Главная | Архив |

  Из дальних странствий возвратясь  
  Продолжение. Начало в №10(122).

Валерий Сонин

 

грустно нам,
а не испанцам


Можно в Барселоне восхищаться площадью Рамона Беренгера Великого, где на фундаменте древнеримских стен стоит готическая часовня Св. Агаты, рынком Санта Катерины, бывшим бенедиктинским монастырем Сант Пау дель Камп, всей готической Барселоной – дворцом Женаралитета, знаменитым дворцом апельсиновых деревьев, восходящим к Каталонским Кортесам, сословно-представительным собранием, учрежденным в ХIII веке королем Пером Великим (в него входили представители духовенства, аристократии, армии, горожан). Нельзя смотреть без восторга и на главный фасад и боковой готический фасад здания мэрии, большой королевский Дворец, различные базилики, музей современного искусства Барселоны (MACBA), саму площадь Каталонии, рамблу цветов, дворец Гуэль, памятник знаменитому Христофору Колумбу, обозревающему город с высоты 80 метров. Его монумент, ставший настоящим символом Барселоны, был задуман в 1886 г. архитектором Гайетаном Бунгасом-Монрава. Внутри колонны проходит шахта лифта, по которой можно подняться к подножию 7-метровой статуи адмирала. Привлекают туристов и здание Военной комендатуры, и Совета Портовых работ, Королевский яхт-клуб, центр торговли и досуга, французский вокзал и базилика Мерсе, олимпийский порт и каскад в парке Сьютаделья, «Дама с зонтиком» и скульптура «Неутешность» у здания парламента, музей зоологии и Зимний сад, Триумфальная арка и кварталы Эйшампле, концертный зал во дворце каталонской музыки. О Парке Гуэль надо сказать особые слова, ибо это творчество Антони Гауди (1852-1926). Само творчество Гауди наложило неизгладимый отпечаток на архитектурный облик Барселоны, создав особый, неповторимый образ-лик красавца-города. В Барселоне есть целый маршрут «Барселона Гауди». Гауди интенсивно почувствовал эйфорию движения «Ренессанса» и стиля модернизма, но не присоединился к ним, нашел особый взгляд на жизнь и архитектуру, удерживая его вдали от политики и модных художественных течений. Гауди, - вы гений или сумасшедший,- спрашивали его преподаватели архитектуры. Он им отвечал: «Я – архитектор!». Парадная лестница парка Гуэль, сама эмблема парка – ящер, выложенные камнем прогулочные галереи в парке нескольких ярусов, оригинальная волнообразная скамья, обрамляющая центральную площадь парка Гуэль, выполненная из изразцов, цветного битого стекла, кусков бетона. И замыкает маршрут знаменитый Храм Святого Семейства – величайшее выражение творческой мощи Гауди. Мистицизма, его глубокой веры, страстного желания искупить грехи человеческие и вознести хвалу Всевышнему. Антони Гауди, возвращаясь к средневековой религиозной идее, посвятил созданию храма всю свою жизнь, завещая свой дерзкий замысел потомкам. Панорама проспекта Королевы Марии-Кристины и площади Испании, буйство поющих и красочных в вечернем городе фонтанов на Монтжуике, Испанский городок (Poble Espanyo)- своего рода архитектурный музей под открытым небом, где собраны копии знаменитых и архитектурных памятников разных регионов Испании, начиная с башен и ворот крепостной стены города Авила – все это Барселона. Аналогичное я видел под Минском, где собрали строения 17-19 веков, сохранили крестьянский быт, культуру, обряды, традиции, сам ментальный уклад того времени. На Смоленщине, кроме вымирающих деревень, сегодня увидеть что-то иное трудно. Пятая в мире по величине телебашня Торр де Колльсерола и храм Святого Сердца, парк аттракционов на горе Тибидабо, голубые трамвайчики, живые литературные и киногерои на ул.Рамбле, обсерватория Фабра, проспект Диагональ, стадион знаменитого футбольного клуба «Барселона», вмещающий в себя пару Лужников, сам олимпийский стадион, на котором так блестяще выступили в конце июля наши легкоатлеты на первенстве Европы – это еще одна часть Барселоны. Когда мы подъезжали к столице Каталонии, гид обратил внимание на многоэтажные дома и сказал, что в них живут люди ниже среднего достатка. Гид Эрко был из тех испанцев, которые покинули родину после гражданской войны 1936-1939 г.г. После смерти Ф.Франко он с родителями вернулся на Родину, снова стал гражданином Испании и блестяще нас просвещал, выполняя функции экскурсовода. Дома напоминали нам здания сталинской архитектуры 30 г. прошлого столетия. Московские представители сильного мира стремятся выкупить такие квартиры, да и смоленские «олигархики» не упускают возможности перебраться в них, а там квартиранты из сословия ниже среднего. Есть с чем сравнить! Побывать в Барселоне и не вспомнить о Сальвадоре Дали, его музее-театре в Фигерасе, одном из самых посещаемых музеев Барселоны и всей Испании, просто неуважительно к гению театра и искусства, которое порой на грани абсурда. В этом музее хранятся живопись, скульптура, ювелирные изделия, рисунки художника, а также частная авторская коллекция. Фантастическая архитектура музея поражает с первого взгляда. Экстравагантный, неординарный, вызывающий и провоцирующий Сальвадор Дали заставит вас почувствовать своеобразие своего творчества. Средневековый замок, который Дали подарил даме своего сердца, хранит атмосферу, окружавшую эту необычную пару. Замок Пуболь – последнее пристанище музы и супруги Сальвадора Дали, его русской красавицы Галы. Это Дали сказал о басках, которых целый миллион, а их язык принят как служебно-административный язык, что если Папа Карло вырубит Буратино и на голову ему положить кепку с аэродромным козырьком и наклеить усы Чарли Чаплина, то это будет баск. Маэстро не прав. Баски – уважаемые и гордые люди, себя они считают грандами и истинно независимыми. Их язык, на котором говорит 1 млн. человек по обе стороны испано-франзузской границы, не имеет общего ничего ни с одним из европейских языков. Язык звучит поистине загадочно. Ученые предполагают его связь с кавказскими диалектами. Да и сами иберийские племена имеют общую историю с кавказскими народами. Мебель, личные вещи, одежда, автомобили – все это бережно хранится и позволяет узнать поближе великого художника. Каталония – это не только красавица Барселона, это и Таррагона – один из крупнейших городов Испании, город с более чем двухтысячелетней историей, памятниками римской эпохи, городской стеной, амфитеатром, цирком, форумом, преторией. Город внесен в список особо важных мировых памятников «Достояние человечества», утвержденный Юнеско. Другим интересным для туристов городом является Салоу, самый знаменитый туристический курорт среднеземноморского побережья Салоу занял одно из первых мест среди европейских центров досуга и отдыха. Пляжи муниципалитета, отмеченные голубым флагом – знаком качества, ежегодно присваемым Европейским фондом воспитания и уважения к окружающей среде, идеальны для отдыха детей и всей семьи. Коррида – зрелище, в котором так неразрывно сплелись любовь и наслаждение, красота и трагедия, обряд и фольклор, слава и смерть, в Испании может прекратить свое существование. В Каталонии она уже национальным собранием административной области запрещена. Но разрешены однополые браки в одной из самых правоверных католической стране. Коррида – это игра храбрости и смерти, открытого напора и ловкости – что еще так манит пылкое испанское сердце. Из года в год игры проходят под пристальным вниманием многотысячной публики, завороженной и зачастую неосознающей, что у них на глазах совершается древний ритуал жертвоприношения. Коррида – это поединок человека с животным. Для испанца коррида – это высокое искусство, предмет которого смерть. Она завораживает подобно музыке. Проделав длительный путь в истории, она превратилась в зрелище, в котором роли и последовательность действий строго определены. И несколько наблюдений, которые, полагаю, будут интересны читателям. В Испании всё такси подчинено муниципалитетам. С иголочки «одетые» «Рено» и «Пежо» с аккуратными в деловой одежде водителями радуют взгляд и ласкают душу. Это не смоленская запорожская сечь, когда в салоне грязь и неухоженность, водитель крутит музыку, которая ему, именно ему, ласкает ухо, курит, не спросив разрешения у пассажира, разгоняет прохожих своим лихачеством на пешеходных переходах, не может помочь пожилым людям внести вещи в багажник… Все дети в мире, особенно дошкольники, «тащатся» от «Чупа-Чупс». Изобретение Энрике Берната в 1959 г.просто и легко. Он взял шарик, посадил его на палочку, т.е. просто карамельку, обволок красивой картинкой, и готово детское угощение. Ведь это же наши российские петушки, которые всегда были у наших бабушек и дедушек, наших родителей. Но самое главное, он его запатентовал. Точно, как румыны, взяли и запатентовали автомат Калашникова, и гонят товар по всему миру со своей маркой. А мы гордимся, что он наш, советский, родной. Теперь «Чупа-Чупс» приобрел огромное количество модификаций, он и с жвачкой, он и взрывной, он и смеющийся, он и охлаждающий и даже горячительный.
История западной демократии – это путь к человеку, гражданину, налогоплательщику, это постоянный поиск властями оптимальных рычагов управления, приемлемых для людей. У нас же, говоря словами Влада Листьева, «что не делается, то к лучшему, а что к лучшему, то не делается». Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье. Это больше и есть наша человеческая жизнь, обидно, что протекает она параллельным путем от нашей власти, власти чиновников.








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№12(124)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич