Главная | Архив |

  Резонанс  
   

Игорь ЮХИМЕНКО

 

Малый бизнес
все еще «кошмарят»

 

Тема притеснений индивидуальных предпринимателей, торгующих на рынках между мостами в Заднепровье, стала в последние месяцы одной из самых обсуждаемых среди посетителей «Смоленского форума» в Интернете. Посвятила проблемам малого бизнеса статью «Бизнес - «кошмар» по-смоленски» и газета «Рабочий путь». В ноябрьском номере журнала «Смоленск» мы также уделили внимание этой злободневной теме: опубликовали фоторепортаж нашего читателя с «контрастными» снимками: как на одной территории уживаются красивые павильоны и «средневековые» палатки. Отклики смолян побуждают продолжить начатый разговор. В качестве эксперта редакция пригласила многолетнего президента ассоциации рыночного комплекса «Заднепровье» Игоря Андреевича Юхименко, которому в свое время довелось работать здесь и индивидуальным предпринимателем, и руководителем торговой фирмы, и директором муниципального предприятия «Заднепровский продовольственный рынок».

 

- Статья, опубликованная в «Рабочем пути», касается, на мой взгляд, не только конкретных рынков «Смоленский» и «Тройка», но и всей ситуации на «рыночном пространстве» от моста до моста. Эта ситуация не первый год муссируется. Создается впечатление, что кто-то очень могущественный пытается все это хозяйство прибрать к рукам. Тем самым предпринимается попытка захватить весь малый бизнес. Ведь строительство мегаполисов вытесняет малый бизнес, который не может априори торговать в супермаркетах. Есть категория граждан, не посещающая дорогие бутики. Эти люди тоже хотят красиво одеваться, покупать добротные модные вещи, но по приемлемым ценам. Недорогой товар из Белоруссии и Турции в бутиках не купишь. Хотя там и встречаются скидки процентов на 70, но законы бизнеса таковы, что сначала цены взвинчивают на 170 процентов, чтобы потом снизить на 70. На рынках между мостами, которые можно было бы назвать колхозными или общественными, стоимость товара иная и, соответственно, иные принципы торговли. Здесь мирно уживаются те, кто несет на рынок домашние запасы, и белорусские граждане, получающие небольшой доход за счет разницы в курсах валют.
Я ничего не имею против того, чтобы управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства городской администрации контролировало порядок на рынках. Но почему-то с каждой сменой власти (а я президентом ассоциации рыночного комплекса «Заднепровье» с 1998 года - более 11 лет) предпринимается попытка отобрать где-нибудь землю – любыми методами и способами. Одни руководители города быстро пресекали эти попытки своих «сподвижников», другие делают умильные глаза и под разговоры о наведении порядка и якобы о стремлении что-то красивое создать преследуют совершенно другие цели.
В прошлом году очень серьезно стоял вопрос об уничтожении всех этих рынков, более того, о привлечении сюда – кого бы вы думали? - китайцев с контейнерами. «Посчастливилось» участвовать в тех переговорах – так, мол, и так: отсюда все убираем, здесь будут стоять фуры, отсюда отправляться на Москву. Не исключаю, что и сегодняшняя ситуация связана с тем, что из Москвы выгнали Черкизон. Моментально ищут, куда бы в соседних регионах что разместить. Кто думает о смолянах – простых налогоплательщиках? Приедут люди с фурами, с которых можно неофициальный доход получить. Подумаешь, 400 смолян с их бизнесом – раз плюнуть. Тут же появятся 2-3 тысячи китайцев и начнут шить, жить и торговать в этих контейнерах...
Помню статью в журнале «Смоленск» о планах реконструкции и развития Заднепровского рынка. Как недавний руководитель СМУП «Заднепровский продовольственный рынок» недоумеваю, почему застопорилась работа. В 2006 году главой города был одобрен согласованный с управлением торговли проект реконструкции. Человек, который возглавил предприятие после меня, также продолжил развитие. Вы видите брусчатку, пластиковые окна, двери, холодильные витрины, как это и должно быть на современном рынке. Рынок работал на самоокупаемости – на все усовершенствования нам хватало заработанных денег. Оборот рынка увеличился в 5-6 раз. Предусматривалась возможность сделать рынок чисто сельскохозяйственным, колхозным, - чтобы здесь могли торговать все аграрные фирмы региона. Убрать мы собирались отсюда вещевые палатки, хозяйственные товары, когда тот же стиральный порошок продается в считанных метрах от рядов с ягодами и фруктами. Такое «соседство» категорически запрещено санэпидемслужбой.
Между мостами – три специализированных вещевых рынка, один специализированный рынок стройматериалов и бытовой химии, один рынок мебели и сопутствующих товаров и один оптовый продовольственный рынок. Вся инфраструктура создана и не нуждается в замене. Надо только внутри каждой структуры четко определить, кто чем торгует. Посмотрите, что делают: вытесняют овощные ряды вещевыми. Муниципальное предприятие принадлежит городу, значит городские власти просто обязаны сделать его красой города, чтобы было приятно сюда зайти. Для меня оказалось удивительным, что они даже налоги не платят, а ведь Заднепровский продовольственный рынок изначально сверхприбыльный. И я как экономист отлично знаю все доходные операции... Если же площади сдавать в аренду крупными кусками, а арендаторы отдают торговые места в субаренду, прибыль уйдет на сторону. Нам в свое время удалось поломать такую порочную практику и направить денежные потоки в кассу муниципального предприятия.
Очень бы не хотелось, чтобы пошел обратный процесс. Разговоры уже идут, что где-то кому-то предлагают за что-то заплатить отдельно, наличными.
Когда-то рынок являлся областной собственностью. Я в свое время высказал предложение привлечь деньги региона в реконструкцию и развитие рынка. Естественно, это потребовало бы передать объект вновь в областную собственность, а может, совместно городу и области управлять предприятием и сделать рынок визитной карточкой города. Мы, например, намеревались установить пластиковые прозрачные навесы над овощными рядами, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю в любое время года.
Городские власти еще много лет назад продекларировали планы развития рынка. Оно планировалось поэтапное, а конечной целью, если помните, являлся единый торговый комплекс от моста до моста. Но проект имел шансы на успех и быструю окупаемость только при привлечении сегодняшних управляющих компаний в качестве соучредителей.
Сегодня ситуация такова, что управляющие компании уже кое-кому мешают. Им без письменного указания причин продлевают разрешения на 1 или 2 месяца. Как это понимать – как попытку рейдерского захвата или вымогательства взятки? Сначала заговорили, мол, нужна вода на специализированном рынке, хотя при его приемке, сборе согласований такое требование не выдвигалось. Ну, ладно, сделали. Приходят проверяющие и опять говорят о каких-то неведомых ошибках. Не указывая письменно на них.
Любые проверки федеральных служб согласно закону никоим образом не связаны с дачей разрешения на право торговли. Закрыть рынок может Роспотребнадзор при определенных серьезных нарушениях через суд. А если рынок сдан по паспорту, если паспорт безопасности утвержден и в нем расписались все, то разрешение на организацию рынка представляется простой фикцией. Это тот лакомый кусок для чиновника, о котором говорил Президент.
Я понимаю так: ответственная за организацию торговли городская служба дает разрешение на 5 лет, а в ходе работы может обратить внимание предпринимателей на устранение каких-либо недостатков. При их неустранении к следующему сроку выдачи разрешения комиссия сделает оргвыводы. У нас же этот самый торговый орган просит правоохранительные органы найти у предпринимателя какой-то компромат. Это уже – прямой заказ. К чести федеральных структур, где есть честные люди, они пока на такие команды «фас!» не реагируют, понимают, что делается попытка чужими руками достичь неблаговидных целей.
В этой ситуации посоветую руководителям управляющих компаний обратиться в прокуратуру с жалобой на действия чиновников. Это заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней с принятием соответствующего решения. Второй путь – обратиться в суд.
Я просто удивляюсь терпению людей, которых «кошмарят». Давая администрации рынка разрешение на месяц, вынуждают ее на такой же срок заключать договор аренды торгового места. В свою очередь арендатор вынужден приобретать мелкие партии товаров, да и к Новому году, например, большую партию ходовых товаров заранее завозить не решится – за месяц не продаст и понесет существенные убытки. Кто их возместит? Вот и думают индивидуальные предприниматели обращаться к Президенту...
Почему договор продлевается на месяц-два, и тем самым теряется перспектива на будущее? Есть федеральный и региональный правовые акты по срокам выдачи разрешений на торговлю – до 5 лет, чтобы убрать предпосылки коррупции. Но складывается впечатление, что некоторые чиновники областного центра живут своим замкнутым от Президента и всего, что происходит в стране, «мирком».
Я никого не оскорбляю, не обвиняю в преднамеренных действиях. Но где гарантия, что завтра не произойдут захваты и тайное не станет явным? Завтра кому-то захочется отобрать ларьки на площади Смирнова, потом приглянутся Багратионовский рынок, рынок по улице Николаева. Кстати, по меньшей мере раз пять такие посылы уже делались. Чего уж там мелочиться – отбирать, так все! То, что там работают смоляне, никого не волнует. Неужели ждут какую-нибудь фирму с юридическим адресом в Москве или Питере? Где же та самая власть, которая на словах радеет за «дорогих жителей города-героя»? Одну руку прикладывают к сердцу, словно присягу принимают, а второй отдают команды по притеснению бизнеса.
Вот неожиданно возобновилось строительство многоэтажного торгового комплекса по улице Желябова, прозванного в народе «баргузин». Значит, появились «денежные мешки». И по слухам, среди них фигурируют чиновники из новой команды городской администрации, которых нередко видят на «дирижировании» хода строительных работ. Так вот в чем может быть «собака зарыта» - все вокруг закрыть, загнать предпринимателей в многоэтажное «стойло», куда еще не каждый покупатель захочет заходить и подниматься на 4-5 этаж.
Странно, что до сих пор правоохранительные органы не проверили, откуда взялись деньги и кто истинный соучредитель строящегося торгового комплекса...
Считаю, что новый глава города, который был в этой же шкуре предпринимателя, должен обратить особое внимание на действия своих заместителей, которые, скорее всего, без его ведома «кошмарят» предпринимателей. Это удар прежде всего по главе города, потому что он в конечном итоге за все отвечает. Но не комиссия. Люди, поверьте, настроены плохо, потому что у них нет преспективы работы. В конце концов дело вовсе не в том, хорошая или плохая управляющая компания. Если есть претензии, перечислите их, предложите меры и время для их устранения. Но нельзя же так решать: месяц, месяц, еще месяц разрешения без всяческих письменных объяснений, на каком основании комиссия такое решение принимает. Напишите прямо: компания обвиняется в том-то и в том-то. Решения без объяснений вызывают подозрения в предвзятости. Это подрыв доверия к городской власти. Люди говорят так: вроде бы пришел свой во власть, а действия такие, словно сам никогда не начинал и не вел бизнес.
Я согласен с тем, что рынки должны иметь и красивые павильоны, и просторные проходы между рядами. Возможно, и наличие гидранта желательно. Но все это не в один день создается. А всякие вложения приводят к повышению арендной платы. Ведь строить можно за счет кредита, но отдавать деньги банку придется за счет аренды.
Кстати, рынки в период кризиса на 7-20 процентов понизили арендную плату, пошли людям на встречу.
По поводу недостатков – их всегда можно найти, тем более, у тех, кто работает. А комиссия уже даже представителей управляющей компании на свои заседания не приглашает, принимает решения келейно. Кстати, у присутствующих представителей федеральных органов никаких претензий нет, потому что год-полтора назад рынки принимались.
В управляющих компаниях есть журнал учета проверок. Пришел проверить – распишись, пожалуйста, кто ты, звание, должность – это тоже борьба с коррупцией, это согласуется с позицией Президента. Поэтому несанкционированная проверка – это либо попытка рейдерского захвата, либо желание «прижать к ногтю», установить свои порядки. А это угроза закрытия людьми бизнеса. На рынках от моста до моста работают около 10 тысяч предпринимателей – это самая крупная составляющая малого бизнеса, приносящего налог городу. А если, скажем, станет один хозяин – торговый комплекс, который будет платить лишь налог на недвижимость и за кусок земли, если он его не выкупил, а в аренду взял, – больше он ничего платить не будет, а что заплатят и кому те, кто работают внутри, будет покрыто мраком... Оборот будет очень трудно выявить... Это, наверное, и побудило Президента отложить исполнение закона по переводу всех рынков под крышу до 2012 года. Пока разрешена торговля в палатках, более того, кризис подтолкнул к тому, что стала поощряться даже уличная торговля – лишь бы обеспечить занятость людям, не оставить их в трудное время без заработка.
Считаю, что прокуратура должным образом отреагирует на публикацию «Бизнес - «кошмар» по-смоленски» в газете «Рабочий путь», сделает заключение по законности действий управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства городской администрации. Я благодарен журналу «Смоленск» за предоставленную мне возможность прокомментировать сложившуюся ситуацию на смоленских рынках. Полагаю, что имею право на сделанные выводы, т.к. с рынками я работаю на протяжении 16-17 лет и знаю организацию их труда, проблемы малого бизнеса изнутри.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№12(112)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич