Территория Вознесенского женского монастыря
простиралась в период его расцвета к западу и
северу от собора до нынешней улицы Войкова.
Основан он был в 1515 году. По просьбе игуменьи
Евпраксии в 1693 году вместо обветшавшей
деревянной начато строительство каменной
соборной церкви, завершенное в 1701-1704 годах.
Работы вели каменщики из ярославльских крестьян
с помощью смоленских стрельцов на деньги из
казны. В 1764-1765 годах по инициативе игуменьи
Олимпиады Рыдванской возведена придельная
церковь Екатерины, а в 1830 году – церковь
Ахтырской Божией Матери.
На колокольне соборной церкви первоначально были
часы. На первом этаже двухэтажного здания
находилась церковь во имя Сергия Радонежского,
вверху – Вознесения. В церкви Вознесения был
великолепный иконостас в стиле барокко, который
мог послужить образцом для иконостаса Успенского
собора. Резал его «иноземец» Юрий Бек, клиросы
вырезал столяр из села Красного Марк Бородавкин,
иконы писал протопоп Успенского собора Игнатий,
а золотил резьбу и писал иконы в нижней церкви
Лука Галицкий.
И
еще одно имя вошло в историю Вознесенского
женского монастыря: известный смоленский
архитектор С.В. Шестопал создал проект
реставрации церкви Вознесения, которую в 1969
году приспособили под выставочный зал
музея-заповедника.
Многие годы здесь выставлялись известные
художники. Вскоре им придется обживать другое
помещение…
Можно, конечно, понять тех же художников,
которым полюбился их выставочный зал и очень не
хотелось бы перебираться в другое место, еще к
тому же и не определенное. С другой стороны,
древние храмы Смоленска всегда вдохновляли
местных мастеров изобразительного искусства к
созданию шедевров, и именно художники всегда
ратовали за передачу Епархии церковных зданий.
Пока только часть этого древнего памятника
передана Церкви. Но начало положено. Днем
второго рождения Свято-Вознесенского монастыря
стало 4 ноября. Кстати, весьма символичная дата:
это праздник иконы Казанской Божией Матери и
День народного единства. Верится, что
старый-новый православный храм ждет счастливое
время, а паства будет пребывать в мире и
согласии.
|