Главная | Архив |

  Профсоюзная жизнь  
   

Татьяна БОЛОШИНА,
зав. информационно-аналитическим отделом профобъединения

 

ИСТОРИЯ
БОГАТАЯ И СЛОЖНАЯ

 

В октябре этого года Российскому профсоюзу трудящихся авиационной промышленности исполнилось 75 лет. По всей стране, где имеются предприятия этой отрасли, широко отмечали столь знаменательное событие. Не остались в стороне и наши земляки. Смоленская территориальная организация этого профсоюза в настоящее время объединяет работников трех предприятий областного центра: ОАО «Смоленский авиационный завод», ОАО «Измеритель» и ОАО «Айсберг». Представители профсоюзных организаций и руководящего состава этих предприятий и приняли участие в торжественном собрании, проходившем в Доме культуры ОАО «Измеритель». Об истории профсоюза, нынешних заботах и задачах на будущее рассказывает председатель Смоленской территориальной организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности, член Центрального комитета профсоюза В.Н. Савченко.

 

- Василий Николаевич, авиационная промышленность начала появляться в начале двадцатого века, первые профсоюзы в России были образованы в 1905 году. Почему же профсоюз авиационной промышленности был создан только в 1934 году?

- Из истории известно, что профсоюзные организации предприятий авиационной промышленности существовали уже в 1921 году и входили в состав профсоюза металлистов, объединяющего профорганизации 28 отраслей промышленности.
В 1931 г. по решению V пленума ВЦСПС произошло разделение профсоюзов. Вместо существовавших в стране 22 профсоюзов были созданы 44, в том числе был образован профсоюз рабочих автотракторной и авиационной промышленности (РАТАП). В октябре 1934 года состоялся разъединительный пленум ЦК профсоюза РАТАП. В результате был организационно оформлен самостоятельный профсоюз рабочих авиационной промышленности.
В 1991 году в названии профсоюза появилось слово «трудящихся». И теперь его полное название: Профсоюз трудящихся авиационной промышленности.
- Чем же занимался ваш профсоюз в период создания и в последующие годы?

- В 20-е годы прошлого столетия в нашей стране началась эпоха строительства авиазаводов, в том числе и в Смоленске (торжественное открытие авиационно-ремонтного завода в Смоленске состоялось 8 ноября 1926 года). Начиналась индустриализация. Профсоюзы в это время руководили организацией соревнования. В годы Великой Отечественной войны профсоюз помогал хозяйствующим органам в перебазировании авиационных предприятий, обустройстве их на новых местах. Профкомы развивали инициативу по увеличению производства военной техники. Главный девиз тогда был: работать не только за себя, но и за ушедшего на фронт! Тогда же в центре внимания профкомов появились вопросы организации огородничества и помощи семьям фронтовиков.
В послевоенные годы профсоюз сосредоточил внимание на восстановлении предприятий, строительстве объектов социально-культурной сферы, развитии соревнования по выполнению Государственного плана, улучшении материально-бытового положения работающих, организации общественного питания, подготовке рабочих кадров…

- Выполнением подобных задач, как мы знаем, были заняты все профсоюзы. А чем интересны и сложны оказались для вашей отрасли девяностые годы прошлого века?

- В период перехода к рыночной экономике в 90-е годы прошлого столетия на долю трудовых коллективов предприятий авиапрома выпала нелегкая судьба. В кратчайшие сроки был нанесен серьезный удар: авиапром лишился заказов на производство авиатехники. Наукоемкая и высокотехнологичная авиационная промышленность была отброшена на многие годы назад. За сравнительно небольшой промежуток времени было разрушено отлаженное производство изделий и приборов авиационной техники, рухнула социальная сфера. Все это больно ударило, в первую очередь, по интересам людей труда, отразилось на тактике работы профсоюзных органов. На части предприятий возникла социальная напряженность, во взаимоотношениях профкомов с работодателем обострились противоречия, иногда переходящие в конфликты. Вместе с тем стало очевидно, что противостояние представителей сторон трудовых отношений к улучшению положения наемных работников не приводит. И пришли к выводу, что решать проблемы работников надо по-другому и, в первую очередь, за столом переговоров.

- В новейшей истории в профсоюзной работе появилось такое понятие, как социальное партнерство. Что вы можете об этом сказать?
- Действующая система социального партнерства на предприятиях Смоленского региона, относящихся к авиапрому, включает в себя Федеральное отраслевое соглашение и коллективные договоры на предприятиях.
Отраслевое соглашение в авиапроме является одним из лучших среди отраслей промышленности. Вместе с тем, не на каждом предприятии авиапрома данное соглашение выполняется в полной мере. Такая ситуация была предметом обсуждения на VIII (октябрьском т.г.) пленуме ЦК профсоюза. По обсуждаемому вопросу состоялись прения с участием представителей Объединенной авиастроительной корпорации. Пленум ЦК профсоюза отметил, что «сдерживающим фактором повышения эффективности существующей двухуровневой системы социального партнерства является снижение влияния федеральных органов исполнительной власти на деятельность акционерных обществ».
Пленум поручил территориальным и первичным организациям профсоюза добиваться наиболее полной реализации действующего Федерального отраслевого соглашения по авиационной промышленности и коллективных договоров. Участниками пленума была одобрена Концепция регулирования социально-трудовых отношений на основе социального партнерства федеральных органов исполнительной власти, корпоративных структур и профсоюза в условиях интегрирования предприятий, связанных с производством авиационной техники.

- А чем характерен нынешний период?

- Сегодня основным инструментом в отстаивании интересов людей труда профсоюзными органами является углубление и развитие системы социального партнерства, предусматривающей ведение коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров, взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и обеспечения гарантий трудовых прав работникам, участие представителей профкомов в управлении организацией и разрешении трудовых споров.
В последнее десятилетие профсоюз в своей деятельности вынужден существенное значение придавать вопросам сохранения авиационной промышленности, обеспечения занятости людей, работающих в отрасли.
Неоднократные обращения профсоюза к руководству страны, акции протеста в различных формах с требованиями не допустить развала авиапрома, а также результаты переговоров на различных уровнях дают основания надеяться, что отрасль вскоре возродится и займет достойное место в мировом производстве авиатехники.

- Какое участие работники авиационной промышленности принимают в общественных акциях профсоюзов?

- Профсоюзные организации авиапрома участвуют в акциях ФНПР, профорганизации Смоленского региона - в акциях профсоюза и Смоленского профобъединения. Так, в первичных профсоюзных организациях Смоленской территориальной организации профсоюза с 5 по 9 октября т.г. в рамках Всемирного дня действий профсоюзов прошли заседания коллегиальных органов и профсоюзные собрания с единой повесткой дня «Достойный труд – достойное будущее!» с участием представителей работодателей. На профсоюзных собраниях обсуждались вопросы оплаты и охраны труда, соблюдения социальных гарантий для работников, укрепления профсоюзных организаций.

- Василий Николаевич, какие направления деятельности сегодня являются главными?

- Основными направлениями деятельности профсоюза являются: установление справедливой и достойной заработной платы, повышение жизненного уровня работников; защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза; контроль за применением трудового законодательства, состоянием условий и охраны труда; вопросы социального развития трудовых коллективов; усиление влияния и увеличение численности профсоюзных рядов.

- И теперь, оглядываясь на путь, пройденный профсоюзом трудящихся авиационной промышленности, какой итог вы можете подвести?

- Дорога в 75 лет для профсоюза трудящихся авиационной промышленности никогда не была гладкой и ровной. Менялись приоритеты и формы деятельности, менялась организационная структура. Но всегда неизменно профсоюз активно выступал в защиту жизненных интересов людей труда.
Сейчас наш профсоюз является членом Ассоциации российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности, членом Международного объединения профсоюзов авиационной промышленности, членом Международной Евро-Азиатской Федерации (IEMF) профсоюзов металлистов, и это очень помогает решать многие вопросы.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№12(112)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич