Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Валерий СОНИН

 

Патриарх
российской живописи

 

 

Владимир Ельчанинов – художник самостоятельного видения. За этими, казалось, простыми констатациями его коллег кроется не просто признание таланта, культуры, божественного дарования, здесь истинное принятие неповторимой индивидуальности, яркости и творческого величия нашего земляка, народного художника России. Когда Сальвадор Дали, самый парадоксальный художник ХХ столетия (чего стоит только одно откровение, «сюрреализм - это Я»), утверждает, что «истинный мастер лишен совершенства, не нуждается в нем, я дышу в такт морю и деревьям, и обретаю равновесие, необходимое для живописи», то все это смело можно отнести к современному патриарху русской живописи Владимиру Васильевичу, 75-летие которого стало художественным событием и признанием. «С тропы своей, не отступая, быть самим собой», - этому Владимир Ельчанинов верен во всем и всегда.
Художник сюжетно-тематической картины, виртуозной интуиции, тонкого вкуса и изящного понимания аромата природы, перенесенного мазками души на полотно, он остается им и после реализации замысла, все это он источает в общении с друзьями, семьей, именитыми коллегами и учениками, смотрящими на своего мэтра, как начинающий скалолаз на Монблан или Гималаи.
Война для 9-летнего мальчишки, оставшегося без отца-офицера, погибшего в самом начале войны, стала суровым и нравственным отсчетом видения жизни. Он видел с мальчишками, собирая колючки «перекати-поле», топливо для домашней печурки, как фашисты расстреливали еврейские семьи, и как местные жители отдавали последние крохи, чтобы накормить или спрятать несчастных у себя, как делала его мама, русская женщина, дворянка по происхождению, Ефросинья Игнатьевна. Володя видел и помнит, как в их дом приходила молодая, красивая еврейка с сыном, мама их привечала, обогревала словом, взглядом, но она, как и другие, почему-то верили, что на сборном пункте для евреев их собирают, чтобы строить дорогу. Дорогу построили, после чего и расстреляли. Не забыл Володя и отправку местных жителей на работы в Германию. Но самое яркое впечатление военного детства, когда они с ватагой пацанов ввалились в Подольский дом пионеров, пришли погреться, себя показать, порезвиться. И встретились с Бобровым Владимиром Павловичем, участников войны, инвалидом 1 группы по зрению, но в силу обстоятельств, ставшим преподавателем ИЗО Дворца пионеров. Владимир Васильевич искренне отмечает, что несмотря на разруху, дворцы для детей работали, многим помогли и спасли от стихии улицы, помогли подняться, стать зрелыми, нужными и полезными людьми. Владимир Павлович Бобров открыл дверь, где в комнате рисовали их сверстники, спросил тихо – рисовать хочешь и дал толстый карандаш «Пятилетка». Я считаю,- это было какое-то большое провидение, что случилось, - вспоминает Владимир Васильевич. Великий Бах в свое время воскликнул; «Главное - вовремя попасть нужным пальцем на нужную клавишу». Владимир Васильевич вошел в нужную дверь. У многих драма в другом, как отмечал в «Горе от ума» А.С. Грибоедов – «Шел в комнату, попал в другую» Все с этого и началось. Я стал к нему постоянно ходить, стал самым послушным учеником. Он учил нас не только рисованию, он с нами разговаривал о жизни, смысле ее, сущности бытия. Забыть, как в лесу, под дождем в палатке, когда мы рисовали натуру, а он нам читал стихи Пушкина, Надсона, Тютчева, Есенина, просто невозможно. Он и рассказывал о своей племяннице, Алле Соленковой, которая уже тогда была примой, известной оперной певицей в Большом театре. Все это в памяти Владимира Васильевича Ельчанинова стало добрым и духовным следом. Художественная стезя приняла на свою тропу искусства преданного и талантливого ученика, который в 1954 г. с отличием, золотой медалью, закончил Московское художественно - графическое училище и без экзаменов было принят в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина на художественно-графический факультет. Из педагогов Владимир Васильевич с трепетом отмечает Баркалова Д.Н., Пучкова А.С., Ефанова В.П., и конечно, гуру – Неменского Б.М. Владимир Васильевич честно признается, что идолом является, бесспорно, Микеланджело, художник, математик, скульптор, инженер, мастер и учитель. Именно его надо послать на неизвестную планету как посланца Земли. Преклоняется перед Пабло Пикассо, считает Исаака Левитана самым русским художником, являясь первым и единственным на Смоленщине Лауреатом премии им. А.К.Саврасова и награжденным Золотой медалью Союза художников России. Народный художник России Ельчанинов, удостоенный ордена «Дружбы», впитал от своих родителей уважение к людям разных конфессий, понимание их чувств и культуры, что возможно истинному интеллигенту, любящему свой народ, его природу, быт, самость.
Приведу интересный отрывок из биографии художника: « Моя учеба в институте пришлась на годы «хрущевской оттепели». Мы горели идеями постигать профессию художников без условных догм недавнего прошлого. Ведь страшно подумать, но в пору моей учебы в московском художественном училище мы не имели возможности видеть великих западных художников. В музее изобразительных искусств располагался музей подарков Сталину. В «Третьяковке» не было экспозиции даже Врубеля, не говоря об искусстве 20-х годов. И вдруг - все можно. Еще не было выставки в Манеже, где генсек Н.С.Хрущев назвал абстракционистов «педерастами». Мы думали, все можно… Создали на факультете клуб искусств. Устраивали диспуты, выставки, встречи с известными людьми. Однажды решили пригласить на нашу студенческую свадьбу самого Никиту Сергеевича Хрущева. Идея пришла в голову мне. В мастерской по рисунку. Я предложил своим однокурсникам: «А давайте на нашу комсомольскую свадьбу пригласим генсека». Быстренько решили. И тут же на близлежащую почту отправилась делегация посылать телеграмму с приглашением. Телеграфистка страшно удивилась и долго раздумывала, можно это или нет. Но отказать не могла. И пошла телеграмма: «Дорогой Никита Сергеевич, мы приглашаем Вас на нашу комсомольскую свадьбу…» У нас скомпоновалось четыре пары новобрачных студентов. Легкомысленность нашего поступка нам стала понятна позже. Мы совершенно ни с кем не согласовали свое предложение. Декан был поставлен перед фактом .В вестибюле факультета появился человек в штатском с постоянным дежурством. Произвели косметический ремонт в здании института. А мы весело готовились к свадьбе. Профсоюз дал немного денег. Оформили актовый зал и были очень довольны. Конечно, Н.С. Хрущев на нашу свадьбу не приехал, но зато преподавателей и профессоров было достаточно. Думали, а вдруг явится. Ведь все было непредсказуемо. Это один из веселых эпизодов моей студенческой жизни». Но серьезным, и, безусловно, незабываемым событием останется в памяти смолян подвижническая деятельность Владимира Васильевича по организации художественно-графического факультета. В своей биографии он отметит, что все его «пращуры из Смоленска. Почему бы не посетить родину предков». Эти мысли пришли к будущему живописцу в мастерской в 1960 г., когда он работал над своей дипломной работой на тему гражданской войны под руководством академика В.П.Ефанова. Именно здесь, в Смоленске, началась его настоящая жизнь, посвященная искусству. Именно в Смоленске Владимир Васильевич со своими коллегами В. Петровым, И.Большаковой, супругами Самаринами, известным скульптором А.Сергеевым, В.Соловьевым, С.Новиковым, супругами Преображенскими, Н.И.Агеевой и В. Ласкиным, и конечно, со своей супругой, замечательным скульптором Людмилой Ельчаниновой, создавали фундамент художественного-графического факультета. В 1962 г. его приняли в Союз художников, роль которого трудно переоценить. Первый успех картины «К гражданам России» просто ошеломил зрителей и умудренных учителей и властителей дум. Все центральные газеты отметили молодого художника за нестандартный взгляд на тему революции. Картина часто репродуцировалась и вошла в книгу лучших произведений художников о революции. Но русская деревня, пейзажи России городского жителя с художественной душой, подаренной Богом, не просто волновали, они руку и кисть направляли на холст, определяли тему, рисунок, сюжет, пейзаж. Владимир Васильевич не лукавит, когда говорит о том, что лучшие его картины «Лен цветет», «Август», «Лен», «Домой», «Бык» пронизаны единством человека и природы. Даже в таких полотнах, как «Кузнецы», « К гражданам России», «Из детства», «Тепличницы», в которых больше философии жизни человека, чувствуется тоже природа, ее дыхание, которым живы эти люди - труженики. Кто видел «Венецию» (2006) Ельчанинова, тот непременно ощутит Италию, воздух и архитектуру эпохи Древнего Рима и эпохи Возрождения. Картины у «Днепра» (2005), «Тихая осень» (2005), «Первый снег» (2005) настолько русские, есенинские по духу и сюжету, покоряющие не только талантливым исполнением формы, блестящим художественным виденьем натуры, но еще и одной особенностью, которой может владеть мастер – это передача зрителю тепла и любви к земле, на которой мы живем. Каждый мотив он решает в цвете с присущим ему талантом обобщения. Таковы, - отмечает известный искусствовед М.Кузина, автор альбома «Владимир Васильевич Ельчанинов (Ленинград. «Художник РСФСР», 1988) мастерски написанные работы «Огороды», «С козами», «Переславльские луга», «Конец сентября» (все 1982), «Горецкий монастырь (1986). Работы прибалтийского цикла, созданные в семидесятые годы, пожалуй, мало похожи на то, что пишется художником в Смоленске и Переславле как по тематике, так и по характеру выразительных средств. Патриарх российской живописи, а это признание его коллег, товарищей по художественному цеху, всегда стремится экспериментировать, в нем просто дар экспериментатора, всегда ставит перед собой ясные живописные задачи, решает их смело, легко и артистично. Цвет на картинах, полотнах, будь это «Сети», «Красные тюльпаны», «Белый песок», «В кафе», «Воспоминание о Дзинтари» (все 1976), или этюды «Оля в саду» (1976), «Людмила» (1985) , «Сон» (1988), «Весна (2007), портреты « Георгий Георгиевич Сильницкий» ( 2002), «Баграт Асатрян» (2007) всегда изысканы своей гаммой, легкостью восприятия и профессиональной рефлексией, чувствованием внутреннего состояния человека. Владимир Васильевич Ельчанинов говорит, что если мы не начнем строить выставочный зал, его жизнь умерла. В Москве каждый год открывается театр. Сегодняшнюю Смоленщину, вернее ее герб оформил бы, как полотно, на котором бурьян, лопухи. Все застыло, все умерло. Ни одного снопа льна, и это на Смоленщине. Уже нам в сознание вбивают, что родина льна – Индия. Сегодня лён – мое чувство заходящего солнца. Таково жизненное кредо гражданина, народного художника России Владимира Васильевича Ельчанинова, патриарха русской живописи, золотая осень которого еще впереди. Мы гордимся, что его картины видят не только смоляне, они имеются в музеях многих республик бывшего Советского Союза, в частных коллекциях любителей искусства зарубежных стран.
13 декабря народный художник России Владимир Владимирович Ельчанинов получил из Москвы - из Российской Академии художеств радостное сообщение - он стал ее членом-корреспондентом. Редакция журнала присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес известного на всю Россию живописца.






 


 

 

 

№12 (12)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич