Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Владимир ЕВГЕНЬЕВ

 

Сергей Фомин:
«Спорту нужны менеджеры»

 

Сегодняшний гость журнала «Смоленск» - человек известный далеко за пределами города, области и даже страны. Здравствующих земляков с мировой известностью можно по пальцам пересчитать, и наш собеседник относится к их числу.

 

Итак, Фомин Сергей Геннадьевич, выпускник Смоленского государственного института физической культуры (окончил в 1982 году с отличием), кандидат педагогических наук, судья международной категории по баскетболу, сегодня председатель судейского комитета Российской федерации баскетбола, член технической комиссии Европейской федерации баскетбола, генеральный директор Дома спортивных журналистов Олимпийского комитета России, советник губернатора Смоленской области по гуманитарным вопросам, член партии «Единая Россия».

 

- Я смолянин от даты своего рождения, и несмотря на то, что сегодня призван под знамена Олимпийского комитета и федерации баскетбола, тем не менее связей со своим родным городом не рвал и, думаю, не порву.
В моей судейской карьере произошли знаковые изменения: из категории международного арбитра я перешел в статус международного комиссара. В 2009 году исполнилось 25 лет с того момента, как я отсудил первую игру чемпионата Советского Союза в возрасте 24 лет. Тогда был самым молодым судьей высшей лиги на матче Динамо/Тбилиси – Динамо/Москва. И с тех пор проводил самые ответственные матчи сначала чемпионата СССР, а потом и чемпионата России. А в общем на судейском поприще я уже 30 лет. Вот исходя из этого и решил закончить судейство в неполные 49 лет, хотя у нас в стране судьями назначаются люди до 50 лет.
Российская, европейская и международные федерации посчитали, что мне нужно более плотно заняться работой баскетбольного функционера.
С городом Смоленском, помимо того, что я здесь родился и закончил гимназию, связан первый этап жизни в спорте – учеба в институте физической культуры, который дал мне базу, профессию, прекрасные знания. На 2 курсе я впервые взял судейский свисток. Мне институт дал также хорошую общественную практику: довелось поработать в студенческих строительных отрядах, в профкоме, в добровольных народных дружинах. Этот бесценный опыт работы в коллективах послужил толчком для профессионального роста.
После окончания вуза началась моя карьера арбитра по баскетболу. В 1984 году я впервые судил матч чемпионата Советского Союза. За семь сезонов достиг признания: мне доверяли обслуживать игры высшей лиги среди мужчин и женщин. Последнее союзное первенство оказалось для меня особенно напряженным: 168 матчей в высшей лиге – это, как полагаю, рекордное достижение среди советских арбитров. Особняком в этом ряду стоят 22 игры в Тбилиси и 24 – в Каунасе. У нас считалось так: кто не судит в этих городах, тот не судья... Представьте, в 24 года тебе доверяют судейство главного матча сезона в грузинской столице, где от арбитра требуются железное самообладание, хладнокровие и даже мужество...
В 1991 году всесоюзный чемпионат стал последним. А мне судьба преподнесла судейство ключевого матча между «Калевом» из Тарту и ленинградским «Спартаком». Я стал последним советским арбитром, получившим статус судьи международной категории. Так получилось, что в мае я уезжал из Советского Союза, а в сентябре вернулся к чемпионату России.
Хотелось бы несколько слов сказать о семье. Отец – Геннадий Семенович Фомин – 50-й год преподавательской деятельности встретил 1 сентября в физкультурной академии. Он – профессор кафедры теории и методики, почетный судья международной категории. Мама у меня кандидат наук, доцент кафедры теории и методики коньков. Жена – Светлана – мастер спорта международного класса, трехкратный бронзовый призер чемпионатов Советского Союза, чемпионка Европы. И сын играет в баскетбол, 2008 сантиметров ростом, воспитанник ЦСКА. Второй сын работает в сфере экономики.
В 1991 году нас с женой пригласили в Польшу, где в течение 8 сезонов Светлана играла за польские клубы, а я работал ассистентом тренеров, одновременно продолжая судить матчи чемпионата России.
Потом случились дефолт и... неприятность: я поломал ногу, большая травма колена на три сезона выбила меня из судейской практики. Врачи считали, что мне уготована участь инвалида. Но в 2002 году я вернулся на баскетбольную площадку и еще шесть сезонов провел на самом верху – причем только под литерами 1 и 2. Это значит, что ниже второго места в рейтинге российских судей я не опускался. Я член исполкома Федерации баскетбола России.
- Сергей Геннадьевич, нам известно, что вы стали первым в истории председателем судейского комитета России – уроженцем провинции. Знаю, что повсюду вы неизменно представляетесь, что являетесь смолянином. Какие контакты поддерживаете с земляками?
- Я никогда не терял связи с родным городом. Вне зависимости от общественно-политической ситуации в городе у меня со всеми городскими руководителями были рабочие отношения.
Еще при И.А. Аверченкове мы образовали общественное молодежное движение. Я также выступил инициатором проведения соревнований «Планета Баскетбол» для детей с ограниченными возможностями. Начинали этот проект мы на Рачевке, теперь будем активно работать с Домом для детей-инвалидов в Вишенках и в ряде общеобразовательных школ. Благодаря «Планете Баскетбол» многие смоленские ребята из Заднепровского и Промышленного районов побывали в Москве на играх команд ЦСКА, «Динамо», «Химки», «Спартак» (Московская область), пообщались со звездами, получили от них автографы. В этом году мы пошли еще дальше – на базе торгового центра «Кривичи» провели на День защиты детей большой праздник, на который пришли более 400 мальчишек и девчонок. Они играли в баскетбол, для них проводили мастер-класс игроки сборной России – баскетболисты «Химок» и владивостокского «Спартака». Праздник длился 5 часов. Ребята получили сувениры. Их приветствовали мэр города, его заместители, депутаты городского Совета. И это очень хорошо. Считал и считаю, что без социальной активности руководителей мы никогда ничего для людей не сделаем.
В моих планах – открытие специализированной баскетбольной площадки, на базе которой потом можно создать специализированную школу, где будут заниматься баскетболом самые одаренные дети Смоленска, вне зависимости от их социального положения. Я найду возможность детей обуть-одеть, купить им инвентарь. Это, конечно, не возврат к советскому детскому спорту, когда экипировка была бесплатной, а попытка поддержать одаренных детей из малообеспеченных семей.
У нас в Смоленске, к сожалению, в спортивные школы ведется не отбор, а набор. Большой дефицит тренерских кадров, остались работать самые преданные ветераны, а молодежь на тренерское поприще не идет: зарплата маленькая, престижа нет. Вот и получается парадокс: академия физкультуры и спорта имеется, готовятся кадры, а процентов 60 всех выпускников уходят в другую сферу деятельности, потому что кушать хочется и семью кормить. И здесь я вижу большое поле деятельности для депутатов горсовета и главы города.
- Давайте вернемся к баскетболу высших достижений. С чем, на ваш взгляд, связано то, что наши спортсмены не являются, как в советские времена, законодателями моды в этом виде спорта?
- Конкуренция неимоверно возросла. Но буквально недавно наша команда еще являлась действовавшим чемпионом Европы. Девушки на европейском первенстве в Латвии завоевали серебряные медали. А еще они вице-чемпионки мира.
Конечно, доминирующего положения в Европе и в мире у нас уже давно нет. Но ведь сборная СССР комплектовалась из представителей 15 союзных республик плюс Москва и Санкт-Петербург. Те же проблемы сегодня испытывает Сербия как часть бывшей Югославии. Другое дело, что по молодежным командам мы стали проигрывать – это серьезный «звонок». Проблему я вижу в слабом базисе. Не может быть спортивного мастерства без базы. Вот сейчас мы организовали детско-юношескую лигу России, молодежную лигу, набирает обороты студенческая лига. Потенциально мы очень сильны: резервов у нас хватит на 18-20 стран. Но мы потеряли в том числе и тренерские кадры.
Не случайно на недавнем Госсовете Президент России Д.А. Медведев заострил внимание на необходимости развития детско-юношеского спорта. Без финансирования нынче никаких успехов не добьешься. Причем, государство берет на себя 25-30 процентов расходов, остальное – частный бизнес. Но для этого законодательная база нужна: нашим партнерам должно быть выгодно помогать физической культуре и спорту.
Чего далеко ходить – давайте посмотрим на положение дел на примере Смоленска. Вуз по подготовке спортсменов имеем, детско-юношескую спортивную школу тоже. А где же игроки? Я уже упоминал о наборе вместо отбора. Недоученными баскетболисты приходят в вуз, а там дефицит тренерских кадров. В итоге – мы имеем то, что имеем...
Это проблема всей сегодняшней России – у нас катастрофически мало современных менеджеров – не распределителей, а собирателей денег. Менеджер должен так выстроить структуру своего подразделения, что он имеет возможность привлекать средства в дополнение к бюджетному финансированию.
К нам сегодня приезжают команды, имеющие по 3-4 менеджера узкой направленности. Один занимается бытовыми, другой организационными проблемами, третий – финансированием.
Есть и вопрос с судейским корпусом – основная часть российских арбитров по возрасту приближается к 45 годам, а молодежь не очень охотно идет в судьи.
- Кстати, и проблема договорных встреч существует, а среди «участников сговора» вполне могут быть и арбитры...
- Определить «на глазок» невозможно, почему защитник замер и пропустил проход к кольцу. А, может, у него такая тактика, может, как Абу Джамал потом хотел выпрыгнуть и выполнить блок-шот?
Другой момент: если в чемпионате есть интрига, договорных матчей будет очень мало, потому что командам не выгодно будет так играть. А если локальные задачи решены, остались 3-4 матча, которые для этой команды уже ничего не решают, некоторые считают для себя оправданным «не ломаться». Скажем, игроку 30 лет, у него прооперировано колено, на обезболивающих уколах он отыграл сезон, свои обязательства перед клубом выпонил – и не желает рисковать, хочется еще 2-3 сезона выступать...
- Нельзя сбрасывать со счетов и фактор психологического давления на судей.
- Мне довелось в 1989 году обслуживать матч в Тбилиси после известных событий в грузинской столице по подавлению выступления оппозиции. После первой игры «Динамо» с ЦСКА мы с напарником более 7 часов не могли выйти из Дворца спорта. А вторую игру отменили, потому что как раз разбился лидер оппозиции Костава. К нам приходили представители Национального фронта, угрожали расправой. Никакой охраны у нас не было, и представители принимающей стороны прямо нам заявили, что нашу безопасность не гарантируют.
Давление на судей, судя даже по моей практике, оказывается не так уж редко.
- Но тем не менее качество судейства должно быть обеспечено, и это, как я понимаю, одна из ваших главных обязанностей, Сергей Геннадьевич, в новой должности, не так ли?
- Да. Все судьи-комиссары, независимо от категории, собираются по регионам и сдают тесты по физической подготовке и ряду специальных дисциплин. Потом только те, кто пройдет первый этап отбора, приглашаются на семинар в округ, далее окончательный семинар, на котором определяются комиссары на весь сезон. Но в январе их ждет еще одно тестирование, и если нет соответствующей подготовки, можно в миг вылететь. А люди держатся за эту работу, потому что она хорошо оплачивается – конечно, не так высоко, как в футболе, но мы тем не менее по уровню вознаграждений судьям занимаем второе место...
Есть апелляционное жюри, которое разбирает конкретные жалобы на судейство. Но назначение на матчи осуществляет судейский комитет федерации, и у нас, естественно, есть мощный рычаг оценки подготовки арбитров к сезону – назначать или не назначать их на конкретные игры...
Судья обязан осознавать, что он публичен, что миллионы телезрителей дают оценку его судейству, по многочисленным повторам могут безошибочно судить, случайная это ошибка или систематическое предпочтение одной команды, явное «подсуживание».
- Но ведь в баскетболе, на мой взгляд, гораздо чаще, чем в других контактных видах спорта возникают ситуации, когда судья может принять решение как в пользу одной, так и другой команды.
- Совершенно верно. Правила в европейском баскетболе, к сожалению, менее конкретные, чем в НБА. Национальной Баскетбольной Ассоциации уже 60 лет...
- Я обращал внимание, что у вас, Сергей Геннадьевич, очень яркая жестикуляция, иногда даже создавалось впечатление, будто вы хотите испугать игрока, показать свое возмущение его грязной игрой, допущенным фолом.
- У меня действительно несколько агрессивная система судейства. Судья должен быть актером. Нельзя все 40 минут вести себя одинаково. Иногда следует прикинуться вялым, в особо критические моменты матча от арбитра требуется повышенная эмоциональность. Есть моменты, когда ни в коем случае нельзя допустить никакого панибратства с игроками. Если надо погасить локальный конфликт, лучше это сделать голосом, а не техническим фолом, потому что игрок – живой человек, и важно уметь понять его и не переусердствовать карательными мерами.
- Существует ли в российском баскетболе проблема допинга?
- С прошлого сезона мы создали антидопинговую комиссию, которой предоставили право брать у игроков пробы на допинг. Моя точка зрения: появилось очень много медицинских препаратов, и международное антидопинговое агентство осуществляет, как мне представляется, ошибочную политику, потому что у спортсмена практически не остается препаратов для быстрого восстановления организма. Есть анаболики, а есть средства для лечения простуды, но в них могут содержаться запрещенные компоненты. У баскетболистов к тому же дополнительные проблемы, связанные с высоким ростом. Это значит – более высокая нагрузка на позвоночник, на колени. И спортсмен должен подстраховаться, чтобы избежать переломов, укреплять связки, мышечную ткань, кости, в целом опорно-двигательный аппарат.
С допингом, безусловно, нужно бороться. Но мне кажется, что антидопинговые меры следует упорядочить, чтобы спортсмен мог за пару суток восстановиться.
- Каковы перспективы российского баскетбола, на ваш взгляд?
- Полагаю, весьма радушные. В попечительский совет при федерации баскетбола входят вице-премьер Иванов, министр Коновалов, председатель Счетной палаты Степашин, известные политики из правительств Москвы и Московской области. Результат – за последние 4-5 лет построены новые залы – в одной Московской области целых пять! Есть целевая программа, по которой, например, в Смоленске построен ФОК.
Сейчас по рекомендации президента наша федерация делает ставку на регионы. Вот в Смоленской области нет приличного зала, в котором можно было бы провести престижные соревнования, и хотелось бы, чтобы руководители региона и города позаботились о совместном сооружении такого зала. Затраты окупятся втрое! Тем более, Смоленск географически расположен прекрасно, и сюда вполне мог бы прийти международный баскетбол.
По имеющейся у меня информации, областные власти планируют строительство баскетбольного зала с трибунами на 3,5 тысячи зрителей.
- Но ведь этот объект намечено построить в Реадовке, и уже слышатся возмущения граждан...
- Все мое детство прошло в Реадовке. Здесь в свое время была освещенная лыжная трасса, и любой желающий мог напрокат взять лыжи и покататься без боязни быть избитым или изнасилованным. Сегодня лесополоса заросла, никто не убирает мусор. Мое мнение: нужно разрешать строительство спортивно-оздоровительных и развлекательных сооружений на этой территории с обременением по содержанию мемориалов жертвам войны и поддержанию чистоты и порядка в любимой зоне отдыха смолян.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№12(112)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич