делаете или делаете не то, что надо. Поэтому когда что-то не получится, не расстраивайтесь, отнеситесь к этому как к тому, что перед вами открывается возможность поменять что-то в своей жизни. А что такое поменять? Это значит ввести что-то новое. Это значит, что вы можете что-то сотворить со своей собственной жизнью.
Кстати, один из моих самых любимых образов, это то, что человек творит свою жизнь. Мы сталкиваемся с понятием творчества в искусстве, в музыке, в поэзии... Но не все из нас музыканты, не все поэты и т.д. Однако есть один вид творчества, которым наделены все мы без исключения, - это наша жизнь. Отнеситесь к своей жизни как к произведению искусства. Вы одновременно и автор романа (ваша жизнь – это роман) и основное действующее лицо. Такое отношение к неудачам помогло мне пережить многие трудные моменты. У меня их было, может быть, больше, чем в среднем положено человеку. В конечном счете, то, что казалось безвыходным положением, утрясалось.

- В какие моменты в жизни такое позитивное отношение к неудачам Вам помогло?
- Я завалил, как говорится, свою кандидатскую диссертацию. Это небывалый случай, в мое время это скандал. Но это меня закалило. Сначала мне казалось, что ко мне несправедливо отнеслись. Но потом я понял, что виноват сам. И вот тут я переломил себя. Надо учиться делать выводы, а не жаловаться на судьбу. Все те невзгоды, которые мы переживаем, идут нам на пользу, если мы их правильно осознаем. Как говорил Н.А. Римский-Корсаков, «нет неправильных аккордов, есть их неправильное разрешение».

- Если бы Вам дали еще один шанс, Вы бы поменяли что-то в своей жизни?
- Нет, нет, нет… С детских лет во мне укоренилось внутреннее убеждение, что все идет по какому-то плану. Все, что происходит (даже неудачи), это какая-то высшая режиссура, пьеса: 1 акт, 2 акт. Судите сами: может ли считаться случайным то, что, уехав из Шанхая в 47 году, проехав через половину земного шара по пути в Смоленск, я оказался, сам того не ведая, на прародине своего рода Сильницких. Как я недавно узнал из Интернета, мой дед, Антон Петрович Сильницкий, родился в семье священника в Смоленской губернии в середине ХIХ века. Дальше в свою родословную я проникнуть пока не могу. Я даже не знаю отчества своего прадеда, Смоленского священника Петра Сильницкого. Если кто-нибудь из смолян имеет какие-либо сведения о роде Сильницких, я был бы очень признателен.
Я постоянно ощущаю какой-то высший смысл происходящего. Поэтому я бы не поменял ничего: ни свои ошибки, ни свои метания (а я очень разбросанный человек, то одно, то другое, то третье). Однажды я увлекся шахматами. Несколько лет это было наваждение. Я прочитал огромное количество учебников. Потом я убедился, что у меня нет таланта. Меня обыгрывают все. Вовремя завязал. Не мое. Но это помогло мне понять, что такое мое, а что не мое. Нет, ничего бы не поменял. И, кстати сказать, ни о чем не жалею. Не хочу возвратиться в годы молодости. Все хорошо в свое время. Каждый возраст имеет свои преимущества. Ты чего-то лишаешься, но зато ты что-то приобретаешь. Страсти понемногу укладываются, затихают. Уже можешь делать выводы над своей жизнью: понимать, что главное, что неглавное.

- А теперь поделитесь, пожалуйста, Вашим секретом успеха.
- Секрет успеха в том, чтобы не искать успеха. У Евтушенко есть стихотворение: «Я делаю карьеру тем, что не делаю ее». Парадокс. Я вот сейчас доктор наук, профессор, а вот если бы не был? Я бы не считал, что это не успех, это успех внешний.

- Что бы Вы посоветовали нашим читателям делать, чтобы стать такими же успешными людьми, как Вы?
- Надо найти свое – то, что дано только тебе. У каждого своя специфика. То место, которое занимаешь ты в жизни, никто больше не займет, твоего опыта никто не имеет. Это уникально. Вот эту свою уникальность надо развить. Никто вместо тебя не сделает этого. И не смотри на то, хвалят ли тебя или нет. Не это главное. Это лишь приятное дополнение. Главное – доведи свою жизнь до конца, выполняя то, что тебе Богом положено, или по научному природой положено.







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№3 (95)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич