Главная | Архив |

  В мастерской художника  
   

Раиса ГАЙДАРОВА

 

«ЭТОТ ОБРАЗ ВЛАДЕЕТ МНОЙ...»

 

 

...Возможно, когда-нибудь исследователи от культуры назовут наше время «вторым веком Тенишевой», отдавая должное развернувшемуся мощному движению возрождения - в России и прежде всего на Смоленщине - дела великой просветительницы и меценатки. Пристальный и все возрастающий интерес к ее наследию вызвал к жизни наряду с фундаментальными исследовательскими работами и серьезные проекты по реставрации и сохранению ее культурного наследия. Но не менее значимо и другое. Время вернуло нас к осознанию самой что ни на есть глубинной сути ее завета. Это, конечно, - «Придите и владейте, мудрые...» и думая о судьбах России, - созидайте! Последнее без кавычек. Но цель всей жизни, как определила для себя эта великая женщина, не заковычишь, если позволительно так сказать. На это ушли десятилетия, силы, все напряжение души - жизнь...
Энергия созидания, не сгинувшая, к счастью, в пространстве-времени советской эпохи, наполняет сегодня деятельность и планы участников благотворительного Фонда имени М.К. Тенишевой, подобного которому не найдется на необъятных российских просторах. Последняя масштабная акция Фонда, завершение которой будет приурочено к предстоящему 150-летию со дня рождения М.К.Тенишевой, - сооружение памятной скульптуры великой меценатки. Она будет установлена на территории знаменитого Фленова перед музеем «Теремок».Спонсорами выступила семья - смоленский промышленник Анатолий Ракитин и его жена Ирина.. Они взяли на себя весьма значительные финансовые траты по реализации той части проекта, которая связана с работой скульптора и отливкой скульптуры.»Эти замечательные люди, - говорит Нонна Карповна Клочкова, - глубоко прониклись идеями созидания и благотворительности, владевшими семьей Тенишевых.. Преклоняясь перед подвигом жизни княгини, они задумали установить в ее честь памятный знак, с какими бы сложностями это ни было связано. Для них это святые вещи...»
В целом же благодаря неустанной большой работе исполнительного директора Фонда Н.К. Клочковой в акцию включились многие предприниматели, представители властных структур, простые жители Смоленска и области. Ныне это достаточно многочисленная команда спонсоров - благотворителей, в первом ряду которой надо назвать М. Азимова, главу ООО «Мрамор». Заинтересованное деятельное участие принимают в благотворительной акции В.Н. Никитенков, Ю.С. Ласкин, В.В. Праздников, архитектор Н.А. Куликова.. Свою заметную долю внесли в общее благое дело глава администрации города Смоленска В. Халецкий, его первый заместитель В.И. Лабовский и другой заместитель Н.С. Петроченко...
Конечно, первая «скрипка» в этом слаженном оркестре принадлежит заслуженному художнику России Людмиле Александровне Ельчаниновой - автору скульптуры. И не только автору, а еще и спонсору, в роли которого она захотела выступить,решив исполнить за пол цены всю работу -от создания рабочей модели до проработки готовой скульптуры уже в материале, как того требует технология.
С первых же минут пребывания в мастерской мастера Людмилы Александровны Ельчаниновой настраиваешься на творческую волну, проникаешься беспокойством поиска. Погружаешься мыслью и чувством в атмосферу другого времени, где так ярко и насыщенно жила княгиня. На станке - исполненная в мягком материале, уже тонированная под светлую бронзу рабочая модель скульптуры. Круговой поворот станка только усиливает впечатление: Мария Клавдиевна вся в движении, полна динамического напряжения, стремительна как раскручивающаяся пружина. В правой руке шляпка. Легкий зонтик как изящная трость. Легкость, порыв, душевная распахнутость навстречу. Кому? Своим современникам? Людям ХХI века?
-Вот такой я ее и задумала - всю в движении. Она идет по своему поместью - вдали «Теремок», ее любимое детище -сельскохозяйственная школа. Она, как всегда, встречает гостей, без которых просто немыслима жизнь в Талашкине.
По этой земле, по этой траве проходили, наполняя пространство энергией творчества, создавая особую ауру этого места - всемирно известного в свое время центра русской культуры рубежа прошедших 19-20 веков -замечательные художники, деятели культуры, писатели. Как много талантливых людей нуждалось в ее помощи, дружбе, в общении! Какую плеяду лучших людей России она смогла собрать в Талашкине. Нельзя не удивиться - как велика была магическая сила притяжения этой женщины - красивой, женственной, изысканной!
- Не случайно она была желанной моделью для художников, скульпторов...Ее писали Серов, Репин, лепил Паоло Трубецкой.
- Да, только Репин написал семь ее портретов. Но все это делалось не потому, что ей присуща была такая черта как самолюбование, что ей хотелось видеть свои портреты на каждой стене. Пролистав, проштудировав всю литературу, все материалы о княгине, я поняла, что она это делала, чтобы помочь нуждающимся художникам - тому же И. Репину, до того момента, когда он после закупки его работ Третьяковым уехал в свои Пенаты. Потом он не нуждался. Заказывал и оплачивал многочисленные заказы князь В.Н. Тенишев. Но всякий раз портреты его разочаровывали: «Да, это прекрасно. Но я не вижу здесь моей Марии Клавдиевны...». Он ее пламенно любил. Знал куда больше о ее внутренних качествах, ценил их, хотел видеть ее царственной светской дамой. А она хотела быть и оставаться эмансипированной женщиной своего времени, личностью. Она была ни в коем случае не барынькой, не чеховской героиней со смутными порывами к деянию. Ей жизненно важно было реализовать свои идеи, послужить Отечеству, что по большому счету вряд ли волновало дам большого света. А служение большой цели всегда требует предельной самоотдачи, подвижничества, далеко не женских качеств - мужества и твердости характера.
- Перед Вами, Людмила Александровна, стояла, как я понимаю, сложнейшая задача - создать образ человека иного века, сложных устремлений, высоких духовных исканий. И вместе с тем женщины, впечатляющей своим обаянием?
- Да, задача сложная, но настолько же и творчески захватывающая. Я, как уже говорила, перечитала всю литературу о Тенишевой, ее жизни и деятельности, включая исследования Журавлевой, работала в архивах, фондах. Пересмотрела массу фотографий, в том числе и редких. Я вообще плохо сплю. И часто среди ночи проснувшись, думаю о ней. Мне четко представляется ее образ, требующий своего оригинального пластического решения. Мало изобразить ее индивидуальные черты - это не сложно для скульптора. Но натурализм - по моему твердому убеждению - не решит сложной творческой задачи. Много подробностей, отвлекающих мелочей, которые не раскрывают глубинную суть образа. Я настойчиво постигала сложность ее внутреннего мира, искала нужное пластическое решение.
- «Рука и мысль должны встретиться» - как говорила А. Голубкина? Также неизбежно должны были встретиться ваш замысел и идея семьи Ракитиных? Не так ли?
- Представьте - нет. Я имею ввиду их благотворительный порыв. Это не сошлось во времени. Дело в том, что моему замыслу, ныне воплощенному в рабочую модель, много времени. Расскажу предысторию замысла. Я давно работала над образом Тенишевой, еще в 80-х годах. Тогда я сделала композицию в камне. Изобразила композицию, символизирующую мир Талашкина, образ ангела, создающего ауру этого замечательного места. Моей задачей не было изобразить Тенишеву в главном ее качестве - меценатки. Я думала о другом. Как передать атмосферу общения, творческого содружества и единения. Правда, у меня был достаточно скудный по пластике язык, туда не вместились все мои чувства. Тогда в советские времена эту работу закупил смоленский музей, и она хранилась, как и ныне, в запасниках, и лишь дважды за все время выставлялась - на первой и второй моей персональных выставках. Но этот образ владел мной, хотя я не решалась над ним работать при жизни А. Г. Сергеева. Тогда он задумал создать памятник, изобразив их вместе - Марию Клавдиевну и Вячеслава Николаевича Тенишевых - это известная всем скульптура, которая так и осталась не воплощенной в монументальное сооружение, как этого ни добивался покойный Альберт Георгиевич. Но если он планировал установить памятник на одной из улиц Смоленска, то моя идея заключалась в ином: установить скульптуру хозяйки Талашкина непосредственно на этой земле. Мой замысел зрел, ждал своего часа. И он, сообразуясь с расположением звезд, все-таки пришел. Пришел вместе с московскими документалистами, задумавшими создать о Тенишевой документальный фильм как о забытой в России и на Смоленщине исторической фигуре. Но почему забытой? Я рассказала им, как часто к воплощению ее образа стремились смоленские художники и скульпторы. Рассказала о своем замысле, о своей концепции - изобразить Тенишеву идущей по своему поместью, встречающей гостей. В наше время это те, кто пришел в музей «Теремок», люди ХХI века. По просьбе кинодокументалистов я даже начала создавать в глине эскиз будущей модели... До этих пор у меня были только рисунки. Обычно существует технология: скульптор делает каркас, затем облепливает его глиной. Но они меня торопили: «Мы покажем порыв души, первые мгновения рождения будущей скульптуры».Так и получилось. Наставили камеры. Я беру глину и как гончар шлепаю о станок. Пытаюсь сделать идущую фигуру. Видны мои руки, мое лицо - понятно, в эти минуты я мало думала о зрителях. Конечно, это было сделано вольно, непрофессионально по сути, но верно по замыслу, по состоянию моей души.
Где-то примерно в это время я узнала, что по инициативе благотворительного Фонда и горячему желанию семьи Ракитиных было задумано установить во Фленово памятный знак княгине. Помню их визит в мастерскую вместе в Н.К. Клочковой, мои горячие аргументы в пользу не просто памятного камня, а скульптурного изображения. Позже я им показала эскиз, выполненный по их просьбе - памятный знак в виде плоского рельефа с изображением фигуры Марии Клавдиевны Это должно было быть изготовлено в чугуне в стиле модерн. И согласно обязательным требованиям технологии - предполагалось каслинское литье - эта чугунная решетка должна была быть пристенной, рядом должно было быть здание - Теремок ли, школа... И тогда же я предложила их вниманию другой, уже готовый эскиз идущей Тенишевой. Окончательный вердикт вынесла весьма представительная «команда», в составе которой были и вице-губернатор Ю.К. Сынкин, и глава областного департамента по культуре Л.Н. Чернова, и директор музея-заповедника Н.Е. Волосенкова и, конечно, А. и И. Ракитины. Решили установить именно во Фленове бронзовую фигуру идущей меценатки.
Еще лежал снег в марте-апреле прошлого 2006 года, когда я сделала съемку непосредственно на том месте, где предполагалась скульптурная композиция. Задумано: это будет зеленый луг. Дорожка, ведущая к скульптуре. Памятный камень у самой дороги с цитатой из «Воспоминаний моей жизни» М.К. Тенишевой, ее факсимиле. И на другой его стороне - фамилии меценатов - благотворителей.
И началась работа. Как видите - в мастерскую уже занесли каркас - он предполагался в 1,25 натуральной величины, но будет чуть больше: в 1,5. Это надо для того, чтобы там во Фленове, на плэнере, среди воздуха, зелени скульптура не потерялась, была заметной. Были большие сложности с установкой каркаса - он упирался в самый потолок мастерской, что помешало бы мне работать. Но потом все разумно устроили, обтянули каркас сеткой (мы ее купили вместе с Ракитиными), укрепили специальными приспособлениями.
- Насколько сложен следующий этап работы?
- Настолько, что я по настоящему робею.
- И это говорит Мастер?!
-Да. Да, испытываю робость. Иногда, сидя в «рисовальном» углу своей мастерской, глядя оттуда на этот внушительный каркас, думаю: как мне все одолеть и сделать задуманное в размере? Я не могу сказать, что я монументалист. К сожалению, я за свою жизнь сделала не так много монументальных работ, но я к этому и не стремилась. Я по сути своей больше композитор в скульптуре, люблю делать композиции. Очень люблю белый камень-известняк. А тут монумент... Совсем другое чувство - все делается надолго, если не на века. Новизна и сложность для меня еще и в том, что готовить модель для отливки надо будет новым способом, который мне подсказали литейщики. И надо будет во время работы очень спешить, чтобы слой глины высыхал равномерно.
И уж поскольку скорость в работе с каркасом будет куда больше, приходится с особой тщательностью подготовить уже имеющуюся рабочую модель. Я вновь и вновь все продумываю, переделываю, уточняю. При работе с каркасом все это исключается. Можно только ахнуть... и все. Ничего уже не изменишь. Будет решаться нелегкая задача - уже в натуральном масштабе передать сложное внутреннее состояние Марии Клавдиевны, состояние момента, когда погруженная в себя, в свои мысли она идет немедленным шагом (хотя дворянки быстро, естественно, не ходили). Энергия движения, присутствие «здесь и сейчас» и вместе с этим отъединенность мысли, непрерывный ее поток... Важно уловить и такие моменты: чем должна быть трость - опорой, сопутствующим атрибутом? А шляпка? Этот символ ее принадлежности к дворянству? Шляпка, прислоненная к платью, создает один рисунок образа, а отставленная - другой. Пришла к мысли - ее надо отставить. Тогда воздух между платьем и шляпкой, а еще и свет станут пластическим материалом, активными участниками композиции.
Думаю, что дальнейшая работа над моделью в задуманном масштабе пойдет достаточно быстро. Затем работа форматоров. Снимут формы.. На огромной машине увезут литейщикам в Касплю. Планируем, что в феврале скульптура будет отлита в бронзе. Я буду прорабатывать уже отлитую скульптуру непосредственно в цеху. Замечу, что литье стоит столько же, сколько и остальная работа. Не говоря о том, что стоимость самого материала - бронзы также очень высока. Трудно представить себе, в какие цифры выльются для спонсоров затраты на все это. Потом начнется благоустройство, установка скульптуры непосредственно на месте, доведение всей скульптурной композиции до первоначально задуманного замысла. Архитектурное решение, исполненное в компьютерном варианте, уже найдено. Эта работа весьма профессионально выполнена архитектором Н.А. Куликовой, с которой мы работаем в очень слаженном творческом дуэте. Будет воплощено все задуманное мной. Будет и дорожка, которая приведет к фигуре княгини, выполненная в духе того времени, и фонари. Надо сказать, что долго нерешенной проблемой оставалось их приобретение, о чем очень большое беспокойство проявила Нонна Карповна... Зато уже проложили кабель к будущим фонарям. Нашли и подходящий камень, хотя на поиски понадобилось месяца четыре. И здесь очень постарался глава ООО «Мрамор».
Очень важно подчеркнуть, что судьба проекта была бы под вопросом, если бы вся команда не работала сообща. Понятно, что как автор скульптуры я целиком отвечаю за пластическое решение, а остальная не менее важная часть проекта - благоустройство лежит на остальных участниках. Мощным связующим звеном между участниками проекта и чиновниками, конечно же, стала Н.К. Клочкова. Свою весомую долю в реализацию проекта вносят городские власти. Администрация области участвует во всех согласованиях, дает «добро» на установку скульптуры - в нужном месте, в нужном материале.
- Как Вы уже сказали, Людмила Александровна, семья Ракитиных присутствует и помогает на всех этапах создания модели, выбора. материалов, места.
- Да, они чуть ли не каждый день звонят: как дела, чем помочь? Считают для себя важным присутствовать во всех выездах на место, постоянно бывают в мастерской....
- Можно ли сказать, что это следующее уже в нашем веке поколение меценатов?
- Мне очень бы хотелось так их назвать. Но я не вижу еще подлинных меценатов на поприще искусства у нас в Смоленске. Потому что меценатство - это не одноразовая помощь. Сейчас эти замечательные люди очень увлечены своей идеей. Дай Бог, чтобы они продолжили свою прекрасную миссию. Сегодняшних благотворителей мы чаще и привычнее называем «спонсорами». Пусть это не так ласкает ухо, как слово «меценат», но это замечательно, что они есть, что они вносят свою лепту в подъем российской культуры. Уверена, что настают новые времена, где найдется место таким прекрасным чувствам, как любовь к России, забота о ее будущем, самоотверженное ей служение. То, что Мария Клавдиевна Тенишева сделала главным смыслом своей жизни.





 


 

 

 

№12 (12)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич