Главная | Архив |

  УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ СМОЛЕНСКА  
   

ВЕРХНЕ-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 

Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых на Руси. Не случайно в каждом более-менее крупном городе раньше было по несколько храмов, освященных во имя этого святого. Смоленск не являлся исключением.

В 1748 году в городе построили две Никольских церкви. Одна из них, деревянная, находилась рядом с Еленевской башней крепостной стены. От церкви вышеупомянутую башню стали назвать Никольской. Такое же название получила и соседняя улица, ныне носящая имя Тухачевского. Деревянный храм сгорел в 1812 году и больше не восстанавливался. Сейчас на его месте жилые дома и магазин «Эльдорадо».

Вторую церковь во имя Николая Чудотворца возвели в Заднепров­ской части Смоленска, на берегу главной водной артерии города. Из-за своего расположения эта церковь получила официальное название Нижне-Никольская. Храм сохранился до нашего времени, ныне в нем находится Православная гимназия (ул. Беляева).

В связи с ростом города в конце XVIII века появилась потребность в новых приходских церквах. В 1794-1796 годах в Офицерской слободе (район нынешних улиц Энгельса, Нахимсона, Герцена) построили Верхне-Никольский храм. Его историю мы сегодня и рассмотрим.

Верхне-Никольская церковь была построена усердием смоленского помещика Ивана Васильевича Лесли. В ней имелось три престола: главный – холодный – во имя святого Николая Чудотворца, два других – теплых – находились в приделах, были освящены в память святых равноапо­стольных Константина и Елены и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Церкви «была дана богатая внутренняя обстановка».

Суровые испытания пришлось пережить Верхне-Никольской церкви во время наполеоновского нашествия. Сначала поляк Понятовский в ней устроил конюшню, затем французские солдаты и офицеры – склад провианта. В составленной «…тотчас по изгнании неприятелей из пределов России» протоиереем Успенского собора Алексием Васильевым «Ведомости о состоящих в городе Смоленске соборах, приходских и монастырских церквах, также о загородных и кладбищенских и о принадлежащих к ним» о Верхне-Николь­ской церкви сообщается следующее: «От пожара осталась цела, но разорена». А в  сноске к данной записи отмечено, что после освобождения города от французов храм был завален вражеским провиантом, «…в церкви оказалось – муки 104, крупы и овса – 1100 кулей». Работы по очистке завершили только к 14 марта 1814 года, израсходовав на это 1300 рублей. Ввиду сильного разорения приход Верхне-Никольской церкви временно причислили тогда к Одигитриевской. Но, благодаря деятельности священника Григория Станкевича, в довольно короткие сроки был исправлен и заново освящен 24 июля 1814 года придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», утварь и все необходимое для которого «…на время взяты были из полковой церкви». На восстановление храма активно жертвовали прихожане. Смоленский епископ Иосафат подарил церкви «бархатно-малиновую ризницу», подаренную ему императрицей Марией Федоровной. В документах отмечается, что «…один неизвестный из Москвы прислал… несколько утвари».

Восстановление храма продолжалось до 20-х годов XIX века. В поисках средств епископ Смоленский в 1818 году обратился к императору Александру I и в Священный Синод с просьбой позволить продажу «садового места» сгоревшей деревянной Никольской церкви, а вырученные деньги израсходовать на нужды Верх­не-Никольской. В Государственном архиве Смоленской области (впоследствии – ГАСО) сохранилось соответствующее дело, в котором говорится о положительном решении этого вопроса: «садовое место» публично продали, «деньги обратили в пользу означенной Церкви».

На протяжении последующих десятилетий постоянно увеличивался приход Верхне-Никольского храма, и в конце XIX века он составлял 307 мужчин и 354 женщины. Церкви в это время принадлежала земля – 1200 квадратных сажен, церковный капитал насчитывал 2400 рублей. Причт состоял из священника, псаломщика и диакона, которые жили в церковных домах и жалованья не получали. Капитал причта равнялся 1974 рублям.

Церковь являлась не только духовным центром для жителей Офицерской слободы, но и своеобразным образовательным центром. При ней, как и при других храмах города, по инициативе епископа Смоленского и Дорогобужского Никанора в 1896 году была открыта школа грамоты, обучались в которой 17 человек.

В 1910 году была проведена страховая оценка Верхне-Никольской церкви. Ее данные до сих пор сохранились в фондах Российского Государственного Исторического архива в Санкт-Петербурге. По ним мы можем судить о размерах и внешнем виде храма: «Длина церкви, считая и колокольню – 45 аршин (1 аршин = 0,71 метра. – Н.С.), ширина – 23 аршина, высота – 9-13 аршин; на церкви имеется купол с 4 окнами; всех окон с двойными рамами… - 20 штук, круглых, диаметром 1 аршин – 4 штуки; дверей двустворчатых – 11 штук, из них одни железные, а двое обитых железом… Храм имеет пароводяное отопление. Колокольня в три яруса, с 8-ю большими окнами полукруглыми; … высота колокольни до верха карниза 35 аршин. К южной и северной сторонам колокольни примкнуты две каменные пристройки: в одной, направо от входа, помещается квартира сторожа, в другой, налево, установлен паровик». Стены святыни снаружи окрашивались меловой краской, а внутри – масляной. Покрыта церковь была железом, окрашенным в зеленый цвет. Здание храма имело каменную ограду, внутри которой находилось кладбище, а на его территории – деревянный сарай. За пределами ограды стояли деревянные дома для служителей, беседка в саду священника, 2 сарая, погреб.

От Верхне-Никольской церкви в разных направлениях отходили улицы и переулки, получившие от нее соответствующие названия: на запад- 1-й Никольский переулок (ныне не существует), на восток – 2-й Никольский (также не существует), на юг – Малая Никольская улица (ныне ул. Ковтюха), на север – Большая Никольская (ныне ул. Энгельса).

В советское время вышеописанная церковь была закрыта постановлением от 17 ноября 1929 года. Прихожане храма обращались в Президиум ВЦИК с просьбой пересмотреть решение областных властей. Но их просьба была отклонена. Судя по документам, хранящимся в ГАСО, 13 февраля 1930 года святыню полностью отобрали у верующих. Сначала в ее помещении планировали открыть Музей революции, затем курсы по переквалификации безработных. В итоге разместили метеорологическую станцию.

Во время фашистской оккупации Верхне-Никольская церковь была взорвана, а ее руины разобрали вскоре после войны. Сейчас на месте храма видны остатки фундамента, в земле сохранился подвал (на перекрест­ке улиц Ковтюха и Володарского). Поскольку храм находился рядом с территорией, которую в наши дни занимает Смоленский гуманитарный университет, руководство последнего во главе с ректором Н.Е. Мажаром планирует восстановить святыню. Пожелаем успехов на этом добром поприще!

При подготовке публикации автором, к сожалению, не найдено фотоснимков Верхне-Никольской церкви. Будем благодарны всем, кто сможет оказать помощь в их поиске.

 

 

 

 

 

 

11(91)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич