- Вот по требованиям 94-го закона претендент
на получение контракта обещает обеспечить
высокое качество дорожного полотна. Но ведь
качество определяется действующими
нормативами, по прошедшей экспертизу
проектно-сметной документации легко
просчитывается стоимость работ. Правда, не
учитывается индексация. Если, к примеру,
битум в марте отпускался за 7 тысяч рублей,
то в августе – уже за 15. А в смете указано
7 тысяч. Значит, либо воровство, либо
заказчик и подрядчик заранее знают, что по
такой цене дорогу не построить, и
сознательно нарушают условия контракта.
На стадии торгов, когда неизвестная смолянам
фирма обещает качество лучше, чем та же
смоленская фирма с богатым послужным
списком, то здесь уже скорее всего
присутствует коррупционная составляющая. И
те, кто «на веру» берет обещание качества
при безумном снижении цены этим пришлым
участником аукциона, явно получили заверение
в откате... Но коррупция – это отдельная
тема, по которой нужно говорить специально.
Сегодня же поговорим о состоянии и
содержании наших дорог.
В России 644 тысячи километров дорог на 17
млн. кв. км территории, а в США для
сравнения: 6,5 млн. километров дорог на 9
млн. кв. км территории. В значительно
меньшем по размеру Китае экономический бум
начался со строительства дорог. Здесь уже
построено 970 тысяч километров дорог, и
содержатся они гораздо лучше, чем
российские.
В последние 20 лет Китай ежегодно выделяет
на дорожную отрасль 3,5 процента ВВП, а наша
страна, по данным доклада Всемирного банка,
в 2000 году израсходовала на дорожное
строительство 2,8 процента ВВП, а в 2009
году госрасходы на дороги составили всего
1,5 процента ВВП. Если принять во внимание,
что наш валовый внутренний продукт беднее,
то и средств выделяется гораздо меньше.
К тому же – еще раз об утечке средств и о
коррупции – официальный уровень затрат на
работы по содержанию автодорог в России
колеблется от 27 до 55 тысяч долларов в
перерасчете на 1 км дорог. В Финляндии, где
климатические условия сходны с российскими,
стоимость аналогичных работ составляет чуть
больше 9 тысяч долларов. При этом, по данным
Всемирного банка, из 50 тысяч километров
автомобильных дорог федерального значения
лишь одной трети можно поставить оценки
«хорошо» и «удовлетворительно», остальным -
«плохо»...
Плата за разбитые дороги тяжелым грузом
ложится на экономику: по оценке самого
правительства РФ, на дорогах ежегодно
теряется 3 процента ВВП. Расходы на
транспортировку в России являются одними из
самых высоких в мире и составляют до 20
процентов стоимости, в то же время как в
развитых странах эта цифра не превышает 7
процентов.
Дорожные проблемы с каждым годом
усугубляются. Ежегодно количество транспорта
увеличивается, как минимум, на 10 процентов.
Это значит, что за каждые 7 лет практически
удваивается число автомашин. Страна
останавливается в пробках. И не только в
Москве и в пределах МКАДа. Посмотрите на
улицы Смоленска в часы пик – о таких пробках
мы раньше понятия не имели... Это еще одно
доказательство необходимости строительства
новых дорог и развязок.
Кстати, Смоленск занимает 32 место среди
субъектов федерации по протяженности
транспортных артерий. А по удельным расходам
на один километр мы в течение ряда лет
последние в ЦФО.
По данным «Автодора», одни только выбоины на
дорогах области занимают площадь 1,5 млн.
кв. метров, трещины – 3,2 млн. кв. метров.
На содержание дорог Смоленщины ежегодно
требуется, не допуская ухудшения, как
минимум, 1,5 млрд. рублей. А для поддержания
дорог в хорошем состоянии – в разы больше.
Понятно, что не до жиру... Но с учетом того,
что те же Брянская, Калужская, Курская,
Тульская области имеют протяженность дорог
меньше в 1,5-2 раза, а закладывают в
региональные бюджеты в 1,5-3 раза больше
нас, обидно за Смоленщину.
Очень бы хотелось, чтобы хотя бы в отдельно
взятом регионе – в Смоленской области власти
поняли: дороги строят экономику, а не
наоборот. Вспомните видеоролик процветающей
Америки: полоса асфальта и катящийся по ней
доллар.
Необходимо иметь четкую программу развития
дорожного хозяйства Смоленской области,
увязанную с Концепцией развития транспортной
системы России до 2030 года. К ее разработке
должны быть обязательно привлечены
практики-дорожники и проектировщики. Без
плана работать нельзя!
Вот возрождаются Дорожные фонды. Ожидается
поступление до 3 млрд. рублей. Но их
освоение вызывает озабоченность. Коллективы
смоленских дорожников развалились. Надо
вернуть дорожников. Где гарантия, что деньги
не разворуют?
В региональном фонде должен быть
наблюдательный совет – он обязан быть по
закону. В него должны входить заказчик,
подрядчики, автомобилисты, специалисты
дорожной отрасли, представители
общественности и силовых структур. Надо
продумать и меры разумного протекционизма –
с соблюдением требований Гражданского
кодекса РФ, с преференциями малому и
среднему бизнесу.
Считаю, что объекты стоимостью до 500 млн.
рублей, а также уникальные заказы, связанные
с историей смоленской земли, архитектурной и
исторической ценностью, должны поручаться
только местным дорожным фирмам. Когда речь
идет, например, о развязке на трассе
Москва-Минск, имеющей федеральное значение,
в аукционе должны участвовать крупные
дорожные компании из других регионов. А
почему на сельскую дорогу в «глубинке»
Смоленщины нужно «тянуть» московские фирмы?
На переговорах с ВТО мы пытаемся отстаивать
экономические интересы России. Но зачем
тогда мы лишаем регионы перспектив развития,
не даем им возможность поддержать местные
фирмы и тем самым пополнять доходную базу
местных бюджетов? Надо принимать по этому
вопросу региональный закон.