Главная | Архив |

  К дню рождения военной разведки  
   

Юрий Аболин

Под крылом летучей мыши


 


 

 

Как площади эти обширны,

Как гулки и круты мосты!

Тяжелый, беззвездный и мирный

Над нами покров темноты.

А. Ахматова.

 

История советской военной разведки имеет точную дату  своего рождения в литературе. Это 1964 год, когда были опубликованы первые статьи о Рихарде Зорге.

Но родилась советская военная разведка раньше. Военспецы Красной армии Брусилов, Потапов, Бонч-Бруевич, Каменев хорошо понимали значение агентурной военной разведки. Политическое руководство Советской России (Ленин, Троцкий, Крестинский, Сталин ) понимало это не хуже. С мая 1918 года всей агентурной военной разведкой в стране занимался Оперативный отдел Народного комиссариата по военным делам. За два месяца до этого был создан Высший военный совет. В нем была должность помощника генерал - квартирмейстера по разведке. Военный совет и оперативный отдел занимались разведкой. Вместе с этими подразделениями продолжал работать и Отдел 2-го генерал-квартирмейстера, который осуществлял военную разведку еще при царском режиме. В мае 1918 года преемником 2-го отдела стал Военно-статистический отдел. После создания Реввоенсовета республики ( путем слияния Высшего военного совета и Оперативного отдела) в нем появился разведотдел. 14 октября 1918 года Реввоенсовет издал приказ об осуществлении Полевым штабом РВС республики руководства всеми органами Военного контроля и агентурной разведки.

5 ноября 1918 года были сформированы 6 управлений Полевого штаба. В числе этих Управлений было и Регистрационное управление - центральный орган разведки Красной Армии.

Поэтому 5 ноября считается днем основания советской военной разведки, впоследствии - Главного разведывательного управления.

Беспринципная грызня за власть, которая постоянно шла внутри сталинского окружения, омыла кровью молодую советскую разведку в период межвоенного двадцатилетия. Были репрессированы командарм 2 ранга Берзин, комкор Урицкий, комдив Никонов, старший майор госбезопасности Гендин, комбриг Орлов. Это только начальники управления, а руководителей рангом ниже и резидентов-нелегалов – не счесть. Тем не менее, военная разведка, работая рука об руку со своим «ближним соседом» внешней разведкой, выполнила и в то время, и во время войны, свой долг перед страной и народом.

Директива №21, утвердившая план Генерального штаба Вермахта «Барборосса», была подписана Гитлером 18 декабря 1940 года. Ровно через месяц копия этого документа лежала на столе у Сталина.

Благодаря сообщениям агента военной разведки Рамзая (Рихард Зорге), Верховный Главнокомандующий смог забрать с Дальнего Востока и Забайкалья наиболее боеспособные соединения и в 20 км от Москвы остановить ими танки Готта и Гудериана.

Задолго до того, когда закутанные с немецкой аккуратностью в брезент «Тигры» грузили на платформы для отправки на Восточный фронт, в Разведуправлении Генерального штаба для противотанковых полков Красной Армии была подготовлена памятка, где на схеме нового немецкого танка указали его наиболее уязвимые для снарядов места.

Военная разведка своевременно доложила в Ставку Верховного Главнокомандующего время начала секретной операции Вермахта «Цитадель» (битва под Курском), силы, средства, направление главного удара. Именно поэтому 5 июля 1943 года за час до начала наступления Манштейна и Клюге навстречу друг другу, на позиции их войск обрушился шквал огня 600 орудий Воронежского фронта.

В 1942 году по указанию Сталина в Генштабе помимо Развед­управления, работавшего против Германии и ее союзников, было создано и Разведуправление, сфера деятельности которого распространялась на Англию, США, Латинскую Америку, Индию, Австралию и другие страны. Сталин­скую прозорливость и дальновидность в этом вопросе подтвердило время.

Появление в 1949 году в Советском Союзе собственной атомной бомбы вызвало шок у тех, кто планировал по своему усмотрению «кроить» территорию нашей страны. Сейчас уже ни для кого не секрет, что к созданию атомной бомбы в очень значительной степени причастна и военная разведка, начавшая разработку концерна «Империэл кемикл индастриз» и ученых Ферми, Бора, Оппенгеймера задолго до первых испытаний атомного оружия на Западе. Благодаря военной разведке содержание атомных исследований «Трубный сплав» и «Манхеттен­ский проект» не было секретом для советского руководства.

В дальнейшем, исповедуя принцип упреждения, стратегическая разведка своевременно уведомила политическое руководство СССР о том, что очагом возможного военного конфликта окажется Куба - первая страна Западного полушария. вырвавшаяся из-под опеки США. В период разразившегося в 1962 году Карибского кризиса именно ГРУ совместно с внешней (политической) разведкой КГБ сыграло главную роль в мирном разрешении конфликта, который благодаря им не перерос в военную конфронтацию с «ядерным эпилогом».

В 60-80 годы военная разведка становится мощной боевой структурой с агентурной сетью по всему миру. Помимо военных планов руководства стран НАТО, объектами ее внимания являются и военно-промышленные корпорации. ГРУ было известно, что фирма «ФИАТ», хотя и расшифровывается как «фабрика итальянских автомобилей в Турине», но является мощным военным концерном, производящим военные самолеты, корабли, атомные подводные лодки, турбины, двигатели для танков, боевые машины для сухопутных войск. Поэтому, когда СССР по инициативе главы правительства Косыгина решил купить у итальянцев автомобильный завод, то все указания по сделке, даваемые владельцем концерна Джанни Аньелли своим менеждерам, не были секретом для нашей стратегиче­ской разведки. По приказу тогдашнего шефа ГРУ Петра Ивашутина вся информация по ФИАТу немедленно докладывалась на «самый верх». Когда итальянская делегация во главе с президентом компании 84- летним профессором Валетто прибыла в СССР на переговоры, то представители Внеш­торга и Автопрома знали не только все их планы по выработке текста генерального соглашения, но и точную сумму, до которой итальянцы имели право торговаться, снижая цену.

В 1979 году началась война в Афганистане . Пакистан – единственная страна, которая обрадовалась введению наших войск. Открылись ворота для помощи, которая могла идти только через Пакистан. С позиций сегодняшних легко осуждать лидеров страны. Но в то время нужно было спасать просоветские силы в Афганистане. С этой точки зрения решение советского руководства о вводе войск в тот период казалось правильным. Стратегическая разведка во время войны в Афганистане работала успешно: вербовала политическую оппозицию, вербовала душманов и их полевых командиров, Было осуществлено агентурное проникновение во все без исключения бандформирования. Против СССР на стороне моджахедов выступали Пакистан, Китай, Саудовская Аравия, Египет, Эмираты и, конечно же, США.

По « афганской тематике « ГРУ работало и в этих странах. Советский спецназ точно знал, когда, откуда, где и куда будут идти караваны с оружием. Работать было сложно, у каждого афганского руководителя были свои интересы, цели, замыслы, внутренние интриги. Договоренности с моджахедами носили достаточно эфемерный характер и в любой момент могли быть нарушены. Часто шла дезинформация. Преследовались свои корыстные интересы. Иногда «деза» запускалась для того, чтобы натравить на своих соперников мощные военные советские силы. Приходилось очень тщательно анализировать каждое агентурное сообщение. Во всех этих динамичных ситуациях наша военная разведка была на высоте. Она до­стойно защищала интересы своего Отечества, честно выполнила приказ Родины.

Война в Чечне не застала вра­сплох «людей с Ходынского поля» (главное здание ГРУ было расположено у Ходынского поля, недалеко от станции метро Полежаевское). Операции нашей разведки в этой войне продолжаются, и писать о них сейчас, по вполне понятным причинам, пока рано. Но уже и сейчас можно задать вопрос: «Где Дудаев, Мосхадов, Яндарбиев, Радуев, Басаев и еще десятки других, как они себя называют, эмиров, рангом помельче!?». Их нет. Нет потому, что есть ГРУ. Впереди военную, впрочем, как и политическую разведку, ждут очень сложные времена. Россия обладает 40% всех природных богатств мира, но на ее территории, равной восьмой части суши, живет только 2% населения земного шара. Понятно, как политики других стран смотрят на нашу страну. Стало быть, значение своевременного получения стратегической, в военно-оборонном отношении совершенно секретной информации многократно возрастает.

Эмблема ГРУ – летучая мышь, распростершая крылья над земным шаром. Это символично. ГРУ – единственная разведка мира, имеющая одним из своих структурных подразделений космиче­скую разведку. Ни одна атомная подводная лодка, вышедшая в океан, ни один стратегический бомбардировщик стран НАТО, поднявшийся в небо, не останутся неотмеченными на огромном жидкокристаллическом экране, находящемся в ее главной штаб-квартире. Но самое ценное, что имеет ГРУ, - ее кадры. Интел­лектуалы, тонкие обаятельные люди с безупречной выучкой, компетентно­стью, уникальным опытом, накопленным поколениями предшественников.

На профессиональном сленге военную разведку называют «аквариум». Тут нет ничего оскорбительного. Это самая молчаливая служба. В аквариуме полно рыб, но ничего не слышно, ни одного громкого слова. Даже через 123 года после своей смерти генерал Пржевальский считается путешественником.

С праздником всех, кто работал и работает под крылом летучей мыши! С днем рождения тебя, «аквариум»!

Р.S. В 1962 году директор ЦРУ Аллен Даллес сказал президенту США Джону Кеннеди: «Агентурная разведка будет до тех пор, пока существуют государства, ибо никогда не удастся сфотографировать намерения».

 


 

 

 

№11(135)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич