Главная | Архив |

  Кому избирать главу города  
   

Александр ГУДКОВ

 

Референдум:
ни войны, ни мира

 

Дебаты по способу выбора главы города-героя Смоленска вступили в завершающую стадию: на отказ горсовета решить вопрос о местном референдуме политизированные смоляне ответили единогласным голосованием на публичных слушаниях.
Впрочем, обо всем по порядку. Едва «вступив в должность», депутаты Смоленского горсовета нынешнего созыва «перекроили» Устав города. По их мнению, главу администрации Смоленска следует избирать из числа депутатов нового созыва. Такое решение вызвало ожесточенный протест сторонников прямых выборов: только всеобщим голосованием. Копий было сломано немало: вопрос выносился и на публичные слушания, и на сессии горсовета. Нынешний мэр Эдуард Качановский даже наложил вето на очередное решение горсовета. А, ничего, преодолели. Тогда в бой пошла тяжелая артиллерия. На внеочередной сессии Смоленского городского Совета депутаты решали судьбу местного референдума. Забегая вперед, скажу: еще никогда за всю историю постсоветской России, ныне считающейся демократической страной, на ее бескрайних просторах не был проведен ни один референдум.
Некая инициативная группа граждан города-героя Смоленска предложила вынести спорный момент на местный референдум. Правда, включив в него три не совсем понятных простому большинству жителей города вопроса:
1. Согласны ли Вы с тем, чтобы Глава муниципального образования «город Смоленск» избирался на муниципальных выборах и возглавлял Администрацию города Смоленска? 2. Согласны ли Вы с тем, чтобы Глава муниципального образования «город Смоленск» избирался на муниципальных выборах и входил в состав городского Совета, и председательствовал на его заседаниях? 3. Согласны ли Вы с тем, чтобы Глава муниципального образования «город Смоленск» избирался Смоленским городским Советом из своего состава и исполнял полномочия его председателя?
Во-первых, непонятно, чем отличаются понятия «председательствовал на заседаниях» и «исполнял полномочия председателя». Тождественны ли эти словосочетания? Увы, я, человек, поневоле «купающийся» в бурном море политических дрязг, знакомый с десятками законов, на которые ссылаются оппоненты, не знаю. Что говорить о среднестатистическом избирателе, который просто желает избрать главу своего муниципального образования, а не делегировать это право депутатам. Видимо, авторы вопросов решили вконец задурить голову избирателям, вместо того, чтобы, наконец-то, выяснить мнение большинства самым демократическим способом – проведением референдума, включающего всего один вопрос: быть прямым выборам Главы или не быть.
Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускает подмены понятий «председательствовал» или «председатель»: если избранный на муниципальных выборах Глава муниципального образования входит в состав представительного органа (то есть, избран еще и депутатом городского Совета – А.Г.), то он «исполняет полномочия его председателя», а не «председательствует на его заседаниях». Такова трактовка закона.
Со словесной «эквилибристикой» разобрались. Но я продолжаю ломать голову над «заковыристыми» вопросами, предложенными на референдум: первый и последний вопросы более или менее понятны. Но что или кто стоят за вторым вопросом - пока понять мне не дано…
В процессе обсуждения вопроса о проведении референдума депутаты столкнулись с правовой коллизией: с одной стороны, у граждан России, как единственного источника власти в стране, есть конституционное право осуществлять свою власть непосредственно путем референдума, либо через избрание ими органов государственной власти и местного самоуправления. С другой стороны, такого права нет, как проинформировал депутатов юридический отдел городского Совета. Исчезло оно в 2009 году – со времени вступления в полную силу все того же ФЗ № 131. Согласно его регламенту, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, относящиеся к обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования. А к ним относятся такие, как формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; распоряжение муниципальным имуществом, организация снабжения населения топливом и водой, обеспечение жителей различными услугами, вплоть до создания библиотек и т.п.
Не правда ли, много что мы можем изменить в «жизнедеятельности» Смоленска. Закон, одобренный и принятый Государственной Думой, ясно дает понять, кто есть население России. Если гегемон мирового пролетариата Ульянов-Ленин не исключал, что «каждая кухарка может управлять государством», то «отцы российской демократии» продолжили сей эволюционный путь: «кухаркины дети» тоже могут управлять государством, но только в части определенной кухонной утвари, относящейся к «жизнедеятельности», то бишь, к «бытовухе». Кухаркины дети не могут избрать для себя «шеф-повара», и это не обсуждается в масштабах референдума, разве что на кухне…
Как же не растеряться депутатам от такой трактовки их прав? Потому по вопросу проведения референдума в Смоленске решение не было принято. Как выразился председатель горсовета: «ни войны, ни мира»… Инициативной группе остается обратиться в суд, так как активные смоляне не получили ответа на свой запрос, а депутаты решили добиться разъяснения данной коллизии от своих коллег из Государственной Думы: что главнее - ФЗ или Конституция РФ? Получается, что теоретически право на референдум у граждан есть, а в силу трактовки, данной депутатами ГД в федеральном законе №131, на практике это право применить нельзя.
Кстати, несколькими месяцами ранее Мосгордума отказала москвичам в праве проведения референдума о выборах мэра столицы. В других регионах России сложилась похожая ситуация. В Древней Руси, где о демократии слыхом не слыхивали, было проще – ударил в колокол, весь народ сбежался и решил вопрос. Чем не плебисцит?
В «колокол ударила» городская администрация, и на публичные слушания стеклось немало смолян. Но лишь малая толика «счастливчиков», порядка 200 человек, смогла разместиться в конференц-зале, дабы высказаться (в который раз!) за прямые выборы мэра. А толку-то? В связи с этим вспоминается анекдот. Группа америкосов заблудилась в русской тайге. Через пять дней у них закончились припасы, вода. Ни одной живой души. На исходе седьмых суток встретили геолога, заросшего, оборванного… Они радостно бросаются навстречу с криками:
- Do you speak English?
- Yes, I do. А фигли толку?
Так и здесь: решение, принятое на публичных слушаниях, носит всего лишь рекомендательный характер. Рекомендации, как известно, можно и проигнорировать, а вот принятое на референдуме решение имеет высшую юридическую силу, то есть обязательно для исполнения всеми органами власти.
Вероятно, поэтому и не дают гражданам России права решать судьбоносные как для регионов, так и для муниципальных образований вопросы. Не исключено, что в федеральном законодательстве появится новый вариант назначения мэров: утверждаются областными законодательными органами по представлению губернаторов…





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№12(112)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич