Главная | Архив |

  Заметки ветерана  
   

Виктор ПЕТРОВ

 

ЧТО БЫЛО, ЧТО ЕСТЬ


В ноябре исполнилось 100 лет со дня рождения Ивана Михайловича Уваренкова (1910-1979). Это одна из самых ярких фигур в истории Смоленского пединститута сороковых–шестидесятых годов.
Выходец из бедной крестьянской семьи дорос до профессора математики, постоянно входил в руководящую обойму института. Был заместителем директора института (когда еще не было слова ректор), деканом, заведующим кафедрой. Талантливый педагог-математик и блестящий организатор (сейчас сказали бы менеджер). Его любили студенты и боялись преподаватели. Несмотря на серьезный физический недостаток, был необычайно энергичен, жизнелюбив и самоуверен.
Ивана Михайловича считали тайным советником ректора и декана, режиссером многих крупных интриг и … любимцем женщин. Написанный им (совместно с М.З. Малером) и изданный в Москве двухтомный учебник по математическому анализу многие годы был главной книгой студентов физмата. На вопрос, кого вы знаете из смоленских писателей, физмат отвечал: «Уваренкова и Маллера».

* * *
Всегда считалось, что учитель математики, прежде всего, должен хорошо знать математику. Но вот новейший образовательный стандарт высшего профессионального образования (для бакалавров) настраивает на другое. Среди тридцати (пронумерованных) компетенций, которыми должен обладать учитель, только одна, и то косвенно, касается знания предмета обучения («способен реализовать учебные программы курсов в различных образовательных учреждениях»). Вместо этого имеются, например, такие компетенции: «способен логически верно строить устную и письменную речь», «способен использовать навыки публичной речи», «владеет основами речевой профессиональной культуры». Да хоть трижды, хоть десять раз указывай такую компетенцию, нельзя «речисто» вести урок математики без обширных и глубоких знаний математики.
Может быть, под впечатлением именно от такого документа и предложил президент страны брать в учителя выпускников не педвузов, а тех вузов, где формируется компетенция по преподаваемому предмету? Кстати, учителем года-2010 назван учитель математики, ставший им после окончания Института стали и сплавов.

* * *
В очень крупном столичном университете висит объявление: «В помещениях университета курить запрещается. Место курения – аудитория 110».

* * *
Студентка-практикантка очень волновалась перед своим первым уроком. И начала его так: «Поднимите руки, кто отсутствует».

* * *
В поезде «Москва-Берлин» поймали пассажира с чужим студенческим билетом (студенческий билет давал при оплате проезда скидку в 50%). У хозяина билета были большие неприятности, а в стенгазете появились стихи:

Я – Поздняков, я – Игорь,
я – с иняза,
Я был открыт подругам
и друзьям,
Но свой билет не дам теперь
ни разу,
И даже снега с улицы не дам.

* * *
В ответ на просьбу прочитать наизусть что-нибудь из Есенина студент бодро начал: «Заговорилась роща золотая…»

* * *
Доцент С. самокритично так на открытой лекции и говорит студентам: «Я не требую записывать, так как этот ширпотреб есть во всех учебниках».

* * *
Счастлив, говорят, не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает. Хорошо помню ощущение зажиточности, когда мне назначили так называемую Ленинскую стипендию – 78 рублей (буханка хлеба тогда стоила 15 копеек).







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№12(124)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич