Главная | Архив |

  ШКОЛА И ЦЕРКОВЬ  
   

ПЛОДЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

 В современном европейском обществе утвердилась позиция, что человек сам определяет нравственные нормы поведения. Это называется нравственной автономией человека. И такая автономия может быть ограничена только автономией другого человека. Опасность этой позиции митрополит Кирилл обосновал в своем докладе  «Права человека и нравственная ответственность» на Х Всемирном Русском  Народном Соборе следующим образом: «В этой идеологии отсутствует понятие греха, а есть плюрализм мнений;  то есть человек может выбирать любой вариант поведения, но при одном условии, что его поведение не должно ограничивать свободы другого человека. Печальное следствие такого антропоцентрического подхода заключается в том, что сегодня во многих странах выстраивается общественная система, которая потворствует греху и устраняется от задачи способствовать нравственному совершенствованию личности. Допустимость безнравственности оправдывается учением о достоинстве человека, что является циничной подменой». 

Митрополит считает, что трагедия состоит в том, что человек  (особенно юношество)  не всегда способен ясно распознать, что есть добро, а что есть зло. В этом отношении важным фактом является то, что нравственные основы, заложенные в десяти заповедях, и совпадающие с нравственными основами всех основных религий мира, четко определяют границы и критерии различения  добра и зла. Эта духовно-нравственная составляющая  должна  стать осью  воспитания и образования в современной  школе.

Под эгидой и неустанным попечительством митрополита Смолен­ского и Калининградского Кирилла и с участием администрации области создана региональная системы духовно-нравственного образования и воспитания школьников. Данный педагогический проект  ставит своей задачей через  национальные культурно-исторические традиции, духовно-нравственные ценности православия создать модель образования, в которую включены три взаимосвязанных компонента: 1) компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю русской национальной культуры и традиции; 2) компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением; 3)  компонент, обеспечивающий включенность личности в современные  мировые (евразийские) общецивилизационные процессы.

Духовное просвещение в области проводится с 1993 года. Начало работы по созданию региональной системы  духовно-нравственного воспитания и образования было положено в начале 90-х годов отделом катехизации Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви, когда митрополит Кирилл благословил введение факультатива «Основы православной культуры» в государственных школах.

Полномасштабный характер работа по духовно-нравственному воспитанию приобрела с подписанием в декабре 2002 года  Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви. В процесс включились города и районы области. Подобные Договоры о сотрудничестве заключены, например, между  администрациями муниципальных образований «Духовщинский район», «Кардымовский район», «Сафоновский район», «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевским благочинием Смолен­ской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви; комитетом образования администрации Вяземского района и Свято-Троицким собором г. Вязьмы Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви; Смоленским фельдмаршала Кутузова кадетским корпусом, муниципальным образовательным учреждением Эстетической гимназией г. Смоленска, смоленским областным государственным образовательным учреждением «Прогимназия «Полянка»  и храмом Новомучеников и исповедников Российских     г. Смоленска.

В целях реализации договора в мае 2003 года был образован областной Коор­динационный совет при администрации Смоленской обла­сти по развитию системы духовно-нравственного воспитания, на заседаниях которого изучается, обобщается накопленный опыт в обла­сти духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе культурно-исторических и религиозных традиций, рассматриваются учебно-методические материалы, духовно-просветительские программы. Аналогичные структуры созданы при администрациях муниципальных образований.

Серьезную поддержку духовному воспитанию оказали Народный Собор и Земское движение. Третьим Народным Собором жителей Смоленщины было принято решение о введении учебных курсов «Азбука Смоленского края» для начальной школы и «История православной культуры земли Смоленской» для основной общеобразовательной школы в качестве обязательного учебного предмета. Учитывая общественное мнение, выраженное в решении Народного Собора, данные учебные курсы с 2003-2004 учебного года приказом департамента по образованию, науке и молодежной политике были введены в Базисный учебный план Смолен­ской области. 

Департамент по образованию, науке и молодежной политике в свою очередь обеспечил организационное, нормативно-правовое, программно-методическое, научное, кадровое обеспечение и сопровождение педагогического проекта.

Большая работа проводится по обеспечению учебного процесса учебниками. Учебное пособие «История православной культуры земли Смоленской» (авторы Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П.) было издано общим тиражом 30 тыс. экземпляров. Первое издание было полностью профинансировано администрацией Смоленской области, второе - Благотворитель­ным фондом «Православная гуманитарная инициатива» при поддержке митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и издательством «Уни­версум». В сентябре 2006 г. в Центральном федеральном округе был проведен  конкурс на соискание премии  «За нравственный подвиг учителя», где учебник «История православной культуры земли Смоленской» получил сертификат победителя в номинации «Лучший издательский проект года», подписанный Полномочным представителем Президента Российской Федерации. В рецензии было отмечено, что учебник носит светский характер, и вопросы, связанные с православным вероисповеданием, излагаются в широком культурно-историческом контексте, выделен образователь­но­-культурологический характер учебника. Выпущено два издания учебного комплекта «Азбука Смоленского края».

Департаментом, областным информационно-методическим Центром по духовно-нравственному воспитанию и образованию  изданы сборники «Духовное возрождение Смоленщины. Из опыта работы учебных заведений Смоленской области по проблеме духовно-нравственного воспитания и образования учащихся», куда вошли учебные программы, методические разработки уроков и внеклассных меро­приятий. Сборники включают методиче­ские, практические материалы в помощь преподавателям основ православной культуры, учителям гуманитарных дисциплин, воспитателям дошкольных учреждений.

Особое внимание уделяется подготовке кадров. Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике совместно со Смолен­ским областным институтом усовершенствования учителей,  Смоленским педагогическим колледжем, областным информационно-методическим Центром по духовно-нравственному воспитанию и образованию, прогимназией «Полянка»  ведут подготовку педагогических кадров для преподавания предмета «История православной культуры земли Смолен­ской» и факультатива «Основы православной культуры». С 2002 года прошли обучение свыше 900 учителей образовательных учреждений и 100 воспитателей дет­ских садов. Курсовая подготовка учла образовательные потребности слушателей в области религиоведения, православной культуры, психолого-педагогические и методические вопросы преподавания курса «Православная культура» в школе. В работе курсов приняли участие преподаватели Духовного училища,  Духовной семинарии, Смоленского педагогического университета.

 При Смоленском педагогическом колледже открыта специализация «Учитель православной культуры». С 2004 года  проводятся выпуски студентов данной специальности. Учебный план рассчитан на 373 часа в течение трех лет обучения.

В 2004 года по благословению митрополита Смоленского и Калининград­ского Кирилла была открыта двухгодичная школа подготовки учителей по специальности «Культурология. Право­славная культура». Курс рассчитан на 400 часов, пять сессий с  итоговым экзаменом. Слушателям выдаются дипломы государственного образца Смоленским институтом усовершенствования учителей.  Лекторами двухгодичной школы являются преподаватели Смоленской духовной семинарии, Межъепархиального духовного училища, Смоленского государственного университета. Сами учителя называют школу учительской семинарией. Интерес к курсам был так высок, что уже первый набор составил 110 человек. Школа работает при храме Великомученицы Варвары, где организовано не только обучение, питание, проживание, но и наличествуют условия для духовного возрастания учителя. Существующий при храме Молодежный православный центр создает возможность общения слушателей с воцерковленными подростками.

В плане научного осмысления религиозно-философских ориентиров педагогического проекта региональной системы духовно-нравственного воспитания и образования проведена Международная научно-практическая конференция «Историософ­ское и литературное наследие А.С. Хомякова и современная Россия» на базе  историко-культурного музея-заповедника «Хмелита», состоявшаяся при финансовой поддержке Российского Научного Гуманитарного Фонда. Совместно с епархией традиционно проводятся Рождественские, Кирилло-Мефодиевские, Авраамиевские, Никодимовские чтения.

Со временем тематика школьных образовательных программ расширилась и в настоящее время представлена такими курсами как  «История православной культуры земли Смоленской», «Азбука Смоленского края», «Основы православной культуры и этики», «История религий», «Основы нравственности», «Православие и литература», «Духовность в церковной архитектуре г. Вязьмы», «Нравственные традиции русской семьи», «Воспитание нравственности на основе православия», «Творчество и духовность», «Подвижники благочестия». Востребованность  доказана ростом контингента обучающихся  с 3692  в 1999 г. до 13842 учащихся в 2006 году (см. рис.1).

С 2003/2004 учебного года началось преподавание обязательного предмета «История православной культуры земли Смоленской» как составной части регионального компонента государственного образовательного стандарта Смоленской области. И сразу 227 школ области начали преподавание этого предмета. В настоящее время количество школ увеличилось до 489 с охватом 13842 учащихся.

Обсуждение общественностью необходимости преподавания православной культуры в государственной школе побудило департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике к проведению в 2004 году социологического исследования, цель которого­ - изучение познавательного ин­тереса и удовлетворенности учащихся предметом «История православной культуры земли Смоленской».  Анкетирование  учащихся носило репрезентативный характер и охватило 6 районов области: г. Смоленск, Рославльский, Холм-Жирковский, Глинковский, Ярцевский и Краснинский районы. В анкетировании приняли участие 596 учащихся. Ребятам было предложено ответить на два вопроса. Распределение ответов видно из диаграмм. Вывод напрашивается сам: православная культура находит глубокий отклик в душе современного школьника, а духовный подвиг святых в земле Российской просиявших становится для ребят нравственным идеалом. Далеко не все относятся к «поколению, выбирающему «Клинское»!

- Нравится ли тебе предмет «История православной             культуры земли Смоленской (см. рис. 2)                                  

- Больше всего запомнилось (см. рис. 3)

 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл утверждает, что для будущего России неприемлема концепция, которая основывается на попытке сформировать облик человеческого сообщества как «плавильного котла» цивилизаций и культур, что является главной идеей глобализации; при этом неприемлема и другая крайность – религиозного и культурного фундаментализма, где единственный способ спастись – это наглухо закрыть двери своего дома. Срединный путь сформулирован  «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Духовной  и культурной экспансии, чреватой  тотальной унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия Церкви, государственных структур, гражданского общества, международных организаций ради утверждения в мире подлинно равноправного взаимообразного культурного и информационного обмена, соединенного с защитою самобытности наций и других человече­ских сообществ».

«Сегодня, к сожалению, на смену абсолютизации государства приходит абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности, – утверждает митрополит Кирилл. - Такая абсолютизация может разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели».  Митрополит Кирилл неоднократно подчеркивал, что мы не сохраним общество жизнеспособным, не остановим коррупцию, злоупотребление властью, распад семьи, появление одиноких детей, сокращение рождаемости, разрушение природы, проявление воинствуюшего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозных чувств, если человек не видит, что он совершает грех, если он верит, что ему все позволено. Государственные институты, включая школу, общественные организации, СМИ, религиозные общины должны заполнить вакуум нравственного воспитания в нашем обществе. В этом плане соработничество школы и Церкви в духовном оздоровлении общества  имеет общенациональную значимость.

 

Глубокочтимый Владыка! Учителя православной культуры школ Смоленской области  от всего сердца поздравляют Вас с юбилеем и желают благоденствия и помощи Божией в благородном служении Отечеству!

 

 

 

11(91)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич