Известный американский педагог-математик
Х.О.Поллак со свойственным гражданам его страны
позитивным практицизмом заметил, что условия
прикладных задач требуют честной и подлинной
связи с реальностью, но фактически эти связи
часто оказываются ложными. Составление
правильных задач - это творческая деятельность,
во многом похожая на открытие, с одной стороны,
и созидательное поле для креативно мыслящего
учителя, с другой.
Профессор В.А.Петров как автор новой книги
«Математика. Прикладные задачи. 5-11 классы» в
определенной мере восполняет этот пробел. В
книге рассматривается большое число прикладных
задач по всем разделам школьного курса
математики (арифметика, алгебра и начала
анализа, планиметрия и стереометрия) не только
на традиционном дидактическом уровне, но автором
вносятся в каждый представленный математический
раздел художественные элементы, шуточные
эпиграфы, оформленные изящным образным русским
языком в школьный предмет - математику, которая,
к сожалению, не является любимым предметом у
очень многих учащихся.
Автор - опытный педагог, профессионал, уважаемый
и почитаемый методист в математическом
сообществе, находит удивительнейшие приемы,
способы, средства для привлечения внимания
учащихся, возбуждения научного интереса, игры
воображения, приучения мыслить в духе науки.
Представленный материал в книге - красочный и
иллюстративный, лиричный во всем содержании,
психологически верно помогает создать в памяти
многочисленные ассоциации естественных знаний с
самыми разнородными явлениями жизни, со всем
тем, с чем обычно школьник входит в
соприкосновение.
Эта книга, в которой царица наук, коей и
является математика, приводящая человеческий ум
в порядок, может стать основой самостоятельного
элективного курса «Математика и
действительность».
Сошлемся на один примечательный фрагмент,
представленный в книге. Однажды в «Учительскую
газету» (1984, 27 октября) поступило письмо от
читателя, в котором сообщалось, что делая
деревянный фронтон на доме, он попросил своего
внука-школьника подсчитать, сколько метров
планок потребуется, чтобы зашить щели между
досками. На его просьбу внук ответил: «Мы таких
неконкретных задач не решаем». Эту задачу он так
и не решил, хотя фронтон – равносторонний
треугольник. И автором книги представлен
простой, но элегантно выполненный расчет, в
котором ученики не просто опираются на магию
формул, но сами участвуют в «строительстве,
сооружении» этого фронтона прямо на уроке,
вместе с учителем, в руках которого мел и
линейка. Каждому разделу предшествует эпиграф,
знакомый читателям, школьным учителям, вузовским
преподавателям, как песенные рефрены или
куплеты, забавные частушки и поэтические строки
русских, советских мастеров художественного
творчества. Они сочно аккумулируют, лирично
выстраивают и реализуют авторские идеи, что
прикладные задачи, возникающие в реальной
практике людей различных профессий, могут
решаться путем их математизации, т.е. путем
перехода к надлежаще подобранным математическим
моделям.
Все «хорошо составленные», честно и подлинно
связанные с реальностью» прикладные задачи, на
взгляд автора книги В.А.Петрова, должны
удовлетворять следующим требованиям:1.
Производственная реальность сюжета;2.
математическая существенность сюжета; 3.
Естественность вопроса задачи;4.математическая
содержательность и 5. Терминологический
лаконизм. В.А.Петров каждое требование
психологически обосновывает.
Известный русский адвокат, блестящий эрудит,
дока красноречия А.Ф.Кони в такой примечательной
и заметной работе «Советы лекторам» (таких
наставлений было 21) рекомендует свою речь
психологически обосновывать. Остановимся на
одном совете, который мастерски использует автор
рецензируемой книги: «…Привлечь внимание
слушателей – первый ответственный момент в речи
лектора, самое трудное дело. Внимание всех
вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже
ученого) возбуждается простым интересным
(интересующим) и близким к тому, что, наверно,
переживал или испытал каждый. Значит, первые
слова лектора должны быть чрезвычайно просты,
доступны, понятны и интересны (должны отвлечь,
зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» -
вступлений может быть очень много: что-нибудь из
жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь
парадокс, какая-нибудь странность… Эта работа
целиком творческая…».
В новой книге профессора В.А. Петрова,
президента СмолГУ, данный совет проходит
логически и аргументированно через всю работу.
Письменная и устная речь всегда органично
взаимосвязаны. Кто ясно мыслит, тот ясно
излагает, заметил Артур Шопенгауэр.
По тропинке, вдоль кустов
шел десяточек хвостов.
Удалось заметить мне –
ног шагало тридцать две.
Это вместе шли куда-то
петухи и поросята.
И узнать я был бы рад,
сколько было поросят.
Предлагаем нашему читателю решить эту
содержательную задачу, которую школьники и
студенты живо и эмоционально приводят к
правильному ответу.
Необходимо заметить, что книга профессора В.А.
Петрова вышла в известном российском
издательстве «Дрофа» и будет полезна как
учащимся 5-11 классов, так и учителям, студентам
педвузов.
|
|