Главная | Архив |

  МЫ - НЕ ВЫ!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 


Смоленск олимпиадный

В последнюю неделю октября в Смоленске прошла русско-белорусская олимпиада школьников Союзного государства: историческая и духовная общность. Название говорит само за себя: основной целью выступило укрепление связи двух родственных стран. В Смоленске олимпиада состоялась не в первый раз. В следующем году юных участников опять примет Полоцк - чувствуется, что олимпиада устанавливает добрые, по-своему символичные традиции. Полоцк по праву можно назвать братом Смоленска – города-ровесники, с разницей в один только год, они обладают богатейшей историей, каждый из них дал миру немало выдающихся людей. При подготовке к олимпиаде передо мной постоянно открывались факты, обнажающие эту древнюю непрерывающуюся связь двух государств, – как созданные в 12 веке произведения Симеона Полоцкого, Климента Смолятича, Ефросиньи Полоцкой в одинаковой степени принадлежат белорусской и русской культурам, так и славные смоленские поэты Твардовский, Исаковский, Рыленков переводили с белорусского языка, любили и ценили белорусскую литературу. Сегодняшняя цель олимпиады – поддержать это родство, укрепить и направить его в будущее.
Олимпиада носит гуманитарный характер – участники должны продемонстрировать знание русского языка, литературы и истории двух государств. Центральное место занимают литературный и языковой туры, кроме них проводятся конкурсы знатоков, чтецов и риторов.
На время проведения олимпиады – пять дней – команды размещались на базе санатория «Кристалл». В первый день состоялось торжественное открытие. Олимпиада объединила ребят из разных городов - в ней принимали участие команды из 19 регионов России и 7 регионов Белоруссии. Само собой, сразу же завязались первые знакомства - все рассказывали друг другу о своих городах, приглашали в гости.
Следующий день начался с литературного тура, собравшего команды в СмолГУ. Выбрав один из предложенных текстов русских и белорусских поэтов или писателей, участники должны были написать отзыв с элементами анализа. Всех порадовала возможность выбора произведения - каждый смог выбрать текст по душе. На следующий день нас ожидал языковой тур. После него все вздохнули спокойно, обстановка заметно разрядилась, значительно освободились вечера - если раньше, готовясь к турам, мы проводили их за книгами и тетрадями, то теперь мы прогуливались по санаторию или собирались в чьей-нибудь комнате, общались и пели под гитару. Как уже было сказано, в рамках олимпиады проводились конкурсы знатоков, чтецов и риторов. Собравшись в актовом зале санатория, участники пробовали свои силы в истории, литературе, выразительном чтении и красноречии. Особое впечатление произвели на зрителей чтецы - выступления никого не смогли оставить равнодушными; зрители всем сердцем сочувствовали услышанному - слушая военные стихотворения, многие не могли сдержать слез.
Надолго запомнится всем и еще одно из мероприятий олимпиады - вечер дружбы. Команды-участницы по очереди представляли свои приветствия - рассказывали о своих городах, читали стихи на двух языках, танцевали. Команда города Смоленска, как принимающая сторона, открывала вечер. Прозвучали слова приветствия, тут же подхваченные залом: «Здравствуй, Беларусь! Здравствуй, Россия!»
Мероприятие оживило выступление воронежцев, разбавленное кадрами из мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова» и особо запомнившееся угощением зрителей конфетами, на фантиках которых были изображены достопримечательности города. Не отставала и команда города Минска, выступившая с зажигательным народным танцем и сорвавшая шквал аплодисментов. Вечер настолько увлек нас, что, планируя остаться лишь на первые десять выступлений (не только из чувства эгоизма, но и в силу колоссальной усталости), мы, не заметив того, досидели до конца и еще долго аплодировали всем участникам.
На высшем уровне прошли и концерты, устраиваемые в СмолГУ в честь открытия и закрытия олимпиады, - на последнем из них мы аплодировали студентам университета стоя - так же, как членам жюри и руководителям команд. Как было отмечено со сцены,  олимпиада не состоялась бы в полной мере без деятельного участия СмолГУ. Каждый день был тщательно продуман вплоть до мелочей. Эти мелочи были особенно приятны - например, каждый участник увез к себе на родину информ-листки, последовательно запечатлевшие на своих полосах все события олимпиады. За пять коротких, но насыщенных дней все мы сдружились и, расставаясь, обещали не забывать друг друга и, может быть, еще раз встретиться на русско-белорусской олимпиаде, познакомившей и сблизившей нас.
Татьяна Трифонова.
Фото автора.


 



 


«Мур» и «гля» по-смоленски

Почти два месяца искушенных и не очень смоленских ценителей прекрасного радует выставка под названием «Гля-мур-мур», уютно расположившаяся в «40 квадратах». Будем считать, что она удалась, если экспозиция покажется вам смелой до откровенности, а обыкновенные домашние животные – волшебными персонажами страны других законов. Мур…
Однажды Анна и Дмитрий Зимины познакомились с Электроном. Точнее, он пришел сам, рассказал о себе и о своем желании сделать проект в стенах «40 квадратов», изложил концепцию – держателей выставочной площади это заинтересовало. Потом он принес эскизы и текстовые пояснения. Договоренность скрепили дружным «мур». Подготовительная работа заняла несколько месяцев. За это время Электрон сменил не одну концепцию и направленность выставки. Однако в итоге результатом авторы остались довольны.
Реакция публики на произведения Электрона и его ученика, Мастера Джерихо, предсказуема: кому-то они кажутся жутковатыми, но у большинства людей все же вызывают улыбку. То, чего и добивались авторы.
Спорным и даже нескромным является вопрос о том направлении в искусстве, к которому причисляют себя авторы «гля-мурных« работ. Речь идет о «Шизореализме». Вряд ли кто-то, кроме самого Электрона – автора этого направления, может причислять себя к этой творческой линии. Соответственно, и развитие ее зависит только от него самого.
Экспозиция делится на несколько частей. Первая и основная – «Черный квадрат Гля-мур-мур», представляющий собой Принт-коллаж, состоящий из квадратов, на которых из темноты проявляются изображения кошек. Данная работа выступает как опровержение Конфуцию «Трудно найти черную кошку в тёмной комнате, - особенно если её там нет». Не трудно увидеть глаза кошки в черном квадрате, если она там есть!
Дополняющая эту часть композиции живопись с изображением кошек, котов и «кошкости» создает позитивную атмосферу. Это связь эмоций человека с разумом. Это романтика любви и символизм непостижимого. Это фраза – «Люди не дураки и все понимают, хотя бы о тех, кого приручили»
Сюрприз смолянам – графика на ткани. В последнее время Электрон увлекается различной символикой. Изображенные ладьи условно означают год со дня основания Смоленска как города на Днепре по пути из «варяг в греки». Изображения созданы смоляной черной краской, которой просмаливали днище кораблей.

 

Авторы выставки: Электрон Грунденталер (Нидерланды) и Мастер Джерихо, Игор (Jericho) Гирько (Смоленск).
Электрон Грунденталер (Олег Ермаков) – профессиональный художник, писатель, философ, основатель шизореализма – нового направления в искусстве (манифест 1975 г.), Мастер медиа-арта. Окончил Институт Высшего Образования Искусств, Дизайна, Архитектуры, Музыки, Театра (учитель и куратор - пионер медиа-арта Ноэль Хардинг из Канады), Академию Индустриального Искусства (Нидерланды).
Порой импульсивность этого человека и является двигателем его собственного прогресса. Например, в молодости все началось с того, что он поссорился со своей девушкой и уехал добровольцем из Новокузнецка служить в Афганистан. Не выдержав, ушел в самоволку. Над ним нависла статья «За измену Родине». Надо было срочно что-то придумать. Так Олег-Электрон с диагнозом «шизофреник» прошел принудительное лечение. Следствие – штамп в паспорте «социально опасен». Дальнейшая жизнь в СССР была невозможна, поэтому ему пришлось перебраться за границу: в Швецию, а затем и в Голландию. На счету безумных поступков Электрона – подкоп к местной голландской тюрьме, в которой он успел прожить по собственной воле два дня. Кстати, этот подкоп восприняли как артефакт, и с этого времени началась активная творческая жизнь художника.
Совместно с Сигрид Лангре (Австрия) Электрон снял фильм, наделавший много шума в спокойной Европе о доме-музее Моцарта на основе нелегальной съемки в музее. Совместно с Трефором Баттоном (одним из основателей медиа-арта) создал новое направление в компьютерной графике с помощью языка программирования С++.
Автор проекта “Кладбище литературных героев”.
Сделал подкоп под неприступную тюрьму в г. Гриффе, который впоследствии стал основой для нового направления перфоманса в Нидерландах.
Придумал арт-движения, ныне существующие отдельными направлениями в искусстве: “Мини-арт” (1992 г.), “Шок-Ин-Арт” (1994 г.).
Участник более 200 выставок (Нидерланды, Германия, Израиль, Иордания, Индонезия, Мексика, Канада).

 

Персональные выставки и проекты:
1995 - выставка картин в церкви Авраама и Моисея, Амстердам, Нидерланды.
1997 - проект “Собака и Молоток” в рамках выставки “Документа Х” (Documenta X) Куратор Катрин Давид, г. Кассель, Германия.
1996 - выставка “Собиратели кораблекрушений”, Амстердам, Нидерланды.
1996 - видеоинсталляция “Как Бойс посетил Америку”, видео-арт фестиваль, Гамбург, Германия.
1998 - член жюри ежегодного гамбургского фестиваля Видео-Арт, Германия.
1997-2000 - Телеканал ННТ (Новокузнецкое Независимое Телевидение, Россия), автор и ведущий программы “Медиа Видео Электрон”.
2002-2007 - сопредседатель жюри фестиваля видео-арта, г. Штутгарт, Германия.
2002-2009 - персональные проекты в Сибири, Новокузнецке.

 




 


ЛитСтолица

В конце октября в РГГУ и на литературных площадках столицы при поддержке проекта «Культурная инициатива», Независимой литературной премии «Дебют», Виртуальной студии сайта «Новая литературная карта России», Управления по работе со студентами РГГУ, издательства «Огурчики-Помидорчики» проходил III Московский фестиваль университетской поэзии. Организатор – творческое объединение «ЛитПроект».
В фестивале приняла участие студентка Смоленского государственного университета Юлия Поселеннова, которая поделилась с нами впечатлениями.

 

- Юля, как ты узнала о фестивале и почему решила принять участие?
- О третьем Московском фестивале университетской поэзии я узнала из объявления в Интернете. С 2007 года я являюсь членом литерного объединения «Персона», на страничке которого в одной из социальных сетей и было объявление. Подробности узнала от одной из организаторов, а по совместительству хорошей знакомой Анны Орлицкой. Принять участие в каком-либо московском фестивале для молодого провинциального поэта – уже достижение, возможность на других посмотреть и себя показать, так как вообще таких шансов немного и надо пользоваться любым представившимся. Тем более, я считаю, что это неплохой повод ознакомиться с современными тенденциями в поэзии и культуре, как таковой, и узнать, чем живет молодая литературная Россия.
- В чем заключался отбор?
- По каким критериям осуществлялся отбор, для меня остается загадкой. Думаю, что строгое жюри вначале внимательно читало заявки и оценивало уровень произведений, по итогам которого выбирались конкурсанты, а уж на самих конкурсных чтениях оценивалась и способность поэта подать свои стихи слушателю. Жюри, состоящее из представителей издательств и именитых филологов, выставляло баллы, которые в итоге подсчитывались, и по ним определялись лучшие. На этот раз более чем из тридцати участников выбрали шестерых победителей.
- Понравилась ли организация?
- Не могу сказать об организации фестиваля в целом, так как я присутствовала только на конкурсных чтениях. Сам конкурс ничем не отличался от обычных выступлений, кроме, конечно, волнения участников, ведь оценивалась их способность преподносить собственное творчество. Единственный, как мне кажется, промах организаторов – это следующие один за другим лекция и «круглый стол». Выдержать практически без перерыва такую напряженную работу мозга практически невозможно, тем более, что сразу за ними следовало конкурсное чтение. Многие предпочитали обсуждению современных поэтических тенденций расслабленную прогулку по московским улицам.
- Как прошла адаптация к гиперпоэтической Москве после глуховатого в этом смысле Смоленска? Как оцениваешь уровень поэтов, выступавших на фестивале и, соответственно, свой уровень?
- Как таковой адаптации к московской поэтической богеме и не было. Я ехала с целью увидеть ее собственными глазами, узнать, чем живет и дышит поэтическая Москва, и была готова к тому, что я там увижу и услышу. Некоторые конкурсанты мне очень понравились. Классик сказал, что хорошее стихотворение – то, от которого появляется стойкое ощущение зависти и жалость, что не ты его написал. Так вот, такие стихи там были. Были и те, которые не вызывали никаких эмоций, и были, так сказать, действительно на провинциальном уровне, в отрицательном смысле этого определения. Некоторые авторы пишут хорошие, на мой взгляд, стихи, но совершенно не умеют их подать, что и сыграло в итоге свою негативную роль. О своем уровне не мне судить, скажу одно – если я попала в число победителей, значит, чего-то стою. И еще: конкурсантов, попавших в число лауреатов, я тоже про себя отметила, думаю, это говорит о схожести моего вкуса со вкусом жюри.
- Что нового для себя ты узнала на лекции Дмитрия Кузьмина и «круглом столе»?
- Честно говоря, я стараюсь следить за современными направлениями в поэзии, и то, что говорил Дмитрий Кузьмин, для меня не оказалось открытием, хотя многие авторы, выделяемые им, мне не близки. Я слышала отзывы о лекторе как об умном человеке со своим независимым мнением, скорее всего он таковым и является, судя по альманаху «Воздух», издаваемому под его руководством, но лекцию он читал скучно, с обилием терминов, и оживился только к финалу, когда пошли вопросы зрителей. Я согласна, что сейчас поэзия стоит в так называемом тупике, но те выходы, которые предлагает лектор, не по мне. Хотя сложно сказать, что именно я могу предложить, так как я сама, вместе с русской поэзией, нахожусь в тупике, только сугубо камерном. Однако, мне очень понравилось определение Кузьминым классики, возможно, неточно цитирую: «Классика – это тот стиль, которым сейчас уже нельзя писать». Подражание классикам глушит собственный голос поэта и уничтожает его как личность, делая его неумелой, нивелированной копией. Такой подход губит даже талантливых поэтов.
Одним из интереснейших вопросов «круглого стола», как мне кажется, стало обсуждение использования мата в литературе и, в частности, поэзии. Тем, кто смотрит по телеканалу «Культура» такие передачи, как, например, «Апокриф», ясно, что определенного вывода не было. Мое личное мнение, схожее с некоторыми выступающими, что мат можно использовать только в крайних случаях, когда он необходим. Хотя, если уж говорить более подробно, то да, так называемая нецензурная лексика входит во все слои населения и все больше проникает и в культуру в том числе. Я думаю, лет через пять будут расставлены все точки над i, хотя, возможно, на это потребуется лет двадцать. Ведь началось это не сегодня, и закончится не завтра. Многие авторы, Венедикт Ерофеев или Владимир Сорокин, стали уже чуть ли не классиками.
- Как считаешь, нужно ли авторам из провинции выбираться на подобные мероприятия и показывать себя? Что это дает молодому автору?
- Я думаю, провинциальным авторам обязательно нужно выбираться на мероприятия такого рода. Ведь это возможность не только показать себя, но узнать побольше о современной литературе. Чтобы не было, как в расхожем анекдоте: «Вам бы, молодой человек, Пушкина почитать, или Блока, – говорит издатель молодому поэту. – Зачем, я же книги пишу, а не читаю». На «круглом столе» было высказано мнение, что авторы из провинции замкнуты в своем маленьком мирке, возводят кого-нибудь из известных поэтов на пьедестал, слепо подражая им, и ничего вокруг не видят. Не буду спорить, в большинстве случаев это так, но есть исключения, и наша задача – показать столице, что такие исключения есть.
- Планируешь ли участвовать в фестивале на следующий год?
- Если представится возможность, обязательно буду участвовать в следующем фестивале. То, что он появился и уже третий год не сдает, а только укрепляет позиции, очень хорошо, это возможность для молодых авторов добиться высот как в признании, так и в собственном стиле.
Фото Никиты Пуханова, Максима Атякшева.
 

 

Комментарий Анны Орлицкой,
одного из организаторов фестиваля:

В этом году из Смоленска была только одна участница – Юля. Конечно, хотелось бы, чтобы была ротация участников от города, то есть, чтобы каждый год приезжало 3-4 человека, часть из которых – новые. Но для этого нужна сильная поэтическая школа, как, например, в Нижнем Новгороде. Про Смоленск этого, увы, не скажешь.
Конечно, Юле надо работать над многими текстами. Но поскольку она вошла в число победителей конкурсных чтений – значит, ее тексты показались жюри небессмысленными и внушили надежду на то, что после определенной работы и развития за этими текстами может последовать что-то более оригинальное и формально отшлифованное.

 




 


Только ленивый
может не устроиться в Москве

ВЕсть круг тем, которые, справедливости ради, в современных условиях можно отнести к «вечным». Одна из них, весьма актуальная и ставшая острой в последнее время – трудоустройство молодых специалистов. Кому нужен вчерашний студент с дипломом на руках? А если в дипломе написано, что ты «учитель русского языка и литературы», то ты быстрее услышишь вздох сожаления, чем приглашение на работу. Мы проследили, как смогли преодолеть подобные вздохи выпускники филологического факультета.

 

Кристина Макеенкова, учитель русского языка и литературы в Ямской среднеобразовательной школе

Закончив университет и оглядевшись, Кристина решила найти работу именно по профессии. Перед следующим предложением должен быть тяжелый вздох. В поселке Верхнеднепровском, откуда она родом, подобные ей специалисты не требовались. Как, впрочем, не требовались и в близлежащих городах – Дорогобуже, Сафонове. Так было год назад, два, а может быть, и более... Видимо, свободные вакансии там появятся только тогда, когда подрастут наши внуки... Хотя желания работать в родных местах у Кристины было не занимать, пришлось смириться и думать, что делать дальше. Смоленск? Вакансий учителя не было, а если бы даже и были, то на зарплату, мало отличающуюся в нашем регионе от студенческой стипендии, нельзя было бы и прожить, не говоря уже об оплате съемного жилья. Так и появились мысли о Москве. Казалось, что там и с работой проще, и оплата ее выше. Действительно, это так. Надо обладать отчаянным характером, чтобы оставить все родное и близкое ради лучшей доли в неизвестности. И работа нашлась! Правда, москвичи более привередливы: им категорию повыше подавай, да опыт работы. Однако, имея педагогическое образование, ты уже не пропадешь. В Подмосковье школы переживают педагогический дефицит, поэтому на работу с удовольствием берут провинциалов. Сам собой напрашивается вопрос: почему бы не привлечь молодых специалистов из других городов более выгодными условиями? Например, не предоставить скидки на жилье? Ибо, если ты решился на такую работу, о жилье должен позаботиться исключительно за свой счет. Приходится отдавать ползарплаты за комнату. На остальную часть можно купить еду, одежду и прочее. Конечно, ни за какие деньги не купишь искреннюю помощь и поддержку со стороны коллег, благодарность твоих учеников. Но все же так хочется, чтобы выпускники педагогических специальностей не завоевывали места под солнцем, а входили в мир учительства по заранее приготовленным пригласительным билетам.

Милана Сайдулаева, консультант, репетитор и будущий пиар-менеджер

У Миланы, как у всякого здравомыслящего человека, было одно твердое убеждение: надо уезжать на заработки в Москву. Зарплата там в среднем составляет 25.000 рублей, плюс доплата молодым специалистам 20.000. Перспективы такого «богатства», по нынешним временам, и повлияли на смену родного Сафонова на столицу. Там, конечно, никто девушку не ждал. С первой же минуты Милане пришлось трудиться: рассылать резюме, просматривать рубрики о работе в газетах. С каждым таким просмотром приходило осознание того, что то ли специальность не та, то ли мир вокруг не такой. Главное, где-то закрепиться, даже не по специальности. Так Милана из выпускницы филфака превратилась в консультанта парфюмерного салона. Плюс репетиторство по московским расценкам. Милана считает, надо просто научиться раскручивать себя и пробовать силы в разных сферах, включая смежные. Главное – желание работать и зарабатывать. И не верить московским мифам о прописке. Большинство работодателей не акцентируют на этом внимание, все привыкли к приезжим, и это считается нормальным. Видимо, потому, что и многие работодатели не имеют ее сами. Немного наглости, смекалка, хитрость, стремление к цели – залог московского успеха. По-другому нельзя.



Алена Жевраченкова, учитель русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе № 1 Домодедова

История Алены является лишь подтверждением выведенного нами постулата: хочешь зарабатывать и жить достойно – уезжай. Отправиться в столичный пригород девушку также подтолкнуло чувство безысходности. К тому же, открыв диплом, в графе профессия было написано «учитель русского языка и литературы», а не директор банка или продавец обуви, которые явно могли заработать больше, даже не имея дипломов. Пожалуй, единственное, что не является для приезжающих сложным – это трудоустройство. Только ленивый может не устроиться в Москве или Подмосковье. Открываешь Интернет, вводишь нужную вакансию, звонишь, приезжаешь. На сегодня – безотказная схема. В учительском коллективе все равны, никакого предвзятого или прочего отношения девушка пока не почувствовала. На первом месте только профессиональные качества. Здесь они не только ценятся, но и оцениваются соответствующе. Зарплата молодой учительницы в среднем составляет 20.000 рублей. Ее хватает на съем квартиры, покупку новой одежды, обуви, подарков близким. Денег хватает практически на все нужды и потребности. Получая удовлетворение от работы, в том числе в материальном плане, Алена приходит в школу каждый день с удовольствием. Ученики трех классов, в которых ведет смоленская выпускница, обычные дети, которые не всегда могут порадовать знаниями или желанием учиться в целом. Но Алена уверена, что над этим надо постоянно работать. За несколько месяцев педагогических трудов у молодой учительницы появился собственный, философско-практический подход к профессиональной деятельности. Вот некоторые его постулаты.
1. Береги нервную систему смолоду.
2. Не устраивайся на работу в обычную школу, выбирай гимназии и т.п. учебные заведения.
3. Делай вид, что относишься к детям, как ко взрослым людям.
4. Строй свои уроки так, чтобы дети возлюбили твой предмет настолько, что даже отправляя сообщение в контакте, подбирали проверочные слова к словам из сообщения.
5. Создай такую атмосферу на уроке, чтобы детям было легко на уроке в психологическом плане, они не боялись отвечать, выходить к доске.

 



 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№12(124)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич