Главная | Архив |

  СЛОВО ПАСТЫРЯ  
   

С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА

 

  Так получилось, что книгу митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Слово пастыря» я взял в руки в тяжелое для меня и редакции журнала время после исчезновения тиража майского номера. Искал в книге прежде всего ответы на вопросы о справедливости и борьбе за правду. И поразился, с какой простотой, убедительностью, доходчивостью и мудростью Владыка анализирует состояние сегодняшнего общества и доказывает неразрывную связь происходящих в нем процессов с изреченными более двух тысячелетий назад библейскими истинами.

Для меня, как и для большинства светских людей, а тем более переживших времена атеистической пропаганды, понимать Библию довольно трудно. В повествовании встречаются непривычные литературные формы, выражения и образы, содержатся свидетельства об исторических событиях трех-четырехтысячелетней давности. Очень правильно отметил митрополит Кирилл: «Зачастую люди пытаются рассматривать Библию как источник естественно-научных данных. Открывают первые главы книги, где говорится о сотворении мира, и… с удивлением замечают, что текст не соответствует сегодняшним научным представлениям о происхождении жизни. Приходит разочарование. Так иные оставляют чтение с мыслью о том, что Библия либо непонятна, либо неубедительна для современного человека. Дело, однако, в том, что Библия не является учебником. Из Библии мы черпаем достоверное знание о Боге и Его отношении к человеку и ко всему сущему».

В истории человечества было немало талантливых богословов. Они разъясняли людям Библию, философский смысл религии. Смею утверждать, что митрополит Кирилл войдет в историю как один из наиболее убедительных теологов. А для меня лично уникальность этого, может быть, самого образованного человека современности заключается в том, что он через слово пастыря не только доносит до сознания людей библейские истины, не только дает доступное толкование Ветхого и Нового Заветов, но и четко, однозначно отвечает на существующие в современном мире проблемы, указывает простому человеку путь к самосовершенствованию и отношению к жизни.

В «Слове пастыря» каждая глава доносит до читателя в строгом хронологическом порядке события земного жития Господа Иисуса Христа, разъясняет сказанное в Священном Писании о вере, о Богопознании, о Божественном Откровении, о сотворении мира, грехопадении, о судьях, царях и пророках, о покаянии, искушении Христа, Заповедях Блаженств и т.д. И каждая глава содержит не только углубленный комментарий событий Священной истории, но и показывает их актуальность в современном мире, дает ответы на вечные вопросы, вновь и вновь встающие перед человеком. В этом – практическая ценность «Слова пастыря» для простых людей, не имеющих глубоких религиозных знаний, но стремящихся жить по совести, по законам добра и любви.

Владыка убежден: если мы живем по совести, если прислушиваемся к ее голосу, то исполняем нравственный закон. Когда же мы поступаем против нравственного закона, то обрекаем себя на страдания, ибо разрушаем внутреннюю гармонию, которой Бог благословил человеческую природу. А в природе окружающего мира следствием грехопадения человека стало стремление посвятить свои способности покорению опасной и противостоящей ему природы.

Вот что об этом говорится в книге: «На этом пути человек достиг многого. Посредством развития науки и техники, накопления навыков и знаний в самых различных областях своей деятельности он действительно превратился в могущественного хозяина природы. Так что в какой-то момент истории людям показалось, будто они достигли вершины развития, будто их могущество уже таково, что позволяет им в дальнейшем обходиться без Бога. На пике этого наивно самонадеянного триумфализма расцвела атеистическая идея: человек – это звучит гордо! Человек может все! Человек способен управлять собой и миром без Бога! Однако весьма вероятно, что именно людям, живущим в XXI веке, дано понять то, чего не могли постичь их отцы и деды, восторгавшиеся успехами научного развития, поклонявшиеся идее технического прогресса и верившие в беспредельность и неограниченность человеческих возможностей.

Сегодня в большей степени, чем вчера, видны многие опасные последствия развития человеческой цивилизации. Образ современного города с грохочущими автомобилями, с загрязненным воздухом, с мечущимися людьми, с массой социальных проблем: преступностью и наркоманией, социальным неравенством, болезнями телесными и духовными и еще с неисчислимым множеством того, что надрывает человеческую душу, - предстает как зримый символ греховности человеческой цивилизации.

Является ли этот образ выражением цельности человеческой личности и гармоничных отношений человека с внешним миром? К счастью, на земле пока еще существует достаточно мест, не столь цивилизационно продвинутых, как огромные современные мегаполисы. И в общении с природой, в созерцании ее вечной красоты людям нынешнего века, может быть, не так уж трудно понять, что без Бога, без Его энергии и благодати человек не способен ни отыскать единственно верный жизненный путь, ни следовать этим путем».

Сколько глубочайших мыслей, опыта познания человеческой истории, личных раздумий и переживаний в этих хлестких словах, дающих неоспоримую характеристику всего того, что принесла с собой цивилизация! Мы по праву гордимся ее достижениями и одновременно видим пагубный вред насилия над природой. Но еще не все потеряно, и Владыка указывает нам путь спасения.

В его проникновенных строках мне видится и личный опыт, когда некогда могущественный генерал КГБ Олег Калугин, оказавшийся предателем Родины, организовал травлю ректора Ленинградской духовной академии и семинарии Кирилла. Убежденный служитель Церкви и талантливый пропагандист православной веры оказался опасен режиму, попал в опалу и вынужден был перебраться в провинциальный Смоленск. Здесь, вдали от мегаполисов и на территории особой природной и человеческой ауры, он нашел душевное успокоение и мощную духовную подпитку, стал известным церковным и общественным деятелем мирового значения. Сегодня жители планеты знают о Смоленске прежде всего по славным делам митрополита Смоленского Кирилла.

Да, вера – это особое состояние души. Одному из самых авторитетных служителей Церкви митрополиту Кириллу именно вера дала силу проникновенного Слова, и эту веру он через свое сердце и ораторский дар несет людям: «Мы должны просить Бога помочь нам жить по Его правде: не творить нечестия, не обманывать людей, не строить своего благополучия на несчастье ближнего, не умножать зла, в которое и без того погружено общество».

По страницам «Слова пастыря» мы, читатели, вслед за автором анализируем причины разделения человеческого сообщества и находим их во лжи: «Вспомним события 1917 года, когда народ разделился в себе, а отечество было ввергнуто в бездну бедствий и страданий. Разве не лжеучением были мы соблазнены, разве не завистью и неправдой одна часть общества была натравлена на другую? Ложь лежала в основе той демагогии и пропаганды, которые раскололи, вздыбили Россию и, наконец, погубили ее.

А разделение нашего Отечества в конце ХХ века – разве здесь обошлось без лжи? Разве не противное истине толкование истории возбудило страсти, приведя людей к вражде и конфронтации со своими братьями? А ложь в истолковании и в применении прав и свобод, ложь в экономических отношениях и в деловом партнерстве – разве не приводит она к отчуждению, подозрительности и конфликтам?» Владыка считает, что «перестав лгать самому себе и обманывать других, человек обязательно почувствует прилив огромной внутренней силы, исходящей из восстановленной целостности его бытия». И задается вопросом: «Не то же ли обновление способно пережить и все общество, измученное ложью? Речь здесь прежде всего о политиках, хозяевах экономики и средств массовой информации, нередко общающихся со своими согражданами на языке дезинформации и злонамеренной лжи. В этом и заключена причина многих нестроений, болезней и скорбей, разрушающих общественный организм. И пока мы не освободим нашу личную, семейную, общественную и государственную жизнь от пагубного действия лжи, мы не исцелимся».

Как актуально звучат сегодня эти слова! Вот и я в последние месяцы столкнулся с таким обилием лжи, лицемерия, двоедушия, каких не замечал за многие годы жизни. И меня, естественно, волновал вопрос: почему такое происходит, как смеют государственные мужи, наделенные властью над людьми, бессовестнейшим образом выдавать черное за белое, держать своих подданных за болванчиков, которым можно вешать любую «лапшу».

Тысячу раз прав митрополит Кирилл, когда утверждает, что «для поборника лжи важно знать, насколько сильно в нас благодатное стремление к правде. Ибо сам он будет стоять за ложь до последнего, не останавливаясь перед тем, чтобы употребить во имя ее власть и насилие». И далее: «однако абсолютной полноты правды мы не обретем в этом мире, где присутствует могущественное зло и где князь тьмы искусно подмешивает ложь к правде. А потому в великой и непрекращающейся битве во имя правды мы должны научиться различению между добром и злом, между правдой и ложью».

Владыка учит нас, что помощниками в этом трудном делании являются терпение и мужество. Но вместе с тем отмечает, что не наделенный высокой нищетою духа человек, в жизни которого главенствующее положение занимает не Бог, не другой человек, а он сам, не считается с иной точкой зрения. Такому очень трудно принять правду другого, особенно если эта правда не соответствует его собственным взглядам. Человек, не способный понять и простить другого, лишенный терпения и великодушия, никогда не сумеет смирить свою гордыню. Хотя всякая попытка устроить личную, семейную, общественную или государственную жизнь на началах лжи неминуемо, по твердому убеждению автора книги, приводит к поражению. А кротость, воспринимаемая многими как слабость, оборачивается великой силой, способной помочь взыскивающему  правды. И само искание правды дает человеку счастье.

 

 

 

 

11(91)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич