Главная | Архив |

  Мы - не вы!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

Мини-мир

 

Выставка Миниатюрных книжных изданий, посвященная 65 годовщине со дня победы в Великой Отечественной войне попала в Смоленск, так скажем, по наследству. А начала она свое победное шествие с Тумановской средней общеобразовательной школы им. К.И. Молоненкова Вяземского района. Благодаря усилиям руководителя школьного музея Эмилии Степановны Гайдуковой ученики смогли познакомиться с миниатюрной книгой. Для большинства ребят это была первая встреча с подобными изданиями. Как бывший ученик Эмили Степановны, Олег Васильевич Лобачев не мог не откликнуться на творческий призыв педагога. Тумановское сельское поселение и ныне, в 21 веке, остается по-настоящему историческим местом: каждый год там успешно ведутся поисковые работы. Аура места и подсказала тему выставки. Миниатюрные книги не просто привлекают внимание своей оригинальностью, они интересны и востребованы в сегодняшнем нечитающем мире.
Вторым пристанищем выставки стал музей в самой Вязьме, где она провела лето, ну, а с 1 сентября она доступна смолянам в музее ВОВ
Вся выставка состоит целиком из книг коллекции Олега Васильевича, в которой ни много ни мало примерно 6000 экземпляров… Для экспозиции отобрали 451 экземпляр, который представлен в девяти разделах. Сам коллекционер с удовольствием готов часами рассказывать об истории каждой книги-малютки. Глядя на экспозицию, трудно предположить, что все это принадлежит одному человеку: собрания сочинений величиной с ладошку или спичечный коробок разных издательств, эпох, стран. Каким же складом надо обладать, чтобы отыскивать подобные издания в любом месте, где бы ты не находился. Кажется, будто стремление к минимализму у Олега Васильевича в крови: он постоянно извлекает из карманов книги, которые можно сравнить лишь если с чудесами света: одну можно читать только с помощью зеркала, другую – просвечивая ультрафиолетом. Несмотря на то, что на выставке все книги за стеклом, ты понимаешь – чудо рядом.
На выходе посетителей ждала книга отзывов, безусловно, миниатюрного формата.



 



 

Уличный музыкант

 

ФИО: Трофимов Роман Сергеевич
Ник: Трофим
Возраст: 34 года
Семейное положение: женат, отец двоих детей
Отношение к религии: верующий
Девиз по жизни: бывает и хуже.

 

Идешь по улице Смоленска, погруженный в свои проблемы, и вдруг слышишь, как кто-то играет знакомую песню. Не удивляйтесь, если увидите парня с гитарой в руках, микрофонной стойкой и видавшим виды комбиком. Знакомьтесь: уличный музыкант Трофим, постоянно подчеркивающий свое отличие от эстрадного тезки.
Уличные музыканты – отдельное направление в музыке. Все они делятся на несколько типов. Одни – это те, кто выходит на улицу в слегка нетрезвом виде и с расстроенной гитарой от того, что нечего выпить. Максимум, что можно от них услышать – игру на трех аккордах. Другие – это те, кто хочет покрасоваться перед друзьями и заработать на этом деньги. Здесь уже виден более серьезный подход, но не долговременный. Есть и еще одни – те, кто этим живет. Причем живет не только доходом, но и душой. Это люди, которые посвятили своему делу всю свою жизнь, кто принципиально не хочет заниматься ничем, кроме как музыкой. Для них игра на улице или в переходе – работа. Можно спорить о «немужской» профессии таких людей, но что поделаешь, если они не видят себя в чем-то другом или не хотят видеть. В конце концов страна наша свободная, и ограничивать выбор каждого человека не в силах никто.
Вот и Роман выбрал для себя этот нелегкий путь и с 15 лет твердо следует ему. Сначала друг предложил просто выйти на улицу и сыграть. С тех пор наш музыкант и играет. Увлечение переросло в профессиональное занятие, которое Трофим называет не иначе как работой, так как для него это действительно единственный источник дохода. Каждый день в определенное время он приходит на «свое» рабочее место, то есть на площадь Победы. Здесь многолюдно, поэтому проще обратить на себя внимание. Раньше Трофим играл на Октябрьской революции, но из-за близости жилых домов пришлось сменить место – не всем местным бабушкам нравились импровизированные концерты. Кстати, кроме бабушек, в Смоленске проблем у музыканта ни с кем не было. А ему есть с чем сравнить – он объездил почти всю Россию, был на Украине, в Белоруссии. Музыкант признается, что некоторые представители смоленской неформальной молодежи тоже добрые: если подойдет пьяный, то всего лишь пожмет руку и пойдет дальше. Работать каждый день сложно. Каждые 2-3 дня музыкант делает перерыв: восстанавливает голос и физическую форму, потому что после многочасовой игры трудно взять в руки даже ложку. Работа тяжелая, и морально: постоянно приходится контактировать с людьми. Фонограмм нет, поэтому ты в ответе за каждый звук и спетое слово.
Несмотря на то, что никаких корочек о музыкальном образовании у Романа нет, играет он ничуть не хуже профессионалов. В своей необычной для большинства людей работе Трофим находит массу преимуществ. Например, в отличие от больших и признанных музыкантов он каждый день выходит на сцену. Для этого не требуются дополнительные усилия: не надо организовывать концерты, продавать билеты, перевозить аппаратуру. Здесь все проще. На заранее запланированный концерт могут прийти люди, чтобы просто отсидеться. На улице же останавливаются люди, которые хотят услышать именно тебя. Пусть это будет только один человек, но это значит, что день прожит не зря. Сам Трофим отмечает, что публика в Смоленске добрая, много действительно искренних ценителей его творчества. Что же предлагает неискушенному смоленскому слушателю Роман? В основном старый советский рок и песни собственного сочинения. Что касается первого, то это уже добрая классика: «Сплин», «Алиса» и другие. К собственному творчеству у музыканта особое отношение. Все песни он написал за один раз, когда добирался электричками из Бреста в Одессу. Просто накрыла творческая волна и не отпускала целую неделю, поэтому все наспех записанное пришлось разбирать еще не один месяц.
«Если такого вдохновения нет, то не стоит искусственно напрягаться», – подчеркивает Трофим. Демонстрация этого утверждения – засилие попсы. Ненормально, если творческий человек ставит перед собой задачу написать пачку песен в день. Так не должно быть. Настоящая песня сама придет к своему творцу. Песня - это какая-то информация, которую ты хочешь передать кому-то. Если смысла нет, то что остается для передачи? Только музыка. Есть группы, которые исполняют не песни, а именно музыку.
Такая тенденция проявляется даже в среде столичных уличных музыкантов. Удивить чем-нибудь публику там сложно: от разнообразия пестрит в глазах и звенит в ушах. Да и придираются больше: комбик старый или гитара «не очень». Удобнее и быстрее захватить позиции можно в небольшом городке, как это и сделал Трофим в Смоленске.
Работает Роман обычно в паре с аскером (от английского ask - просить, говорить), который собирает у зрителей деньги. Смоленск очень хитрый город. Люди будут ходить с деньгами, но к коробке не подойдут, их глаза будут искать аскера. Наверное, стесняются коробки. Прибыль делится поровну. Роман говорит, что не смог бы работать аскером, потому что надо обладать рядом качеств: терпением, лояльностью, позитивным настроем.
При виде человека, зарабатывающего на жизнь песней, наши традиционные представления о мужских накаченных мышцах, солидной работе, пиджаке и галстуке медленно растворяются в звуках музыки. На смену приходят другие: а может и мне попробовать так же?!



 


Аниме по-смоленски

 

В настоящее время аниме-движение в России развивается очень бурными темпами, и во многих областных центрах ежегодно проводятся свои аниме-фестивали. В Смоленске за организацию подобного мероприятия три года назад решил взяться Смоленский аниме-клуб Artlab WASABI. И в этом году он провел уже третий Смоленский аниме-фестиваль WASABI-FEST 2010.
Фестиваль является площадкой, на которой поклонники аниме могут поделиться своими творческими достижениями в этой сфере или просто пообщаться с близкими по духу людьми. Он включает в себя ряд конкурсов, которые делятся на сценические и творческие. Первые включают в себя Караоке (исполнение песен из аниме, игр или фильмов японского производства), Косплей-дефиле (демонстрация костюмов героев аниме), Косплей-сценки (небольшие театральные зарисовки по мотивам аниме), в этом году впервые в программу было включено дефиле японской уличной моды (демонстрация оригинальных костюмов, созданных с учетом современных тенденций японской молодежной моды). Участники этих конкурсов показывали свои умения уже непосредственно на сцене. Творческие же конкурсы включают в себя Фанарт (рисунки по мотивом аниме), Фотокосплей (художественные фотографии в костюмах героев аниме) и AMV (создание клипов из кусочков аниме). Работы участников конкурсов Фанарта и Фотокосплея формируют выставку фестиваля, а клипы участников конкурса AMV показываются с помощью проектора в специально отведенное им время. Кроме конкурсной части программы, есть внеконкурсные номера, которые по каким-то своим параметрам под критерии конкурсов не подошли, но все равно стоят демонстрации на сцене.
Главное новшество третьего Смоленского аниме-фестиваля – наличие отбора конкурсных заявок на сценические конкурсы. Предыдущие два года организаторы активно привлекали ребят к участию на фестивале, а в этом году поднялись на следующую ступеньку, когда главным фактором является уже не количество номеров, а их качество.
В общей сложности активное участие в фестивале приняли около 70 человек. Это и организаторы фестиваля – клуб Artlab WASABI, который также участвовал во многих конкурсных и внеконкурсных номерах, и клубы Смоленска, Вязьмы, Рославля, Подольска, Электростали, ребята из Орла и Казани. Возраст участников колеблется от 15 до 30 лет. В гости к смолянам приехали друзья из Белоруссии – Минска и Витебска. Всего фестиваль посетило около 300 человек.
Участником фестиваля может стать любой желающий с 16 лет, интересующийся японской культурой и аниме. Отбор заявок – это своеобразный контроль качества. Фестивальное время, к сожалению, не резиновое, и уместить в него всех желающих невозможно просто физически. Естественно, что предпочтение должно отдаваться более качественно подготовленным номерам. А для этого необходимо ответственно подойти к своему предстоящему выступлению. В этом году после просмотра номера на видео или вживую организаторы нередко высказывали свои замечания по тому или иному поводу. Если ребята принимали их помощь и советы, они, конечно же, включались в программу. Главная задача руководителей клуба – качественное развитие аниме-культуры в Смоленской области. Они всегда готовы помочь советом и с этого года планируют примерно раз в месяц проводить открытые мастер-классы для всех желающих, чтобы ребята могли делать более качественные костюмы и номера.

Благодарим за помощь в подготовке материала Александру Федотову.

Фотографии: Анастасия Герасимчук, Денис Амбросенков, Алексей Мочульский, Ирина Жарковская, Алексей Костенков.



 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№11(123)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич