Главная | Архив |

  ДУХОВНИК НАЦИИ  
   

БЛАГОДАТЕН ПЛОД КУЛЬТУРЫ

 

 Любимое определение термина «культура» у митрополита Кирилла – возделывание, культивирование, взращивание человеческой души. Несмотря на многообразие этого понятия, выработанного человечеством к началу XXI века, такое понимание многогранного явления, как культура, представляется самым точным, емким, отражающим саму ее суть. При таком понимании термин «культура», восходящий к латинскому «cultura», выражает важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности.

Я не припомню, чтобы за годы служения Владыки на Смоленской кафедре, при его участии проходили специальные заседания, совещания, конференции по вопросам культуры. Но если мы будем полагать главным тезисом, что культура есть возделывание, просвещение, взращивание души, - легко придем к пониманию того, что вся деятельность Владыки есть деятельность на ниве именно культуры - как святителя, величайшего просветителя XX – XXI вв. И это не громкая юбилейная фанфара, это лишь попытка понять, осмыслить, что удалось владыке Кириллу в деле сохранения, развития, передачи поколению лучших традиций русской духовности и культуры.

Вся без исключения деятельность нашего архипастыря есть ярчайшее свидетельство многогранности его таланта, высочайшей внутренней культуры, искренней глубокой веры, высочайшего интеллекта, истинного патриотизма, и как итог, его нравственная проповедь доходит до сердец и умов всей паствы, и даже тех, кто никоим образом не причисляет себя к числу верующих людей, или сочувственно относящихся к вере.

Слово Владыки благодать несущее и есть тот благодатный плод культуры.

И вряд ли можно поставить кого-то рядом со Владыкой по значимости совершенного вклада в культуру Смоленщины, и не побоюсь написать, - России.

По словам Владыки, «задача творческого освоения и духовного наследия отцов является сейчас основной для Русской Православной Церкви». И осваивая это наследие, «храня преданное тебе», Владыка всякую духовную проблему поднимает до уровня, до события национального масштаба. Ведь в брани духовной нет второстепенного. Важно все!

Редкое испытание выпало нашему Отечеству – дважды за столетие страна поменяла социально-экономический строй, многочисленные военные действия испытывают нацию на прочность. Россия в очередной раз выдержала, устояла пред натиском военной, политической и духовной интервенции. Во многом эту стойкость Владыка объясняет приверженностью христианским ценностям, влиянием великой русской культуры, сформированной, как и самое государство наше, П р а в о с л а в и е м.

По словам Владыки, «в эпоху молчащей церкви» наша христианская культура, которую нельзя было вычерк­нуть из жизни, продолжала проповедовать Христа».

Я хорошо помню, как в ветреные       90-е годы прошлого столетия крайне правый радикализм молодых россий­ских политиков вместе с многочисленными зарубежными миссионерами-«друзьями» России взывал к обществу и прежде всего к интеллигенции, деятелям культуры и искусства принять европейские духовные ценности. Свои же от века данные нам, по их призыву, следовало разрушить «до основанья, а затем…». Велико было искушение общества принять эти заманчивые предложения благополучного, сытого социума. Творческие споры и дискуссии творческой интеллигенции о выборе нравственного пути, выборе национальной идеи неожиданно для них самих и общества в целом оформились в разнополюсные политико-профессиональные союзы, не приемлющие воззрений друг друга. Так было и на Смоленщине. Самым обидным оказалось то, что споры не носили конструктивный, творческий характер, основой их была не культура, но политика. И как-то поначалу неожиданно для всех, как пророческий голос правды Божией, зазвучал голос Митрополита Кирилла.

Его Рождественские и Пасхальные послания клиру и пастве всегда содержали «Дух Истины» и ответы на самые животрепещущие проблемы - будь то выбор духовно-нравственных ориентиров, невыплаты зарплат и пенсий, или проблемы социальной ответственности бизнеса.

Непререкаемый авторитет Владыки, его привлечение ярких представителей интеллигенции к участию в работе Всемирного Русского Народного Собора, поддержка деятельности смоленского земства, соборного движения, многочисленные встречи с воинством, учителями, представителями органов государственной власти и местного самоуправления Смоленской области сделали нужное дело – консолидировали общество, на время и политическую элиту области. Голос Церкви был услышан нашими российскими и местными политиками.

Владыка подтверждал слова Св. Иоанна Златоуста «Достоинство пастыря и учителя состоит не в том, чтобы стараться о приобретении чести и славы, но в том, чтобы вести их ко спасению».

В самые трудные переломные времена для смоленской земли подвязывались здесь своим служением величайшие, ярчайшие личности – Владимир Мономах, Преподобный Авраамий Смоленский, воин-мученик Меркурий, Преподобный Герасим Болдинский, Михаил Глинка, Михаил Егоров, Юрий Гагарин – духовные светочи и символы величия России. Пожалуй, не перечесть всех имен из славной историче­ской плеяды, что явила миру Смолен­ская земля на протяжении девяти веков, словно путеводные духовные и ратные маяки, являет выдающихся деятелей наша Матушка – Заступница и путеводительница Одигитрия Богородица Смолянам в поддержку и спасение от бед и напастей.

Не случайно, что в 90-е годы, сравнимые по духовному состоянию с первыми годами после освобождения Смоленска от польского владычества в 17-м веке, промысел Божий возвел на смоленскую кафедру выдающегося богослова и духовного просветителя, талантливого дипломата и миротворца, ярчайшего государственного деятеля и истового молитвенника, поборника истины и справедливости, врача духовного - митрополита Кирилла.

В конце просвещенного XX века, по образному выражению Владыки, «на территориях антирелигиозного оазиса» началось восстановление духовно-нравственных ценностей нашего общества.

Владыка никогда не подстраивается под ситуацию, но привносит в ее развитие, в поиск алгоритма решения проблемы духовную составляющую, отсекая какую-либо конъюнктурность.

Открытие храмов, возрождение монастырей, рост новых православных общин, создание православных детских садов, православной гимназии и училища, восстановление уникальных памятников архитектуры, все это кардинально изменило духовную жизнь в Смоленско-Калининградской епархии.

Уже и светские учреждения культуры пока еще пусть робко, пусть медленно, но неуклонно обращаются к православным духовно-нравственным истокам, ценностям, составляющим основу культурной парадигмы нации.

Отечественным историкам, теологам и культурологам еще предстоит оценить значение трудов Владыки по разработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и материалов X Всемирного Русского Народного Собора на тему «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». Эти благословенные труды Владыки – «свеча, чтобы входящие видели свет», «есть слово Божие, упавшее на добрую землю», это современный путеводитель всякому, размышляющему о судьбах России, судьбах Русской Православной Церкви, судьбах Русской культуры.

Несомненно, Митрополит Кирилл – одухотворитель культуры! Владыка – духовник нации.

 Ибо и история и культура всегда делались людьми, от них зависели, и ими определялся их ход развития.

Вопрос развития культуры выходит за рамки государственного и национального масштаба, поскольку имеет касательство к каждой живой душе, к памяти всех причастных к прошлому и настоящему человечества.

Ответить на него - правдиво и всеобъемлюще - непросто. Одним из тех, кто силой своего изумительного дарования и духовной мощи заботится о сохранении исторического опыта России, приобщении к нему наследников русской славы и русской культуры, соединении духовно-нравственных основ православия и современной культуры является наш архипастырь – Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»! (Мтф.5. 16).

 

 

 

 

 

11(91)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич