Главная | Архив |

  Книга о Созидателе  
   

Владимир КОРЕНЕВ

 

Хозяин своей судьбы

 

 

Когда Николай Васильевич Чиков подарил мне еще пахнувший типографской краской экземпляр книги о его жизненном пути, я испытал ревностное чувство к автору – Валерию Рудницкому. Дело в том, что давно обещал Чикову сделать литературную запись его воспоминаний. Николай Васильевич даже принес мне тексты некоторых радиопередач о нем. Мы несколько раз собирались начать запись на диктофон глав будущей книги. Все откладывали и откладывали начало работы. А потом произошли известные события с рейдерским захватом редакции журнала «Смоленск», и Николай Васильевич решил, видимо, меня пока не беспокоить...
Зато теперь я испытал, кроме непривычного для себя чувства ревности, еще и облегчение, что этот проект – рассказать о бурной жизни, насыщенной созиданием и массой оставленных смолянам добрых дел – реализован. Приятно было и то, что литературную запись осуществил известный на Смоленщине писатель и журналист Валерий Ефимович Рудницкий.
Собственно говоря, рецензировать добротно написанную и изданную книгу нет необходимости: готов на любое пари, что у процентов 70 людей, в руках которых оказался этот с большим вкусом изданный том, появилось желание без всяких рецензионных «наводок» поскорее прочитать книгу. Поэтому моя задача облегчается – только познакомить читателя с некоторыми яркими страницами биографии Николая Васильевича Чикова.
Чтобы проникнуть в духовный мир этого человека, нужно рассказать о его корнях. Отец – Василий Петрович Чиков – родом из села Клушина, где начался жизненный путь первопроходца космоса Юрия Гагарина. Не зря говорят, что определенные места обитания людей обладают энергетикой, способствующей рождению талантов. Меня могут спросить, почему я сравниваю великого космонавта с человеком, о котором не то что в мире, но даже в родной гжатской глубинке не каждый-то житель знает. Но в том-то и дело, что сотворил Василий Петрович Чиков – лепных дел мастер – портики, колонны с капителями и другие архитектурные украшения зданий, которые уже 60-лет поражаю взоры смолян и простоят еще многие-многие годы, а может, и века. Только вот мы, неучи и невежды, не знаем, что этот клушинский земляк Юрия Гагарина реставрировал Смоленский железнодорожный вокзал, иконостасы Свято-Успенского собора и Окопной церкви, музей княгини М.К. Тенишевой, оформлял бывший Дом Красной Армии (здание сегодняшнего сельхозинститута), дома по улицам Ленина, Б. Советской, Пржевальского, Дом Советов, кинотеатр «Октябрь».
Отец оказал огромное влияние на Николая Чикова. Не случайно тот выбрал профессию строителя, пошел по стопам отца.
Его заметили еще в бытность главным инженером УКСа авиационного завода. Николай Васильевич строил самый большой корпус предприятия, где потом собирали самолеты ЯК-42.
К тому времени относится знакомство Н.В. Чикова с первым секретарем обкома КПСС И.Е. Клименко. По его просьбе Николай Васильевич вскоре после завершения строительства нового корпуса пединститута пришел посмотреть, как переделать лестницу на переходе с первого этажа на второй и в столовую. Вместе со своим лаборантом Володей Ивановым Чиков принял решение покрыть ступеньки лестницы специальным составом. Пришлось его растирать вручную, покрывать лестницу сверху зеленым пигментом, полимерными материалами. Пришел Клименко: «Молодцы! Поменяли лестницу!». Николаю Васильевичу приятно вспоминать это и до сих пор. А еще дважды Чикова, оформлявшего, например, Доску почета возле райкома партии в Заднепровье, вызывали в обком по одному и тому же вопросу: «Почему тебе дают деньги, а ты их не берешь?». Пришлось объяснять, что самому интересно было работать, - за это деньги не берут.
Наверное, этот альтруизм и позволил сломать сопротивление Л.А.Серых, тогдашнего директора авиационного завода, возражавшего против ухода Чикова с завода. Но в 1976 году по решению обкома партии и лично И.Е. Клименко Николая Васильевича Чикова забрали на Гнездовский комбинат стройматериалов на должность главного инженера.
Долгое время предприятие было убыточным. В поселке бараки, непролазная грязь на улицах – хоть снимай сцены о тяжелом быте рабочих в царской России. В производстве использовались технологии почти пещерного уровня. «Никто в мире так не издевался над керамикой и плиткой, обжигая их на мазуте», - вспоминает Николай Васильевич. Техническое перевооружение стало главной задачей нового главного инженера. Буквально за два года была проведена реконструкция комбината. Он стал крупнейшим в области изготовителем кирпича и единственным изготовителем санитарной керамики. С 1977 по 1983 год Николай Васильевич работал директором комбината, обеспечил перевод его на природный газ, обустроил быт гнездовцев: ежегодно в поселке вводили в строй 100 квартир, построили библиотеку с читальным залом, аптеку, телефонную станцию, расширили поликлинику. Чиков принимал непосредственое участие в реконструкции драмтеатра, участвовал в строительстве Дивинской птицефабрики. Это, как говорят, не входило в круг его служебных обязанностей. Но неиссякаемая энергия строителя-созидателя не позволяла оставаться в стороне, когда обращались за помощью. Однажды А.И. Орлов с удивлением увидел Н.В. Чикова в доме Анны Тимофеевны Гагариной на 10-летие полета ее сына. Спрашивает: «А ты что здесь делаешь?». За Чикова ответил второй секретарь райкома партии: «А это наш почетный гражданин города Гагарина». Оказывается, так оценили земляка за то, что поставлял гагаринцам строительные материалы. А Анна Тимофеевна Гагарина, кстати, знала всю чиковскую родню. Его бабушка и дедушка жили через дорогу с Гагариными.
В книге «Хозяин своей судьбы» приведены многие факты из славной трудовой биографии Николая Чикова. Но главный труд его жизни – собственный завод – он начал возводить в чистом поле в возрасте, когда другие уже подводят итоги своей трудовой биографии. Пришлось преодолеть бездушие чиновников, даже судиться с налоговым ведомством, которое на полтора года, пока шли судебные процессы, заморозило счета товарищества «Фаянс».
Для завершения строительства не хватало полутора миллиардов рублей. Проектом заинтересовалась одна из французских фирм. Решило выделить ссуду и Правительство РФ. Но деньги были получены лишь спустя 7 месяцев после победы проекта в конкурсе с 239 соискателями. К тому времени они обесценились почти в 2 раза...
на строительстве было освоено более 14 миллиардов рублей. Чиков добился получения кредита в Европейском банке реконструкции и развития. Кто тогда мог предположить, что вскоре последует дефолт и отдавать долги придется при в несколько раз возросшем курсе доллара...
Николай Васильевич сетует, что не взялся бы за строительство завода, если бы сразу знал о всех последовавших препонах и трудностях. Не скажу, что он лукавит, но, наверное, не берет во внимание свой упорный характер. Насколько я его знаю, он находит упоение в преодолении трудностей и никогда не останавливается на половине пути. Вот и вторую очередь завода осилил. Теперь продукция смоленского «Фаянса» отвечает лучшим европейским образцам, а по стоимости значительно дешевле импортных аналогов.
Будучи незаурядной личностью, Чиков не мог быть незамеченным. За заслуги перед Отечеством он удостоен ордена Дружбы, признан «Меценатом Столетия» с награждением одноименными орденом и золотой грамотой «за выдающийся вклад в дело возрождения и процветания мира, за величие души, за бескорыстную щедрость».
Книга «Хозяин своей судьбы» рассказывает о человеке, который на века войдет в историю Смоленщины как Созидатель.






 


 

 

 

№12 (12)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич