Главная | Архив |

  Мир искусства  
   

Вероника АВХИМОВИЧ
Анастасия ТРИФОНОВА

 

Фольклор в фантике


Приятно начинать день с любимого дела, будь то студенческие занятия или работа. Это заряжает положительными эмоциями, придает тебе сил, настраивает на созидание. Такой идиллической жизненной картинкой может похвастаться далеко не каждый. Но студентке Смоленского государственного института искусств Инне Истратовой повезло: она не просто совмещает приятное с полезным, но и выжимает из этого совмещения максимум удовольствия. В 21 веке, весьма прагматичном, надо отметить, редко встретишь человека, действительно увлеченного исполнением русских народных песен. Эти песни оказываются обработанными, стилизованными, но передающими наш русский дух. Такой фольклор «в фантике» – продукт творческой лаборатории учебного студенческого коллектива «Театра народной песни и танца» при СГИИ.
Коллектив зародился еще в период существования смоленского культпросветучилища. С исчезновением учебного заведения, названного таким замысловатым сложносокращением, театр народной песни и танца не исчез, а продолжил свое развитие при вновь открывшемся институте искусств. Руководитель театра – заслуженный работник культуры РФ, доцент, заведующая кафедрой хорового и сольного пения Татьяна Петровна Латышева, вторая «мама» студентов.
Оригинальность театра в том, что несмотря на статус «учебный», он ничем не уступает, а порой даже и превосходит подобные профессиональные коллективы Смоленской области. Наравне с другими самостоятельными творческими объединениями ребята ездят с концертами не только по всей области, но и за границу: в Болгарию, Францию, Бельгию, Германию. Институт искусств давно и прочно сотрудничает с учебными заведениями в других странах, где наши ребята действительно чувствуют себя востребованными и видят интерес к тому, что они делают. А стараются смоленские исполнители на совесть. Не случайно каждое выступление на конкурсах и фестивалях приносит победу и просто заинтересованность жюри. Студенты отстаивают звание своего вуза. Театр народной песни и танца – визитная карточка СГИИ.
Сам коллектив молодой: в его состав входят студенты колледжа при СГИИ и самого института. Поэтому некая амбициозность ребят вполне оправдана: в процессе самореализации им необходимо поддерживать уже имеющуюся репутацию. Инна, как и остальные участники театра, считает, что театр учит работать и с сырым фольклорным материалом, и с тем, как его можно завернуть в красивый фантик. Первостепенная задача, стоящая перед студентами – нарабатывание опыта, практика, творческая самореализация. Все зависит от того, насколько хорошо поставлен голос, поэтому будучи первокурсником колледжа, ты можешь уже претендовать на участие в театре. Но это – исключительно по собственному желанию. Инна уже за первые полгода обучения в колледже поняла – выбранная специальность ее. И ни разу за 6 лет не пожалела! Став студенткой института, она смогла отдавать любимому делу больше времени и была безмерно счастлива. Дело в том, что в расписании занятий есть пара под названием «концертно-исполнительская практика», которая является обязательной на всех курсах. Это пара «для себя»: ребята не только перенимают опыт педагогов, но и вкладывают частичку души в театр. Коллектив похож на широкую полноводную реку: каждый учебный год в него вливаются все новые и новые ручейки, приносящие свежую струю вдохновения и неповторимости.
Вручение диплома символизирует начало свободного плавания. Если же у выпускника появляется желание и дальше продолжать работу, то добро пожаловать! Теперь уже в новом качестве – хормейстера. Здесь нельзя выучить книгу и стать хорошим специалистом, все нарабатывается только опытным путем: поездки, посещение концертов, мастер-классы, выступления с известными исполнителями. Инне, например, посчастливилось выступать с Н. Бабкиной, а это многого стоит! Каждый хормейстер привносит в коллектив что-то свое, поэтому общение помогает выработать свою манеру работы. А вот с нотными материалами в Смоленске не очень хорошо: привозится мало и все известное, поэтому успех любого хорового коллектива будет зависеть от заинтересованности хормейстера и его возможностей.
Коллектив имеет два состава. Большой, куда входят студенты и колледжа, и института, насчитывает около 30 человек. Безусловно, со времен культпросветучилища в целом количество участников сократилось, но на профессионализм это никак не повлияло: видна работа опытных преподавателей. Малый состав более мобилен и подвижен: выезжает на гастроли, участвует во всех выступлениях. Программа театра построена таким образом, что ребята из одного состава могут легко заменять участников другого, когда бывает необходимо подготовиться к следующему номеру.
В репертуаре театра народной песни и танца преобладают авторские песни, стилизованные под народные, народные песни в авторской обработке, военные песни. Многие из них написаны смоленским композитором Валерием Ивановичем Михеенковым, бывшим преподавателем СГИИ. На концертах слушатели требуют чего-то веселого, запоминающегося, колоритного, поэтому не учитывать это коллектив не может. Большинство исполняемых произведений таковыми и являются: не теряя исконных истоков, песни приобретают сочную расписную обертку, привлекающую внимание неискушенных почитателей. На настоящих фольклорных произведениях хорошо учиться: идет постановка голоса, открывается зев, вырабатывается опора, но для концертной деятельности они не совсем удобны.
Расширение связей требует обновления репертуара. Для польской делегации театр готовил песню на польском языке, для американской – на английском. Это как раз и является мерилом качества: для профессионала не может быть трудностей. От певцов не отстают и танцоры. Они пробуют себя во всем: русские народные, цыганские, украинские, белорусские и другие национальные танцы исполняются ими с завидной легкостью. Балетмейстеры театра: Роман Досюков и Любовь Дорофеева.
Современные молодые люди, увлеченные попсой или тяжелым роком, вряд ли придут на концерт театра, но это не значит, что в Смоленске нет истинных ценителей народного искусства. Театр всегда собирает полные залы, что свидетельствует о потребности смоленской публики в таком репертуаре. Поддерживать жизнь народной песни было бы намного легче, если бы выпускники СГИИ – участники театра – шли работать по специальности. Будем откровенны: найти достойное место в смоленской культурной нише очень нелегко и прежде всего из-за невысокой зарплаты. Это как раз та молодежь, которая действительно увлечена своим делом. Смоленщина каждый год поставляет сильные кадры для столицы. Престижно, но обидно: баланса между творческой реализацией и ее оплатой у нас пока нет.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№12(124)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич