Главная | Архив |

  А это интересно...  
   

Валерий СОНИН,
профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии СмолГУ, действительный член Международной академии акмеологических наук
 

 

Вкус и аромат
психологии бизнеса
 

 

 

Когда наше ухо слышит слово «бизнес» – особенно сегодня, уже в постперестроечное время, когда клишированные идеологические атаки на коммерческую или предпринимательскую деятельность в рыночных условиях, направленных на получение прибыли, можно сказать, канули в Лету, видишь и ощущаешь, чувствуешь и понимаешь, что живешь в другой уже стране. Хорошо или плохо, но Русь уже не та, и мы уже другие. Все это глубоко и проникновенно, содержательно и по-новому творчески, можно сказать, даже дерзко представил Станислав Твердохлебов в психологическом, духовно-просветительском эссе «Психолингвистическое программирование бизнеса» (Москва-Ганновер-Москва-Вологда, 2007).
Наш российский бизнес – феномен особенный, его «ни пером описать, ни гонораром оплатить», как выразились бы Ильф и Петров. Помните российский экономический этюд: - Встретились двое предпринимателей. Один другому говорит: – «Ты у меня 60 тонн сахара купишь? – Куплю, - отвечает другой. И разошлись. Один пошел искать сахар, другой деньги.
Умело используя различные стилистические приемы для создания эффекта разговорной речи человека науки, погруженного в мысли деловых сегодняшних людей, автор профессионально описывает эмоционально-психическое состояние своей причастности к новой социальной структуре. Каждая из 18 глав произведения, именно так можно обозначить творение бизнесмена-литератора, по сути, представляет собой сплав научного труда и профессиональной автобиографии автора, серьезного знания глубинной психологии, особенно активно развивающегося направления – психолингвистического программирования. Психолингвистика и программирование речевого поведения личности в настоящее время привлекают многих исследователей самых различных научных областей, приобретают практическую, реальную силу в прочтении мотивации поведения. Многие современные психолингвисты видят свою цель в изучении отношений между сообщениями и характеристиками участников коммуникаций, в частности в изучении процессов, способствующих превращению намерения говорящего в сигналы (кодирование), а сигналов – в интерпретации слушающего (декодирование). В исторической, социальной, бытийной нашей советской, российской жизни мы все это прошли. Помните: «Мы вам так верили, товарищ Сталин, как может быть не верили себе», « Партия торжественно провозглашает, что советские люди будут в 1980-м жить при коммунизме», «В 2000 г. каждая советская семья будет жить в отдельной квартире». И сегодняшние кремлевские байки о социальной стабильности, росте материального благополучия, силе и моще государства в речевом исполнении многих политиков и подчиненных им СМИ не только психолингвистически программируют, но и основательно зомбируют. Может быть, так и надо, если мы все это бодро и пафосно принимаем, счастливы от того, что чуть-чуть дали, не отобрав. Ведь все-таки дали 300 р. пенсионерам, умолчав при этом о космическом взлете цен. Мы же все-таки родина космоса, значит, и цены должны соответствовать этому. Одним из первых предпринял попытку воссоздать психологический портрет выдающегося деятеля русской культуры Владимира Семеновича Высоцкого – на основе продукта его словесно-художественного творчества - В.И.Батов. Он выбрал интересный научный вектор нового психологического направления - психогерменевтику.
Станислав Твердохлебов как бы продолжает своей книгой эту эстафету. Он ведет на всех 195 страницах уникального исследования постоянный диалог с читателем, представляя каждую страницу своего художественного, поэтического и научного труда оригинально и свежо (правая часть каждой страницы освобождена от текста, но в ней выделены: вопросы для анализа, ответы для анализа).
Книга искренне поражает литературной и научной зрелостью, художественным постоянным и историческим сопровождением той или иной концепции, взгляда, теории, системных экономических законов. Следуя психолингвистике, Станислав Твердохлебов опирается на правило, которому верен и соблюдает его четко: «Делай то, что нужно, и придет день, когда сможешь делать то, что хочешь». Автор убеждает читателя, что многие дела считаются невозможными, пока они не будут осуществлены. Действительно, в нашей российской жизни мы больше рассуждаем о самом деле, чем его совершаем, мы постоянно проводим бесчисленные и, как правило, бесплодные размышления о качестве и профессиональном достижении, чем реально и непосредственно включаемся в дело.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), основатель научной организации труда, американский инженер, изобретатель, одной фразой: «Пока одни докапываются до корней, другие успевают дотянуться до плодов» сумел показать, что в деле (а бизнес – это, прежде всего, грамотное и профессиональное дело, мотивированное идеей личностного самоутверждения, помноженное на социальные интересы окружающих) значим реальный продукт, а не бессмысленный и вялотекущий разговор о нем. Убедительно автор пишет об этом в первой главе «Способы воздействия на реальность». Нельзя не согласиться с автором, когда на мощном энергетическом уровне он утверждает: «Тысячи людей, как завороженные, слушают выступления великих бизнесменов. Зачастую начало большого бизнеса не всегда безоблачно и с хорошим стартом. Масса бизнесменов стартует, не имея друзей, не имея семьи, дома и работы. Но имеют ценнейшие качества, столь необходимые для достижения успеха, – неукротимую волю и непоколебимую уверенность в собственном великом предназначении. Такие люди рано или поздно будут вознаграждены судьбой».
Твердохлебов на конкретных примерах представляет элементы психолингвистического программирования, которое для грамотного бизнесмена становится эффективным средством для достижения позитивных прагматических целей, оптимальных результатов. Автор нового в нашей исследовательской практике подхода в анализе эффективности производства, предпринимательства, коим является всякий бизнес, на примере заводов «Литтяжмаш» и «Турбокомпрессор» четко показывает, как психолингвистическое программирование помогло добиться определенных результатов, создать творческий коллектив, позволило разработать устойчивые бизнес-приемы, а те, в свою очередь, - создать самообучающуюся систему с постоянным повышением ответственности каждого сотрудника, деятельность которого направлена главным образом на конечный результат. Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х г. ХХ столетия (Ч.Осгуд, Т.Себеок, Д.Слобин, Н.Хомский, А.А.Леонтьев) в русле психолингвистического направления и ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой деятельности (порождения и понимания, или восприятия речевых высказываний) при соотнесенности с системой языка. Как мы говорим с людьми, какой интонацией произносим то или иное слово, фразу, как тонируем свои мысли, так и получаем в ответ исполнение, отношение к делу, качество и зрелость продукции, в целом тот профессионализм, без которого не может быть развитой и мощной страны. Виктор Гюго назвал интонацию душой речи, А.С.Макаренко всегда подчеркивал, что только тогда, когда я научился говорить учащимся подойти ко мне с двадцатью оттенками, я стал педагогом-профессионалом, научился понимать детей. Психолингвистическое программирование позволяет интерпретировать наш язык как динамическую, действующую систему, обеспечивающую речевую деятельность (речевое поведение) человека. Ее внимание направлено на языковое осмысление фразы, самого слова, психологического орудия (Л.С.Выготский), благодаря которому личность профессионально преобразовывается, творчески обогащается, социально зреет.
Грамотно автором представлены письменные обращения сотрудников машиностроительных заводов. Таких обращений, писем – десять. Они конкретны, убедительны, адресны и могут быть востребованы теми, кто потенциально заинтересован в продвижении своего бизнеса, гарантирующего не только экономическую и личностную свободу, материальную эмансипацию, но и физическое, психическое здоровье.
В одном из писем найдем очень значимый посыл Рокфеллера о том, что «дружба, построенная на бизнесе, гораздо крепче, чем бизнес, построенный на дружбе». Российский же бизнес, пропитанный метастазами кумовства, приятельства, семейственного окружения без профессиональной грамотности и зрелости, построен на понятиях (криминальных, коррумпированных), а не на реальной логике рыночного творчества, тяжелой, но честной конкуренции, экономической дееспособности.
Книга Станислава Твердохлебова может стать полезным учебным пособием в школах, колледжах, вузах – для всех, кто в слово «бизнес» вкладывает идею реализации своих способностей, личностного и профессионального роста, процветания своей страны.





 


 

 

 

№12 (12)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич