Главная | Архив |

  Трибуна депутата  
   

Сергей МАСЛАКОВ,
депутат Смоленской областной Думы

 

Записался в коммунальщики

 

 

- Сергей Васильевич, как-то неожиданно получилось, что Вы создали управляющую компанию, занимающуюся жилищно-коммунальным хозяйством, техническим обслуживанием домов жителей г. Смоленска. С чем связан это проект? - С желанием найти новую доходную нишу в бизнесе, либо это стремление помочь обездоленным смолянам?
- Вопрос актуален, его мне задают на встречах с жителями. Работая депутатом городского Совета в течение трех лет, обратил внимание на то, что 90 процентов всех обращений избирателей касалось проблем ЖКХ. На приемах граждан редко кто задавал вопросы относительно непосредственной деятельности депутата, каких-то глобальных решений городских проблем, например, каким образом оптимизировать городской транспорт или как быть с бездомными собаками. Люди приходили со своими личными проблемами: надо подъезд отремонтировать, крышу залатать, трубы в подвале текут – депутат, помоги!
Каков ресурс у самого депутата? Он может каким-то образом повлиять на «Жилищник» и на городскую администрацию, чтобы те оперативно решали вопросы. А может направить деньги из своего депутатского фонда на ремонт конкретных объектов. Но фонд слишком мал, чтобы помочь хотя бы большинству обратившихся за помощью.
В общем, получалось, что руки у депутата связаны, и сделать что-нибудь глобальное он не мог. Правда, в горсовете с помощью депутатского фонда удавалось разрешать некоторые проблемы: оплачивал стоимость железа на ремонт кровель, убеждал работников «Жилищника», что это их обязанность – ремонтировать крыши домов. Подъезды ремонтировали, опять-таки я выделял из депутатского фонда деньги на материалы, жильцы сбрасывались на ремонт, и так общими усилиями мы закрывали проблему.
Когда я баллотировался в областную Думу, число встреч с избирателями возросло, и опять те же проблемы у людей – ЖКХ, коммуналка. Как раз в этот момент началось акционирование МУП «Жилищник». И тогда я задумался: «Жилищник» станет частным предприятием, не подконтрольным властям, этот монополист сможет самостоятельно устанавливать цены на тариф, решать судьбу всего города по жилищно-коммунальному хозяйству. Между тем, люди и сегодня платят немалые деньги, а обслуживают их плохо.
Все эти размышления и явились стимулом к созданию собственной управляющей компании, которая теперь работает. Я просто нашел механизм: за те деньги, что люди платят, мы их может нормально обслуживать. И мы пытаемся это делать, начиная с 1 апреля.
Я как экономист посчитал: если собираемыми деньгами разумно распорядиться, даже старые дома в течение нескольких лет можно привести в порядок, и они будут нормально существовать.
Некоторые жилые дома приносят и дополнительный доход от аренды ряда подвальных, цокольных помещений и пристроек. Я пытаюсь сейчас убедить городскую администрацию в том, что доход должен поступать на нужды этих же домов, и тогда их проблемы будут решаться более эффективно.
Что касается того, не бизнес ли это – мое решение создать управляющую компанию. Я всем говорю так: пусть кто-нибудь пойдет по моему пути и тоже возьмет старые дома, попытается их обслуживать и зарабатывать на этих домах деньги. Как депутат я даже буду доволен, что возникнет конкуренция (даже не мне, а монополисту - «Жилищнику») и эффективность обслуживания повысится.
Словом, сейчас говорить о возможности зарабатывания средств на старом жилом фонде, думаю, нельзя. В перспективе – наверное, да. Для того и создаются коммерческие предприятия, чтобы получать прибыль.
- Вы, Сергей Васильевич, сами сказали о том, что собирается много денег за техническое обслуживание домов. На мой взгляд, имеется опасность, что придет недобросовестная управляющая компания, которая эти деньги пустит не на обслуживание, а положит себе в карман.
- Абсолютно возможная ситуация. И работа «Жилищника» отличается тем, что люди деньги платят, но взамен почти ничего не получают. Только здесь мы скорее всего имеем дело не с жульничеством, а с неэффективным обслуживанием. Мы хотим более грамотно и рачительно управлять деньгами, применяя ресурсосберегающие технологии, привлекая квалифицированные кадры и т.д. Считаю, что за 2-3 года вкладывания денег в дома мы можем их привести в приличное состояние. Если же попытаться уже сейчас делать деньги на управлении этими домами, то будет нехорошо. Надо сегодня средства вложить, 3-4 года поработать, а потом люди, думаю, позволят этой организации заработать какую-то прибыль разумную.
- Многие смоляне проживают в домах, которые обслуживает не «Жилищник», а дочерняя фирма бывших строителей. Но тоже масса нареканий имеется: где-то дворник недостаточно добросовестный, где-то несколько лет после ввода дома строительный брак не устраняют. Это я к тому, что сама по себе смена управленца ничего не дает: кадры-то везде примерно одинаковые, те же новые краны промышленность зачастую поставляет бракованными...
- Конечно, с кадрами проблема была всегда, и сейчас мы ее ощущаем: людей квалифицированных найти сложно. И с качеством материалов беда. Но это все решаемые проблемы.
Что же касается управленческих компаний, создаваемых застройщиком, это не всегда эффективный механизм. Должно быть разделение: кто-то должен строить, кто-то должен управлять. Что значит обслуживать новый дом? - Не надо ни крышу чинить, ни трубы менять, только подметай и убирай. Образуется существенное накопление денежных средств. Это является дополнительным доходом организации, строившей дом, на протяжении 7-10 лет. А спустя десятилетие начинаются проблемы: многое приходит в негодность, требует замены, но деньги застройщик «проел», не накапливал.
- Считаете, что приход застройщика в домоуправы развращает?
- Да, я так считаю. У нас не созданы условия для конкуренции. Тот, кто строит, никого на свою «территорию» не запускает. А «Жилищник» управляет остальным жилым фондом. Но условием выделения федеральных средств на коммунальные нужды регионов является присутствие на рынке этих услуг не менее 50 процентов частных компаний.
Вот сейчас ведутся разговоры, мол, «Жилищник» нужно продавать. Я считаю, что это делать необязательно, это очень рискованный шаг. В свое время нужно было поощрять появление новых управляющих компаний, которые, конкурируя между собой, создавали бы нормальные, эффективные условия для работы. Если есть конкуренция, значит – стабилизация тарифов, повышение качества обслуживания. К этому пути нас направляет федеральное правительство. Наверное, в нынешней ситуации правильно делает: раз уже Жилищный Кодекс принят, который мы в свое время все дружно критиковали, в том числе и я, власти всех уровней должны несмотря на то, что население к нему не готово, способствовать исполнению Жилищного Кодекса. И не просто способствовать, а создавать такие условия, чтобы население с минимальными издержками ощущало его работу.
Появилась наша компания, нужны еще несколько компаний. Но желательно, чтобы органы власти отслеживали появление таких компаний. И муниципалитеты, может быть, должны давать оценку работе новых участников этого рынка, чтобы население знало отношение муниципальных властей к деятельности той или иной компании. Это своего рода аккредитация – по аналогии со СМИ.
Конкуренция все нормализует и приведет к качественному обслуживанию жилого фонда.
- А что конкретно удалось уже сделать за первые месяцы работы Вашей компании?
- Мы сейчас обслуживаем 10 домов, 3 из них «спорные», нам их пока не передают – и «Жилищник» упирается, и администрация. Мы пытаемся отстаивать свои права по этим домам, потому что жильцы свой выбор сделали в пользу нашей компании, прошло собрание, и мы их обслуживаем. Подход у нас такой: собранные в конкретном доме деньги должны направляться именно на него. То есть один дом – один лицевой счет. Мы намерены постоянно отчитываться перед жильцами, сколько денег собрано, в какой пропорции они потрачены. И деньги должны быть потрачены только на этот дом – в виде уборки, ремонтов, закупки материалов, административного обслуживания.
Сейчас дома по ул. Дзержинского, 7 и 9 имеют плохие коммуникации с протекающими трубами. И мы решили начать с замены стояков, чтобы снять эту проблему. В доме по ул. Жукова, 9 со стояками проблем меньше, кровля там капитально отремонтирована за счет областных денег – там мы занялись ремонтом подъездов и оконных рам, потому что все «убито» - и окна вываливаются, и стекол нет. Мы приняли решение ставить пластиковые окна: оказалось, они дешевле, чем деревянные. Они удобны в обслуживании, лучше сохраняют тепло зимой – ведь перед нами встанет вопрос энергосбережения, п.ч. мы станем ответственными за подачу тепла в дом, и уже придется считать каждую копейку.
Смотрим в корень проблемы каждого дома. Стараемся ликвидировать эти проблемы как можно быстрее, чтобы у жильцов потом меньше вопросов к нам оставалось, и чтобы нам было проще работать с этими домами.
- Но ведь собранных денег явно недостаточно, чтобы даже стояки поменять или во всех подъездах пластиковые окна установить. Следовательно, Вы инвестируете эти работы?
- Сейчас лето, сезон. Поэтому работы нужно выполнять немедленно, а деньги в достаточном количестве появятся к осени. Приходится инвестировать, а разницу компенсировать осенью. А что делать? Когда я ввязался в это дело, должен был быть готовым к тому, что, возможно, придется инвестировать.
Мы же говорим, что это коммерческая организация, что это коммерческий проект. Но мы говорим и о том, что прибыли здесь в первые годы не увидим. Тем не менее я был готов к тому, что, может быть, придется в первое время инвестировать.
Но деньги собираются ежемесячно. Мы идем малыми шагами, не стремимся все переделать. Вот взяли один подъезд на Жукова, 9, отремонтировали его за 2 месяца. Ежемесячный сбор с дома составляет около 50 тысяч рублей. На ремонт подъезда ушло около 70 тысяч рублей, плюс зарплата уборщиков, сантехников, дворников. Оказалось, немного не вписались в двухмесячный сбор ста тысяч рублей. Со следующим подъездом примерно такой же денежный расклад получится. Но зимой вложенные деньги можно будет вернуть.
С заменой стояков тоже такая же организация труда: за месяц пару подъездов осиливаем, потом возьмемся за следующие.
- А можно ли использовать средства городского бюджета? Ведь некоторые виды работ относятся к капитальному ремонту и подлежат оплате или компенсации затрат из городского бюджета.
- Городской и областной бюджеты выделяют деньги на капитальные ремонты и благоустройство дворовых территорий. Кстати, в этом году положен асфальт около домов 7 и 9 по ул. Дзержинского. Это в рамках городской программы, а не по нашей заявке. То есть работы ведутся параллельно. Мы, конечно, рассчитываем на то, что наши дома и дворы будут попадать в городские планы и программы, и я как депутат буду обращать на это внимание. Но у меня округ шире, чем территория обслуживания управляющей компании, и я не могу лоббировать только эти дома. Тем не менее по острым, проблемным домам мы будем настаивать на том, чтобы их включали в план капитального ремонта, особенно, по замене кровли. Потому что кровля – это самое главное. Если с благоустройством двора мы могли бы и сами со временем справиться, то когда течет крыша, ждать нельзя.
Мы также надеемся на деньги федерального фонда реформирования ЖКХ, которые, к сожалению, нынче в Смоленск не поступят. Наш город не выдержал условия фонда по присутствию на рынке 50 процентов частных компаний.
- Как бы Вы, Сергей Васильевич, прокомментировали публикацию «Смоленской газеты» по якобы обращению жильцов?
- Газета опубликовала информацию о недовольстве жильцов дома №2 по ул. Дзержинского тем, что будто бы компания и я лично «захватили» их дом какими-то незаконными методами и давлением. По поводу незаконных методов пусть разбираются правоохранительные органы, и мы сами готовы обратиться и в прокуратуру, и, если будет необходимо, в суд с тем, чтобы эти органы разобрались, были ли с нашей стороны какие-то противоправные действия. Нам это очень надо, потому что опубликованные заявления в ином случае содержат признаки клеветы...
Что же касается сути проблемы, думаю, дело в другом. Просто появление нашей компании на этом рынке многим, как я считаю, стало поперек горла, и мы стали мешать. Тут заинтересованы и «Жилищник», и арендующие подвалы предприниматели. Полагаю, что людей кто-то направлял, готовил, что их просто ввели в заблуждение. Когда моя помощника подошла к подписантам, спросила, чем они недовольны, не обворовали ли их, в чем их плохо обслуживали, то многие заявили, будто им преподнесли такую информацию: Маслаков-де хочет поставить ваш дом на капитальный ремонт с отселением всех жильцов, тем самым вы лишитесь жилья. Чувствуется, что кем-то эта акция хорошо спланирована и организована.
Я к таким нападкам отношусь спокойно. Скажу больше: за этот дом мы не бьемся – этот дом с протекающей кровлей, с требующими замены коммуникациями, с нуждающимися в ремонте подъездами и козырьками и т.д. Там столько средств нужно вкладывать в дом, что было бы за что бороться.
Можно, конечно, говорить о том, что там есть и подвал и доход от его аренды. Но если бы этот доход пустить на нужды дома или повысить арендную плату хотя бы до приближенной к рыночной величине, то проблему кровли можно решить очень быстро. А так мы ждем денег из федерального фонда. В этом году они уже не придут, и большой вопрос, придут ли они в следующем году. А если дом не попадет в программу на следующий год? А деньги вот – рядом, их не надо искать и «выбивать»: установите реальную арендную плату, пустите деньги на нужды дома, и проблема сразу решится.
Я ратую за такое разрешение проблем. Кому-то это не нравится. А кто-то, возможно, желает в этой ситуации выудить дивиденды. Поэтому вокруг данного дома и разразился скандал.
Но мы на примере этого дома намерены добиваться того, чтобы дополнительные доходы шли на нужды конкретных домов. Это касается и домов, обслуживаемых «Жилищником». Сам он никакой инициативы не проявляет, хотя должен быть в первую очередь заинтересован в качестве обслуживания жилого фонда и появления дополнительных источников финансирования затрат. Надо такой возможностью пользоваться и побыстрее решать эту проблему, не создавать социальную напряженность. Но «Жилищник» своим ресурсом не пользуется. Полагаю, зря. Не понятно, почему он эту тему не поднимает. Мы ее сейчас подняли и будем добиваться того, чтобы вопрос был решен.
- Сергей Васильевич, а не возникало ли проблем с организациями, которые также оказывают коммунальные услуги и должны быть по идее партнерами управляющей компании?
- По воде и теплу пока проблем не возникало, хотя нам попытались предложить договор, чтобы мы являлись по сути перепродавцами воды, тем самым переложить на нас ответственность за неплательщиков и за протечки. Но по постановлению правительства управляющим организациям придется брать на себя эти функции. Вот мы и попросили отсрочки, взаиморасчеты производить пока по старой схеме. Но в перспективе мы готовы эту ответственность взять на себя.
А вот что касается вывоза мусора, условия СпецАТХ нам предлагает другие, чем для «Жилищника». Тариф процентов на 30 для нас выше. Получается, что нас пытаются спровоцировать взимать повышенную плату с собственников жилья. Но мы этого делать не будем. Хотим найти другой выход из положения. Считаем, что собираемых за вывоз мусора денег вполне достаточно, чтобы качественно оказывать эту услугу. Поэтому будем обзаводиться собственной техникой и решать проблему самостоятельно.
 







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№3 (95)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич