Главная | Архив |

  ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ  
   

 

КНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА ЗАКОЛОЧЕНА НАВЕКИ?

 

 

Судьба знаменитой Талашкинской церкви незавидна: недостроенная, не­освященная, свое истинное назначение - усыпальницы она выполняла всего 17 лет, гроб с телом захороненного в ней князя осквернили люди «серпа и молота», от уникальной росписи на ее стенах не осталось и следа, и до самого 1969 года в ней находился овощной склад. Наконец, церковь-мученицу вернули к жизни. Но такой, как раньше, она уже не будет. Никогда больше не заиграют блики солнца, отражаясь в стеклышках мозаики свода, и творения Рериха не порадуют  глаз. На восстановление, ремонт нужны огромные средства, которых в кармане государства вечно не хватает. Вот и стоит это чудесное архитектурное творение, полуразрушенное временем, разграбленное и закрытое от людских взоров, одиноко на холме. Укоризненно взирает «Спас нерукотворный» с портика над главным входом, но даже его горящие глаза не останавливают местных мальчишек, которые по ночам проникают в подвал и украшают своды галереи дарственными надписями.

Немного истории. Начало XX века. Знаменитая княжна Мария Клавдиевна Тенишева, владелица имения Талашкино на Смоленщине, задумала построить у себя в селе церковь со склепом. Да не простую, а в древнерусском стиле, в стиле Ярославских церквей. «Чтоб стала она художественным произведением искусства! С теплой папертью, склепом, обходными галерейками для крестных ходов, роскошными изразцами и черепицей…», - указывает она в требованиях к постройке. Рядом с народной школой, на высокой горе, покрытой соснами, елями и липами, выбрали место будущему Храму Святого Духа. Кирпич для строительства производился в самом Талашкине. 7 сентября 1902 года состоялась закладка церк­ви. В научной литературе есть такая характеристика: «Духовская церковь – яркий памятник неорусского  стиля: единое пространство храма, перекрытое  куполом на парусах, крещатый четверик с одной апсидой завершен маковичной главкой над ступенчатой горкой из килевидных покрытий. С трех сторон четверик огибает закрытая галерея, которую по оси каждого фасада перебивает более высокое крыльцо с гранитной лестницей. Северная и южная стены четверика прорезаны большим окном. В галерее своды на подпружинках, в ее северном углу - лестница в сводчатый подсклеп». Окна за­стеклили прозрачной смальтой. Готовилось и внутреннее убранство. Две замечательных вышивки с ангелами в технике лицевого шитья сделала подруга Тенишевой Елена Прахова  (сейчас они хранятся в Теремке). Сама княжна, большая мастерица, оформила обложку Евангелия, эмалевый крест, ризу и эпитрахиль.

В 1903 году церковь стала местом последнего упокоения князя Вячеслава Тенишева, гроб с набальзамированным телом которого поставили в подвал-крипту. Двери заколотили, но уже через несколько месяцев в склеп проникли воры и пытались украсть с гроба крест, а в 1905 году началась революция: Талашкинские ремесленные мастерские закрылись, княжна Мария уехала во Францию, и идея богато расписать и разукрасить храм мозаикой и майоликой заморозилась. Строение осталось незавершенным в полном объеме тех работ, которые проектировались.

В период с 1908 по 1914 годы церковь оформлял известный русский художник Николай Рерих. К сожалению, его чудесные росписи, выполненные сильными красками – краплаком, ультрамарином, чистым кадмием и киноварью на 240 саженях пространства, и мозаика не сохранились. Главной фреской считалась «Царица Небесная», на своде храма: с индийским лицом и фигурой, в византийской одежде Царица, в окружении ангелов и святых, скрещивала руки перед престолом Бога. Вот что говорил о своей фреске сам художник: «Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники, незнающие, где добро, где зло. Милосердная владычица Небесная о путниках темных возмыслила, Всеблагая на трудных путях на помощь идет. Трудами Царицы ангелы изумляются, прекрасные силы Владычице славу поют. Духу Святому передает она моления…». Образцом работ Рериха также служит смальтовая мозаика над входом «Спас нерукотворный». Спас - это канонический православный образ, но у художника подчеркнуты восточные черты лица. И вообще, во всей рериховской иконографии прослеживалось влияние образов Востока. Из-за этих нарушений канона в живописи и из-за незаконченности строительства церковь не была освещена.

Дальнейшая ее история плачевна. В 20-е годы прошлого века комсомольцы-«добровольцы» выбросили гроб с телом князя наружу, и местные жители захоронили его на Фленов­ском кладбище в Белой роще. В годы войны церковь стала убежищем, после – складом зерна, овощей и минеральных удобрений. Только в 1962 году сооружение, отдаленно напоминающее православный храм, взяло в аренду Общество охраны памятников истории и культуры Министерства РФ, а именно – Смоленский музей-заповедник. Еще через 7 лет из него эвакуировали склады и прикрепили дощечку: «Охраняется государством». Говорит Лидия Кудрявцева, сотрудница экспозиционного отдела Музея-заповедника: «В храме произвели посильный ремонт - покрыли оцинкованным железом разбитую кровлю, сделали завершение на пирамиде в виде маленькой луковицы, увенчанной шпилем, укрепили гранитные блоки на крыльцах. На куполе поставили позолоченный крест из стального швеллера. Сейчас храм эксплуатируется как памятник архитектуры для наружного осмотра». Выглядит он, мягко сказать, неважно. Разбитые стекла в окошках, лестницы с провалившимися и отсутствующими местами гранитными блоками, обваливающаяся мозаика... По выходным его арендует «странная» организация, которая с помощью медитации и еще Бог знает чего пытается установить связь с…космосом. «В этом месте проходят сильные энергетические потоки!» - утверждает один «медиатор».

Полное восстановление чудного храма требует огромных капиталовложений. «Речь идет не о сотнях тысяч рублей, - говорит директор Музея-заповедника Надежда Волосенкова. – А много больше. Перед этим нужно разработать основательный проект, но кто за это возьмется?»

Да, кто? Государству это накладно и невыгодно. Разве что привлечь частных инвесторов, иностранных? Уж они-то денег не пожалеют, но… не будет ли нам стыдно? Сколько можно надеяться на чужую помощь?! В последние десятилетия мы только и ждем, как бы Европа или Америка не подкинули нам деньжат. Россия – очень богатая страна, есть же у многих возможность построить особняк, купить автомобиль последней марки, целое предприятие… На что-то же ремонтируются другие древние памятники, церковь на улице Кашена, например. Неужели двери необычного строения в прославленном селе больше никогда не откроются для общественности? Эй, меценаты, отзовитесь!

 

 

 

11(91)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич