Главная | Архив |

  Россия-Беларусь: опыт социального обслуживания  
   

Владимир ВЕКОВ

У смолян есть чему поучиться


 


 

 

Корр.: На совещании, прошедшем в Смоленске, с участником сотрудников служб социальной защиты населения Смоленской области и Республики Беларусь руководитель делегации из братской страны – заместитель начальника управления стационарных учреждений социального обслуживания и капитального строительства Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Николай Анатольевич Орел – с восторгом говорил о впечатлении от знакомства с социальными учреждениями Смоленской области. Разговор был продолжен в редакции журнала «Смоленск» за импровизированным «круглым столом».

Н.А. Орел: В рамках плана, утвержденного министрами Российской Федерации и Республики Беларусь, был намечен целый ряд мероприятий по изучению опыта в решении проблем граждан пожилого возраста – тех категорий, кому необходимы социальная поддержка и помощь. Одно из этих мероприятий – это рабочая встреча представителей двух министерств «на базе одного из регионов Российской Федерации», как указано в плане. Российское министерство таким регионом определило Смоленскую область как площадку для изучения социального опыта. В Республике Беларусь таким регионом стала Гродненская область.

Мы посмотрели Рославльский комплексный центр социального обслуживания, ознакомились с работой отделения временного содержания, как там организовано медицинское обслуживание, в каких условиях пенсионеры проживают в учреждении: посмотрели столовую, актовый зал, где практически ежедневно проводятся различные культурно-досуговые мероприятия. Потому что активизацию жизненного потенциала – одно из важнейших направлений работы с пожилыми людьми.

- То, что мы постараемся перенять у смолян, - опыт медицинского обслуживания, - продолжила разговор главный специалист – врач отдела стационарных учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Жанна Анатольевна Кортик. - Программа реабилитации охватывает различные патологии у пожилых людей, что очень ценно. В отделении временного пребывания действуют три программы. И результаты, как мы поняли весьма достойные.

Нас заинтересовала работа спецотделения, где находятся лица, освобожденные из мест лишения свободы, в Жуковском доме-интернате, а также условия содержания в отделении социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.

Корр.: Знаете, меня поражает, что наше государство тратит огромные средства на содержание тех, кто большую часть жизни провел в тюрьмах. Я посмотрел меню в спецотделении – кормят бывших зеков, как на курорте. А по-соседству с жуковским домом-интернатом разместился в сосновом бору настоящий санаторий для бомжей – поверьте, действительно в иных санаториях не увидишь такого интерьера и удобств, как в этом социальном учреждении. Бомжи на осенне-зимний период «прибиваются» сюда, выправляют свои документы и к лету «по-английски» удаляются...

Интересно, а как в Белоруссии содержат бомжей и бывших уголовников – неужели проявляют такую же гуманность, как россияне? Кстати, при всех экономиче­ских проблемах социальным вопросам в вашей республике всегда уделялось повышенное внимание.

- Давайте начнем ответ с по­следнего момента, - продолжает беседу Жанна Анатольевна. - Находящиеся в домах-интернатах граждане – это единственная категория, которая не пострадала из-за кризисных явлений и экономических трудностей. Потому что у нас натуральные нормы питания, обеспечение одеждой, обувью и инвентарем. Другими словами, если положен человеку килограмм мясопродуктов, он его получит.

Очередность в социальные учреждения носит лишь текущий характер. Из семи регионов только в двух на сегодня имеется незначительная очередь.

В интернаты попадают также те граждане, кто нуждается в посторонних уходе и помощи. То есть это престарелые граждане, достигшие установленного возраста по выходу пна пенсию, либо инвалиды 1 и 2 групп, не имеющие трудоспособных членов семьи или других лиц, обязанных по закону их содержать. Иными словами, речь идет об одиноких пенсионерах. А если есть трудоспособные дити или другие близкие родственники, то пожилые люди поселяются в интернаты на платных условиях. Родственники должны оплатить содержание постояльцев. Средняя стоимость проживания составляет примерно 6-7 тысяч рублей в месяц (в переводе на российские деньги). Это средний уровень пенсии в Республике Беларусь. И если средств недостаточно, родственники доплачивают. Таким образом, расходы не являются обременительными.

- Вот здесь мы видим различия с тем, как финансируется пребывание в социальных учреждениях в России, - говорит Н.А. Орел. - В Смоленске есть норматив 3600 рублей при средней пенсии 7 тысяч рублей. И практически любой гражданин может оплатить из своей пенсии пребывание в доме-интернате.

У нас уровень содержания выше, чем та сумма, которую оплачивает пенсионер. Получается, что дети пенсионеров пишут обязательство, которое прикладывается к делу, и ежемесячно возмещают часть расходов. То есть дети белорусских пенсионеров несут за них не только моральную, но и материальную ответственность.

Мы считаем такой подход правильным. Мы накопили уже приличный опыт воздействия на тех родителей, которые плохо исполняют свои обязанности в отношении несовершеннолетних детей. И сейчас мы думаем над тем, чтобы и нерадивых детей, которые не заботятся о пожилых родителях, тоже различными административными, воспитательными, материальными и другими мерами подвигать к исполнению сыновнего и дочернего долга, заставить чувствовать ответственность за родителей. Это прописано в Кодексе о браке и семье, хотя конкретные механизмы реализации положений Кодекса приходится сейчас искать. То есть не просто констатируется, что гражданин обязан содержать нетрудоспособных родителей, обеспечивать их достойную старость – вырабатываются конкретные меры.

Что касается участия детей в финансировании пребывания родителей в интернатах, то сумма получается 20-25 процентов от их зарплаты.

Корр.: - Если мы с Вами, дорогие белорусские друзья, вспомним нашу общую историю, то до революции и в первые годы Совет­ской власти существовали богодельни. Потом им на смену пришли интернаты. Считалось огромным позором для детей, если их родители оказывались в домах-интернатах. На человека, сдавшего отца или мать в интернат, смотрели как на подлеца. Сейчас ситуация кардинально меняется. Многие родители сами просят детей поместить их в интернат: там культурная программа, друзья и подруги, хорошее питание, медицинский уход... И уже сами пациенты домов-интернатов говорят, что их социальное учреждение надо бы называть пансионатом.

Интересно, а у вас в республике тоже пожилые люди охотно переезжают в интернаты? Как в этих учреждениях организовано медицинское обслуживание?

Ж.А. Кортик: - В каждом доме-интернате общего пользования обязательно есть врач-терапевт, а в доме-интернате психоневрологического пользования – врач-психиатр. Также имеются врачи-неврологи, стоматологи.

Интернатные учреждения, как правило, располагаются на территории больницы или недалеко от нее. В любом случае интернат прикреплен к определенному медицинскому учреждению.

Кроме обращений к врачам узкой специализации, при необходимости врач прибывает в дом-интернат по вызову. Также осуществляется один раз в год углубленный медосмотр ведущими специалистами, которые обследуют всех пациентов дома-интерната и делают свои заключения. На их основании потом корректируются медицинские назначения.

Корр.: - Как Вас приняли смоляне?

М.А. Орел: - Я, например, открыл для себя огромный культурный пласт. Мы побывали в «Теремке», в художественной галерее. Впечатления самые прекрасные: по наличию культурного наследия, тех же полотен картин Смоленск является весьма колоритным и престижным европей­ским городом. В той же художественной галерее каждый зал имеет свое настроение, свою психологию, ауру. Перемещаясь из зала в зал, учишься смотреть на природу, историю, культуру с разных точек зрения.

Ж.А. Кортик: - Я обратила внимание и на то, что и в ваших социальных учреждениях, например, в геронтологическом центре «Вишенки» размещены целые картинные галереи. Вечером в гостинице узнала из вашего журнала «Смоленск»: оказывается, есть в Доме культуры профсоюзов объединение самодеятельных художников, которые свои полотна передали в дар «Вишенкам».

Пользуясь случаем, хотела бы также отметить высочайший уровень квалификации сотрудников департамента Смоленской обла­сти по социальному развитию. Нас удивило, что среди директоров домов-интернатов есть даже кандидаты наук.

Вот в Жуковском доме интернате директор Олег Иванович Панцаков не только рачительный хозяин, но и грамотный психолог.

Н.А. Орел: - Нашу делегацию принял губернатор Смоленской области Сергей Владимирович Антуфьев. Мы поделились с ним впечатлениями от посещения социальных учреждений и конкретно остановились на том опыте, который нам нужно позаимствовать. Собственно говоря, в России уже говорят о бренде: смолен­ский социальный опыт. Директор департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Ольга Викторовна Самарина в своем выступлении на нашей встрече подробно остановилась на достижениях смолян, проанализировала их работу в социальной сфере. Побывав в различных социальных учреждениях области мы воочую убедились в том, что по социальной защите жителей Смоленск по праву является правофланговым в Российской Федерации. И нам есть чему у смолян учиться. Надо ваш опыт переносить в Республику Беларусь.

Губернатор поблагодарил нас за высокую оценку достижений смолян и выразил мнение, что смоленская земля является интеграционным ядром между Россий­ской Федерацией и Республикой Беларусь. И, наверное, не случайно первая встреча рабочей группы двух министерств прошла именно в Смоленске. Сергей Владимирович заверил, что готов поддерживать любые формы сотрудничества, и в первую очередь – в сфере социальной защиты.

В Российской Федерации готовится проект закона об основах социального обслуживания, и мы готовим новую редакцию существующего в нашей стране закона, которая позволит выйти на принципиально более высокий уровень социального обслуживания на уровне мировых стандартов.

Контакты со смолянами важны не только ознакомлением с работой конкретных домов-интернатов, но и возможностью обменяться нормативными правовыми актами. В Российской Федерации мы по нормативной базе переняли такое понятие, как стандарты качества. Нас интересуют критерии, по которым определяется качество, мы работаем над разработкой объема услуг. А в России по этим вопросам уже есть конкретные наработки, так что нам не придется «изобретать велосипед».

Это бесценный опыт. Тем более, что у наших народов психология практически единая и проблемы одни и те же.

Изменились психологические установки людей. Мы все более становимся обществом потребления: взять от жизни максимально много удовольствий и избавляться от того, что мешает праздно­сти. Кое у кого лишними становятся родители...

Урбанизация, распад семейных факторов также негативно влияют. Поэтому социальное обслуживание надо развивать.

Ж.А. Картик: - И параллельно возвращать общество к тем устоям, которые были раньше. Дети должны опекать своих пожилых родителей и нести за это ответственность.

Н.А. Орел: - Здесь и Православная Церковь поможет. Иначе мы все общество посадим на интернаты, тем более, что демографическая ситуация очень сложная.

Корр.: - Но и без интернатов не обойтись. А как их обустроить, подсказывает опыт смолян. С легкой руки директора департамента Минздравсоцразвития Ольги Викторовны Самариной, открывавшей рабочую встречу в Смоленске социальных работников Российской Федерации и Республики Беларусь, на всех уровнях стал употребляться термин: «Смоленский социальный опыт». Приятно, конечно, что смолян высоко оценили на правительственном и министерском уровнях, что эту оценку разделяют белорусские коллеги. Но марку необходимо держать – это вдвойне ответственно.

 

 


 

 

 

№11(135)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич